Недостатки наблюдения в психологии

Недостатки наблюдения в психологии Психология
Содержание
  1. Основные плюсы и минусы метода наблюдения
  2. Суть метода наблюдения
  3. Плюсы метода наблюдения
  4. Минусы метода наблюдения
  5. Вывод
  6. Наблюдение как основной метод психологического исследования: плюсы и минусы
  7. Понятие
  8. Где применяется?
  9. Предмет изучения
  10. Виды
  11. Этапы исследования
  12. Средства наблюдения
  13. Особенности метода
  14. Пример
  15. Плюсы и минусы
  16. Самонаблюдение
  17. Теоретическая и практическая сторона метода наблюдения
  18. Классификация видов наблюдения
  19. Значимые элементы для фиксации
  20. Достоинства и недостатки метода наблюдения
  21. Метод наблюдения в психологии — виды, характеристика, плюсы и минусы исследования
  22. Объект и средства наблюдения
  23. Принятая классификация
  24. Неосознанное внутреннее
  25. Внешний тип
  26. Этический кодекс
  27. Преимущества и недостатки
  28. Общая характеристика метода наблюдения, его достоинства и недостатки
  29. Ссылки
  30. Предмет наблюдения
  31. Преимущества метода наблюдения
  32. Недостатки метода наблюдения
  33. 7.Общая характеристика метода опроса. Его роль в психологии
  34. 🔥 Видео

Видео:Лекция 5. Наблюдение. 5.1. Особенности и преимущества методаСкачать

Лекция 5. Наблюдение. 5.1. Особенности и преимущества метода

Основные плюсы и минусы метода наблюдения

Недостатки наблюдения в психологии

Попадая в новый коллектив, обстановку или компанию человек чаще всего не знает, как себя вести, чувствует свои движения скованными, ведет себя менее общительно, чем обычно.

Чтобы понять поведение и привычки незнакомого человека мы начинаем наблюдать за ним, стараться понять какой манеры поведения придерживается исследуемое лицо.

Данное явление в психологии называется методом наблюдения.

Суть метода наблюдения

Как было сказано выше метод наблюдения используется в психологии для того, чтобы понять манеру поведения незнакомца. Он позволяет понять представляет ли данный объект угрозу, какие намерения имеет при себе, чем интересуется, к чему стремится и т.д.

Иными словами можно привести простой пример: когда ребенка впервые приводят в детский сад, он чувствует себя не в своей тарелке. Как и другие дети в силу своей одинокости он быстро находит себе подходящую компанию детей, стараясь понять их.

Выбирая себе компанию он заранее понимает из своих наблюдений: кто нравится, кто представляет угрозу для репутации, а кто вовсе уже завоевал внимание и является настоящим другом.

На этом простом примере и строится метод наблюдения. Он является весьма полезным, ведь если человек не будет прислушиваться к своим внутренним чувствам, определять для себя кто друг, а кто враг, он быстро потеряется в этом мире. Каждому человеку необходимо знать по мере изменения условий об их сущности. Это касается не только людей, но и всего интересующего.

Предметом наблюдения может выступать: место, техника, природное явление, предмет и многое другое. Чем больше мы наблюдаем, тем больше информации мы впитываем об объекте, а именно наблюдая мы определяем свои желания и приоритеты. Это сложилось в человеке еще от природы: мы наблюдаем по телевизору хищника, а встретив его в жизни мы заранее знаем, что стоит бежать.

Наблюдение может возникать целенаправленно, например, в силу исследований, проведения анкетирований, статистических измерений или любых других целей и неосознанно, когда мы невольно начинаем наблюдать за интересующим объектом. Так же оно может быть разным по времени:

  1. Эпизодическим (возникающим кратковременно).
  2. Длительным (долгосрочное время наблюдения).

Либо может возникать по различным критериям: специально заданному количеству параметров для достижения заданной цели или структурированное по внутренним убеждениям, возникшим без конкретной цели.

Плюсы метода наблюдения

Наблюдая за чем-то или кем-то, мы можем иметь в этом пользу:

  • Получение обширных данных исследуемого. Можно изучить объект получив максимально широкое количество информации о нем.
  • Отсутствие искажения данных. Чем больше мы вникаем в вопрос самостоятельно, тем меньше есть вероятность о получении ложной информации. Как гласит известная пословица: хотите сделать хорошо, сделайте это сами.
  • Личное участие в процессе. Особенно приятно это может быть в том случае, когда исследование волнует наблюдателя.
  • Независимость. Тот, кто исследует данный объект или предмет никак не связан с ним и не несет никаких последствий для себя. Главным же инструментом здесь выступает интерес и наблюдательность, которые не стоят больших усилий.
  • Позволяет уловить детали и фиксировать то, что можно упустить.

Минусы метода наблюдения

  • Единственная точка зрения. Это может быть, как положительным, так и негативным фактором, но скорее негативным. Это связанно с тем, что одно лицо может иметь предвзятое мнение, либо не заметить важной детали, а значит и данные будут неточными или обособленными в рамках одного лица.
  • Его нельзя применить к большому количеству слагаемых. Так как наблюдатель чаще всего один, то и рассматривать объект можно только один или в крайнем случае несколько. Если понадобится большое количество рассматриваемых объектов, то наблюдатель с ними не справится.
  • Большие затраты энергии. Для наблюдателя это может быть трудным заданием, так как придется направить все силы, время, созидание на единую цель. Чтобы выполнить такое нужно обладать усидчивостью и здравым смыслом, что не под силу энергичным и моторным личностям.
  • Ограничение во времени. Обычно, наблюдателю предоставлено ограниченное количество времени на задание, это может повлиять на точность и корректность получения данных. Такой важный подход к делу должен быть с большим временным ресурсом, что не всегда является возможным.
  • Возможно вмешательство со стороны исследователя. Такое может произойти если он слишком увлечен и несет в исследовании личные переживания, интерес, увлеченность данным мероприятием. Это может стать существенным недостатком, так как легко испортить течение событий.
  • Психологические и физические особенности наблюдателя. На процесс наблюдения могут сказаться факторы поведения, может быть даже, что у исследователя нет интереса к рассматриваемому объекту, просто необходимо выполнить задание по поручению. В такой ситуации может не хватить наблюдательности, усидчивости, тяги к получению сведений и других понятных причин.
  • Изменение наблюдаемого объекта. Факторы, которые могут произойти с наблюдателем уже учтены, а что насчет самого предмета? Всегда может случиться что-то, что не входило в компетенции изучения предмета и произошли его нетипичные изменения, которые не могут позволить изучать его в дальнейшем.

Вывод

Как следствие можно прийти к выводу, что метод наблюдения является полезным способом понять что-либо или кого-либо. Однако не стоит полагаться чисто на наблюдение, ведь иногда то, что мы видим может обманывать нас и следует довериться фактам или словам.

https://www.youtube.com/watch?v=mn9pO5wAk14

С психологической точки зрения наблюдательность – неплохая черта, которая может пригодиться в трудную минуту и помочь выйти из положения, но не стоит этим сильно злоупотреблять. Ведь если мы будем только смотреть на поверхность, мы можем так и не узнать о том, что скрывается внутри.

Видео:МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯСкачать

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдение как основной метод психологического исследования: плюсы и минусы

Недостатки наблюдения в психологии

Один из самых старых методов исследования в психологии является наблюдение.

Его активное использование началось еще в догиппократовский период, когда научные знания получались путем непосредственной регистрации.

В дальнейшем наблюдение эффективно использовалось при изучении типов темперамента, нервной деятельности в начале двадцатого столетия. Не потеряла свою эффективность оно и в современной психологии.

Для чего используется лонгитюдный метод в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основным предметом изучения науки психологии является нематериальная составляющая , психика человека.

Она представляет собой сложную систему с множеством уровней, связей и взаимно влияющих компонентов.

Эта система постоянно находится в активном состоянии и подвергается внешнему воздействию, таким образом предсказать развитие тех или иных психологических изменений бывает очень сложно.

Поэтому ведущими методами в психологии и является наблюдение и эксперимент.

Наблюдение представляет собой комплекс описательных приемов, которые регистрируют состояние объекта в течение определенного времени.

Для этого описания формируются определенные наборы характеристик: качества характера, типы темперамента, характер психологической реакции и тому подобное.

Для более всеобъемлющего подхода актуально применение эксперимента. Этот метод представляет собой психологический &#171,опыт&#187,, который также основан на использовании данного инструмента в процессе построения этого опыта.

Эксперимент чаще всего используется вместе с наблюдательным способом, что обеспечивает наиболее полное получение информации.

Понятие

Данный способ представляет собой метод познания окружающего мира при помощи сенсорных ощущений, анализируемых за определенный промежуток времени.

В научном отношении этот метод определяется как согласованная система научно-обоснованных методик изучения объекта в его естественной среде.

При этом всегда имеется четкий план действий, который включает в себя цели, задачи и основные характеристики описания.

Этот процесс может быть как ретроспективным, то есть осуществляющим анализ прошедших событий, так и настоящим, то есть проводящим наблюдение в текущий момент времени.

В практике психологов чаще применяется сиюминутное слежение и анализ полученных данных, поскольку психика является очень динамичным объектом наблюдения.

Где применяется?

Наблюдательный метод имеет самое широкое применение в научной и повседневной деятельности. Его используют для:

  • описания текущей психологической обстановки в коллективе,
  • анализа основных характеристик личности,
  • проведения эксперимента для получения описательных данных,
  • самостоятельного использования в рамках самонаблюдения,
  • контроля за поведением,
  • контроля за эффективностью терапии или методики коррекции,
  • получения базы данных для составления научной или ной гипотезы,
  • обработки результатов психологических исследований.

Многообразие возможных вариантов использования унифицирует этот метод, который применяется во всех разделах: от психологии труда до гештальт-терапии.

Предмет изучения

В зависимости от целей исследования предметом могут быть разные объекты. Сюда относятся:

  1. Поведенческие реакции индивида и коллектива. Эти реакции могут наблюдаться как во взаимодействии, так и вычленяя конкретные для анализа субъективной реакции.
  2. Психологические вербальные и невербальные коммуникации: словесный контакт, мимика, эмоциональное отражение. Все эти сигналы формируют психологический портрет, который также может быть предметом наблюдения.
  3. Модели взаимодействия людей. Сюда относятся конфликты, способы их разрешения, варианты коммуникаций внутри коллектива, вычленение лидера и аутсайдера. Предметом в этом случае являются коммуникативные формы поведения и особенности психики, позволяющие их реализовывать.
  4. Личностные характеристики. При слежении за отдельно взятым индивидом предметом исследования будет являться его психическая деятельности и особенности поведения.

Таким образом предмет исследования определяется задачами и условиями процесса, а также количеством исследуемых.

Виды

Данный метод исследования в психологии имеет несколько классификаций. В зависимости от отношения людей к исследователю выделяют скрытое и открытое наблюдение.

При скрытом не оповещают о проведении изучения, это максимально уменьшает влияние специалиста на процесс, а также позволяет описывать процессы в их естественной среде.

Открытое или явное включает в себя элемент осознанности: люди знают что находятся под наблюдением. Это может как скрыть натуральную реакцию, так и обострить поведенческие особенности. Также такой способ позволяет более широко проводить научные испытания.

https://www.youtube.com/watch?v=0BlES57Vtec

Если исследователь находится в гуще событий своего наблюдательного процесса и влияет на его течение и результаты, к примеру общаясь с другими людьми, проводя тренинги или занятия, то такое наблюдение называют вовлеченным.

Если же психолог остается в стороне от происходящего и только фиксирует все изменения, то опыт называется сторонним. Такой способ подходит для этапа сбора информации.

По отношению к изучаемому объекту этот способ делится на самоанализ или самонаблюдение и внешнее исследование. Внешнее осуществляет описание других людей, а самоанализ направлен на самого себя.

При этом исследователь и исследуемый является одним лицом. В ряде случаев этот способ применяется как вспомогательный метод терапии под контролем психолога.

По времени процесса выделяют:

  • разовое,
  • многократное или длительное,
  • периодическое или персистирующее.

Этапы исследования

Подавляющая часть научных испытаний построена по определенной схеме. Наблюдение также имеет свою систему. Оно включает:

  1. Выделение цели исследования. На этом этапе специалист формулирует основное назначение этого описательного процесса.
  2. Обозначение задач. Задачи представляют собой более подробные пункты основной цели и включены в план работы. Его составляют заранее, формируя основные способы и методы проведения.
  3. Подбор исследуемых объектов наблюдения. Выделяют группу или одного человека, который будут составлять целевую аудиторию наблюдательного процесса.
  4. Определение предмета наблюдательного эксперимента. Этот пункт зависит от цели и исследуемой аудитории и определяет необходимые для описания психологические пункты (особенности характера или реакции человека или группы).
  5. Выявление основных факторов воздействия, составление плана наблюдения. На этом этапе подбирается информация об условиях наблюдения и возможных погрешностях и ошибках. Также определяется длительность процесса.
  6. Предварительная проверка выбранного метода на предмет уточнения возможных сложностей и ошибок.
  7. Непосредственный процесс регистрации. Применение всех выбранных методик.
  8. Получение результатов и их статистическая обработка.
  9. Формулирование выводов и ответов на поставленные вопросы.

Средства наблюдения

Для проведения всей работы требуются технические и аналитические средства для фиксации результатов.

Пользуются градуированными шкалами, тестами, опросниками. При этом выделяют категорийные системы.

Они представляют собой сборник определенных блоков-категорий, которые характеризуют ту или иную черту или процесс и дают возможность ее описать на основе выбора данных. Эта система чем-то похожа на тесты, однако не дает такого категоричного результата.

Тестовые методики на основе опросников широко применяются для периодического обследования исследуемого контингента. Они удобны для многократных проверок и последующей статистической обработки.

Оценку качественных изменений позволяют дать шкалы. Они могут быть визуальными, когда испытуемому предлагается визуально оценить интенсивность процесса или явления и цифровыми, когда это же отражается в цифрах.

Кроме аналитических способов широко применяются технические средства в виде фотосъемки и видео-слежения.

Поскольку частная информация охраняется законом, то использование таких данных возможно после согласия испытуемого, что несколько ограничивает применение этого способа получения информации. Также эти средства ограничивают время испытания.

Особенности метода

Наблюдение имеет долгую историю и свои сложившиеся специфичные черты:

  • позволяет описывать процессы и явления в естественной среде при минимальных усилиях,
  • не требует особой специальной подготовки,
  • наиболее полно предоставляет информацию о психологических особенностях при полной выборке информации,
  • является составным элементом многих других методик в науке.

Пример

Хорошим примером такой работы в психологии является предварительные и периодические психологические тестирования сотрудников.

Они позволяют наблюдать как за профессиональной пригодностью работника, так и за его деформацией в ходе рабочей деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=PBfzQEYSfBM

Такое наблюдение активно используется в военной и правоохранительной области.

Другим примером является составление психологического портрета личности при обращении за соответствующей помощью. При этом метод однократен, основывается на описательной информации и отражает состояние человека на текущий момент.

Плюсы и минусы

К достоинствам этого способа в психологии и психодиагностике относят:

  • простоту,
  • дешевизну,
  • широкий охват исследуемых,
  • большой выбор средств реализации,
  • возможность как длительного, так и однократного опыта,
  • частое использование при других исследовательских способах.

Среди недостатков выделяют:

  • высокий процент ошибок и погрешностей,
  • большое количество сторонних факторов воздействия,
  • необходимость присутствия специалиста-исследователя (влияние на сам процесс),
  • трудности в классификации результатов,
  • кратность оценочных этапов (тестирования, опроса), что снижает достоверность результата,
  • отсутствие единых методик проведения.

Самонаблюдение

Метод самонаблюдения используется как для получения информации, так и для самостоятельной коррекции изменений. При этом популярны групповые способы аналитического разбора, которые называются когнитивно-поведенческой терапией.

Это новое направление основано на самоанализе и последующих изменениях в соответствии с результатами. Для проведения этого метода психолог должен изложить испытуемому или пациенту основные принципы и способы проведения самонаблюдения: как вести записи об изменении состояния,на что обратить внимание.

При этом возрастает роль постоянного контроля и взаимодействия с исследователем, что снизит качество результатов если этот метод применяется для получения новой научной информации.

Старый способ психологического исследования не потерял своей актуальности, однако приобрел новые возможности в виде расширения средств обработки результатов.

Эта методика также может использоваться в качестве терапии и элемента других видов исследований. Этот метод отвечает всем требованиям как научный способ получения информации, так и средство самоконтроля в повседневной жизни.

О методе наблюдения в этом видео:

Видео:Ужасы в работе психологаСкачать

Ужасы в работе психолога

Теоретическая и практическая сторона метода наблюдения

Недостатки наблюдения в психологии

Наблюдение является не только психологическим методом исследования, это общенаучный метод. Наблюдение может быть как основным, так и дополнительным. Истинный исследователь должен иметь такую черту, как наблюдательность. Наблюдение как метод в психологии может применяться:

  • для получения материала на стадии подготовки, для уточнения работы, которая запланирована. Такое наблюдение называется пилотажным;
  • для получения исследовательских данных иллюстративного характера;
  • для получения первичной информации;

Очень важно разграничивать обычное наблюдение от наблюдения – метода исследования. У методики существует цепочка ключевых вопросов:

То есть, необходима четкая постановка цели наблюдения (для чего?), определение объекта и предмета наблюдения (что?), разработка программы фиксации и анализа результатов наблюдения (как?).

Классификация видов наблюдения

Существует несколько классификаций видов наблюдения. По времени проведения выделяют несистематическое, кратковременное, фронтальное и систематическое.

Несистематическое наблюдение может быть использовано как дополнительный, подкрепляющий метод. Такой вид называют еще эпизодическим.

Кратковременное или хронометрирующее наблюдение планируется заранее и имеет четкие границы временного периода.

Фронтальное наблюдение – это фиксация событий от начала до конца, причем фиксация может производиться с разных наблюдательных позиций. Систематическое или лонгитюдное наблюдение производится в течение долгого времени.

https://www.youtube.com/watch?v=ZL4VPqtbCuI

По позиции исследователя различают невключенное, включенное, открытое, полузакрытое, закрытое, опосредованное, внешнее и внутреннее наблюдение.

Когда исследователь находится в центре событий, участвует в них, он осуществляет включенное наблюдение. Если позиция наблюдателя сторонняя, он не является членом группы и не включен в событийный ряд, происходит невключенное наблюдение.

Включенное наблюдение, в свою очередь, подразделяется на открытое, когда окружающие знают о намерениях исследователя, полузакрытое, когда известно, что в группе наблюдатель, но цели наблюдения не ясны и закрытое, когда статус и цели наблюдателя не раскрываются. Опосредованным исследование называется тогда, когда наблюдения других людей привлекаются в качестве результатов.

Внешнее наблюдение – это события, ситуации, явления, которые проявляются внешне по отношению к наблюдателю. Внутреннее – это самонаблюдение, опыт самого исследователя.

По степени формализованности можно выделить структурализированное и не структурализированное наблюдение. В первом – заданы параметры и критерии, во втором – нет четкой схемы. По месту проведения наблюдение может быть полевым, протекающим в естественных условиях среды и лабораторным, осуществляющимся в искусственно созданных условиях с применением аппаратуры.

По объекту наблюдения выделяют: отдельные проявления человека, взаимодействие людей друг с другом, человек в деятельности, в повседневности, в значимых ситуациях и событиях.

К отдельным проявлениям человека относят психологические особенности, типы реакций, при взаимодействии людей исследуется процесс общения, деятельностная сфера человека включает в себя игру, профессиональную и хозяйственную деятельность, социальное управление, повседневность подразумевает под собой поведение человека в обычной жизни, а значимыми событиями являются праздники, обряды, экстремальные ситуации. Метод наблюдения в психологии может различаться по способу фиксации. Регистрировать результаты можно в дневниках, картах наблюдений, протоколах, записей отдельного наблюдаемого эпизода, при помощи зарисовок, фотографирования или видеозаписи.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Значимые элементы для фиксации

В большинстве наблюдаемых ситуаций значимые элементы для фиксации будут одними и теми же.

  1. Наблюдаемые:
    • группа – определяется количество человек, структура группы по социально-демографическому принципу, характер взаимоотношений в ней, ролевое распределение между участниками группы. Например, группа в экспедиции состоит из 13 человек. В ее составе 7 мужчин и 6 женщин. Взаимоотношения между участниками спокойные, дружественные, профессиональные. В роли организатора выступает руководитель экспедиционного отряда, он организует обсуждения, распределяет обязанности. Женщины менее активны в практической деятельности, но проявляют большую активность в обсуждениях. Мужчины более энергичны в практической деятельности;
    • отдельный человек – Ф.И.О., возраст, образовательный статус и характер причастности к наблюдаемым событиям. Например, Краснова Майя Эдуардовна, 1959 г.р., ясновидящая, предсказательница. Способности наблюдались у бабушки, по словам Майи, бабушка передала свой дар внучке.
  2. Обстановка, то место, где происходят события, важные для научного исследования. Обстановка важна для метода наблюдения в психологии, примеры тому многочисленны. Допустим, исследуется определенный вид социального поведения, необходима типичная обстановка для такого поведения. Например, Крайний Север,холод, мороз, теплая избушка для членов экспедиции – поведение участников группы характерно для такой обстановки. Или например, полумрак, горящие свечи, темная вуаль на лице. Обстановка характерна для общения с ясновидящей.
  3. Цель. Регистрирование случайных или прогнозируемых результатов наблюдения, постановка формальных и неформальных целей наблюдения, если наблюдателей насколько, выяснение, едины или противоположны их цели.
  4. Частота и продолжительность – время длительность и повторяемость наблюдения.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

Достоинстоинством, бесспорно является то, что восприятие ситуации наблюдателем происходит напрямую, информация поступает из первоисточника, вероятность искажения данных очень низка.

https://www.youtube.com/watch?v=yELGBgL5HWY

К недостаткам можно отнести: большие затраты времени, отсутствие комментариев к зафиксированным фактам, опасность субъективности взгляда исследователя на ситуацию вследствие разницы в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожести их интересов, ценностных ориентаций и т.д.

Тем не менее, наблюдение можно назвать одним из ведущих методов, в силу того, что активно развиваются технические аудиовизуальные средства.

Цифровые технологии позволяют создавать каталоги с четкой структурой, куда можно вносить все необходимые записи, комментарии, протоколы, документы фото и видеофиксации.

Но мастерство психолога тоже очень важно, необходимо уметь обратить внимание на отдельные моменты, минимизировать присутствие наблюдателя в процессе, быть готовым корректно и точно зафиксировать наблюдаемые факты.

Обучение практическому применению метода делится на несколько этапов. Большое внимание уделяется тому, как правильно, корректно и адекватно зафиксировать наблюдаемое в полном соответствии с целями и способами проведения наблюдения.

У натуралистов существует хорошее правило: «Не записанное – не наблюдалось», для психологов оно подходит вполне. Перед тем, как заняться наблюдением, полезно принять участие в играх или занятиях на сосредоточение внимания.

Та же детская игра «Найди десять отличий» концентрирует внимание и развивает внимательность, наблюдательность. Начинать следует с невключенного наблюдения. В качестве пробного наблюдения можно следить за животными, задать критерии наблюдения, способы фиксации.

С самого начала следует обращать внимание на различие собственно наблюдения и его интерпретации.

Далее студенты могут начать наблюдать над различными проявлениями поведения членов группы, в которую они включены. Включенное наблюдение – процесс более сложный, требующий постановки четких целей, определения задач, правильно заданных критериев фиксации. Интересно отслеживать изменение результатов наблюдения по одной проблематике при изменении ситуативного контекста.

Конечно, необходима практическая работа по освоению техники для визуальной фиксации. Можно снимать отдельную тему или сюжет (например, ребенок, испытывающий чувство восторга), идет фиксация отдельного эмоционального состояния у ребенка. Можно снимать событие в значительном временном отрезке (например, взаимодействие учителя и учеников на протяжении всего урока).

Следует научиться правильно вести дневник наблюдения. Жанры дневников бывают разными: от фиксации внешних событий до рефлексивных записей собственных размышлений. Каждый такой дневник ценен, его ведение развивает глубину и точность фиксации наблюдаемого.

При обсуждении результатов важным моментом является сопоставление протоколов наблюдения за одной ситуацией разными специалистами. При сопоставлении дневников, большую роль играют позиции наблюдателей и интерпретация ими фактов. При просмотре фотографий и видеозаписей нужно обращать внимание на фиксацию точности происходящего.

Типичные ошибки, которые происходят при наблюдении:

  • гало-эффект, когда не зафиксированы мелкие детали, а наблюдению присуще чрезмерное обобщение;
  • эффект снисхождения, когда ситуация оценена наблюдателем как полностью положительная. Искажение оценочной позиции;
  • ошибка центральной тенденции, когда наблюдателем дается усредненная оценка;
  • ошибка корреляции, когда один признак оценивается на основании другого наблюдаемого признака;
  • ошибка контраста, когда наблюдатель выделяет у объекта черты, противоположные или аналогичные собственным.
  • ошибка первого впечатления, когда первое впечатление наблюдателя влияет на результат наблюдения.

Видео:НаблюдениеСкачать

Наблюдение

Метод наблюдения в психологии — виды, характеристика, плюсы и минусы исследования

Недостатки наблюдения в психологии

В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.

Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:

  • связь между наблюдателем и субъектом;
  • пристрастность — эмоциональная составляющая;
  • сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.

Если наблюдение осуществляется в естественных условиях, то человек никак на него не повлияет. Но когда субъект знает, что его исследуют, то он меняет свои повадки.

Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.

Объект и средства наблюдения

Объектом наблюдения может выступать любой предмет, живое существо, явление, которых можно зарегистрировать. Их делят на несколько групп:

  • вербальное и невербальное поведение;
  • дистанция между людьми;
  • их перемещение;
  • физические взаимодействия.

Под вербальным общением понимают все явления, связанные с речью — интенсивность, продолжительность, содержание. Невербальное — это мимика, жесты тела, выражение глаз, особенности походки. К физическим воздействиям относят объятия, удары, рукопожатия, побои, толчки и другие прикосновения.

https://www.youtube.com/watch?v=X3KyhXNmYd8

Во время эксперимента наблюдатель не может узнать свойства психики, он видит только те явления, которые можно зафиксировать. Исследователь лишь строит предположения о состоянии психологического здоровья испытуемого, за основу он берет данные, полученные в ходе процедуры.

Для изучения объекта используют специальные приборы: фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, специальные карты наблюдения. Но исследователь может наблюдать самостоятельно, без каких-либо средств.

Принятая классификация

Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:

  • внешнее и внутреннее;
  • непосредственное и опосредованное;
  • прямое и косвенное;
  • включенное и невключенное;
  • полевое и лабораторное;
  • сплошное и выборочное.

А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования.

Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды.

Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.

Наблюдение противопоставляются экспериментам по двум критериям: непосредственность и пассивность исследователя. Он не может вмешиваться в ход процесса, но обязательно записывает увиденное в протоколе.

По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.

При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.

Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.

Неосознанное внутреннее

Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.

Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола.

Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.

Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.

Внешний тип

Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.

https://www.youtube.com/watch?v=pG_iPophY74

Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.

Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.

При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.

Этический кодекс

Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией. Исследователь должен придерживаться мер предосторожности.

Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.

Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи.

Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать.

Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.

Этапы наблюдения:

  • выбор объекта;
  • регистрация данных;
  • создание плана;
  • подбор метода обработки информации;
  • проведение самой процедуры;
  • интерпретация данных.

На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.

Преимущества и недостатки

Есть у любого вида метода наблюдения в психологии достоинства и недостатки. К плюсам относится возможность охватить и записать интересующие акты поведения, включить их в отчетный протокол. Психолог одновременно исследует отношения субъектов друг с другом и к иным предметам, явлениям. В некоторых случаях не понадобится даже их согласие или подготовка.

Фиксировать можно сразу несколько параметров — перемещения и физическое взаимодействие, вербальное и невербальное общение. Информацию психологи получают быстро, а сам метод довольно дешевый. Если не использовать специальной записывающей аппаратуры, то не потребуется никаких затрат.

Но есть у наблюдения и свои минусы. Существует слишком много отвлекающих и мешающих исследованию факторов. Обстоятельства редко повторяются, поэтому при упущении одного явления не получится сделать верный обобщающий вывод. Все результаты нужно классифицировать по конкретным параметрам. При разных видах наблюдения потребуется затратить много времени и усилий.

Психологические методы исследования позволяют не предполагать, а точно узнать некоторую информацию из жизни субъектов. С помощью наблюдения можно понять сущность поведения индивидуума, его отношения к окружающим и самому себе.

Видео:Словарь языка тела. Джо Наварро. [Аудиокнига]Скачать

Словарь языка тела. Джо Наварро. [Аудиокнига]

Общая характеристика метода наблюдения, его достоинства и недостатки

Недостатки наблюдения в психологии

В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.

Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:

  • связь между наблюдателем и субъектом;
  • пристрастность — эмоциональная составляющая;
  • сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.

Если наблюдение осуществляется в естественных условиях, то человек никак на него не повлияет. Но когда субъект знает, что его исследуют, то он меняет свои повадки.

Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.

Ссылки

  • А.Я. Психология: Наблюдение как метод получения психологической информации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение речи
  • Продолжительность речи
  • Интенсивность речи
  • И др.
  • Невербальное поведение
      Экспрессия лица, глаз, тела,
  • Выразительные движения
  • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
  • Толчки
  • Удары
  • И др.
  • То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать.

    Таким образом, исследователь не наблюдает свойства , он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации.

    И только исходя из о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

    Преимущества метода наблюдения

    • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
    • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

    • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

    • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
    • Оперативность получения информации
    • Относительная дешевизна метода

    Недостатки метода наблюдения

    • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

    • На результаты наблюдения могут повлиять: настроение наблюдателя,
    • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
    • предубеждение наблюдателя (Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу),
    • комплексность наблюдаемых ситуаций,
    • усталость наблюдателя (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)
    • адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)
    • ошибки моделирования:
  • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
  • Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
  • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей .
  • Сложность соблюдения операциональной валидности .
      ошибки в оценках, А.А.Ершов (1977) выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
  • ошибка первого впечатления (Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения),
  • «галло-эффект » (Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий),
  • «эффект снисхождения» (Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему),
  • ошибка центральной тенденции (Боязнь крайних суждений, наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению),
  • ошибка контраста (Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным).
  • По материалам

    : Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40-41.

    7.Общая характеристика метода опроса. Его роль в психологии

    Ме́тод опро́са

    — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.

    Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса.

    Опрос заключается в том, что респонденту задают специальные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.

    К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя. Опросы разделяют на
    стандартизированные и

    не стандартизированные

    . Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

    🔥 Видео

    Методы исследования в психологииСкачать

    Методы исследования в психологии

    Как перестать все время БЕСПОКОИТЬСЯ и НАКРУЧИВАТЬ СЕБЯ–3 практических совета- Э. Толле–Новая земляСкачать

    Как перестать все время БЕСПОКОИТЬСЯ и  НАКРУЧИВАТЬ СЕБЯ–3 практических совета- Э. Толле–Новая земля

    Эмпирические методы познания. НаблюдениеСкачать

    Эмпирические методы познания. Наблюдение

    Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)Скачать

    Психология Человека (25 Фактов, Которые Нужно Знать!)

    Как принимать решения. 2 проверенные методики!Скачать

    Как принимать решения. 2 проверенные методики!

    Наблюдение и эксперимент.Скачать

    Наблюдение и эксперимент.

    Методы психологии. КАК и при помощи ЧЕГО проводит исследования научная психология сейчас?Скачать

    Методы психологии. КАК и при помощи ЧЕГО проводит исследования научная психология сейчас?

    Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать

    Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]

    Психология урок 4 Методы психологииСкачать

    Психология урок 4 Методы психологии

    Самодисциплина. Развитие личности. Майкл Уилсон. [Аудиокнига]Скачать

    Самодисциплина. Развитие личности. Майкл Уилсон. [Аудиокнига]

    Наблюдение и самонаблюдениеСкачать

    Наблюдение и самонаблюдение

    Основные методы психологических исследованийСкачать

    Основные методы психологических исследований

    Эксперимент, который доказал что свобода выбора это мифСкачать

    Эксперимент, который доказал что свобода выбора это миф

    Наблюдение как метод получения информацииСкачать

    Наблюдение как метод получения информации

    ПСИХОЛОГ Спиридонов: Фрейд НЕ ПРАВ, Тайны Подсознания и Люди с ТравмамиСкачать

    ПСИХОЛОГ Спиридонов: Фрейд НЕ ПРАВ, Тайны Подсознания и Люди с Травмами
    Поделиться или сохранить к себе: