Кризис 17 лет кратко

Кризис 17 лет кратко Год
Кризис юности 17-21 — это что, как преодолеть, краткое описание особенностей

Кризис 17 лет кратко

Юность в психологии принято разделять на два периода – ранняя юность (15-17 лет) и поздняя юность (17-21).

Однако вместе с тем встречаются возрастные периодизации, где ранняя юность рассматривается в рамках подросткового возраста, а юность как самостоятельный этап выделяется с 17 лет.

В любом случае важно понимать, что возрастные кризисы обусловлены прежде всего психологическим развитием личности, а оно способно опережать физический возраст или отставать от него. Кризис юности в среднем приходится на 17 лет, но встречаются исключения.

Содержание
  1. Суть юношеского возраста и кризиса
  2. Особенности кризиса
  3. Риски
  4. Рекомендации родителям
  5. Послесловие
  6. Опасный возраст – 17 лет
  7. Психология возраста 17 лет
  8. Особенности воспитания мальчиков
  9. Особенности воспитания девочки
  10. Комплексы
  11. Стадный эффект
  12. Любовь и секс
  13. Выбор профессии
  14. Мнение сверстников
  15. Что советуют психологи
  16. Кризис 17 лет: когда вроде ещё дети по статусу, но уже надо принимать ответственные решения
  17. Особенности
  18. Причины
  19. Признаки
  20. Страхи
  21. Невротические реакции
  22. Юношеский максимализм
  23. Общие рекомендации
  24. Отдельные советы…
  25. Последствия
  26. Как возрастные кризисы сказываются на учёбе школьника
  27. Что такое возрастной кризис
  28. Возрастной кризис — это период, в который сложившееся ранее устойчивое функционирование личности нарушается и начинается новый этап.
  29. Кризис 7 лет
  30. Семилетний ребёнок теряет непосредственность.
  31. Советы родителям
  32. Кризис 13 лет
  33. Кризис 17 лет
  34. Возрастной кризис? Что это такое? Давайте разбираться!
  35. Что вообще представляет кризис и для чего он нужен?
  36. Так какие же кризисы все таки существуют?
  37. Кризис новорожденности. (0 – 12 месяцев)
  38. Кризис одного года
  39. Кризис трех лет
  40. 🎬 Видео

Суть юношеского возраста и кризиса

В юности индивиду предстоит ответить на два главных вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?» Это период персонализации, индивидуализации. По сути, это не только возрастной кризис, но и личностный.

Юноша осознает себя как создателя собственной жизни. Взрослый (педагог, родители, старший товарищ) в этот момент для него является воплощением общества и социальных ролей. То есть молодой человек осознает, что его жизнь зависит от собственного поведения, места и роли в обществе.

Но он еще не знает, какие средства приемлемы для достижения той или иной цели. Потому он ориентируется на те социальные взаимоотношения, которые видит перед собой. Пропуская их через собственную призму убеждений и знаний, он делает выводы, приемлемо это для него или нет, пробует сам воплотить что-то на практике и оценивает результат.

Вследствие этого через анализ, синтез и дифференциацию формируется собственное мировоззрение.

В юности происходит переход на новый уровень морали – постконвенциональный (теория морального развития Л. Кольберга). Основой для него является способность мыслить гипотетически и дедуктивно.

Суть уровня – формирование личной системы нравственных убеждений, которые могут отличаться от норм конкретной группы или групп, но соответствуют человеческим взаимоотношениям как таковым.

Например, «отвечать добром на добро» или «на все отвечать добром».

При нормальном развитии в этом возрасте молодой человек уважает принципы, права и свободы других людей, но при этом следует только своим убеждениям. Человеческая жизнь и сам человек рассматривается как безоговорочная ценность по факту рождения.

Но по определенным причинам (в зависимости от условий развития, от действий педагогов, семьи и окружения на предыдущих жизненных этапах) ребенок в этом возрасте может отставать или опережать сверстников по морально-нравственному развитию.

Что мы нередко и наблюдаем.

Таким образом, в юности происходит:

  • активное осваивание социальных взаимоотношений, норм, принципов и правил;
  • постепенное становление личности как отдельного и активного субъекта всего общества.

Актуальная потребность – самоактуализация в жизни и обществе. В этом отмечается некоторое сходство кризиса юности и кризиса 7 лет. Только теперь личность может на всех правах претендовать на полноценного и равного участника социальных отношений и социально значимой деятельности.

Особенности кризиса

В момент юности встречаются 4 типа личности по отношению к себе и обществу:

  1. Положительное отношение. Наблюдается здоровая гуманистическая направленность личности с альтруистической или индивидуалистической концепцией.
  2. Эгоистическая направленность. Характеризуется безусловно положительным отношением к себе и негативным к обществу. Второй вариант – сдержанное отношение к себе и резко негативное к обществу. Наблюдается эгоцентризм и чрезмерная индивидуализация.
  3. Депрессивная направленность. Личность обесценивает себя, к обществу относится сдержанно.
  4. Суицидальная направленность. Человек равнодушен к себе и обществу.

Современные юноши находятся в социально-психологической ситуации постоянных противоречий, влияния множества взглядов и точек зрения. Следствием такой ситуации становятся два возможных и встречающихся на практике пути развития.

Одни молодые люди быстрее взрослеют, принимают решения, объединяются в группы соратников, активно развиваются и двигаются вперед, следуя своему жизненному плану.

Другие – не находя ответ на два главных вопроса этого возраста, задерживаются в психологическом развитии и взрослении, становятся инфантильными. Это проявляется в социальной пассивности или негативизме.

https://www.youtube.com/watch?v=I4r-LQgWrI0

В период юности происходит сильный рост самосознания, повышается критичность и требовательность к себе и другим. Наблюдаются 4 характерных для юности противоречия:

  • стремление к самовоспитанию, но отрицательное отношение к некоторым его приемам;
  • зависимость от чужой нравственной оценки и желание поступать по-своему;
  • принципиальность в значимых делах и беспринципность в малых;
  • стремление к взрослости (самоконтроль, воля и выдержка) и ребячество (импульсивность, непосредственность, эгоцентризм).

Данные противоречия и обуславливают возникновение кризиса. Кроме этого, влияние оказывает стремительно развивающееся нравственное сознание, я-концепция. Идет активное сравнение Я-идеального и Я-реального, что отражается в самооценке характера, а не отдельных черт личности, самовоспитании, самовыражении, самореализации и рефлексии.

Однако самостоятельно этот процесс может носить характер стихийности (формирование положительных, по мнению индивида, качеств, в то время как обществом они признаны отрицательными). Поэтому важно, чтобы взрослый человек помог определиться с выбором морально одобряемых и действительно положительных качеств личности «Я» – идеального.

Кстати, в юности меняются и способы получения информации. Молодые люди ищут ответы на важные для них вопросы в реальной жизни, реальных отношениях, а также в СМИ и литературе, искусстве. То есть ищут ответ там, где обычно его ищут взрослые люди. Потому научение не всегда оказывается эффективным, лучше направлять юношу, помогать находить ответ (беседа), а не давать уже готовые данные.

К основным нравственным вопросам юности относится:

  • добро и зло;
  • справедливость и беззаконие;
  • порядочность и беспринципность;
  • смысл жизни.

Вместе с тем отношение современных юношей к базовым ценностям отличается (относительно их сверстников других десятилетий). Им присуще разумность и практичность, большая независимость и самостоятельность во взглядах.

Юноши лет 17-21 оказываются в условиях постоянно меняющейся практической, реальной жизни, в которой на данный момент даже взрослые люди находятся в поиске новых ценностных ориентиров.

Потому подрастающему поколению приходится принимать самостоятельные решения в важных жизненных вопросах, быть мобильными и практичными.

Р.С. Немов в ходе исследования ценностей юности сделал следующие выводы:

  • В принципе честности важно то, скольким людям правда принесет пользу. То есть оценивается, насколько оправдана ложь или правда.
  • Под справедливостью понимается не равный вклад или награждение всех, а максимальный (для каждой личности) вклад в общее дело и награждение согласно заслугам и участию.
  • Под принципом порядочности понимается оценка самих действий людей и их последствия.

К завершению периода юности почти сформирована общая зрелость, устойчивая мораль. Она в совокупности со способностями, чертами характера и мотивами образует мировоззрение. Но это не означает, что все убеждения и взгляды верны, нравственны и социально оправданы.

Особым образом складываются отношения со сверстниками. Характерно стремление объединяться для удовлетворения личных потребностей: лидерство, любовь и признание, авторитет. Мотивом общения становится поиск самостоятельности, признания себя другими как личности.

Юноша стремится участвовать в общем, коллективном деле, проявлять социальную и творческую активность. Такая группа представляет собой пробную версию общества и способствует усвоению норм, ролей, статуса взрослого, личностной реализации. Во взаимоотношениях со сверстниками образуются дружеские отношения, которые способствуют познанию себя и других людей.

Этот период характеризуется новой формой отношений. Индивид допускает, что у другого человека могут быть иные вкусы, интересы, мнение и характер. При этом он готов и способен решать конфликтные вопросы, переживать ссоры, разбираться в сути и причинах, анализировать и продолжать отношения. То есть происходит активная интеграция в социум и развитие взрослости.

Риски

К основным рискам юношеского возраста относится:

  • неверное профессиональное самоопределение или провал вступительных экзаменов, как следствие – утраченное время и силы, нежелание учиться и работать, эмоциональное выгорание, переживание крушения надежд и необходимости нового профессионального определения;
  • девиации как неадекватный способ самовыражения и самоактуализации (агрессивность, развязность, эксцентричность, вызывающее поведение и внешний вид);
  • сложности адаптации к новому учебному заведению и самоконтролю, самостоятельному планированию режима дня;
  • фрустрация в вопросах смысла жизни и выбора профессии (ожидание и реальность).

Неспособные справиться с кризисом юноши уходят в алкоголизм и наркоманию или выбирают другой вариант избегания реальности. Неадекватный поиск себя и отстаивание своей индивидуальности выливается в асоциальные группы или деструктивные молодежные субкультуры, протестующие относительно серости и однообразия, обезличенности и массовости взрослой жизни.

Рекомендации родителям

В юности меняется отношение к взрослым (родителям). В это время воспитанник не против такого взаимодействия, но против формальностей (приказов, требований и т. д.).

Цель общения – усвоение принципа и сути различных социальных взаимоотношений. Юноши ожидают от взрослого понимания, поддержки, помощи, доверия. И психологически могут ответить тем же.

Эффективнее всего это можно устроить в условиях сотрудничества, общего дела, продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого.

https://www.youtube.com/watch?v=6zt2lzqfa6I

Юным людям не нужны друзья в виде родителей, им нужна поддержка и помощь, гид по миру человеческих отношений, более опытный и старший товарищ. Друзей и любимых они найдут среди сверстников. Но родители могут рассказать о том, как сами любили и дружили, будучи юными.

Необходимо помочь сыну или дочери выразить его самость, но при этом сохранить уважение к обществу. Сохранение индивидуальности в рамках общества – один из самых сложных вопросов взросления.

Человек должен обособиться от стереотипов, его образа в глазах других людей и решить, каким он видит себя, чего хочет именно он.

Задача родителей – потворствовать положительным проявлениям индивидуальности:

  • Направляйте своего ребенка туда, к чему у него есть способности и интерес.
  • Позвольте ему быть собой, не старайтесь проиграть в нем заново свою жизнь.
  • Разрешите ему совершать ошибки и учиться на них.
  • Будьте рядом, чтобы поддержать и подстраховать при необходимости, но не давите, не лишайте самостоятельности и самого ценного, что есть у человека – личного опыта.

Послесловие

Социальная ситуация развития юности  – активный поиск себя и своего места в жизни. Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная (в ранней юности) и профессиональное самоопределение (в поздней юности). Ведущая потребность – социальная и профессиональная самореализация. Это этап самоопределения, практической самореализации, поиска своего места в социуме.

В этот период происходит активное интеллектуальное и личностное развитие. Преобладает абстрактно-логическое мышление, мотивационно-потребностная и интеллектуально-познавательные сферы. Активно развивается самосознание и нравственный интеллект.

В 17-21 лет человек мыслит дедуктивно и гипотетически, анализирует, сравнивает, дифференцирует, оценивает себя и других людей. Развивается ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Юноша постоянно что-то осмысливает, сомневается, раздумывает.

Контроль и оценка поступков мешают активной деятельности, что может вылиться в нерешительность.

К концу рассматриваемого возрастного периода при благоприятном его завершении отмечаются следующие новообразования:

  • потребность и готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
  • жизненные планы;
  • устойчивое самосознание;
  • идентичность;
  • ценностные ориентации;
  • мировоззрение;
  • внутренняя ролевая позиция мужчины или женщины.

Юным людям свойственно стремление к взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми с позиции «на равных». Они испытывают потребность в неформальном и доверительном общении с родителями, дружбе и любви со сверстниками.

Видео:Детская психика 17 лет👱‍♂️👩Советы Психолога👨‍⚕️Скачать

Детская психика 17 лет👱‍♂️👩Советы Психолога👨‍⚕️

Опасный возраст – 17 лет

Кризис 17 лет кратко

Возраст, когда мальчик или девочка достигли 17 лет,  считается переходным перед наступлением  взрослой жизни. Поздравления с днем рождения должно стать вехой в начале новых отношений.

 Родителям необходимо осознать, что их чадо меняется и должны измениться принципы взаимоотношений. Подросток в 17 лет, который вот-вот станет самостоятельным, должен иметь как права, так и обязанности перед семьей.

Доверительные и теплые отношения с сыном или дочерью в этом возрасте останутся такими на всю жизнь.

Психология возраста 17 лет

Ребенку в 17 лет предстоит сложнейшая задача найти свое место в жизни, определиться с профессиональными предпочтениями и направлением развития своей личности. Психология подчеркивает, что в 17 лет часто возникает переоценка или недооценивание своих возможностей. Роль родителей заключается в оказании помощи и поддержки, так как становление личности может быть болезненным и трудным.

https://www.youtube.com/watch?v=IY2qvnMw98U

Особенность подросткового возраста заключается в том, что многие ищут себе кумира и образца для подражания. Это может быть причиной формирования негативных привычек и деструктивного поведения.

Психология подростка подчеркивает, что если у молодого человека не сформированы навыки самодисциплины, которые позволят работать над самосовершенствованием,  может возникнуть соблазн отличиться с помощью нелепого внешнего вида или саморазрушительных тенденций.

Эта возрастная проблема особенно часто присутствует у ребенка из семьи с неразрешенными внутренними конфликтами.

Сведения о том, как правильно воспитать подростка, можно получить из работ отечественных психологов, например, можно строить основы воспитания по Выготскому.

Особенности воспитания мальчиков

Мальчишки семнадцати лет пытаются самоутвердиться и доказать свою независимость. Правильно сформированная ранее мотивация позволяет активно накапливать информацию и тренироваться применять ее на практике. Проявления психического кризиса в 17 лет тесно связано с неумением самоопределиться с местом в жизни.

Вялость и инертность только усиливает негативный процесс и вызывает растерянность и депрессию. Присоединение вредных привычек ухудшает физическое состояние и внешний вид, непосредственная задача родителей состоит в том, чтобы объяснить подросткам, что разрушающие привычки не приведут к успеху.

Психология многих парней в 17 лет показывает неудержимое стремление к самоутверждению, важно чтобы оно не проявлялось саморазрушением.

Взрослого этот подросток может раздражать, но сказать «повзрослей» и сразу избавиться от проблем не получится. Правильное воспитание подростка мальчика позволит юношам проявить свои природные задатки и таланты в полной мере.

Стремление мальчика стать независимым уменьшается, если вы даете сыну деньги в неограниченном количестве. Мама, которая как общалась с ребенком, так и продолжает общаться с семнадцатилетним парнем, имеет все шансы воспитать инфантильного и неуверенного в себе молодого человека.

Особенности воспитания девочки

Симптомы кризиса 17 лет у девушки не будут появляться слишком болезненно, если у нее раньше сложились доверительные отношения с матерью. Привитое чувство ответственности, умение ухаживать за собой и дисциплинированность способствуют повышению осознанию ценности своей личности.

Сформированное чувство собственного достоинства не позволит девушке стать игрушкой в чьих либо руках.

Родителям следует помнить, что ошибки, совершенные 17 летней дочерью могут иметь более фатальные последствия, чем при воспитании мальчика. Рождение ребенка или аборт в этом возрасте негативно повлияют на всю последующую жизнь.

Воспитывая девочку, следует предоставлять ей определенный уровень свободы поведения, но обязательно должен присутствовать контроль круга общения.

Комплексы

Комплекс собственной неполноценности – частый спутник подросткового возраста,  нередко он становится основной характеристикой психологических особенностей семнадцатилетних детей. Девушки и парни в 17 лет нередко формируют идеальный образ и страдают от несоответствия ему.

Если для подростков более младшего возраста имеет большое значение оценка окружающих и их мнение, то семнадцатилетние больше полагаются на свою точку зрения. Стремление быть похожим на ровесников соперничает с собственной индивидуальностью.

Для того, чтобы избежать разочарований в собственной внешности родителям необходимо позаботиться о посещение спортивных секций, танцев. Приобретенная гибкость и грация будет способствовать повышению самооценки.

Стадный эффект

Проявлением психического кризиса в 17 лет является  копирование стиля жизни и привычек  сверстников. Такое явление может приобрести негативный оттенок, если друзья склонны к экспериментам в области курения и употребления алкоголя, психоактивных веществ. Родителям важно позаботиться о правильном окружении, так как от него во многом зависит поведение подростка.

https://www.youtube.com/watch?v=xExxQPxk1NU

Прямые запреты могут дать обратный эффект, поэтому следует проявить родительскую мудрость и такт. Необходимо с детства внушать важность собственного мнения и ценность индивидуальных качеств своей личности.

Любовь и секс

Любовь и отношения с противоположным полом часто играет первостепенную роль для семнадцатилетних юношей и девушек. Первая любовь в 17 лет распространенное явление, но часто в этом возрасте за это чувство ошибочно принимают влюбленность или симпатию. Родители должны объяснить, что любые чувства нуждаются в проверке, спешка в сближении может привести к негативным последствиям.

Физиологически молодые люди в этом возрасте уже сформированы, поэтому может показаться, что есть готовность к сексуальным контактам.

Но только единицы в таком возрасте полностью созревают нравственно и духовно и готовы взять ответственность за себя и партнера. Инфантильность влечет за собой душевные травмы, чтобы избежать разочарований, необходима сдержанность.

Адекватные физические и интеллектуальные нагрузки способствуют уравновешиванию гормонального фона и эмоциональности.

Немало мук доставляет и неразделенная любовь, молодым людям следует объяснить, что чувство прекрасно само по себе и способствует духовному обогащению.

Выбор профессии

Семнадцатилетие является переходным этапом перед взрослой жизнью и профессиональное самоопределение является острой необходимостью, молодые люди  начинают всерьез задумываться о своем будущем.

 Родителям следует помнить, что этот ответственный шаг требует внутренней чуткости. Нельзя принуждать ребенка выбрать престижную профессию, руководствуясь только меркантильными соображениями.

Полное раскрытие способностей и талантов принесет как моральное удовлетворение, так и способность обеспечить материальное положение.

Мамам и папам не нужно стремиться, чтобы ребенок повторил их профессиональный путь. У каждого человека – свое предназначение, ребенку нужно помочь реализовать его в полной мере.

Мнение сверстников

Общение со своими ровесниками очень важно, так как способствует социализации и развитию коммуникативных качеств. Важно, чтобы оно внутренне обогащало сына или дочь, с этой целью необходим контроль. Повышение родительского авторитета будет способствовать способности противостоять негативному влиянию некоторых сверстников.

Конфликт с одноклассниками может приводить к тому, что агрессивное настроение ребенок демонстрирует только в школе. Отношение подростков к друг другу порой ужасает, такое явление часто отражает проявление агрессии  конфликтность в семье.

Что советуют психологи

Советы психологов для успешного преодоления кризиса семнадцатилетних заключаются в следующем:

  • стремиться установить доверительные контакты со своим ребенком (неприятные слова друг другу мы иногда говорим, потому что обижены).
  • повышать свой авторитет, что неизбежно приведет к положительному влиянию на подростка;
  • принять факт взросления и быть готовым отпустить свое чадо во взрослую жизнь;
  • определиться с профессиональным выбором, что внушает чувство уверенности.

Задачей воспитания является внушение веры в свои силы и возможности, а также создание атмосферы эмоционального комфорта.

Видео:Юношество.Кризис 15-17 лет. Этапы детского развития.Скачать

Юношество.Кризис 15-17 лет. Этапы детского развития.

Кризис 17 лет: когда вроде ещё дети по статусу, но уже надо принимать ответственные решения

Кризис 17 лет кратко

На самом пороге во взрослую жизнь наступает очередной возрастной кризис 17 лет. Наверное, правильно будет сказать, что его переживают в равной мере и сами дети, и их родители.

Экзамены, выбор профессии, поступление, поиски работы, первые серьёзные чувства — в какой-то момент начинает казаться, что череда стрессовых ситуаций никогда не закончится. И всё это — на фоне юношеского максимализма и поиска самого себя.

Как от всего этого не сойти с ума — даёт рекомендации возрастная психология.

Особенности

Впервые подробная характеристика кризиса 17 лет была дана знаменитым советским психологом Л. С. Выготским. Именно он выделил ведущий вид деятельности, психические новообразования, типичные социальные ситуации, присущие для данного возрастного периода, и дал основные рекомендации по коррекции поведения и личностного развития подростков.

https://www.youtube.com/watch?v=xZuWBAWqT7c

Психические новообразования кризиса:

  • ценностно-смысловая саморегуляция поведения;
  • формирование внутренней позиции, отличной от остальных, осознание своей индивидуальности;
  • выстраивание чёткой иерархии ценностей, устойчивых взглядов на мир — складывается мировоззрение;
  • выработка защитных механизмов от постороннего вторжения;
  • самоопределение — личностное и профессиональное;
  • развитие логического интеллекта и гипотетико-дедуктивного мышления;
  • активное применение рациональных приёмов произвольного запоминания информации;
  • приобретение метакогнитивных умений;
  • совершенствование владения операциями анализа и синтеза, аргументирования и доказательства, обобщения и абстрагирования.

Ведущая деятельность — балансировка между социализацией (стремлением к общению) и изоляцией (желанием одиночества, недоверчивостью к окружающим).

Основные проявления — страхи и юношеский максимализм.

Периодизация:

  • ранний кризис (15-17 лет) — связан с первыми экзаменами и проявляется у тех, кто уходит из школы после 9 класса;
  • нормальный (17 лет) — классический пример возрастного кризиса 17 лет;
  • поздний (17-18 лет) — наблюдается у тех, кто остаётся жить с родителями и так и не определяется с выбором профессии.

проблема — чрезмерная поглощённость собой и игнорирование межличностных отношений. Данный дисбаланс становится психологической основой для ощущения одиночества и социальной изоляции.

Причины

В основном кризис 17 лет связан с самоопределением. Юноши и девушки этого возраста постоянно попадают в ситуацию выбора: какие экзамены сдавать, куда поступать, с кем дружить, кем быть и т. д. Это накаляет обстановку и обостряет стресс.

Экзамены

Для всех учащихся 11 класса большим стрессом становятся выпускные экзамены. ЕГЭ подчас сравним с русской рулеткой. Кому-то достаётся простой вариант, кому-то — нерешаемый.

Кто-то может взять себя в руки, сконцентрироваться и всё сделать, а кто-то теряется и, несмотря на то, что всё знает, набирает ничтожное количество баллов.

Напряжение начинается с подготовки к экзаменам, достигает максимального пика во время сдачи и держится на нём вплоть до объявления результатов.

Ситуация выбора

Каждый подросток стоит перед определённым выбором: продолжить обучение или искать работу, куда поступать дальше, куда устроиться, учиться очно или заочно, надо ли подрабатывать, уходить от родителей или продолжать жить с ними и т. д. Практически каждый день требует принятия ответственных решений, от которых зависит судьба.

Ожидания окружающих

Учителя, родители, друзья, родственники, знакомые — все чего-то ждут от 17-летних и постоянно засыпают вопросами. «Куда поступаешь?», «Работаешь уже или нет?», «Кем хочешь стать?», «Чем увлекаешься?», «А девушка/парень есть?». Общество диктует свои нормы. И в этом возрасте невероятно трудно соответствовать его стандартам. Тем более, что мнение окружающих становится для них слишком важным.

Новая жизненная ситуация

Поступление после школы в другое учебное заведение — это смена обстановки и режима дня, включение в новые виды деятельности, знакомства с массой людей, иногда — переезд от родителей и необходимость жить самостоятельно. Адаптация тоже вызывает стресс.

Все эти жизненные ситуации становятся причиной обострения юношеского кризиса в 17 лет.

Признаки

Так как симптомы кризиса 17 лет проявляют себя достаточно ярко, родители сразу замечают изменения, происходящие с подростком.

Страхи

В первую очередь кризис проявляется в постоянных страхах за всё, что происходит:

  • Как сложится новая жизнь?
  • На сколько баллов будут сданы экзамены?
  • Получится ли поступить?
  • Правильно ли выбрано учебное заведение?
  • Что будет, если заберут в армию?

Груз ожиданий со стороны других, ответственность перед собой и родителями становятся причиной повышенной тревожности, в ряде случаев — стресса. Если в итоге страхи хотя бы частично реализуются, недалеко и до депрессии, которая грозит суицидом.

Не сдав ЕГЭ, подросток думает, что это позор, жизнь закончена, никуда теперь не поступит, заберут в армию. Ему стыдно, что он не оправдал надежд. Особенно мнительные и измученные стрессом последних месяцев глотают таблетки, бросаются под машины, шагают в окно.

Чтобы исключить такой сценарий, рядом всегда должны находиться понимающие и любящие родители.

Невротические реакции

Вегетативные нарушения:

  • головокружения;
  • мышечные подёргивания и судороги;
  • учащение пульса;
  • боли в груди;
  • скачки давления;
  • нехватка воздуха;
  • желудочно-кишечные расстройства;
  • повышенная потливость.

Эмоциональные нарушения:

  • неустойчивое настроение;
  • раздражительность;
  • снижение работоспособности;
  • неуверенность в себе, самокритика, повышенные требования к себе;
  • ощущение безнадёжности, пессимизм;
  • депрессивное состояние;
  • повышенный уровень тревожности.

Невротические реакции, характерные для юношеского кризиса, носят непостоянный и полисистемный характер.

Юношеский максимализм

Это один из основных признаков кризиса 17 лет, который проявляется:

  • категоричностью суждений;
  • несговорчивостью;
  • упрямством;
  • излишней самоуверенностью;
  • стремлением не быть как все;
  • завышенными требованиями к себе и окружающим;
  • бескомпромиссностью;
  • неадекватным восприятием критики, когда малейшее замечание кажется настоящим объявлением войны;
  • чрезмерная страстность в отстаивании своих суждений, спорах;
  • делением мира на белое и чёрное, людей — на плохих и хороших, без промежуточных вариантов и полутонов;
  • желанием иметь всё самое лучшее.

Психологи объясняют юношеский максимализм эгоизмом, отсутствием опыта и гибкости мышления.

Общие рекомендации

Выготский считал, что во время кризиса 17 лет родители могут работать лишь в двух направлениях:

  • помочь подростку побороть страхи;
  • проявлять терпимость к юношескому максимализму, не вступая в конфликт и не обвиняя в категоричности и эгоизме.

Современные психологи расширили рекомендации известного советского психолога и дали более подробные советы родителям 17-летних юношей и девушек для преодоления возрастного кризиса:

  1. Не оставлять без внимания подростковые страхи. Разговаривать по душам и развеивать их.
  2. Адекватно реагировать на проявления юношеского максимализма: быть терпеливыми к слишком критическим суждениям, стараться сгладить их.
  3. Самим не допускать промахов и ошибок (глупо запрещать 17-летнему сыну пить пиво в компаниях, если дома родители регулярно собирают своих друзей за отнюдь не трезвым застольем).
  4. Принять факт взросления, не держать детей возле себя, отпустить в самостоятельную жизнь.
  5. Уважать их собственное мнение, приветствовать самостоятельность.
  6. Помочь в профориентации.
  7. Создать комфортную обстановку дома.
  8. При любой возможности проводить больше времени вместе: путешествовать, гулять, ходить в гости, участвовать в мероприятиях.

Чтобы облегчить протекание кризиса, родителям крайне важно по максимуму отыграть свою роль в выборе дальнейшей судьбы для подростка.

Во-первых, нужно создать все условия для качественной подготовки к экзаменам. Если нужно — нанять репетиторов, чтобы подросток чувствовал себя уверенным.

Во-вторых, помочь с профориентаций, дать советы, заранее объездить учебные заведения, в которые планируется поступление.

Отдельные советы…

…для родителей юношей:

  • формировать уверенность в себе;
  • уделять достаточное внимание физическому развитию;
  • бороться с вялостью и инертностью — для юноши эти черты в будущем обернутся проблемами с трудоустройством и финансовой состоятельностью;
  • следить за тем, чтобы сын не приобщился к вредным привычкам и не стал зависимым от игр (компьютерных и азартных);
  • учить обращаться с деньгами;
  • не сюсюкаться и не слишком нежничать (особенно касается мам, которые продолжают относиться к сыновьям как к маленьким детям);
  • отцы должны проводить с сыновьями больше времени, воспитывая в них твёрдость характера.

…для родителей девушек:

  • обучать ведению домашнего хозяйства, готовить к роли матери и жены;
  • закрепить основы ухода за собой, правила соблюдения гигиены;
  • мать должна установить с дочерью доверительные отношения, чтобы та могла рассказать ей о своих проблемах;
  • отцу нужно проявлять максимум уважения и нежности к дочери, воспитывая в ней женственность, быть в меру строгим;
  • формировать чувство собственного достоинства, чтобы девушка не была легкомысленной и не стала игрушкой в чужих руках;
  • предоставлять определённый уровень свободы, но при этом контролировать поведение и круг общения.

Мама 17-летней девушки должна обратить особое внимание на её половое воспитание. Не нужно думать, что этим занимаются учителя в школах. Это — прямая обязанность родителей. Ранняя половая жизнь, беременность или аборт в таком возрасте будут иметь самые негативные последствия и для психики, и для физического здоровья.

Последствия

Высокая тревожность и влияние частых стрессовых ситуаций на неокрепшую подростковую психику нередко заканчиваются печальными последствиями для здоровья. На фоне постоянных переживаний, когда ребёнок не чувствует поддержки со стороны, могут наблюдаться:

  • психосоматические расстройства: повышенная или, наоборот, слишком низкая температура тела, астения, головные боли, нарушения в работе желудка, кожные высыпания;
  • неврозы, психозы, обсессивно-компульсивное расстройство;
  • нарушения сна, вплоть до сонного апноэ;
  • панические атаки, фобии;
  • склонность к истерии;
  • социальная дезадаптация;
  • обострение хронических заболеваний (гастрита, нейродермита, аллергии);
  • алкоголизм и наркомания, игровая зависимость;
  • суицид.

Возрастной кризис 17 лет осложняется часто ещё и тем, что на фоне экзаменов и поступления детей стресс испытывают сами родители. В таком состоянии им зачастую самим требуется помощь со стороны. Так что семейными консультациями у психолога пренебрегать в таких ситуациях не стоит.

Вам также может быть интересно:

Видео:Кризис 17 летСкачать

Кризис 17 лет

Как возрастные кризисы сказываются на учёбе школьника

Кризис 17 лет кратко

Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками

Что такое возрастной кризис

Психика человека постепенно меняется. В одни периоды развитие плавное, а в другие — резкое.

Возрастной кризис — это период, в который сложившееся ранее устойчивое функционирование личности нарушается и начинается новый этап.

Кризис наступает, когда накапливаются изменения (так называемые возрастные новообразования), позволяющие перейти на следующую ступень.

Кризисные периоды обычно длятся несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растянуться на несколько лет.

По мнению советского психолога Даниила Эльконина, кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития детей. «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно и в нужном направлении перелома».

Давайте поговорим о том, как помочь ребёнку перестроиться в нужный момент и нивелировать возрастные коллапсы.

Кризис 7 лет

В семь тело человека начинает меняться. Подросший малыш это замечает и порой не может поверить, что когда-то был абсолютно беспомощен.

Ранее любимые игрушки выбрасываются, появляется интерес ко всему новому. Рождается ревность к уединённым разговорам родителей и подозрение, что самая важная информация от маленьких скрывается.

Семилетний ребёнок теряет непосредственность.

Зато замечает свои чувства, учится самоконтролю и старается правильно выражать мысли. Со стороны, это выглядит как кривляние. С другой, не стоит иронизировать над ребёнком, стремящегося копировать взрослых.

В повседневность семилетки входит учебная деятельность, где важную роль играет педагог. Это новый значимый взрослый в жизни ребёнка. Отношения между младшим школьником и преподавателем должны строиться на взаимном уважении.   

В семь лет дети по-прежнему много времени уделяют игре. Но игры приобретают иной смысл, в них развивается сотрудничество, а чуть позже появляются социальные мотивы.  

Советы родителям

Семилетний ребёнок ещё только учится подчинять свои желания правилам, и это самое время, чтобы развивать в нём дисциплину и трудолюбие.

Позвольте ему делать что-то самостоятельно, давайте важные поручения. Например, семилетке вполне можно доверить пожарить яичницу или погладить рубашку, разумеется, объяснив технику безопасности. Можно отправлять ребёнка в магазин: сначала с определённой суммой и за одним товаром, а когда освоит азы математики — со списком покупок.

Постепенно ребёнок научится выстраивать план действий и размышлять над ними. У него сформируется иерархия мотивов и появится самооценка.

Что касается учёбы, процесс должен строится так, чтобы у ребёнка был внутренний мотив к освоению предмета. Сформировать познавательную мотивацию проще всего в игре. Чем оригинальнее подача материала, тем выше интерес.

Подавите в себе голос родителя-перфекциониста. Первоклассник должен делать уроки сам, даже если получается неидеально. Это поможет ему перейти на новую ведущую деятельность, а вам сбережёт нервы в будущем.

Кризис 13 лет

В подростковом возрасте происходит выход на новый уровень мышления. Балом правит логика! Авторитетных заявлений уже недостаточно, любое мнение требует доказательств, которые сравниваются с собственными ощущениями.

У ребёнка появляется интерес к философским вопросам (добро — зло, жизнь — смерть), становится более понятной абстракция. Подросток ощущает потребность в признании социума, важную роль играет общение со сверстниками. Он стремится найти своё место в коллективе и обзаводится собственными моральными принципами.

Негативные проявления подросткового кризиса: стремление к одиночеству, недовольство, агрессия. Инструкция по общению с подростками в переходный период →

Кризис 17 лет

Процесс перехода во взрослую жизнь сопряжён со множеством препятствий. Ещё проявляются подростковые волнения, и уже начинается сопряженное с будущей профессией.

https://www.youtube.com/watch?v=o8UJ7Apn6vA

Кризис юношеского возраста появляется, когда молодые люди стремятся занять более самостоятельную позицию в жизни, но такой возможности пока не имеют.   

Зачастую это период противоречий: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная весёлость — к унынию, страсть к общению — к замкнутости, а уверенность в себе переходит в застенчивость.  

Большую часть времени юноши и девушки занимаются учебно-профессиональной деятельностью. У них растёт стремление проявить себя, применить свои возможности.

Видео:Возрастные кризисы у детей от 0 до 17. Советы психолога родителям, как сгладить переходные периодыСкачать

Возрастные кризисы у детей от 0 до 17. Советы психолога родителям, как сгладить переходные периоды

Возрастной кризис? Что это такое? Давайте разбираться!

Кризис 17 лет кратко

Многие люди знают такие понятия как подростковый кризис и кризис средних лет.

Но большинство даже не догадывается, что в нашей жизни существует намного больше возрастных кризисов, чем мы можем себе предположить.

На самом деле, подростковый кризис такой известный из-за того, что он считается самым тяжелым, а для многих людей и опасным этапом в их жизни. Он является как бы отправной точкой из детского мира во взрослый.

Подростковый кризискризис, возникающий, когда ребенок переходит от младше школьного возраста к подростковому. Протекает в период с 10-11 до 14-15 лет.Кризис средних летдолговременное эмоциональное состояние, связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»). Протекает в возрасте 30-50 лет.Самые известные кризисы в обществе.

Что вообще представляет кризис и для чего он нужен?

Возрастной кризис – это короткий период перехода человека к новому уровню жизни, который сопровождается изменения в психологическом и эмоциональном плане.

Получается, что возрастные кризисы это необходимая часть нашей жизни.

Благодаря им мы развиваемся, растем, меняемся физически, психически и эмоционально. Кроме того, во время кризисов меняется наше мировоззрение, отношение к людям, к себе, да и в целом, взгляд на жизнь.

У многих людей кризисы могут проходит тяжело, а связано это с временным непринятием и конфликтом между старым Я и новым Я, которое возникает у человека.

Так какие же кризисы все таки существуют?

В психологии принято выделять следующие кризисы:

  1. Кризис новорожденности
  2. Кризис одного года
  3. Кризис трех лет
  4. Кризис семи лет
  5. Подростковый кризис (Пубертатный)
  6. Юношеский кризис (Кризис 17 лет)
  7. Кризис средних лет (Кризис 30 лет)
  8. Пенсионный кризис
  9. Кризис смерти

Давайте рассмотрим каждый из них по подробнее.

Кризис новорожденности. (0 – 12 месяцев)

Этот кризис связан с резкими изменениями условий жизни ребенка. Он попадает в воздушную среду, что само по себе уже является стрессом (многие кризисы сопровождаются стрессом). Ребенок заново учиться дышать, есть и адаптироваться к новым условиям жизни.

Кризис одного года

В этот период у ребенка увеличиваются возможности (проявление внимания например) и появляются новые потребности. Появляется некая самостоятельность(из-за появления умения ходить), тесные связи с мамой, которые были до этого, уже отрицательно воспринимаются.

Могут возникать такие реакции как плаксивость, истеричность и так далее. Так же такие реакции могут возникать, когда ребенка не понимают или отказывают ему в чем то – реакция аффекта.

Но самым главным приобретением это кризиса считается развитие автономной речи.

Реакция аффетка — сильная эмоциональная реакция, в основном негативная, на внезапное изменение жизненной ситуации, влекущая за собой психологическое возбуждение и резкое изменение работы внутренних органов человеческого организма.Автономная речь – ранний этап развития речи ребенка, характеризующийся тем, что слова и слоги воспроизводятся по образцу взрослых.

Кризис трех лет

Проявляется в том, что ребенок начинает отождествлять себя со взрослыми. В этом возрасте дети уже узнают себя и начинают понимать свои действия и желания. Так же дети отделяют себя от других людей, и начинают осознавать свои возможности. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет повторять многие вещи за ними.

В этом возрасте могут проявляться следующие черты:

  • Негативизм;
  • Упрямство;
  • Обесценивание;
  • Строптивость;
  • Своеволие;
  • Протест-бунт;
  • деспотизм.

Так же основными признаками данного кризиса являются:

1) Потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

2) Манерничание.

3) Симптом «горькой конфеты». Ребенок старается скрыт, когда ему становится плохо.

https://www.youtube.com/watch?v=CJOH7ClF5No

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

🎬 Видео

КРИЗИС ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ОТ 17 ДО 21 ГОДАСкачать

КРИЗИС ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ОТ 17 ДО 21 ГОДА

Кризис 17 лет. №11. Психология просто о сложном. УНИСОН. Психологические встречи.Скачать

Кризис 17 лет. №11. Психология просто о сложном. УНИСОН. Психологические встречи.

Кризис взросления 18-22 года. Как подросток становится взрослым?Скачать

Кризис взросления 18-22 года. Как подросток становится взрослым?

Подростковый кризис: о чем не пишут в книгахСкачать

Подростковый кризис: о чем не пишут в книгах

Малый ледниковый период (кризис 17 века) // столетие войн и климатических сдвиговСкачать

Малый ледниковый период (кризис 17 века) // столетие войн и климатических сдвигов

Подростковый возраст. 16 - 17 лет. Чего ждать? Откровенное интервьюСкачать

Подростковый возраст. 16 - 17 лет. Чего ждать? Откровенное интервью

Возрастная психология: кризис новорожденности, младенчество, кризис 1 года жизниСкачать

Возрастная психология: кризис новорожденности, младенчество, кризис 1 года жизни

Психология подростков ч.2 15-17 лет или "Время великих перемен"Скачать

Психология подростков ч.2 15-17 лет или "Время великих перемен"

Как выйти из экзистенциального кризисаСкачать

Как выйти из экзистенциального кризиса

Подростковый кризис...А что делать?...Скачать

Подростковый кризис...А что делать?...

5 ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ ПРАВИЛ, КОМУ ОТ 18 - 25 ЛЕТ!!! НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КАЖДОМУ!!!Скачать

5 ОЧЕНЬ ВАЖНЫХ ПРАВИЛ, КОМУ ОТ 18 - 25 ЛЕТ!!! НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ КАЖДОМУ!!!

Великая депрессия за 10 минутСкачать

Великая депрессия за 10 минут

История России. Лекция 18. Смутное время | History LabСкачать

История России. Лекция 18. Смутное время | History Lab

Вот почему подростком быть трудно. Всё дело в мозге / #ТЕДсаммариСкачать

Вот почему подростком быть трудно. Всё дело в мозге / #ТЕДсаммари

КомКружок. семинар. 25. От программы МИНИМУМ к программе МАКСИМУМ [8 марта 2024]Скачать

КомКружок. семинар. 25. От программы МИНИМУМ к программе МАКСИМУМ [8 марта 2024]

Революция в Англии (17 век)Скачать

Революция в Англии (17 век)
Поделиться или сохранить к себе: