Меню статьи:
В конце 1860-х годов Тургенев создает одно из самых значимых для своего наследия произведений. Это произведение под названием «Отцы и дети». Критики называют роман выразителем духа времени. И правда, для второй половины XIX века этот текст стал знаковым.
Фенечка, о которой мы поговорим в этой статье, является второстепенной (но от этого не менее важной) героиней тургеневского шедевра. На самом деле Фенечку зовут Федосьей Николаевной.
Героиня была дочерью женщины, служившей у Кирсановых экономкой. Мать девушки звали Арина Савишна. Когда мать умерла, Фенечка вступила в любовные отношения с хозяином дома – Николаем Петровичем.
Впоследствии героиня даже родила ребенка от Кирсанова-старшего. На Фенечку, впрочем, обратил внимание не только Николай, но и его брат – Павел. Именно скромная и простая девушка станет причиной радостных и опасных событий тургеневского романа.
Каких именно? Это мы и выясним немного ниже.
- Женские персонажи Тургенева
- Характеристика образа Фенечки
- Внешние особенности девушки
- Нрав и личностные качества Фенечки
- Отношения Фенечки и Кирсанова-старшего
- Вызов за поцелуй
- Письмо о сыне
- 700 рублей за любовь
- После идиллии
- Где тут было место Феоктисты?
- Последний разговор
- Тема любви в романе
- Чувство Базарова к Одинцовой
- Образ Анны Сергеевны
- Перелом в душе Евгения Базарова
- Одиночество Базарова в любви
- Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова
- Любовь в жизни Николая Петровича
- Взаимоотношения Аркадия и Кати
- Заключение
- Личностные качества
- Отношения с Кирсановым
- Фенечка
- Описание героя
- Роль героя в произведении
- 🌟 Видео
Женские персонажи Тургенева
В «Отцах и детях» автор изображает не один женский персонаж. Как правило, Тургенев выводит на сцену определенные образы, чтобы воплотить в этих образах нужные черты, характеристики.
Например, читатель может увидеть в Одинцовой – потомственной дворянке – интересную, умную, интеллектуальную женщину. Однако Одинцова не способна искренне относиться к людям. Фенечка – противоположность.
С одной стороны, это образ юношеской свежести, чистоты, наивности, теплоты и естественности. Возможно, у Фенечки нет таких знаний, вкуса и интеллекта, как у Одинцовой.
Произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети», герои в котором призваны продемонстрировать конфликт поколений, является бессмертным. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этой повести
Зато Фенечка – это воплощение доброты, искренности и любящего отношения к людям. Есть еще один женский персонаж – Кукшина. В образе Кукшиной писатель воплотил пустышку, неопрятную девушку. Кукшиной кажется, что она «исповедует» определенные ценности, придерживается модного нигилистического мировоззрения. Но на самом деле Кукшина вряд ли понимает, что такое нигилизм.
Характеристика образа Фенечки
Итак, что мы знаем о Фенечке? На момент событий, которые описываются в «Отцах и детях», девушке исполнилось двадцать три года. Учитывая, что мать Фенечки служила экономкой, становится очевидным крестьянское происхождение героини. Предполагается, что родителям Фенечки – бывшим крепостным – даровали вольную.
Цикл своих рассказов “Бежин луг” Иван Тургенев создал в стиле реализма, однако здесь присутствуют и черты романтизма. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Именно этого простого, неблагородного, происхождения и стесняется Николай Петрович. Поэтому мужчина не афиширует, даже скрывает свои отношения с Фенечкой. Несмотря на это, Николай искренне любит девушку.
В двадцатилетнем возрасте героиня теряет родителей. Отец девушки умер давно, а вот мать скончалась недавно: несчастную женщину сразила холера. Когда мать Фенечки умерла, привлекательная девушка вступила в отношения с барином, став его любовницей. Как мы говорили выше, Фенечка даже родила от барина ребенка.
В центр водоворота событий героиня попадает, когда однажды гость Кирсановых – Базаров – застал Фенечку врасплох. Увидев, что девушка коротает время в одиночестве, юноша крепко поцеловал красавицу. Эту сцену увидел Павел – брат Николая.
Дело в том, что Павлу тоже нравилась Фенечка: своей внешностью девушка напоминала мужчине некую княгиню. В молодости Павел любил эту княгиню, но любовь оказалась несчастной, трагической.
Поэтому, приревновав Фенечку к Базарову, Павел бросает гостю вызов: Базаров должен стреляться с Павлом Петровичем на дуэли.
Внешние особенности девушки
Молодость и красота – классическое оружие женщин. Лицо – румянилось «горячей кровью». Но у Фенечки была еще одна важная черта – здоровье. Материнство украшало героиню. Тургенев приводит множество фраз, свидетельствующих о красоте девушки, а также о том, что у Николая Петровича хороший вкус.
https://www.youtube.com/watch?v=w3DFa84weG4
Кожа у Фенечки – белая и нежная, а на ощупь – мягка и приятна. Белизну кожи выгодно подчеркивали темные волосы и такие же темные глаза. Что-то во внешности Фенечки напоминало ребенка: вероятно, пухлые, красноватые губы. Одевалась героиня скромно: Фенечка предпочитала платья из ситца.
Тургенев описывает эпизод, в котором на плечах девушки лежала косынка – голубой цвет косынки был красавице к лицу. Возможно, Фенечка была немного пухленькая, так как Тургенев иногда сравнивает внешность Фенечки и «кровь с молоком». На голове героиня любила носить платки белого цвета.
Вот, что пишет автор о девушке:
Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки. Все к тому способствовало, даже июльский зной, который стоял тогда.
Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче: загар не приставал к ней, а жара, от которой она не могла уберечься, слегка румянила ее щеки да уши и, вливая тихую лень во все ее тело, отражалась дремотною томностью в ее хорошеньких глазках.
Она почти не могла работать; руки у ней так и скользили на колени. Она едва ходила и все охала да жаловалась с забавным бессилием…
Особенное сильное внимание привлекали во внешности героини глаза – как выразился Базаров, «хорошенькие». Также этот милый облик дополнял приятный, немного тихий, однако звучный, голос.
Нрав и личностные качества Фенечки
У героини – много достоинств. Одно из них – скромность. Кроме того, девушка прекрасно понимает собственное положение, а потому ведет себя тихо, стыдливо. Николай Петрович считает Фенечку достойной женщиной. Такого же мнения придерживается и Кирсанов-младший – сын Николая, Аркадий.
Николай вступил в отношения с Фенечкой отнюдь не из-за «легкомысленной похоти». Это серьезное, стабильное чувство. И если уж девушке разрешили жить с Кирсановыми под одной крышей, значит Фенечка заслужила это право. Хотя девушка, конечно, плохо образованна: Павел порой называет Фенечку «пустой». Но это не мешает мужчине любить это «пустое существо».
Павел, кстати, приносил героине радость, когда играл с Митей – сыном девушки.
Вежливость, рассудительность, мудрость, хозяйственность и степенность – тоже характерные украшения Фенечки. Девушка любила порядок, как и ее мать, умела исправно вести хозяйство.
Стеснительность Фенечки распространяется как на жителей дома, так и на гостей. Например, героиня не сразу вышла к приехавшим в имение Кирсановых гостям. Официальная версия для гостей: болезнь девушки. Однако истинная причина – стеснительность. В том числе из-за собственного, неоднозначного статуса в доме Кирсановых:
Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти…
Правда, однажды девушка столкнулась с исключением – это Базаров. Как ни странно, но при Базарове Фенечка чувствовала себя свободнее. В поведении девушки, когда та находилась в компании Базарова, появляясь большая вольность, уходила прежняя скованность. Казалось, что Фенечка сблизилась с гостем даже больше, чем с Николаем.
Отношения Фенечки и Кирсанова-старшего
Фенечка – любовница, неофициальная супруга Николая. Герой как-то сказал, что разрешил девушке жить вместе с ним, так как в доме Кирсановых все равно пустовало несколько комнат.
Также девушка – как бы там ни было – была матерью сына Николая. Ребенка назвали Митей. Мальчику шел уже седьмой месяц от роду. Несмотря на кажущуюся серьезность отношений между Фенечкой и Николаем, мужчина стесняется своих чувств.
Судьба девушки находится в подвешенном состоянии:
Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну, да… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить…
Что касается чувств Фенечки к Кирсанову-старшему, то девушка искренне и самозабвенно любила своего барина:
Я Николая Петровича всем сердцем люблю… Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо!.. Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!..
Николай поначалу не хотел брать Фенечку в жены официально. Дело в том, что в дворянском обществе не приветствовались браки с простолюдинами (крестьянами). Но в итоге мужчина все равно женился на своей молодой возлюбленной:
Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…
По нашему мнению, девушке свойственен житейский ум, доброта, искренность, бытовая рассудительность. Павел все же несправедлив к Фенечке. Конечно, интеллектуально героиня уступала, например, Одинцовой.
Видно, что Тургенев симпатизирует своей героине. Искренность, открытость, естественность Фенечки явно восхищают автора. Фенечка – не классическая «тургеневская девушка».
Между тем, это не мешает автору любоваться своей героиней. Создается впечатление, что Тургенев защищает Фенечку, показывает девушке прелести материнства.
Фенечка будто находится в другом мире, который выходит за рамки предрассудков и сплетен.
Все знают: нигилист Базаров — герой великого романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». Школьная программа. Лето на календаре. Год 1859-й. Базарову лет двадцать пять, студент, все впереди, любые реверансы, правила и «принсипы», которые нельзя увидеть в микроскоп или разрезать скальпелем, он отрицает как отжившее старье. Бывает, в двадцать пять особенно.
https://www.youtube.com/watch?v=om7OcUi38sg
Вчера вот встретил Фенечку в беседке, дал почитать ей книгу «о креозоте» и его антимикробных свойствах. Ей стало смешно, и он, воспользовавшись случаем, ее поцеловал. Всего-то.
Вызов за поцелуй
Писатель, тонкий наблюдатель, отметил: Фенечка упиралась. Но как-то — как девушка честная, которой в глубине души не очень-то хотелось упираться. Короче говоря, «уперлась слабо, и он мог возобновить и продлить свой поцелуй».
И тут «сухой кашель раздался за сиренями». За ними, как рояль в кустах, подсматривал главный базаровский неприятель, Павел Петрович Кирсанов. Идеалист лет сорока пяти. Разочарованный эстет. Базаров называл его пренебрежительно «аристократом». А Фенечка его боялась: он та-а-ак на нее смотрит, ужас. И ходит по пятам.
Мертвые души. Прототипом Плюшкина стал близкий знакомый Гоголя
Надо напомнить: Фенечка была простой дворовой девушкой, дочкой экономки у Николая Петровича Кирсанова, брата Павла Петровича и отца Аркадия, приятеля Базарова.
Мать умерла, а Фенечка была как одинокий ангел — жена Николая Петровича тоже скончалась, а он был добрым, скромным и любил играть на виолончели. Так что у них с Фенечкой родился мальчик. Но о базаровском поцелуе он так и не узнал.
И на дуэль Базарова вызвал Павел Петрович — когда-то бравый капитан и англоман, и старомодный вольнодумец, разочарованный во всем от несчастной любви к полумистической «княгине Р.».
А что было дальше — всем известно.
Но кто эта Фенечка? Откуда ее взял Тургенев?
Письмо о сыне
В 1862 году, когда «Отцы и дети» вышли в «Русском вестнике», Иван Сергеевич получил письмо от знакомой, дочери декабриста Сергея Волконского, Елены Кочубей — с какими-то намеками на «Феничек», с которыми ему советовали быть поосторожней.
Тургенев отвечал, отшучиваясь (13/25 апреля 1862) из Парижа: «Я очень рад, что мой роман Вам понравился.
— Что же касается до Феничек и до грозящей мне от них опасности — то Вы, как говорится, положили палец на рану — и моя единственная надежда состоит в том, что я скоро так состареюсь, что ни одна даже Феничка не захочет разделить свою судьбу с моею».
И все же Фенечка была — совсем не мимолетная. Если точнее, то не Фенечка, а Феоктиста Волкова.
Война и мир. Прототип штабс-капитана Тушина — поручик Радожицкий
Не будем слушать сплетников — послушаем, что сам Тургенев говорил. В письме давнему другу Ивану Маслову, начальнику московской Удельной конторы Императорских имуществ (18/30 июня 1865, Спасское):
«Любезнейший Иван Ильич!
Сегодня будет у меня с тобою речь не о продаже и деньгах, а о совершенно другом деле. Слушай.
У меня в 1851м, 2м и 3м годах в Петербурге и здесь жила девушка, по имени Феоктиста, с которой я имел связь. Ты, может быть, слыхал о ней. Я в последствии времени помог ей выйти замуж за маленького чиновника морского министерства — и она теперь благоденствует в Петербурге.
Отъезжая от меня в 53ем году, она была беременна, и у ней в Москве родился сын Иван, которого она отдала в воспитательный дом. Я имею достаточные причины предполагать, что этот сын не от меня, однако с уверенностью ручаться за это не могу. Он, пожалуй, может быть мое произведение.
Сын этот, по имени Иван, попал в деревню к мужику, которому был отдан на прокормление.
Феоктиста, которая ездила к нему в прошлом году, тайком от мужа, не умела мне сказать, где лежит эта деревня и какого она ведомства: она знает только, что до этой деревни было верст 50 и что зовут ее Прудище.
Имеет она также причины предполагать, что какая-то дама взяла к себе ребенка — которому в деревне житье было плохое — и что эта дама попала в больницу.
Из этого всего ты можешь заключить, что голова у этой Феоктисты слабая.
Теперь она опять едет в Москву (заезжала она сюда, чтобы на меня посмотреть — мужа ее отпустили на месяц в Богородицкий уезд) — и я направил ее к тебе с тем, чтобы ты помог ей в ее разысканиях. Если этот Иван жив и отыщется, — то я бы готов был поместить его в ремесленную школу — и платить за него.
https://www.youtube.com/watch?v=bIyty6DDiw8
Во всяком случае, будь так добр, окажи свое высокое покровительство этой Феоктисте Петровне Волковой, которая явится к тебе с письмом от меня. Муж — ни о чем не знает; впрочем, он очень смирный и порядочный человек.
NB. Денег Феоктисте не давай — она уже получила от меня».
Были еще письма Маслову. Но разыскал ли Маслов сына Феоктисты Волковой и что с этим мальчиком стало, неизвестно.
700 рублей за любовь
Какие-то подробности о Феоктисте Волковой чуть позже, в 1880х, появились в воспоминаниях литератора и журналиста Николая Берга. Вот что можно узнать из рассказов, которые Берг старательно записал.
В 1851 году Иван Сергеевич встретился в доме своего дяди, Петра Николаевича Тургенева, жившего в Москве, с двоюродной сестрой Лизой, девушкой лет шестнадцати. У Лизы, Елизаветы Алексеевны, служила девушка Феоктиста, которую «все по тогдашним обычаям называли Фетисткой».
«Недурная собою брюнетка». Взгляд у нее был «невыразимо привлекательный». И в целом «стройности она была поразительной, руки и ноги у нее были маленькие; походка гордая, величественная. Ни с какой стороны она не напоминала девичью и дворню».
Вдобавок Лиза одевала Фетистку как барышню.
Иван Сергеевич, как уверяет Берг, зачастил к кузине. Потому что оказался без ума от горничной Фетистки.
«Довольно скоро Иван Сергеевич повел с кузиной «прозаический» разговор, которого она с часу на час ожидала и потому достаточно к нему приготовилась. Кузен услышал от нее такой куш, что, несмотря на свою влюбленность, был несколько озадачен.
Потолковали еще немного, и дело кончилось на семистах рублях: цена большая, так как дворовые девки продавались тогда рублей по 25, 30 и не шли далее 50. Последняя цифра даже считалась «сумасшествием»…
Деньги были тут же отданы, а на другой или на третий день Фетистка, обливаясь слезами, перебралась на квартиру Ивана Сергеевича, который ей признался тут же, что «очень ее любит и постарается сделать счастливой».
Что он ее любит, Фетистка давно знала, но в счастье с ним не верила».
После идиллии
Наверняка в таких не обязывавших ни к чему рассказах присочиняли многое. Чем был не повод позлословить — у Тургенева и недругов, как и друзей, всегда хватало.
Не проверишь, заплатил ли писатель за Феоктисту 700 рублей, — но если бы и так, имел ведь право. Судить те времена и нравы по современным меркам нелепо — вот и не будем.
Но зато по этим слухам можно получить хотя бы представление о том, как появилась Феоктиста у Тургенева.
Павел Басинский: Стартовый пистолет Петра ЧаадаеваВ 1852 году писателя сослали в Спасское. На пару лет. За то, что он опубликовал посмертный некролог, посвященный Гоголю. Причина была странной — но сейчас речь не об этом. Он перевез из Петербурга в Спасское и Феоктисту.
Берг описал, в какие «всякие богатые материи, одежды, украшения, белье из тонкого полотна» Иван Сергеевич одел «крепостную любовницу» — и жил с ней в Спасском точно так, как виолончелист Николай Петрович Кирсанов с Фенечкой в «Отцах и детях». Хотя не слишком этот факт выпячивал — точнее, попросту скрывал. Все-таки это было не совсем прогрессивно.
А что Феоктиста? В Спасское к сосланному Тургеневу приезжала шумная компания — Боткин, Дружинин, Григорович. Он завел знакомство с жившими недалеко Толстыми — Марией Николаевной (сестрой Льва Николаевича) и ее супругом. Мария Николаевна зачастила в Спасское, Тургенев от нее был без ума, как, впрочем, и она.
И в скором будущем все это кончится тем, что Толстая от мужа уйдет. Лев Николаевич записывал себе в дневник: нехорошо — он этот грех записывал на счет Тургенева.
Да, но тогда еще, в середине 1850-х, в жизни Ивана Сергеевича появилась и Ольга Тургенева — кузина писателя и тоже совершенный ангел, готовая «тургеневская девушка», и ее даже записывали в невесты…
Где тут было место Феоктисты?
Версия Николая Берга: «Прошел идиллический год… может, и меньше… новый барин Фетистки начал сильно скучать. С нею не было никакой возможности говорить ни о чем другом, как только о соседских дрязгах и сплетнях.
Она была даже безграмотна! Иван Сергеевич пробовал было в первые медовые месяцы (когда с нею почти не расставался) поучить ее читать и писать, но увы! Это далеко не пошло: ученица его смертельно скучала за уроками, сердилась…
Потом явились на сцену обыкновенные припадки «замужних женщин», а вслед затем произошло на свет прелестное дитя…»
У героев романа Льва Толстого «Война и мир» были реальные прототипы
В мае 1855-го приятель Павел Анненков, первый биограф Пушкина, который часто помогал Тургеневу по-дружески в деликатных вопросах, сообщив о работе над «Сочинениями Пушкина», добавил, между прочим, новость о беременности Феоктисты.
В ответ Иван Сергеевич писал тревожно: «Насчет Феоктисты дело выходит скверно — тем более, что это дело не моих рук — пожалуйста, оказывайте ей свое покровительство, а я ей на днях вышлю опять рублей 25.
Кстати, почему Вы велели Колбасину сказать мне, что я «штучка»? Непонятно!»
Словом, Феоктисте ничего хорошего, конечно, не светило. В 1856 году Тургенев получил наконец разрешение и срочно засобирался в Париж. Всем было ясно: это он к Полине Виардо. Но тут в истории уж слишком много неизвестных…
Последний разговор
Николай Петрович женился (брат Павел Петрович позволил) на Фенечке.
https://www.youtube.com/watch?v=1tuMp9PNs7g
Иван Сергеевич много лет спустя все хлопотал о Феоктисте.
В 1862 году, вслед за «Отцами и детьми», он написал ужасно нервное — отчаянное даже — эссе «Довольно!». В нем он, как Базаров, объявлял всю жизненную суету никчемной. В нем, как Павел Петрович, пытался объяснить, отчего мечтает — куда-нибудь, чтоб скрыться от всего и всех.
И в нем он обращался к той, чей профиль в старой церкви не давал ему покоя. Такой и Николай Петрович у него в «Отцах и детях» запомнил Фенечку — «в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица».
Кто знает, сколько бед и болей, душевных катастроф скрывала вся эта история Тургенева и Феоктисты-Фенечки…
Видео:Характеристика Николая Петровича Кирсанова. "Отцы и дети".Скачать
Тема любви в романе
Тема любви в романе «Отцы и дети» раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки.
В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе «Отцы и дети» помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.
Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.
Чувство Базарова к Одинцовой
Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным.
Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его.
Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.
Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, – скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.
Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это «пустота» и «распущенность». Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» становится роковой.
Образ Анны Сергеевны
Анна Сергеевна – вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером.
Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством.
Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.
Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.
Перелом в душе Евгения Базарова
В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй – одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства.
Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство.
Сам Евгений осознает, что бороться с собой – безнадежное дело!
Одиночество Базарова в любви
Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, выбила из колеи. В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале.
Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной.
Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.
Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова
Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве.
Оба они раньше были «охотниками до женщин», однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны «не добьешься толку», однако не смог не думать о ней.
И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и «еще мучительнее» к ней привязался. Эта история любви в романе «Отцы и дети» проходит через всю его жизнь. Базарова тоже «мучила и бесила» любовь, от которой его спасла только смерть.
И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что «исхудалая голова» Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца.
Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.
Любовь в жизни Николая Петровича
Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство – движущая сила и опора.
Тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова.
Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.
https://www.youtube.com/watch?v=9fE_ddPUP-I
Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.
Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.
Взаимоотношения Аркадия и Кати
Тема любви в романе «Отцы и дети» представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей.
У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной.
Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича.
Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.
Заключение
Очень широко представлена тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье.
Страницы романа «Отцы и дети» Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью.
Безусловно, тема любви в романе «Отцы и дети» – одна из ключевых в этом произведении.
Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети» создал несколько ярких, запоминающихся женских образов. Были в его произведении и умная дворянка Анна Одинцова, и пустышка Кукшина, и крестьянка Феня. С помощью каждой из них писатель раскрывает тонкость и многогранность женской натуры.
Характеристика Фенечки в «Отцы и дети» составляет облик идеальной, по мнению автора, женщины. Она была второстепенным персонажем произведения, но от этого не менее значимым. Ведь именно эта простая девушка стала причиной множества радостных и печальных событий тургеневского романа.
Личностные качества
Фенечка была примером добропорядочного, хорошего человека. У нее было много достоинств. Одно из главных — это скромность. Героиня прекрасно понимала свое положение любовницы в доме Базарова. Она стыдилась этого и вела себя тихо, покорно.
Николай Кирсанов и его сын Аркадий считали Феодосью достойным человеком. Ведь Николай Петрович начал встречаться с девушкой не из-за грязных, страстных желаний. Мужчина испытывал серьезные чувства к Фенечке.
Даже тот факт, что ей разрешили жить вместе с Кирсановым говорит о его отношении к ней и поведении, которым она это заслужила.
Основными чертами характера Феодосьи Николаевны всегда были:
- мудрость;
- вежливость;
- рассудительность;
- хозяйственность;
- доброта.
В полной степени характер героини раскрывается в материнстве. Она с большой нежностью и трепетом относится к сыну, обожает его, балует. Фенечка была на седьмом небе от счастья, когда Павел Петрович интересовался малышом Митенькой.
Но при этом Фенечка темна. Из-за отсутствия образования и острого ума Павел Петрович порой называет ее «пустой». Но даже это не мешает ему любить девушку. Она была рада, когда Павел играл с ее сыном.
https://www.youtube.com/watch?v=275Yt8VEKA0
Стеснительный характер девушки распространялся на всех окружающих, в том числе на жителей и гостей дома Кирсановых. К примеру, однажды она ни разу не вышла к приехавшим в имение гостям. Героиня попросила сказать им, что она приболела. Но на деле же причиной всему была ее стеснительность. Смущал ее и свой, неопределенный статус в доме Николая Петровича.
Единственным исключением был Базаров. В присутствии Евгения она чувствовала себя свободнее.
Как удивительно, но именно с ним Фенечка ничего не боялась, вела себя более свободно и развязно, нежели в присутствии Николая Петровича.
Ее поведение рядом с ним было совершенно иным, чем рядом с другими людьми, ведь от прежней скованности не оставалось и следа. Казалось, Фенечка даже сблизилась с ним сильнее, чем со своим гражданским мужем.
Она, так же как и ее мать, любила чистоту и порядок и знала, как следить за домом. Кроме того, Фенечка была очень вежливой и обходительной. Она говорила на «вы» всем присутствующим в доме.
Отношения с Кирсановым
Фенечка была любовницей и гражданской супругой Кирсанова-старшего. История любви Фенечки и Николая Петровича началась с того, что она была лишь его сожительницы.
Сначала, казалось, что эти отношения лишены будущего, ведь он был дворянином, а она пусть и вольной, но крестьянкой. Однако Николай все-таки очень сильно любил Фенечку. В будущем у них родился ребенок — сын Митенька.
На момент описываемых событий мальчику уже было семь месяцев.
Несмотря на всю, казалось бы, серьезность отношений в паре, Николай все равно стеснялся своих чувств и несколько скрывал взаимоотношения с девушкой неблагородного происхождения.
Он пригласил ее жить к себе только потому, что в доме все равно пустовало несколько комнат. Но судьба героини все время находилась в подвешенном состоянии, а ее место в доме было непонятно.
Кирсанов сам как-то говорил, что можно переменить.
Фенечка же души не чаяла в Николае. Говорила, что любит на всем белом свете только его одного. Это чувство было сильным и самозабвенным.
С начала отношений Кирсанов сомневался в том брать ли Фенечку в жены, ведь дворяне не приветствуют браков с простолюдинами. Но в итоге он женился на девушке. Церемония прошла тихо, почти без свидетелей. На той же неделе была свадьба Аркадия с Катей.
Образ Фенечки в романе «Отцы и дети» был детально прорисован автором. Видно, что Тургенев симпатизирует своей героине. Писатель сочувствует ей и восхищается ее честностью и открытостью к людям. Фенечка — это не типичная тургеневская девушка. Но от этого ее роль в романе не меньше.
Автор очарован своей героиней настолько, что кажется он защищает ее перед другими персонажами. Она настолько необычная и искренняя, словно живет в другом мире, который лишен предрассудков, сплетен и грязи.
Из всех образов произведения Феодосья наиболее сильно подходит под идеальный тип тургеневской девушки.
Видео:Шутки галины ивановны над николаем петровичемСкачать
Фенечка
В романе «Отцы и дети» Фенечке отведена второстепенная роль. Несмотря на это, ее образ представляет собой сплав лучших черт женских характеров, которые, по словам И.С. Тургенева, и являли собой тот самый идеал «естественной жизни со всей ее неправильностью и во всей ее непрерывности». Фенечка – это символ уюта, чистоты, доброты, преданности и порядочности.
Описание героя
И. Извицкая в роли Фенечки. Х/ф «Отцы и дети». 1958
Мать Фенечки Арина служила экономкой в усадьбе братьев Кирсановых. Николай Петрович познакомился с ней на одном постоялом дворе и поразился прилежности, хозяйственности и чистоплотности этой простой женщины. Она была вдовой и одна воспитывала подрастающую дочку.
Николай Петрович предложил ей переехать в его имение. Так Фенечка оказалась в усадьбе Кирсановых. После внезапной смерти матери девушка осталась одна на всем белом свете.
Николай Петрович не мог допустить, чтобы сирота испытывала лишения и стал ее неофициальным опекуном.
https://www.youtube.com/watch?v=Hfz9mT8nHiE
Между тем, девушка взрослела и хорошела, превращаясь в красивую, цветущую молодую женщину: «Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки».
Все эти перемены не могли укрыться от глаз Николая Петровича, и однажды он признался себе, что давно влюблен в свою подопечную. Его чувство оказалось взаимным, и результатом этих отношений явилось рождение чудесного малыша Митеньки, который стал младшим сыном Николая Петровича.
Молодую мать с ребенком переселили из флигеля в дом Кирсановых, где в их распоряжение было предоставлено две комнаты.
Во все времена существовали отношения между господами-помещиками и молодыми крестьянками. Полная зависимость не оставляла женщине право выбора, и часто она становилась жертвой минутной прихоти барина. Для многих такие отношения заканчивались трагически.
К счастью, в случае с Фенечкой ситуация была иной. Она сама полюбила Кирсанова за его доброе отношение и сознательно вступила с ним в любовную связь.
Не будь Николая Петровича, после смерти матери ее участь могла оказаться незавидной, поэтому одновременно с любовью девушка испытывала к Кирсанову огромную благодарность за его теплоту и участие.
Такова предыстория Федосьи Николаевны, по-простому Фенечки на момент знакомства с ней читателя.
О ее внешности можно судить по описанию самого автора: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах».
Все, кто входил в окружение Фенечки, относились к ней с большим уважением. Несмотря на малую образованность, она покоряла людей своей невероятной искренностью, мягкостью и женственностью.
Эти качества ей были даны от природы, а любовь к порядку и аккуратности она унаследовала от матери.
Свои комнаты она содержала в идеальном состоянии, несмотря на скромное убранство, они сияли чистотой и дышали уютом.
Старший сын Кирсанова Аркадий после знакомства с Фенечкой одобрительно отнесся к выбору отца. Более того, он советовал ему заключить с девушкой законный брак, чтобы избавить ее от неопределенности положения. Иногда и сама Фенечка задумывалась над тем, каково ее положение в доме Кирсановых.
Она чувствовала, что Николай Петрович стыдится этой неравной связи перед братом и старшим сыном. «Эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки…» – смущенно произносит Николай Петрович в разговоре с Аркадием.
Но она никогда не жаловалась и ничего ни у кого не просила, просто жила и довольствовалась тем, что имеет.
Приезд Аркадия с Базаровым немного смутил молодую женщину. Она долго не решается выйти из своей комнаты, но затем все-таки появляется с ребенком на руках.
Тургенев открыто восхищается образом молодой матери: «Что может быть лучше молодой и красивой матери со здоровым младенцем на руках?». Действительно, Фенечка в этот момент напоминала мадонну с картин великих живописцев.
Материнство добавило к ее и без того мягкому образу еще большей женственности и очарования.
Фенечка завоевала расположение не только старшего сына Николая Петровича. Его высокомерный брат Павел Петрович, который иногда выражал недовольство этой связью, постепенно привязался к девушке. Его симпатия, возможно, основывалась на воспоминаниях о княгине Р., а Фенечка в какой-то момент напомнила ему эту женщину.
Он даже бросил вызов Базарову, не в силах простить ему оскорбление Фенечки, которое тот нанес ей своим поцелуем. Фенечка становится для Базарова единственным человеком в доме, которому он симпатизирует. С ней он становится другим человеком – искренним и добродушным.
В ней его привлекает неподдельная чистота и непорочность, которой так не достает Одинцовой.
«Фенечке тоже нравился Базаров», с ним она ощущает то равенство, которого ей не хватает в отношениях с домочадцами. «Федосья Николаевна до того привыкла к присутствию Базарова в доме, что воспринимала его как близкого родственника, члена семьи». Но, в какой-то момент, Евгений нарушает законы гостеприимства и позволяет себе непорядочное и грубое поведение в отношении девушки.
После отказа Анны Одинцовой он хочет самоутвердиться, используя при этом, ничего не подозревающую Фенечку. Решив проверить, не проще ли завоевать расположение простолюдинки, он своим поведением наносит Фенечке глубокое оскорбление. «Грешно вам, Евгений Васильич», – произносит девушка с «неподдельным упреком».
Ее негодование еще раз говорит о глубокой преданности и любви к Николаю Петровичу.
Роль героя в произведении
Доброта, забота и преданность этой героини ставят ее в один ряд с остальными «тургеневскими девушками». В романе ее образ, наряду с образом Кати Локтевой становится для Тургенева идеалом той женщины, которая способна любить и жертвовать.
Не напрасно именно ей автор дарит радость материнства и заслуженное счастье в конце повествования.
Таким образом, Фенечка – это носитель «примерного характера, на который надо опираться, своеобразного идеала человеческой жизни, как морального, так и социального».
Образы Фенечки и Николая Петровича являются олицетворением самой настоящей русской жизни, которая была и всегда будет основой христианской семьи.
Несмотря на разницу в возрасте, эти герои обладают одними и теми же чертами характера, одинаковой системой ценностей. Важнее всего для них семейный покой и умиротворение.
Им не нужны бурные страсти, потому что и без этого их жизнь наполнена взаимопониманием, искренностью и любовью.
Литература
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002
- Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. М.-Русская литература, 1999
- Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997
🌟 Видео
ПОЖЕРТВОВАЛА ВСЕМ РАДИ СЕМЬИ! «Из чувства долга» Люда вышла замуж за нелюбимого человека старше еёСкачать
Enflyte - Письмо Татьяны к ОнегинуСкачать
Вышли раз на разСкачать
Литература 10 класс (Урок№14 - Испытание любовью героев романа.)Скачать
И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.Скачать
Александр Пушкин - Письмо Татьяны к ОнегинуСкачать
Поэма "Матери" Николая Петровича Храпова II Е.Н. ПушковСкачать
Отцы и дети | Краткий пересказСкачать
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2022-2023 | “Письма о добром и прекрасном” | Книга, созданная для ИССкачать
10 сезон 24 серия 💔 #shortsСкачать
СЧАСТЬЕ ПОТЕРЯННОЙ ЖИЗНИ. Том 1. Николай Храпов. Христианская аудиокнига.Скачать
"Оттепель" Аня Чиповская читает стихотворение Беллы АхмадулинойСкачать
Откровение Иисуса Христа о России - Дубравина Николая Петровича (1910-1999)Скачать
Оскорбил великого поэта! #film #shorts #фильмСкачать
"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разборСкачать
Евгений Онегин | Краткий пересказСкачать
🇺🇦😍Скачать
Лёню не взяли в ФСБ из-за мамы. Воронины момент из сериала #воронины #дослезСкачать