Основные подходы в психологии

Основные подходы в психологии Психология

Видео:Фрейд за 10 минутСкачать

Фрейд за 10 минут

Какие существуют подходы в психологии

Основные подходы в психологии

Любое явление в психологии можно изучать с разных точек зрения, или, иными словами, в русле определенного подхода. Один психологический подход не исключает другого, скорее, предоставляет возможность посмотреть на предмет исследования с иной стороны, осветить те его стороны, которые остались в тени при использовании других направлений.

В процессе развития психологии сформировалось множество научных подходов. Некоторые из них уже утратили актуальность, позиции других крепки до сих пор. Посмотрим, какие основные подходы выделяются в науке в наше время и какие подходы в психологическом консультировании сформировались на их базе.

Научные направления

Для начала вспомним о другой дисциплине, с которой психология имеет тесные связи, — о биологии. Применяя биологический подход, ученый пытается проследить взаимосвязь между поведением человека и процессами, происходящими в его нервной системе, в первую очередь головном мозге.

Рекомендуем: Методы практической психологии

Так, например, сторонники биологического подхода сосредоточивают внимание на роли генетики в формировании характера, а те или иные особенности личности (например, интровертизм) объясняют прежде всего различием в структурах мозга или химических веществ, которые в нем образуются.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Современные методы изучения мозга, такие как магнитно-резонансная томография, компьютерная томография и другие, дают возможность исследовать состояние мозга более глубоко, чем раньше, и дают обширный материал для изучения в рамках биопсихологии.

Бихевиористский (от англ. behavior — «поведение») подход, как ясно из названия, рассматривает внешние поведенческие проявления, отказываясь от изучения внутренних состояний.

Бихевиористы видели свою задачу в установлении отношений между внешними стимулами  и ответными реакциями человека на них, из которых, как они полагали, и складывается поведение.

Особенно влиятельным это направление было в первой половине прошлого века, а сегодня идеи бихевиоризма сохранили актуальность в практической психологии и педагогике.

Рекомендуем: Мортидо — это

Даже далекие от психологии люди наверняка слышали о таком направлении этой науки, как психоанализ. Имя основателя этой теории, а также основанного на ней метода лечения тоже широко известно. Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд считал, что все поступки человека контролируются бессознательными влечениями, важнейшие из которых — сексуальная энергия и энергия смерти.

Бессознательное проявляется в оговорках, ошибках, симптомах психических расстройств, конфликтах, а также находит отражение в творческой деятельности человека.

Импульсы бессознательного конфликтуют с требованиями внешней среды, и потому запускаются различные механизмы психологической защиты (самый знаменитый — вытеснение), которые помогают ослабить напряженность и отрегулировать поведение человека.

Психоаналитик должен помочь пациенту осознать вытесненные в бессознательное травмирующие переживания и освободиться от них.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Когнитивизм строится на том, что решающая роль в человеческой психологии отводится процессу получения и усвоения знаний.

Когнитивный психолог исследует познавательные процессы, то есть воображение, мышление, память, речь, решение задач и так далее.

Это направление уподобляет психику человека компьютеру, проводя аналогию между процессом преобразования информации электронным устройством и мозгом.

Рекомендуем: Когнитивная психотерапия Бека

Гуманистическая психология сформировалась в 50-60-е годы XX века под влиянием идей Абрахама Маслоу, Генри Мюррея и Карла Роджерса, которые интересовались значением потребностей и мотивов в поступках и деятельности человека. Этот психологический подход противопоставляет себя когнитивизму, бихевиоризму и психоанализу.

https://www.youtube.com/watch?v=-5gnfX4CTHQ

Представители гуманистической психологии считают, что поведение не определяется ни процессами мышления и восприятия, ни внешними стимулами, ни бессознательными влечениями — это слишком упрощает подход к человеку.

Предмет исследования гуманистических психологов — уникальная личность, которая стремится к самоактуализации и находится в постоянном развитии, причем субъективный опыт отдельного человека для них едва ли не более важен, чем изучение общих закономерностей.

Практические методы

Психологическое консультирование проводится с психически здоровыми людьми для того, чтобы помочь им разрешить внутренние или межличностные конфликты. Во время консультации психолог пользуется приемами и методами, разработанными в рамках определенного подхода, причем один психологический подход может дать жизнь нескольким видам психотерапии.

Рекомендуем: Что такое редукционизм в психологии?

Итак, какие виды терапии чаще всего применяются в современном консультировании?

  • Поведенческая терапия (на основе теории бихевиоризма) ставит задачу замены нежелательных способов поведения полезными. Этот вид особенно эффективен для лечения фобий и зависимостей, то есть тех расстройств, где можно выделить конкретный симптом, с которым работает специалист.
  • Психоаналитическое направление и выделившиеся из него индивидуальная психология, аналитическая психология, самоанализ и другие. Все эти методы основаны на распознавании глубинных мотиваций, которые влияют на поведение человека.
  • Экзистенциально-гуманистическое направление (на основе гуманистической психологии) призвано помочь человеку осознать цель жизни, определиться с основными ценностями, не бояться нести ответственность за свой выбор.

Существует еще множество других методов психологического консультирования, например гештальт-терапия, психодрама, интегративное направление, сочетающее в себе сразу несколько подходов, и другие. Евгения Бессонова

Видео:Направления психотерапии: почему их так много и нужно ли в них разбиратьсяСкачать

Направления психотерапии: почему их так много и нужно ли в них разбираться

Подходы в психологии

Основные подходы в психологии

Полное собрание материалов по теме: подходы в психологии от специалистов своего дела.

Основные подходы в практической психологии можно выделить, задав следующие вопросы. Первый: чем определяется, кто или что отвечает за внешнее поведение? Варианты ответов: внешние обстоятельства, внутренние импульсы и состояния, сам человек лично.

Второй вопрос: от чего зависит или кто отвечает за внутреннее в человеке? Варианты ответов те же – внешние обстоятельства, внутренние импульсы и состояния, сам человек лично.

Сделав таблицу, где осями будут ответы на эти вопросы, можно выделить девять основных подходов в практической психологии.

За все внутреннее и за все внешнее поведение отвечают внешние обстоятельства: стимулы. Человек полностью в схеме Стимул-реакция. См.→

  • Необихевиоризм и когнитивно-бихевиоральный подход

За внешнее поведение отвечают внутренние переменные (импульсы, состояния и ментальные карты), но сами эти внутренние переменные определяются внешними обстоятельствами и могут быть ими изменены.

  • Подход традиционной педагогики и работодателя

Для традиционной педагогики чувства школьника могут быть любыми и разными, естественно отражая обстоятельства жизни и то, что с ним происходит, но за свое поведение (соответственно возрасту) человек отвечает сам, лично. Аналогично, работодатель спрашивает с человека за то, что тот сделал либо нет, мало интересуясь внутренними душевными обстоятельствами наемного работника.

  • Юнгианство и гуманистический подход

Человек ведет себя так, как требует окружение и обстоятельства, он вынужен подчиняться социуму, но его внутренний мир, подлинные чувства и направление естественного развития определяются тем, чем он есть, его самостью.

https://www.youtube.com/watch?v=GaNejsa3M68

Внутренний мир человека – арена борьбы внутренних бессознательных импульсов. а внешнее поведение – выражение результатов этой борьбы.

Мысли и переживания человека – не простое отражение внешних обстоятельств жизни, а преломление через его систему мотивов и личностных конструктов. А за свое поведение человек отвечает сам. См.→

Человек ведет себя так, как требует окружение и обстоятельства, он вынужен подчиняться социуму, но за свой внутренний мир, мысли и чувства он отвечает лично, отвечает сам!

В поведении надо выражать то, что идет из нас изнутри, а внутри мы имеем право на полную внутреннюю свободу. Мы – господа своего внутреннего мира!

  • Личностно-деятельный подход

Любая мысль и любая эмоция должны быть адресны и целесообразны. И за то, что у меня в душе, и за свое внешнее поведение – отвечаю я сам лично, как Автор своей жизни. См.→

Ограничения

Приведенная выше типология едва ли может описать все поле психологии, они имеет свои естественные ограниченности хотя бы в силу того, что любое описание беднее жизни. В частности, типология обходит стороной ценнейшее достижение советской психологии: деятельностный подход.

Для деятельностного подхода нужно выделять еще одну ось: как внутреннее, так и внешнее поведение определяется не только внешними обстоятельствами, внутренними импульсами и состояниями человека, и не только его личным выбором, но системой деятельностей, в которую этот человек включен.

Автор Evgeniy в 04/10/2013. Психология 101

Довольно легко потеряться в современных психологических подходах: чем отличается когнитивизм от бихевиоризма? почему важно разграничить эволюционный и биологический подходы? и, наконец, как каждая из психологий объясняет феномен человеческого поведения?

Вместо предисловия

  • Существует множество точек зрения на феномен человеческого поведения. Психологи используют всевозможные подходы, когда изучают, как люди мыслят, чувствуют и ведут себя.
  • Некоторые исследователи специализируются на одном подходе, например – на биологическом, в то время как другие обращаются к более эклектичным методам, что объединяют разные точки зрения.
  • Ни один из подходов не является ведущим; каждый только подчёркивает разные аспекты человеческого поведения.

Семь основных подходов в психологии

Ранние годы психологии были отмечены преемственностью разных философских школ.

Если у Вас когда-нибудь был курс психологии в школе, Вы, должно быть, помните изучение этих школ: структурализм, функционализм, психоанализ, бихевиоризм и гуманизм.

С взрослением психологии возрастало и количество тем, которые исследовала наука. Начиная с ранних 1960-х поле психологии разрасталось быстрыми темпами – то же происходило с глубиной и шириной изучаемых психологами предметов.

Сегодня немногие психологи отождествляют свои наблюдения с той или иной школой. Несмотря на то, что Вы всё ещё можете отыскать несколько «чистокровных» бихевиористов или психоаналитиков, большинство психологов классифицируют свои работы исходя из сферы профессиональной деятельности и подхода.

Каждая тема в психологии может быть рассмотрена через призму различных подходов. Например, обратимся к феномену агрессии. Тот, кто придерживается биологического подхода, рассмотрел бы связь мозга и нервной системы с агрессивным поведением.

Профессионал, что фокусируется на бихевиоризме, обратил бы внимание на факторы среды, способствующие агрессивному поведению.

Другой психолог, использующий кросс-культурный подход, учитывает то, как культурные и социальные факторы сопутствуют агрессии или жестокости.

Рассмотрим несколько главных подходов современной психологии.

Психодинамический подход

Психодинамический подход берёт начало из работ Зигмунда Фрейда. Этот вид психологии акцентирует роль бессознательного мышления, опыта раннего детства и межличностных отношений, чтобы объяснить мотивы поведения и помочь людям, страдающим психическими заболеваниями.

Бихевиоризм

Бихевиоризм – это подход, фокусирующийся на изученных формах поведения. Бихевиоризм отличается от многих других подходов тем, что, вместо акцентировки на внутренних состояниях, он обращается исключительно к внешним проявлениям поведения.

https://www.youtube.com/watch?v=kG8Oa7x7Inc

Эта школа доминировала в психологии в начале двадцатого века, а уже в 50-х годах она утратила своё преимущество. Принципы бихевиоризма часто применяются для регулирования психического здоровья: врачи используют эти техники в выявлении диагноза и лечении множества заболеваний.

Когнитивный подход

В течение 60-х начинает набирать силу когнитивный подход. Эта сфера психологии сосредотачивает внимание на таких психических процессах, как память, мышление, решение задач, речь и принятие решений. Под влиянием психологов Жана Пиаже и Альберта Бандуры подход чрезвычайно развился в последние десятилетия.

Когнитивисты часто используют модель обработки информации, сравнивая человеческий разум с компьютером для того, чтобы понять, как информация приобретается, обрабатывается, хранится и используется.

Биологический подход

Исследование физиологии сыграло главную роль в развитии психологии как отдельной науки. Сегодня подход известен как биологическая психология. Иногда называемая биопсихологией или физиологической психологией, школа подчёркивает физические и биологические мотивы поведения.

Исследователи, которые выбирают биологический подход, рассматривают то, как генетика влияет на различные поведения, или как повреждение определённой области мозга формирует поступки и характер личности. Таким образом, генетика, мозг, нервная, эндокринная и иммунная системы – те объекты, которые интересуют биопсихологов.

Этот подход значительно продвинулся за последнее время благодаря прогрессу в изучении и понимании человеческого мозга и нервной системы. Такой инструментарий, как МРТ и ПЭТ сканирования, позволяет исследователям наблюдать мозг человека в разнообразных условиях. Учёные теперь могут увидеть последствия повреждения мозга, наркотиков и болезней методами, что были недоступны ранее.

Кросс-культурный подход

Кросс-культурная психология – довольно новый подход, который развился за последние двадцать лет. Учёные рассматривают человеческое поведение через призму разных культур. Изучая эти различия, мы можем больше узнать о влиянии родной культуры на наше мышление и поведение.

Например, исследователи отметили то, как различно социальное поведение в индивидуалистических и коллективистских культурах.

В индивидуалистических культурах – например, в США – люди склонны затрачивать меньше усилий, когда они находятся в группе; такое явление известно как «социальное безделье».

В коллективистских культурах – например, в Китае – напротив, люди работают активнее, когда они – часть коллектива.

Эволюционный подход

Эволюционная психология сосредоточена на изучении того, как эволюция объясняет психологические процессы. Исследователи берут за основу базовые принципы эволюции, в том числе естественный отбор, и применяют их к психологическим явлениям. Этот подход предлагает следующую теорию: психические процессы возникли потому, что они помогают в выживании и размножении.

Гуманистический подход

В течение 1950-х формируется гуманистическая психология. Взращённый работами Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, подход подчёркивает значение мотивации для мыслей и поведения человека. Основой психологии является концепция самоактуализации.

Те, кто избрал такой подход, изучают способы, позволяющие человеку вырасти, измениться и развить личный потенциал. Между прочим, позитивистская психология, недавно возникшая отрасль психологии, уходит корнями именно в гуманистический подход.

Post scriptum

Существует множество точек зрения на человеческое мышление и поведение. Многообразие подходов современной психологии позволяет исследователям и учащимся найти свой способ постижения различных проблем, отыскать новые пути объяснения и прогнозирования человеческого поведения, а также развить современные методы лечения отклонений.

биопсихология, бихевиоризм, гуманистический подход, когнитивизм, кросс-культурный подход, подходы в современной психологии, эволюционный подход

Видео:🔴 ПСИХОЛОГИЯ. Основные направления и школы психологии. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Гуманист....Скачать

🔴 ПСИХОЛОГИЯ. Основные направления и школы психологии. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Гуманист....

Я-подход и вы-подход — психология

Основные подходы в психологии

Автор Evgeniy в 04/10/2013. Психология 101

Довольно легко потеряться в современных психологических подходах: чем отличается когнитивизм от бихевиоризма? почему важно разграничить эволюционный и биологический подходы? и, наконец, как каждая из психологий объясняет феномен человеческого поведения?

Функционалистский подход У. Джеймса

Американский психолог Уильям Джеймс (1848-1910) — наиболее яркая фигура в истории мировой психологии. Он создал первую психологическую лабораторию в Америке, а его идеи оказались столь многогранны, что предвосхитили появление бихевиоризма, гештальт-терапии и других современных теорий. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он писал:

Ученый выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые — произвольными.

https://www.youtube.com/watch?v=_5Kem63fQMQ

Джеймс указывал, что мысли конкретного человека все время меняются, и «от года к году мы видим вещи в новом свете». Сознание что-то принимает, что-то отвергает, все время выбирая, пока оно мыслит; оно «создает акценты и аспекты, свет и тени, фон и фигуру». (В этом суждении уже намечаются идеи гештальт-психологии с ее целостным подходом и одним из главных понятий «фигура — фон».)

Джеймс много говорил о привычках. Отличие их от инстинкта он видел в том, что они создаются, могут быть сознательно изменены или устранены. «Привычка уменьшает сознательное внимание, с которым исполняются наши действия.

Фактически наши добродетели являются нашими привычками, как и наши пороки. Вся жизнь есть лишь сумма привычек, неотвратимо влекущих нас к нашей судьбе, какова бы она ни была».

(Эта мысль намечает идеи бихевиоризма о совокупности привычных реакций как характеристике человека.)

Эмоциональный взрыв — одно из средств разрушения укоренившихся привычек, он освобождает человека, дает ему возможность вести себя по-другому. Препятствием для личностного роста ученый считал дурные привычки, которые делают незаметными для человека его глупости и неотрегулированные эмоции.

Джеймс выдвинул понятие психологической слепоты — неспособности понять другого человека. Она не позволяет осознавать интенсивность настоящего момента, человек теряет контакт с природой. (В подобном заключении просматриваются принципы гештальт-психологии — жить «здесь и сейчас» — и осознавания.)

К другим проявлениям слепоты Джеймс относил неспособность выражать чувства, отсутствие чувства меры, попустительство собственным дурным привычкам.

Он полагал, что когда человек воспринимает ситуацию, возникает инстинктивная физическая реакция, а затем и осознание эмоции. Последняя, с точки зрения ученого, основана на узнавании этого физического чувства, а не исходной ситуации. «Мы чувствуем печаль, потому что плачем. Улыбайтесь — и вам будет весело». С легкой руки Джеймса сейчас улыбается вся американская нация.

Он подчеркивал, что хороший характер — это совершенно сформированная воля, под которой понимается совокупность тенденций действовать твердо, безотлагательно и определенно во всех важных случаях жизни. Такая тенденция укореняется пропорционально тому, сколь часто человек немедленно прибегает к действиям.

«Используйте первую же возможность реализовать решение, которое вы приняли, пользуйтесь каждым эмоциональным побуждением для обретения привычек, к которым вы стремитесь».

Таблица 5.1

Теория У. Джеймса

Понимание человекаЧеловек — сознательное существо. Сознание — его сущностная черта, отличающая от животных и обеспечивающая выживание, приспособление к миру.
ЛичностьЛичность — это совокупность трех инстанций: физического Я, социального Я, духовного Я.
Отношение к телуТело человека неотделимо от психики, оно источник переживаний, ощущений, обратных связей для психического и личностного развития, для формирования физического Я. На психическую жизнь человека можно воздействовать через тело. Это орудие обитающего в нем сознания.
Социальные отношенияСоциальные отношения — это источник формирования социального Я, набора социальных привычек. Человеку объективно необходимо чувство принадлежности, включенности в социальные отношения, необходимо быть признанным другими людьми.
ВоляВоля — это главное качество личности. Но развитая личность уже не сталкивается с трудностями при принятии решений, она чувствует свое единство с миром, и ей не надо совершать волевые усилия, чтобы действовать.
ЭмоцииУ. Джеймс — автор периферической теории эмоций. Они имеют своим источником телесные ощущения. Изменяя позу тела, можно изменить эмоции, управлять ими. Развитие личности — это освоение эмоций более высокого порядка, которые высвобождаются при участии сознания
ИнтеллектВыделяет два вида знаний у человека:

  • обыденное, или интуитивное, знание (по сходству, по привычке, они эмоционально окрашены, а по способу получения интуитивны, случайны);
  • собственно интеллект — фокусирование не на свойствах, а на отношениях, они являются обобщенными, объективными знаниями о сущности предметов, явлений.
СамостьСамость, центр личности — ее духовное Я. Оно источник внимания и воли, личностного развития
Подход к психотерапевтической помощиЗадачи психотерапии — развитие произвольности, воли у человека, т. е. ее роль состоит в том, чтобы научить человека управлять своим вниманием, волей, эмоциями. Основа для этого — собственная мотивация человека и ее развитие.Препятствия для развития личности:

  • «телесные привычки»: действия, которые совершаются без специального осознания, являются неадекватными;
  • ошибка преувеличения: если какие-то черты у человека являются преувеличенно развитыми, они перерастают в свою противоположность, становятся неадекватными;
  • «личная слепота, или индивидуальное ограничение»: точка зрения человека относительно самого себя является неполной, «мы можем защищаться тем, что чего-то в себе не замечаем».

Видео:МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯСкачать

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучение личности – методы и подходы

Основные подходы в психологии

Добрый день, дорогие домоседы! Основные подходы к изучению личности. Изучение личности имеет свои методы. Вообще, почти любая психологическая школа стремится изучать личность. Ведь несмотря на ее сложность, она является существенным фактором человеческой жизни.

От того, насколько одна личность подходит друг к другу и что нужно делать для того, чтобы стать лучше и добиться успеха, зависит не только благосостояние самого человека, но и его близких.

Невозможно изучать психологию и отойти от темы личности.

И для этого существует ряд психологических школ. Каждая трактует наше поведение по-своему. Ведь не только основные положения этих подходов отличается, может различаться даже методологический аппарат.

https://www.youtube.com/watch?v=jMCZLdMSkyM

Что это такое? Методологический аппарат – это комплекс методов, которые используются в любой науке для изучения ее предмета и объекта. Не всегда методы противоречат друг другу.

То же самое можно сказать и о теориях, которые исходят из этих методов. Нельзя сказать, что одна противоречит другой.

Просто учение в каждом психологическом подходе к изучению личности будеть пригодным для определенного слоя населения.

На других же эта теория не будет распространяться. Например, на одних алкоголиков действует поведенческий подход, а на других – нет.

То же самое касается и психодинамических подходов, которые основываются на принципе, что любые проблемы берутся из детства. Это, естественно, хорошо. Но ведь пятилетний ребенок не показывает аддиктивного поведения почти никогда. При чем здесь психоанализ?

В общем, можем сказать, что каждая теория личности права по-своему, в собственных аспектах предмета персонологии. Именно поэтому можно сказать, что все теории верны.

Но давайте уже приступим непосредственно к их рассмотрению.

Изучение личности – Поведенческий подход

Поведенческий подход собой являет целый комплекс возможных теорий личности, для которых характерно рассмотрение личности человека не как комплекса внутренних состояний и мотивов к действию, как самого действия.

То есть, если человек что-то делает – это может поддаваться объективному анализу в рамках поведенческого подхода. Если же нет – увы. Этот подход является достаточно спорным, так как достаточно часто рассматривается только теория бихевиоризма. Но разница очень большая.

Это очень сложно выглядит, поэтому давайте немного разберемся конкретнее, что означает поведенческий подход. Фактически, психологи, использующие его в своей практике, используют одно как объективный критерий – поведение.

То есть, условно говоря, если человек совершил преступление, то не учитывается его душевное состояние в тот момент. Но это очень условно, так как психология не является криминалистикой. Это просто было приведено для простоты примера.

Поведенческий подход в себя включает целых пять психологических теорий, которые трактуют поведение и как комплекс внешних влияний в сочетании с внутренними усилиями человека и как безличный внутренний мир, управляемый только стимулами из внешнего мира.

Последний – это бихевиоризм. Это течение было очень популярно в начале двадцатого века, которое постулировало, что человек – это существо, которое намного больше подвластно стимулам из окружающего мира, чем мы привыкли.

Через какое-то время это течение было заменено более перспективной когнитивной психологией. Но частично положения бихевиоризма продолжают использоваться.

В первом случае – это личностно-деятельный подход, который достаточно активно продвигался нашими советскими психологами совместно с иностранными коллегами.

В общем, вы поняли логику поведенческого подхода. Только человеческое поведение может быть проанализировано. Все, что нельзя непосредственно наблюдать, просто не вносится в психологический анализ.

Это, естественно, неплохая идея. Но невозможно не учитывать личность как духовное существо, которое стремится не только получить животные удовольствия, но и проявлять себя как полноценный член социума: подниматься по карьерной лестнице, стремиться получить как можно больше признания со стороны других людей.

К сожалению, в поведенческом подходе порой этот немаловажный фактор не берется в учет. Собственно, не сильно и нужно, так как есть другие подходы, которые могут использоваться в ситуациях, которые подразумевают учета глубинных человеческих переживаний.

На то психология является целой наукой, что одна школа скорее не конкурирует с другой, а дополняет ее своими теориями. Но дыры в отдельно взятом подходе возможны всегда.

Поэтому иногда внутри поведенческой парадигмы могут случаться разного рода промахи. И тогда ее выручают другие подходы в психологии личности. Можно даже использовать эти пункты комплексно.

https://www.youtube.com/watch?v=WeT12UVlfYs

То есть, часть интерпретации личности возьмем на поведенческий подход, а вторую часть – на гуманистическую парадигму.

Не забывайте о том, что поведенческий подход является одним из самых весомых в силу того, сколько теорий с разных стран он объединяет.

Изучение личности в гуманистической психологии

Одной из самых гуманных являются взгляды на личность в гуманистической психологии. Собственно, по названию это видно. Для гуманистической психологии характерны антропоцентрические философские взгляды.

Как это? Согласно антропоцентрической философии человек является центром вселенной и он может делать все для собственного совершенствования. В гуманистической психологии человек – это существо, которое постоянно хочет развиваться и старается взять контроль над своей животной природой.

Примером сторонников гуманистического подхода может быть Абрахам Маслоу, который известен своей иерархией потребностей.

Изучение личности в когнитивной парадигме

В когнитивной психологии считается, что личность формируется исходя из того, как она мыслит. И все аспекты, которые проявляются в ней, также являются следствием образа ее мышления.

Согласно когнитивному подходу человек является исследователем, который постоянно хочет найти свои ответы на возникающие вопросы. В зависимости от того, как интерпретируется окружающий мир, и зависит личность.

Изучение личности в психодинамическом подходе

Если другие подходы рассматривают личность человека преимущественно как продукт сознания, то согласно психодинамическому подходу на первое место становится подсознание. Именно оно определяет все дальнейшее поведение человека.

Подсознание формируется в детстве. Для того чтобы личность формировалась благополучно, ему нужно пройти ряд испытаний в этом маленьком возрасте. От того, насколько это удачно получилось, зависит результат формирования личности.

Вообще, психодинамический подход уходит далеко за пределы Фрейдовской психологии. Сюда также входят учения его учеников, которые потом от него отделились: Юнга и Адлера. Каждый толкает собственную теорию личности.

Вот такое изучение личности и такие подходы к изучению личности. Как видим, они принципиально отличаются не столько самим пониманием, что такое личность как акцентированием внимания на определенных ее аспектах. А их, оказывается просто огромное количество.

Поведенческий подход во главу угла ставит поведение, гуманистический – стремление человека к самосовершенствованию.

Когнитивный акцентируется преимущественно на том, что происходит в черепной коробке человека.

А психодинамический представлен как акцентированием на подсознании, так и на определенной смеси психоанализа с гуманистическими концепциями.

Это основные психологические течения на изучение личности, каждое из которых имеет собственные теории.

В предыдущей статье «Личность и психология Личности» есть интересные подробности, ознакомьтесь!

Подписывайтесь на канал «Сосед-Домосед». Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.

© Сосед-Домосед 2020. Все права защищены.

Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.

📹 Видео

От Фрейда до незакрытого гештальта_История развития и современные подходы психотерапииСкачать

От Фрейда до незакрытого гештальта_История развития и современные подходы психотерапии

Структура и направления психологического консультированияСкачать

Структура и направления психологического консультирования

НАПРАВЛЕНИЯ (ВИДЫ) ПСИХОЛОГИИ. КАКИЕ есть направления в психологии? Клиническая, социальная, орга...Скачать

НАПРАВЛЕНИЯ (ВИДЫ) ПСИХОЛОГИИ. КАКИЕ есть направления в психологии? Клиническая, социальная, орга...

Направления/школы/подходы в психологии (психотерапии)Скачать

Направления/школы/подходы в психологии (психотерапии)

Основные подходы и парадигмы в современной психологииСкачать

Основные подходы и парадигмы в современной психологии

Психология. Понятие, предмет, объект и методы психологииСкачать

Психология. Понятие, предмет, объект и методы психологии

Методы психологии. КАК и при помощи ЧЕГО проводит исследования научная психология сейчас?Скачать

Методы психологии. КАК и при помощи ЧЕГО проводит исследования научная психология сейчас?

Психология. Направления и школы психологии.Скачать

Психология. Направления и школы психологии.

01 Психология и философияСкачать

01 Психология и философия

Психоанализ, гештальт или КПТ?Скачать

Психоанализ, гештальт или КПТ?

Психотерапия #22. Направления и школы психотерапии и психологии.Скачать

Психотерапия #22. Направления и школы психотерапии и психологии.

Историческое развитие предмета психологии. Основные школы и подходы в современной психологии.Скачать

Историческое развитие предмета психологии. Основные школы и подходы в современной психологии.

Лекция 17. Основные подходы к изучению личности (2/2). Психология способностей (1 из 2)Скачать

Лекция 17. Основные подходы к изучению личности (2/2). Психология способностей (1 из 2)

Основы общей психологииСкачать

Основы общей психологии

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.Скачать

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.
Поделиться или сохранить к себе: