Письмо бетховена своей возлюбленной

Какая трагедия стояла за «Лунной сонатой» Бетховена

Письмо бетховена своей возлюбленной

Людвиг ван Бетховен вкладывал в свое произведение боль собственного разбитого сердца и горечь от предательства холодной кокетки Джульетты Гвиччарди

Чарующие звуки всем известной «Лунной сонаты» скрывают в себе страдания и боль от неразделенной любви. Ведь только страдающий человек способен на истинное вдохновение, только душевная боль становится источником гениальных произведений. «Лунная соната» вот уже не одну сотню лет тревожит наши сердца, заставляя плакать и вспоминать самое заветное.

Начинающий музыкант

Заниматься музыкой Бетховен начал в четыре года — по настоянию отца, авторитарного, деспотичного и жесткого человека. Уже в восемь Людвиг давал концерты. А когда ему исполнилось 17, он решил осуществить свою мечту — уехать из родного Бонна в Вену, эту столицу музыкантов.

Нелюдимый и угрюмый юноша казался окружающим невоспитанным и грубым. На самом же деле Бетховен всегда отличался тонкостью чувств и ранимостью, только старался прятать свою настоящую натуру глубоко в душе, опасаясь насмешек и разочарований.

Он всегда мечтал встретиться со своим кумиром — Вольфгангом Амадеем Моцартом, высоко ценя его талант.

Неизвестно, были ли знакомы лично эти два великих музыканта, достоверно лишь одно: Моцарт советовал современникам обратить внимание на Бетховена, пророча ему большое будущее.

В 1795 году 25-летний Бетховен впервые выступил в Вене с собственным фортепианным концертом — и получил горячие аплодисменты. С того дня началось его победное восхождение на музыкальный Олимп.

Вероятно, последний прижизненный портрет Моцарта. Художник – И.Д. Эдлингер.

Глухой музыкант

Однако уже спустя год талантливый композитор начинает быстро терять слух. Трудно представить себе, какой трагедией стало это для человека, влюбленного в музыку. Несмотря на все сложности — ведь от него с каждым днем все больше, по его собственному выражению, «ускользал мир», теряя звуки, – Бетховен упорно продолжал работать, создавая все новые музыкальные произведения.

Девятая симфония – «Ода к радости» – произвела фурор среди зрителей, однако сам Бетховен к тому моменту не мог услышать даже грома оваций, которыми одарили его восторженные поклонники: ему пришлось обернуться к залу, чтобы увидеть восхищенные лица и понять, что к нему пришел настоящий успех.

Слух, между тем, становился все слабее. Бетховен продолжал сочинять музыку, но вот давать концерты ему становилось все труднее, и скоро он прекращает эту деятельность. Ему пришлось бы совсем плохо — и в материальном плане в том числе, – но выручали частные уроки, которые он давал начинающим музыкантам.

Влюбленный музыкант

Кадр из фильма Бернарда Роуза «Бессмертная возлюбленная», 1994 г.

И однажды 30-летнего Бетховена настигла любовь. Он не устоял перед чарами юной 16-летней ученицы.

Джульетта Гвиччарди принадлежала к аристократическому роду — в отличие от Бетховена. Однако ни разница в положении, ни разница в возрасте, ни другие препятствия не охладили пыл гения.

Бетховен восторженно писал о своей любви друзьям, уверенный в том, что его чувства взаимны.

Девушка же просто кокетничала с известным композитором, ей льстило внимание такого знаменитого и талантливого поклонника, ее не смущали даже приступы гнева маэстро, во время которых он, раздраженный неважными успехами ученицы, мог швырнуть на пол тетради с нотами.

Наивный как дитя Бетховен надеялся жениться на прелестной Джульетте. Он мечтал о том, как будет давать больше уроков, заработает много денег и тогда… Пустая, легкомысленная девушка, не задумываясь, подавала ему некоторые надежды.

В качестве платы за уроки юная аристократка придумала дарить маэстро собственноручно вышитые рубашки: ведь денег он с нее не брал. А однажды Джульетта кокетливо попросила написать для нее сонату. Бетховен с жаром принялся за работу.

В то же время он часто писал письма своей возлюбленной, называя ее ангелом, уверяя в вечности своих чувств и умоляя о взаимности.

Кадр из фильма «Бессмертная возлюбленная»

Казалось, Джульетта не собиралась его отталкивать. Во всяком случае, девушка не отказалась от приглашения композитора провести лето вместе с ним в Венгрии, в имении Брунсвиков. Они подолгу гуляли в саду, сидели в беседке и вели романтические разговоры.

Однако скоро идиллия закончилась. Ветреная аристократка отдала предпочтение равному по положению — богатому графу Роберту фон Галленбергу. Граф тоже музицировал и даже сам сочинял музыкальные произведения. Джульетта находила их гениальными и не стеснялась говорить об этом Бетховену.

Взбешенный композитор, видя все ничтожество опусов графа и коварство неверной возлюбленной, невероятно страдал, сознавая собственное бессилие. В гневе Бетховен запретил Джульетте приходить к нему.

Скоро он получил от нее письмо: Джульетта в очередной раз называла Галленберга гением и выражала свое намерение стать его ангелом-хранителем.

Джульетта Гвиччарди.

Выйдя замуж за графа, Джульетта уехала с ним в Италию, где, по свидетельствам современников, вела далеко не праведную жизнь — увлекалась светскими повесами, мало обращая внимания на мужа и детей.

[/attention]

Деньги вскоре были промотаны, и в Вену супруги вернулись обедневшими. У Джульетты хватило наглости явиться к Бетховену, чтобы просить у него материальной помощи в память об их былых отношениях.

Композитор холодно выслушал ее мольбы и дал денег, никак не выразив своих чувств.

И все же он любил Джульетту до последних своих дней.

Увлекаясь другими женщинами, продолжая искать свою музу, надеясь на взаимные чувства и счастье, он, тем не менее, носил в своем сердце образ прелестной Джульетты, выразив всю свою любовь, боль и нежность в трагических и прекрасных звуках «Лунной сонаты». После смерти маэстро в его бумагах нашли последнее письмо, надписанное «Бессмертной возлюбленной». «Моя жизнь, мое все…», «Какая тоска, какие слезы…», «глубокая печаль…».

Интересная история   Людвиг ван Бетховен   музыка

Любовные письма Бетховена – Год Литературы

Письмо бетховена своей возлюбленной

любовные-письма-Бетховена

ГодЛитературы.РФ

Издание наследия классических композиторов – особая отрасль издательской деятельности. Она появилась очень давно – и остается чрезвычайно консервативной.

Потому что когда какой-нибудь серьезный оперный театр решает поставить оперу Верди, а академический оркестр сыграть симфонию Брамса – они не скачивают ее ноты в интернете, а обращаются в то самое издательство, в котором еще с XIX века хранятся оригиналы, заверенные самим Брамсом или Верди.

И оно за очень большие деньги предоставляет авторизованные партитуры.

В России эту функцию выполняет фирма “П. Юргенсон”, ставшая в советское время издательством “Музыка”. Помимо собственно нот, оно выпускает порой и буквы.

Только что оно закончило выпуск полного собрания писем Бетховена в четырех томах. Подобное научное издание предпринимается в России впервые. Оно включает в себя документы и письма с 1787 года до последних лет жизни композитора.

“Письмами бессмертной возлюбленной” в музыковедении принято называть ряд писем, которые 31-летний Бетховен в 1801 году адресовал шестнадцатилетней графине Джульетте Гвиччарди (итал. Giulietta Guicciardi). Композитор посвятил ей “Лунную сонату” – но в то время, когда Бетховен давал ей уроки, графиня была уже помолвлена с будущим мужем, графом Га­ленбергом.

Из книги “Людвиг ван Бетховен. Письма”. В 4 томах. — М.: Музыка, 2017

Фрагмент предоставлен издательством «Музыка»

Теплиц, 6 и 7 июля 1812

Мой ангел, мое всё, мое я 2 . Лишь несколько слов сегодня, и именно карандашом (твоим).

Только до завтра точно установлено место моего проживания; как бессмысленно теряется время на такие дела! — К чему эта глубокая печаль, когда говорит необходимость? Разве может существовать наша любовь без принесения ей жертв, не требуя отдачи всего? Разве можешь изменить ты то, что ты не всецело моя, я не всецело твой? О Боже, взгляни на чудесную природу и успокой свою душу тем, чему должно быть3. Любовь требует всего, и с полным правом, а это означает: мне быть с тобой, тебе — со мной. Только ты так легко забываешь, что я должен жить для себя и для тебя; будь мы полностью соединены, ты бы этим мучилась не более, чем я. — Мое путешествие было ужасным, и я сюда прибыл только вчера утром в четыре часа. Из-за нехватки лошадей почта избрала другой маршрут; но какая ужасная дорога; на предпоследней станции меня предостерегали от ночной поездки, пытались запугать переездом через лес, но это меня лишь подзадорило, и я допустил ошибку — на такой ужасной дороге карета не могла не сломаться: непроезжая и изрытая проселочная дорога. Когда бы не такая пара почтальонов, я бы застрял посредине пути. — Эстергази постигла такая же участь, хотя он ехал по другой, обычной дороге, причем в карете, запряженной восьмеркой, а не четверкой лошадей, как у меня4. — Впрочем, отчасти я и тут получил удовольствие, как всегда, когда мне удается счастливо что-нибудь преодолеть5. — Теперь быстро от внешнего к внутреннему. Мы, наверное, вскоре увидимся, сегодня я не могу еще поделиться с тобой соображениями насчет своей жизни, пришедшими мне на ум этими днями. Будь наши сердца неразлучно соединенными, у меня, конечно, подобные мысли не возникали бы. В груди моей скопилось многое, что надо тебе сказать, — ах, бывают минуты, когда я убеждаюсь, что слова — совершенное ничто6. Будь бодрой — оставайся моим верным единственным сокровищем, моим всем, как я твоим; остальное, что должно с нами статься и чему надлежит произойти, да ниспошлют Боги.

Твой верный Людвиг

В понедельник вечером 6 июля

Ты страдаешь, мое самое драгоценное существо. Только что я узнал, что письма необходимо сдавать рано утром. Понедельник — четверг — вот единственные дни, когда почта идет отсюда в К.7 — Ты страдаешь. — Ах, где бы я ни был, ты со мной.

С собою и с тобой я беседую, представляю себе возможность своей жизни с тобой; какая жизнь!!!! О!!!! Без тебя — повсюду меня преследует благорасположение людей, которого, мне думается, я столько же мало стремлюсь заслужить, сколько мало и заслуживаю. Унижение человека перед человеком больно меня ранит.

И когда я себя рассматриваю во взаимосвязи со вселенной, то что же представляю собой я и что — тот, кто наречен Величайшим? И все же в этом снова проявляется божественная сущность человека8. — При мысли, что первое известие от меня ты получишь, пожалуй, только в субботу, я плачу9. — Как бы ты ни любила меня, я люблю тебя все-таки сильнее10.

— Но никогда от меня не таись — спокойной ночи. Как принимающему ванны, мне пора спать. Ах, Боже, — так близко! так далеко! не является ль наша любовь истинно небесным строением, столь же прочным, однако, как и небесная твердь11.

Доброго утра 7 июля

Еще лежа в постели я стремился мыслями к тебе, моя бессмертная возлюбленная12, — то радостными, то снова грустными, — ожидая ответа судьбы, внемлет ли она нам. Жить я могу, либо находясь вместе с тобой всецело, либо никак.

Да, я решил скитаться вдали до тех пор, пока не смогу прилететь в твои объятия и, найдя у тебя безраздельно родной очаг, послать свою душу, обвитую тобою, в царство духов. — Да, к сожалению, так должно быть.

— Ты совладаешь с собой, тем более что ты знаешь мою верность тебе; никогда ни одна другая не сможет завладеть моим сердцем, никогда — никогда! О Боже, почему надо отдаляться от того, что так любимо; и все же моя жизнь в В[ене], какова она теперь, — это жалкая жизнь.

— Твоя любовь меня сделала одновременно счастливейшим и несчастнейшим. В мои годы я уже нуждаюсь в известной размеренности, ровности жизни, а возможно ли это при наших отношениях? — Ангел, сейчас я узнал, что почта уходит ежедневно, и для того чтобы ты скоро получила письмо, я должен заканчивать.

Будь покойна — только путем спокойного рассмотрения нашего бытия можем мы достигнуть нашей цели, совместной жизни. — Будь покойна, — люби меня. — Сегодня — вчера — какая тоска и слезы по тебе — тебе — тебе — моя жизнь — мое всё, — прощай — о, продолжай меня любить — никогда не суди ложно о верном сердце твоего возлюбленного.

Навеки твой

Навеки мой

Навеки нам13.

Л.

1 Относительно предположений по поводу адресата письма и обоснования датировки см. раздел во вступительной статье к данному тому. Автограф письма хранится в НГБ в Берлине и неоднократно воспроизводился в виде факсимиле (первая и последняя страницы письма воспроизведены в изд.: ПБ 2, с. V).

2 Ср. с письмом к Жозефине Дейм от весны 1805, которое кончается словами: «Будь здорова, ангел моего сердца, моей жизни» (том 1, письмо 115). Только в обращениях к Ж. Дейм и к Бессмертной возлюбленной Бетховен употреблял выражения такого рода.

3 Эта сентенция о связи созерцания природы с осознанием долга перекликается с записью, сделанной Бетховеном в его разговорной тетради от февраля 1820: «Звездное небо над нами, моральный закон в нас. Кант!!!!» (BKh 1. S. 235).

4 П. Эстергази приехал в Теплиц тоже из Праги. 8 июля 1812 он написал из Теплица в Вену письмо Меттерниху.

5 Ср. с письмом семнадцатилетнего Бетховена к Й. У. Шадену, в котором тоже звучит мотив преодоления препятствий, игравший столь важную роль как в жизни, так и в творчестве великого композитора (том 1, письмо 1).

6 Ср. с письмом к Жозефине Дейм от весны 1805 (том 1, письмо 113).

7 Как установлено М. Унгером, почта из Теплица в Карлсбад уходила в 8 часов утра. Вероятно, с этим мотивом письма к Бессмертной возлюбленной связан набросок «Почтальон из Карлсбада», записанный на 87-й странице «петтеровской» книги эскизов.

8 Этот философски-романтический эмоциональный взлет тоже перекликается с «Критикой практического разума» Канта, особенно с Заключением «Критики», трактующим вопрос о всеобщей и необходимой связи человека со вселенной, о ничтожности человека как «животной твари» и о его возвышенности как мыслящего существа, как личности, перед которой моральный закон открывает «жизнь, независимую от животной природы» (Кант И. Соч. Т. 4. М., 1966. C. 500). Особенно примечательна прямая связь, в которую Бетховен ставит суждение о человеческой сущности с замечательным тезисом: «унижение человека перед человеком больно меня ранит». Насыщенность комментируемого письма литературными и философскими аллюзиями говорит о том, что Бессмертная возлюбленная была духовно зрелой и хорошо образованной женщиной.

9 Ближайшая почта, как думал Бетховен в понедельник вечером, должна была отправиться в Карлсбад только в четверг 9 июля.

10 Ср. с письмом к Жозефине Дейм: «Я люблю Вас так, как Вы меня не любите» (том 1, письмо 117).

11 Ср. с письмом к Ф. Вегелеру от 1795 года, в котором говорится о храме священной дружбы, который будет «прочно, вечно стоять, и ни случайность, ни буря не смогут пошатнуть его устои» (том 1, письмо 15).

12 Именно данное обращение послужило поводом именовать комментируемое письмо «Письмом к Бессмертной возлюбленной».

13 В оригинале «ewig uns». Как отметил Фриммель, это сочетание слов звучит неожиданностью («überraschend») для любого знатока немецкой литературной и разговорной речи (BHdb 2. S. 351). Бесплодными и ненужными явились бы поэтому попытки осмысленного перевода этих слов на другой язык.

Безответная любовь Людвига ван Бетховена: Женщины в судьбе гения

Письмо бетховена своей возлюбленной

Говорят, что чувство истинного вдохновения ведомо лишь тем, кто постиг цену истинному страданию. А страданий в жизни Людвига ван Бетховена было предостаточно.

Не оттого ли его музыка так божественна и пронизана таким испепеляющим накалом страсти и мощью, что, слушая ее, внутри происходит, что-то невероятное.

Увы, композитору за всю его жизнь не удалось испытать взаимную настоящую любовь, но живя надеждой и мечтами о таковой, он создавал потрясающие произведения, буквально пронизанные глубоким чувством одинокого сердца.

Слушая и наслаждаясь «Лунной» сонатой гениального композитора, мало кто задумывается при этом, какая личная драма стоит за каждой нотой, за каждым тактом этого знаменитого произведения. Он всю жизнь грезил любовью, лелея мысль о женщине, которая станет его Музой, его судьбой и матерью его детей. Но, увы, не сложилось.

Невзирая на то, что Бетховен постоянно жил в состоянии влюбленности, к сожалению, он с тем же постоянством выбирал не тех женщин.

Это были то знатная аристократка, жениться на которой Бетховену не позволял статус, то замужняя женщина, а то привередливая самолюбивая певица.

Но чаще всего Бетховен влюблялся в своих юных учениц, которые мимолетом увлекались маэстро и упорхали от него как бабочки к другим.

Через страдания к признанию

Людвиг ван Бетховен.

В декабре 1770 года в Бонне родился Людвиг ван Бетховен в семье пьющего придворного певца-тенора. Годы детства будущего гения были самыми тяжелыми в его жизни.

 Его отец, деспотичный и грубый человек, обнаружив у своего 4-летнего сына уникальные способности к музыке, решил сделать из него музыкального вундеркинда.

В то время в Европе уже гремело имя 17-летнего Моцарта, и это подогревало желание отца также зaработать на таланте своего отпрыска.

С того момента и началась горькая наука Людвига. Родитель заставлял малыша упражняться до изнеможения и избивал за малейшее непослушание.

Изо дня в день, с утра до ночи он сидел за клавесином, разучивая различные упражнения, переписывая партитуры, упражняясь в игре на скрипке, изучая теорию музыки.

А когда у мальчика чего либо не получалось, отец в воспитательных целях запирал его в холодный чулан.

13-летний Бетховен.

Плоды отцовского просвещения не заставили себя долго ждать. В восемь лет мальчик стал зaрабатывать на жизнь концертами. К десяти годам он уже виртуозно играл на фортепиано и был принят органистом в один из центральных городских соборов.

Оставив в одиннадцать лет занятия в школе, он самостоятельно выучил итальянский, французский и латынь, а по ночам зачитывался древнегреческими философами и Шексипром.

В тринадцать Людвиг играл на скрипке, альте и виолончели в капелле при монаршем дворе.

При этом, будучи лишенным тепла и родительской ласки, подросток оставался вечно угрюмым, нелюдимым и замкнутым. Лучиком света в его жизнь вошел органист придворной капеллы, мудрый и добрый наставник Кристиан Готлиб Нефе. Именно он научил будущего композитора древним языкам, философии, литературе, истории, этике, а еще научил разбираться в человеческой жизни.

Юный Бетховен.

17-летнему Бетховену-младшему распоряжением архиепископа, была передана зарплата отца, который окончательно спился, и его обязанности в городском оркестре. И юноша стал фактически главой семьи, вернее тем, что от нее осталось.

К тому времени мать и несколько старших ее детей умерли от туберкулеза, и на попечении Людвига осталось младшие братья и пьяница отец.

Поэтому, когда молодому музыканту представилась возможность поехать учиться в Вену, он с радостью покинет Бонн, город своего детства, тяжелые воспоминания которого всю жизнь будут бередить ему душу.

Бетховен в юности казался очень странным, впрочем, таким он оставался и до конца своих дней: одеваясь во что придется, иногда даже в лохмотья, ходил по улицам, размахивая руками, будто дирижируя, и бормоча под нос музыку.

В его доме всегда царил чудовищный беспорядок: во всех углах разбросанные пачки нотной бумаги, чернильницы, хаотически расставленная мебель. Однако наиболее всего поражал рояль, из которого, во все стороны торчали лопнувшие струны.

Инструменту сложно было выдерживать манеру игры композитора, преисполненной неистовой мощи и страсти. А Бетховену совершенно было плевать на внешнюю сторону жизни, его интересовало только творчество.

Людвиг ван Бетховен в молодые годы.

Страшный недуг

Наверное, нет ничего страшнее для музыканта, нежели потерять слух. Именно такой недуг настиг гениального композитора. С 26 лет он начал стремительно терять слух. У него начал развиваться тинит — воспаление внутреннего уха, приводящего к звону в ушах. По совету докторов он уединился в пригороде Вены.

Однако покой и тишина никак не улучшили его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что его глухота неизлечима. До 40 лет он еще улавливал высокие ноты, а к 48 – наступила полная потеря слуха. Маэстро был в жутком отчаянии и близок к самоубийству.

Но взял себя в руки: “Это же глупость – оставить мир раньше, чем я выполню все, к чему ощущаю призвание”.

Людвиг ван Бетховен.

« В течение двух лет я избегал почти всех общественных мероприятий, потому что это было выше моих сил — сказать людям, что я не слышу,– писал он.- Если бы у меня была другая профессия, было бы легче, но в моей профессии это катастрофа».

Его музыка с каждым годом становится все меланхоличнее и тревожнее. Писал он свои шедевры, зажав в зубах карандаш, другой конец которого упирался в корпус рояля.

Благодаря такому прикосновению Бетховен чувствовал вибрации инструмента. Он не мог больше выступать с концертами — но продолжал сочинять гениальную музыку.

Искусствоведы утверждают, что свои самые прекрасные произведения он написал, когда слышал звуки только в своей голове…

И без того суровый и вспыльчивый характер композитора стал еще невыносимей. В своих дневниках он писал, что чувствует, как мир ускользает от него. Он перестал встречаться с друзьями и появляться в свете, скрывая от всех идущую за ним по пятам болезнь.

Джульетта Гвиччарди: любовь гения и кокетки

Портрет в миниатюре Джульетты Гвиччарди.

Однако всё неожиданно поменялось в его жизни, когда в нее вошла она, 17-летняя аристократка итальянского происхождения Джульетта Гвиччарди, приехавшая в Вену из провинции. Девушка, мечтая стать пианисткой, искала себе достойного учителя, а лучше, нежели Бетховен, было не найти.

И нужно сказать, что при всей своей строгости Бетховен был неравнодушен к женской красоте и, поэтому, не отказался дать несколько уроков молодой очаровательной девушке, причем бесплатно. В качестве символической платы Джульетта преподнесла учителю несколько собственноручно вышитых мужских рубашек. Бетховен был тронут до глубины души.

Он уже чувствовал, как в его сердце воспламеняется искра любви к своей ученице.

Джульетта Гвиччарди

Поздняя любовь и последний год жизни Эдит Пиаф

Однако это абсолютно не повлияло на оценку ее музыкальных способностей. Когда маэстро был недоволен ее игрой, он швырял ноты на пол, неистово кричал, демонстративно отворачиваясь от девушки, а та покорно молчала, собирая нотные тетради с пола. А потом он искренне раскаивался, писал Джульетте любовные письма, просил прощения.

Он был почти счастлив, ему казалось, что она его тоже любит… На пике своих чувств, Бетховен приступил к созданию новой сонаты, которую решил посвятить Джульетте Гвиччарди. Впоследствии мир узнает ее под названием «Лунной». И что интересно, начинал он ее в состоянии великой любви, восторга и надежды.

А вот заканчивал свой шедевр Бетховен в гневе, ярости и сильнейшей обиде.

Ветреная девушка, которой, по всей видимости, довольно быстро надоел непростой характер её учителя и возлюбленного, а также начала раздражать его глухота и обезображенное оспой лицо, завела роман с 18-летним графом Робертом фон Галленбергом, который также увлекался музыкой и сочинял весьма посредственные музыкальные пьески. В последнем, прощальном, письме к Бетховену Джульетта написала: “Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который ещё борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем!”

Джульетта Гвиччарди. / Людвиг ван Бетховен.

Дальнейшая история была весьма предсказуемой: она вышла замуж за Галленберга и уехала в Италию, и там продолжала жить весело и беззаботно, пока не встретилась с князем Пюклер-Мускау. Между ними завязался долгий и мучительный роман.

Этот циничный альфонс тянул из Джульетты деньги, а когда финансовые дела ее мужа пошли на спад, бросил ее… Спустя 20 лет жизнь забросила Джульетту снова в Вену, и она, случайно встретившись с маэстро, бросилась к нему с просьбой: “Людвиг, во имя нашей великой любви, одолжите бедной женщине денег!”

Бетховен, хотя и не был скупым и готов был отдать нуждающемуся последнюю монету, категорически ей отказал. Когда-то Джульетта ранила его слишком сильно, и обида по-прежнему жгла его душу.

Кто была «бессмертно возлюбленной» гения

Старинная почтовая открытка.

Однако гению еще не раз довелось быть униженным женщинами… Он так никогда и не женился, хотя сватался неоднократно – в частности, к певице Элизабет Рёккель и пианистке Терезе Мальфатти. Ему даже завести роман было весьма сложно.

Так однажды одна молодая певица венской оперы на предложение встретиться с ним насмешливо ответила, что «композитор настолько безобразен во внешнем виде, да к тому же кажется ей слишком уж странным», что встречаться с ним она не намерена.

Чего греха таить, Бетховен действительно разительно отличался своим внешним видом среди кавалеров того времени. Его почти всегда видели небрежно одетым, неопрятным и с копной непричёсанных волос на голове.

Доротея Эртман, немецкая пианистка, одна из лучших исполнительниц произведений Бетховена.

А когда композитор умер, в самом дальнем углу его письменного стола нашли длинное письмо на десяти страницах «к бессмертной возлюбленной» вместе с миниатюрными портретами Джульетты Гвиччарди и графини Эрдеди.

О том, кем была неведомая героиня знаменитого письма до сих пор среди искусствоведов ведутся споры. Некоторые склонны утверждать, что это Антония Брентано, иные – Тереза Брунсвик, с которой маэстро долгие годы дружил.

Этот список продолжают: Джульетта Гвиччарди, Беттина Брентано,
Жозефина Брунсвик, Анна-Мария Эрдёди и даже невестка Бетховена, жена его брата Каспара-Карла, Иоганна.

Тереза Брунсвик.

Однако истинная личность женщины, которой адресовано это письмо, остается неизвестной и по сей день. Это осталось величайшей загадкой, которую гений унес с собой в могилу.

Письмо к «бессмертно возлюбленной».

Отрывок из писма к «бессмертно возлюбленной».

Осенью 1826 года Бетховен слег. Длительное лечение и три сложнейшие операции прошли безрезультатно. А через полгода великий гений музыки Людвиг ван Бетховен скончался. Перед погребением было произведено вскрытие тела гения и черепа, в том числе, дабы выяснить истинную причину глухоты композитора.

На удивление специалистов, никаких патологий в ушной области выявлено не было. Парадоксально, но факт…. А что касается болезни, приведшей Бетховена к смерти, анализ показал переизбыток в его организме свинца.

Лечащий доктор, сам не ведая того, часто назначал своему пациенту примочки, в которых содержался злополучный элемент.

Вот такой печальный конец гениального музыканта.

Похороны Людвига ван Бетховена.

В продолжение темы о любовных перипетиях известных композиторов прошлого читайте: Портрет, разрезанный пополам, или Что разделило Шопена и Жорж Санд.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.