Потребность в общении пример

Потребность в общении пример Общение
Содержание
  1. Потребности человека в общении. М.И. Лисина Потребность в общении Изучение потребностей одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно. — презентация
  2. Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста
  3. Потребности
  4. Мотивы или желания
  5. Стили общения
  6. Как в интернете реализуются потребности людей. Читайте на Cossa.ru
  7. Почему общение необходимо?
  8. Виды потребности в общении
  9. Потребности людей
  10. Потребность в общении
  11. Дефицит общения: последствия
  12. Потребность в общении у детей, подростков и взрослых
  13. Как выражать свои желания: 4 шага к общению без насилия
  14. Шаг 1. Поделитесь наблюдениями без оценок
  15. Шаг 2. Выразите чувства словами
  16. Шаг 3. Признайте собственные потребности
  17. Шаг 4. Сформулируйте чёткую просьбу
  18. Пример, как применять подход Розенберга в жизни
  19. Чек‑лист, который поможет правильно выражать потребности
  20. 📹 Видео

Видео:Социальный голод или потребность в общенииСкачать

Социальный голод или потребность в общении

Потребности человека в общении. М.И. Лисина Потребность в общении Изучение потребностей одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно. — презентация

Потребность в общении пример

«мотив», «мотивация»?

Потребность— объективная необходимость субъекта (организма) в чем-то внешнем, обладающем предметным содержанием.

Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность»).

Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает.

Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.

Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, У которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда Речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е.

совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть Удовлетворена. Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель.

Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».

Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию,таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность, активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?» и т. п. Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п.

, а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями.Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивацияхкак аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом.

Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются.

В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Известный немецкий психолог Курт Левин(1890 — 1947) показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают.Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному.

Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами. Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является Реально наблюдаемое поведение. Мотивацияв данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивв отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.Мотив также Можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Мотивационную сферу человекас точки зрения ее развитости Можно оценивать по следующим параметрам:

• широта;

· гибкость;

· иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферыпонимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферыхарактеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.

Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой. Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному.

Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Наконец, иерархизированность— это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

А.Н. Занковский.

Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста

Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.

Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.

Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.

https://www.youtube.com/watch?v=_SkHHYPRCEE

Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.

Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками.

Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками.

А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.

Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами.

Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.

Потребности

Итак, потребность — это субъективное ощущение недостатка в чем-то.

Обратите внимание — «в чем-то» — это не просто показатель что потребности бывают разные. Это еще и характеристика потребности. Потому что потребность сама по себе не имеет предмета. В нашем примере Михрутка испытал голод. Это — потребность в пище. Но в какой пище — не ясно. Просто организм сигнализирует: «дай пожрать!». Дальше уже включается более-менее осознанное поведение.

Появление потребности, надо заметить, запускает поисковую деятельность. То есть, человек начинает искать что бы такого сделать чтобы этот «зуд» унять — удовлетворить свою потребность.

Мотивы или желания

В психологии это называется мотивами. Мотив или желание — это опредмеченная потребность. Что это значит — «опредмеченная»? Это значит — появляется четкий объект в среде, который эту потребность удовлетворяет. В примере с Михруткой это — еда. Действительно, голод (потребность в еде) лучше всего реализует еда. Вот такая сложная вещь — психология.

Мотив сужает поисковую деятельность. Теперь Михрутка будет искать в среде не все подряд что может удовлетворить его, а еду.

Стили общения

В реальной жизни нам часто приходится исполнять описанные социальные роли не по очереди, а одновременно. У каждого из нас существует довольно богатый набор различных социальных ролей, которые молено представить в виде своеобразного «ролевого веера».

Одни лепестки этого «веера» могут соответствовать различным формальным ролям: «директора», «компетентного специалиста», «пациента», другие лепестки «веера» будут адекватны внутригрупповым ролям: «лидера», «веселого рассказчика», «непререкаемого авторитета»… Третья группа лепестков «веера» представлена набором межличностных ролей: «друга», «защитника».

Четвертая группа лепестков «веера» соответствует индивидуальным ролям: «способного ученика», «смелого и решительного человека»…

В каждой конкретной ситуации человек раскрывает не весь свой «веер», а только часть его. Те части «веера», которые видны в данный момент общения, называются актуальной ролью человека.

Актуальная роль представляет собой комбинацию различных социальных ролей в данной ситуации. Она отражает желание человека предстать перед своими партнерами и перед самим собой в том или ином качестве.

Это — определенный способ психологической защиты личности.

Видео:Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать

Психология общения! Наглядный пример. ))

Как в интернете реализуются потребности людей. Читайте на Cossa.ru

Потребность в общении пример

Советы

  • Почему общение необходимо?
  • Виды потребности в общении
  • Дефицит общения: последствия
  • Потребность в общении у детей, подростков и взрослых

Мало, кто из людей представляет свою жизнь без друзей! Мы постоянно находимся в коллективе, стремимся познакомиться с новыми людьми, влиться в другую компанию и расширить круг общения. Одиночество не привлекает никого, независимо от нашего темперамента или характера. Но почему у людей есть потребность в общении? Чем она отличается у взрослых и детей? И какие есть виды общения?

Почему общение необходимо?

Общение – это одна из главных потребностей человека, от удовлетворения которой зависит наше эмоциональное состояние. Но какую роль играет общение в нашей жизни?

Эмоциональный обмен.

https://www.youtube.com/watch?v=XCnQPhzNVfU

С помощью общения мы передаем свои чувства, эмоции, переживания и волнения. В процессе диалога другой человек делает тоже самое, за счет чего и происходит эмоциональный обмен.

Как часто мы замечаем, что настроение другого передается и нам, и достигается такой эффект исключительно из-за обмена чувствами и эмоциями, причем происходит это неосознанно.

В процессе общения мы или увеличиваем всю тягость переживаний, или уменьшаем.

Задумывались ли вы, почему одиночные камеры – это одно из самых суровых наказаний? Все дело в отсутствии собеседника.

Эмоциональная поддержка.

Каждому человеку необходимо признание в обществе. Нам важно знать, что нас ценят, любят и уважают. Такая уверенность придает нам сил, поднимает настроение и позволяет преодолевать даже самые тяжелые жизненные препятствия!

Оценочная поддержка.

Все люди нуждаются в одобрении и поддержке. Нам важна оценка других людей о поступке, действии, словах или поведении. Благодаря общению мы делаем сравнения, заключения, выводы и изменения в своей жизни.

Информационная поддержка.

Через речь и средства связи мы получаем знания об окружающем нас мире, расширяем кругозор, становимся гармонично и высокоразвитой личностью. Благодаря общению мы получаем информацию, которая и позволяет нам правильно вести себя и быть подготовленным к разным жизненным ситуациям.

Потребность в общении есть у каждого человека, и от ее удовлетворения зависит наше физическое и эмоциональное состояние.

Виды потребности в общении

В состоянии тревоги и глубокого переживания даже малообщительные люди становятся разговорчивыми. Внутренний конфликт, страхи, борьба и жуткое волнение – все это способствует быстрому появлению новой темы для разговора. В зависимости от того, что хочет человек получить в результате, общение разделяется на следующие виды:

Безопасность.

Страх сковывает и одновременно побуждает человека испытывать сильную потребность в общении. Незнакомые люди начинают увлекательную беседу лишь из-за появления волнения и переживаний. Такая потребность далеко не в каждом случае дает хорошие результаты, ведь так мы можем наговорить много всего лишнего, чего в обычных бы обстоятельствах никогда бы не делали!

Доминирование.

Такая потребность для начала разговора возникает у людей, которые по характеру и особенностям властные, с яркими чертами лидерства. Оно направлено на подчинение другого вашим взглядам, мыслям, вкусам и чувствам.

Доминирование в общении приносит удовлетворение в тех случаях, когда другой человек испытывает потребность в подчинении. Если же сталкиваются в разговоре два лидера с потребностью в доминировании, то конфликта не избежать.

Затруднительно общение и двух других противоположностей – людей, нуждающихся в подчинении.

Выражение индивидуальности.

Выразить свой характер, необычный склад ума, отношение к жизни – все это стремится человек, который испытывает потребность в общении ради обращения внимания других на его же индивидуальность. Такие люди во время беседы крайне уязвимы и ранимы, ведь отрицание или высказывание другой позиции его собеседником вызывает возмущение, недоумение и даже глубокое разочарование.

Престиж.

Быть признанным в обществе, получить похвалу и заслужить уважение – желание многих людей. Часто такая потребность ярко проявляется в общении. По разговору становится понятно, какие мотивы у человека, что он хочет этим сказать и почему он выбрал именно такой способ общения. Если не контролировать такую потребность, то можно потерять друзей и даже испортить с ними отношения.

Чтобы общение было гармоничным, приятным и доставляло истинное удовольствие обеим сторонам, важно в первую очередь думать об интересах другого.

Познание.

Благодаря общению мы получаем новые знания, информацию по разным вопросам, исследуем темы и углубляемся в профильные темы. Потребность в общении часто возникает в тот момент, когда нам требуется получение ответа на возникший вопрос. Удовлетворение наступает в тот момент, когда мы достигаем цели.

Покровительство.

Покровительство – это форма заботы о других людях. Некоторые стремятся начать разговор, чтобы оказать необходимую помощь и поддержку. Однако при неумеренном желании покровительствовать проявляется и стремление к самоутверждению, поэтому во всем важна уравновешенность.

https://www.youtube.com/watch?v=DL513trMoYI

Зная виды потребностей в общении, легче вникнуть в суть техники общения и вашей роли в этом процессе.

Потребности людей

Потребности бывают разные — они могу порождаться социальными обстоятельствами, физическим телом или образом жизни (хочу есть, хочу спать, хочу быстрее перемещаться, хочу приходить с работы раньше), а могут быть внутренними — хочу общаться, получать новые впечатления, избавиться от одиночества, потребность в смысле, в понимании мира, религиозная потребность.

Еще Жан Поль Сартр говорил, что у человека внутри дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее по-своему.

Вольная интерпретация цитаты Сартра

Все эти потребности человек так или иначе реализует. Если он не может реализовать потребность в реальном мире, он заполняет ее в виртуальном.

Видео:🔋 Потребности человека: узнай и удовлетвори своиСкачать

🔋 Потребности человека: узнай и удовлетвори свои

Потребность в общении

Потребность в общении пример

Мало, кто из людей представляет свою жизнь без друзей! Мы постоянно находимся в коллективе, стремимся познакомиться с новыми людьми, влиться в другую компанию и расширить круг общения. Одиночество не привлекает никого, независимо от нашего темперамента или характера. Но почему у людей есть потребность в общении? Чем она отличается у взрослых и детей? И какие есть виды общения?

Дефицит общения: последствия

Нехватка общения бывает у людей по разным причинам. Кто-то сам по себе закомплексованный и стеснительный человек, другие находятся уже в глубокой депрессии.

Такая общественная изоляция для каждого губительна, и совершенно неважно, каким является человек по характеру. Главное последствие дефицита общения – это тягостное эмоциональное состояние.

Оно отражается на всех сферах жизни человека, приводит к апатии, негативному настрою и даже ненависти к самому себе.

При появлении подобных чувств необходимо сразу предпринимать активные меры. Если вы замечаете что-то подобное в поведении у своего друга, то тут же стремитесь к исправлению ситуации. Проявляйте инициативу в общении!

Когда вы сами начали страдать от дефицита общения из-за смены обстановки, переезда в другой город, расставания с парнем или потери близкого человека, то даже в таких критических и сложных ситуациях важно не падать духом, не расстраиваться и не обособляться. Общение – это лучший способ поднятие себе настроения!

Потребность в общении у детей, подростков и взрослых

Дети и подростки – это категория людей, которые еще не достигли своей зрелости. Именно поэтому они испытывают огромную тягу к общению. Каждый ребенок стремится к поиску друга или подруги, ему нравится быть в коллективе, наслаждаться общением и интересными играми. В процессе такого общения и происходит развитие и становление личности человека.

У подростков процесс становления личности проходит сложнее, а значит общение, особенно в переходный период, становится для них затруднительным. Важно, чтобы в этот момент у вашего ребенка был друг.

Если человек желает иногда побыть в одиночестве – это еще не означает, что у него проблемы или что он незрелый.

Взрослые люди – это зрелые личности, которые прекрасно знают, чего они хотят достичь в жизни. Поэтому часто их общение складывается на удовлетворении своих главных потребностей: признание, престиж, выражение индивидуальности, получение знаний. Не забывайте в процессе общения и о других людях, об их потребностях и интересах, ведь только так удовольствие от разговора получат обе стороны!

Видео:Потребность в общении [Владимир Алипов и Александр Шадов]Скачать

Потребность в общении [Владимир Алипов и Александр Шадов]

Как выражать свои желания: 4 шага к общению без насилия

Потребность в общении пример

В нашем языке много слов для классификации людей и их действий. Нам свойственно оценивать, сравнивать, навешивать ярлыки и требовать от других определённого поведения, которое соответствует нашему пониманию нормы. По мнению американского психолога Маршалла Розенберга, подобный способ мышления разобщает людей и порождает конфликты.

В своей книге «Язык жизни» он предлагает иной подход, который позволяет строить отношения, не прибегая к насилию.

Вместо того чтобы менять людей и их поведение, искать правых и виноватых и добиваться своего любой ценой, Розенберг учит правильно выражать собственные потребности и с пониманием относиться к нуждам других людей.

Автор назвал такой способ коммуникации «ненасильственное общение» и много лет успешно применял его на практике, выступая посредником в конфликтах между людьми, социальными группами и целыми странами.

https://www.youtube.com/watch?v=V5ZeEqEPngI

Розенберг выделяет четыре составляющих ненасильственного общения: наблюдения, чувства, потребности и просьбы.

Шаг 1. Поделитесь наблюдениями без оценок

наблюдениями — значит назвать конкретные действия собеседника, которые вызвали в нас те или иные чувства, избегая оценок и ярлыков.

Наблюдение, в отличие от оценки, не содержит критики.

Когда собеседник слышит в наших словах критику, он автоматически принимает защитную позицию: спорит, оправдывается, обвиняет в ответ. Наблюдение — это простое перечисление фактов.

Избегать оценок бывает непросто. Когда вы три дня подряд не можете выспаться из‑за шумных вечеринок соседа, хочется высказать ему всё, что вы о нём думаете.

Однако таким способом вы вряд ли решите проблему: вместо понимания вы получите сопротивление, а следующей ночью снова услышите громкую музыку за стеной.

Вместо того чтобы осуждать и оценивать, опишите конкретные действия, которые привели к этой оценке. Представьте, что составляете хронику.

  • Наблюдение с оценкой: «Прекрати шуметь по ночам. Ты совсем не думаешь об окружающих. Твои ночные вечеринки мешают соседям спать».
  • Наблюдение без оценки: «Кажется, последние три дня твои гости остаются на ночь. После 23 я слышу из твоей квартиры громкий смех и музыку, которые мешают мне спать. Из‑за того, что я плохо сплю, мне трудно работать».

Шаг 2. Выразите чувства словами

Следующий шаг — выразить словами чувства относительно наших наблюдений.

В процессе общения мы так или иначе обмениваемся чувствами: вербально или невербально. Однако, когда мы демонстрируем их с помощью мимики, жестов и интонаций, собеседник может неправильно их истолковать: усталость принять за равнодушие, а беспокойство — за навязчивость.

Когда собеседник самостоятельно трактует наши чувства, он приписывает нашим словам собственные смыслы: «Я не хочу сегодня встречаться» воспринимается как «У меня есть дела поважнее», хотя на самом деле означает «Я устал на работе».

Возникает пропасть между тем, что мы имели в виду, и тем, как это услышано. Чтобы помочь другим людям понять нас, важно выражать чувства словами.

Проблема в том, что в нашей культуре не принято делиться переживаниями. Выражение чувств воспринимается как проявление слабости, особенно среди мужчин. В результате некоторым людям сложно выстраивать близкие отношения: они не умеют проявлять свои чувства и получают от окружающих обвинения в чёрствости.

Наш язык усугубляет недопонимание: люди используют слово «чувствую», когда говорят о мыслях, представлениях о себе и чужом поведении, а не о своём эмоциональном состоянии. Сравните два примера:

  • Не чувства: «Я чувствую, что я тебе безразличен».
  • Чувства: «Когда ты отказалась встретиться со мной, я почувствовал одиночество».

В первом примере автор выражает свою интерпретацию чужого поведения. Во втором описывает чувства, которые возникли у него в ответ на это поведение.

Шаг 3. Признайте собственные потребности

Потребности — это ценности и желания, которые формируют наши чувства. Действия других людей могут служить стимулом для наших чувств, но никогда не являются их причиной.

Когда гости на вечеринке не проявляют к вам интереса, вы можете ощущать одиночество, если испытываете потребность в общении, — или это может быть облегчение, если хотите покоя.

В одной и той же ситуации разные потребности формируют разные чувства, независимо от поведения других людей.

Признавая собственные потребности, мы берём на себя ответственность за наши чувства, вместо того чтобы обвинять других.

Собеседнику проще испытать к нам эмпатию и удовлетворить нашу потребность, когда мы говорим «Я чувствую одиночество, потому что мне не хватает близости» вместо «Тебе на меня плевать». Осуждение, критика и интерпретации чужих действий — искажённое выражение наших собственных потребностей, которое вместо близости порождает недопонимание.

https://www.youtube.com/watch?v=_1YVjexU4IM

Иногда людям сложно договориться, потому что они путают потребности и стратегии. Потребность описывает истинное желание, а стратегия — способ получить желаемое.

Предположим, жена испытывает потребность в близости и внимании мужа. Вместо того чтобы напрямую поделиться с ним этим желанием, она просит его больше времени проводить дома. Муж буквально понимает слова жены и устраивается на удалёнку. Теперь он работает вдвое больше, чем при поездках в офис.

  • Стратегия: «Я хочу, чтобы ты больше времени проводил дома».
  • Потребность: «Я хочу внимания и близости».

Шаг 4. Сформулируйте чёткую просьбу

Мы поделились с собеседником наблюдениями без рассказали о чувствах относительно этих наблюдений и признали наши потребности. Осталось озвучить конкретную просьбу, выполнив которую собеседник сделает нашу жизнь лучше.

Чем яснее мы дадим понять, чего ждём от человека, тем проще ему будет выполнить наше желание. Когда мы просим предоставить нам больше личного пространства, мы говорим об абстрактных вещах, смысл которых не вполне понятен. Расплывчатые высказывания способствуют путанице. Важно формулировать просьбу максимально конкретно. Например, так: «На этих выходных я хотел бы побыть в одиночестве».

Понятная просьба даёт собеседнику чёткий план действий.

Существует разница между просьбой и требованием. Собеседник воспринимает первое как второе, когда считает, что его накажут за невыполнение. В этом случае у него есть два способа отреагировать: сопротивляться или подчиниться.

В первом случае собеседник будет спорить, огрызаться и искать отговорки, во втором — с неохотой выполнит что нужно, останется недоволен и вряд ли проявит лояльность в будущем.

Просьба предусматривает свободу выбора и уважение к чужому отказу; требование — желание переделать человека и его поведение любой ценой.

  • Требование: «Помоги мне с уборкой, или я не буду с тобой разговаривать».
  • Просьба: «Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне с уборкой».

Пример, как применять подход Розенберга в жизни

Мама купила сыну новый компьютер при условии, что тот подтянет оценки в школе. Подросток не сдержал обещания: вместо учёбы он часами играет. Женщина хочет обсудить с сыном его поведение и напомнить о договорённости.

Представим, что мать не владеет навыками ненасильственного общения:

  1. Оценивает: «Опять играешь, бездельник?»
  2. Манипулирует чувством вины: «Ты обещал взяться за учёбу, а вместо этого занимаешься ерундой. А ведь мы отказались от поездки за границу, чтобы купить этот компьютер!»
  3. Перекладывает ответственность за свои чувства: «Я разочарована твоим поведением».
  4. Наказывает: «Никаких игр, пока не исправишь двойки».

Мать оценивает и критикует, манипулирует чувством вины, перекладывает ответственность за своё эмоциональное состояние и наказывает. Такое поведение вынудит подростка занять защитную позицию и помешает проявить эмпатию. В результате сын останется недоволен и будет саботировать родительское решение.

Теперь представим, что мать применяет навыки ненасильственного общения:

  1. Делится наблюдениями: «Перед тем как купить тебе новый компьютер, мы договорились, что ты исправишь двойки по русскому и литературе. С тех пор прошло полгода. Ты не исправил оценки».
  2. Рассказывает о чувствах: «Мне тревожно и обидно».
  3. Признаёт свои потребности: «Тревожно, потому что я хочу, чтобы ты получил хорошее образование и нашёл занятие по душе. Обидно, потому что ты не сделал того, о чём мы договаривались, а мне бы хотелось полагаться на твои слова».
  4. Формулирует чёткую просьбу: «Пожалуйста, скажи, что мешает тебе соблюдать нашу договорённость и как я могу тебе с этим помочь?»

Мама не пытается силой изменить поведение сына, а уважительно обращается к нему на равных: излагает факты вместо искренне делится чувствами, объясняет причины тревоги и обиды, формулирует чёткую просьбу. Подростку проще услышать потребности родителей, когда не нужно тратить энергию на противостояние.

В результате такого разговора мать выяснит, что сына увлекают компьютеры и точные науки, а гуманитарные предметы он не понимает. Подросток пообещает подтянуть оценки с помощью репетитора, за это мать согласится отправить его в компьютерный лагерь.

Таким образом они придут к решению, которое удовлетворит потребности обоих.

Чек‑лист, который поможет правильно выражать потребности

  1. Наблюдения. Назовите конкретные слова или действия собеседника, которые на вас повлияли. Избегайте оценок. Представьте, что составляете хронику.
  2. Чувства. Выразите словами ваши чувства относительно этих действий. Не путайте чувства с мыслями и представлениями о себе и окружающих.
  3. Потребности. Соедините свои чувства с потребностями: «Я чувствую… потому что мне нужно…» Не путайте потребности со стратегиями их удовлетворения. Не перекладывайте на других людей ответственность за свои чувства.
  4. Просьбы. Сформулируйте чёткую просьбу, выполнив которую собеседник сделает вашу жизнь лучше. Не требуйте, уважайте чужой отказ.

📹 Видео

Ненасильственное общение. Как удовлетворить свои потребности в общении с близкимиСкачать

Ненасильственное общение. Как удовлетворить свои потребности в общении с близкими

Недолюбленный ребенок. Дочь/сын без отца. Неудовлетворенные потребности. Анализ "белой половинки"Скачать

Недолюбленный ребенок. Дочь/сын без отца. Неудовлетворенные потребности. Анализ "белой половинки"

21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

Вопрос-ответ. Нет потребности в общенииСкачать

Вопрос-ответ. Нет потребности в общении

Круги близости. Как насытить потребность в общении и любви?Скачать

Круги близости.  Как насытить потребность в общении и любви?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ. ПсихотерапияСкачать

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ. Психотерапия

Потребность быть нужным и общение — социальные потребности человекаСкачать

Потребность быть нужным и общение — социальные потребности человека

Любители делать другим замечания, кто они?!Скачать

Любители делать другим замечания, кто они?!

Продажа! Весь процесс от выявления потребности до закрытия.Скачать

Продажа! Весь процесс от выявления потребности до закрытия.

Потребность в общении и социальной поддержкеСкачать

Потребность в общении и социальной поддержке

Потребности. Узнавание и удовлетворениеСкачать

Потребности. Узнавание и удовлетворение

Как реагировать на провокации. Как разговаривать с манипулятором. Как провоцировать провокатора.Скачать

Как реагировать на провокации. Как разговаривать с манипулятором. Как провоцировать провокатора.

Что, если ваши потребности хронически не удовлетворяются?Скачать

Что, если ваши потребности хронически не удовлетворяются?

Потребности в близких отношенияхСкачать

Потребности в близких отношениях

Вопросы для выявления потребностей. Ролевая игра - переговоры.Скачать

Вопросы для выявления потребностей. Ролевая игра - переговоры.

Почему «Семейка Аддамс» – лучший пример здоровых отношений?Скачать

Почему «Семейка Аддамс» – лучший пример здоровых отношений?
Поделиться или сохранить к себе: