«Видение — это вера». То, что вы видите своими глазами, в то ты и верите». А роль зрения в нашей жизни и культуре является центральной, о чем свидетельствует то, обилие визуального контента, который нас окружает сегодня.
Зрение позволяет нам обрабатывать информацию из окружающего нас мира, информация попадает нам в глаза. Так происходит восприятие, посредством которого мозг организует и интерпретирует данные полученные от наших глаз. На наше восприятие влияют многие вещи, включая культуру, уже имеющийся опыт и наши будущие ожидания.
Увидеть не значит поверить. Что дизайнерам нужно знать о восприятии? Когда мы разрабатываем для людей сайты, приложения да хоть что, полезно понимать некоторые процессы, которые влияют на то, как люди воспринимают всё это.
Восприятие — является индивидуальным и сложным процессом, и то, как человек воспримет что-то, никогда не будет в нашем полном контроле, но мы можем предугадывать то, как поведут себя те или иные группы людей. Для этого и проводятся всевозможные апробации продуктов перед массовым запуском.
Первое, что тебе нужно знать, так это то, что не всему нужно верить. Есть много способов, с помощью которых наше восприятие, в частности наше зрительное восприятие, может быть обмануто.
Вот например, в одной классической оптической иллюзии, треугольнике Канижа, мы видим «белый прозрачный треугольник», хотя никакого треугольника на самом деле нет.
На то, что мы видим, также влияет наш культурный контекст, например различия в восприятии глубины, которые ведут к теории «плоского мира».
Эта теория предполагает, что когда мы привыкли жить в мире, полном прямых углов, мы более легко поддаемся иллюзиям, таким как иллюзия Мюллера-Лайера.
В классическом исследовании 1963 года, проведенном «Segal et al», европейцы и американцы оказались наиболее восприимчивыми к иллюзии, а охотники-собиратели из Калахари были менее восприимчивыми. Дизайнерам важно понимать, что культура влияет на мировосприятие, и они должны проверять свои работы на целевых группах пользователей, чтобы понимать имела ли смысл их работа вообще.
- Великие правила — Принцип Гештальта.
- 1. Соотношения сторон.
- 2. Близость.
- 3. Принцип сходства (Guidline).
- 4. Элементы важности.
- 5.Восприятие цвета.
- Что такое восприятие – отличия от ощущения, свойства, принципы, каналы и факторы
- Восприятие – что это?
- Отличие восприятия от ощущения
- Свойства восприятия в психологии
- Принципы восприятия
- Каналы восприятия
- Факторы восприятия
- Синтетический тип восприятия
- Аналитический тип восприятия
- Аналитико-синтетический тип восприятия
- Уровни восприятия
- Ошибки восприятия
- Иллюзии восприятия
- Теории восприятия
- Восприятие человека человеком
- Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия
- Восприятие — что это такое — Журнал Амром
- Виды восприятия
- 🔍 Видео
Великие правила — Принцип Гештальта.
«Целое получается из суммы частей»
психолог Курт Коффка.
Итак, если восприятие — сложный и тонкий процесс, как на него влиять? В 1930-х и 40-х годах группа психологов разработала некоторые основополагающие теории о зрительном восприятии.
Основной принцип гештальт-психологии заключается в том, что наш разум работает над созданием «единого целого» (гештальт) из различных и хаотических данных, которые он получает. Как выразился гештальт-психолог Курт Коффка, «целое получается из суммы частей». Из этих исследований был разработан набор основополагающих принципов визуального восприятия.
Эти принципы имеют основополагающее значение для визуального общения в графике и интерфейсе / веб-дизайне. Понимание и применение принципов гештальта может усилить работу любого дизайнера.
Существует множество подробных руководств по гештальт-принципам, если у тебя появилось желание узнать больше, то в интернете есть все основные принципы, которые можно найти и почитать. Для начала нужно понять пять гештальт-принципов, чтобы двигаться дальше:
1. Соотношения сторон.
Когда люди смотрят на схожие элементы, они будто пытаться понять в чем же их отличия, что находится в фокусе, а что на заднем плане.
Это может дать ощущение того, что некоторые элементы «находятся в фокусе» например эти черные силуэты в нём, а другие находятся вне его. Привычная иллюзия ваза и два лица, которые смотрят друг на друга.
Всё это является примером перевертывания фигуры, туда и обратно — ваш мозг переключается между «белой вазой» и фигурами на черном фоне.
2. Близость.
Принцип близости говорит, что когда мы видим некое количество объектов перед собой, то наш мозг начинает расставлять приоритеты, а автор сайта предполагает, что чем больше объект по размеру, тем он ближе к нам и тем большее значение несёт в себе.
https://www.youtube.com/watch?v=f5HUVvtdKuw
Сайт FastCo Design использует близость в сочетании с ключевыми линиями, чтобы указать, какие изображения и заголовки принадлежат друг другу. Это распространенный метод, который используется на сайтах.
Дизайнеры все время используют закон близости — это один из распространенных способов, которыми мы располагаем элементы интерфейса, чтобы показать взаимосвязь.
Близость является одним из самых мощных способов указать отношения — и это может быть запутанным, если неясно, какие элементы принадлежат друг другу.
3. Принцип сходства (Guidline).
Когда вещи подобны (по размеру, цвету, форме или другим свойствам), мы воспринимаем их как связанные одним стилем. Сходство очень часто используется в интерфейсах и веб-дизайне. Идея руководства по стилю предоставляет (разработчику) конечному пользователю коды или шаблоны для использования, которые опираются на заранее заложенные элементы.
Смотрите все ссылки и кнопки, являются стилями, таким же образом создаются ожидания пользователей относительно того, как будут вести себя элементы. Основной акцент цвета на сайте желтый, «теги» помогают пользователю визуально идентифицировать и группировать то, что относится к одному типу контента.
4. Элементы важности.
Когда мы смотрим на плакаты, веб-сайт или экраны приложений, мы понимаем, что несет в себе та или иная иконка приложения, каждое приложение несёт особую важность для пользователя, и даже месторасположение иконки тоже имеет значение.
Это ещё называют «визуальная иерархия» таким способом, мы просматриваем информацию и определяем, что для нас особо важно, а что нет.
Для дизайнеров манипуляция визуальной иерархией — это ключевой способ создать хороший пользовательский интерфейс, поскольку он дает представление о том, что мы хотим, чтобы люди сосредоточили свое внимание. Контраст различных элементов информирует визуальную иерархию, как и гештальт-принципы.
Хороший пример — это уведомления приложений iOS, они имеют красный пузырек справа у иконки, это пример визуальной иерархии с использованием цвета и формы — глаз человека в первую очередь замечает яркие цвета, это относится и к иконкам приложений. Поток и порядок элементов будут информировать иерархию.
В западно-культурном контексте мы читаем слева направо и сверху вниз. Относительный размер элементов также влияет на иерархию — подумайте о различии между заголовками h1 и h4 при верстке в HTML! Цвет и форма также могут влиять на то, как мы воспринимаем иерархию.
Уведомления на главном экране iOS — отличный пример этого.
Источник изображения: @AkiyoshiKitaoka
5.Восприятие цвета.
Мозг воспринимает цвет загадочным образом, как то самое известное платье, о котором говорил весь интернет. Эти иллюзии основаны на цветовом постоянстве, которое по «Википедии» является «особенностью системы восприятия цвета человеком, гарантируя, что воспринимаемый цвет объектов остается относительно постоянным при различных условиях освещения».
Есть также люди, которые могут воспринимать больше цветов, чем мы регулярно видим, это состояние называется тетрахромацией. Опять же, когда дело доходит до восприятия реального цвета, у всех людей, оттенки воспринимаются по-разному.
Акиоши Китаока, профессор психологии в университете Ritsumeikan в Японии разработала цветовую палитру, которая состоит только из серых и голубых пикселей, но мы воспринимаем их как красный.
Нам как дизайнерам, важно, с точки зрения восприятия цвета то, что мы не полагаемся на цвет и своё зрение, а используем рабочие инструменты для цветопробы, и снимаем реальные значения нужных цветов для работы.
Никогда не забывай главное, сколько людей, столько и оттенков цвета, а ещё не забывай о людях с дальтонизмом.
Всегда будь уверен в том, что твой дизайн работает для всех, даже если они испытывают проблемы с восприятием цвета.
Восприятие — поистине таинственный процесс, а знания о нем, это ничто иное как психология. Чтобы быть отличным дизайнером, всегда помни о процессах восприятия и их ключевых принципах. Так ты значительно продвинешься в своей работе. Как сказал Джон Леннон, «чем больше я вижу, тем меньше я знаю точно».
Видео:ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ВОСПРИЯТИЕСкачать
Что такое восприятие – отличия от ощущения, свойства, принципы, каналы и факторы
Все мысли, планы и поступки человека так или иначе обусловлены его картиной мира. Каждый из нас воспринимает происходящее вокруг по-своему, исходя из собственного опыта и особенностей мышления. Оттого мнения двух разных людей об одном и том же событии могут быть диаметральными. Стоит понять, что такое восприятие и почему от него зависит так много.
Восприятие – что это?
Определение этому термину дает психология, поскольку результаты психической деятельности находятся в ее сфере изучения.
Восприятие, или перцепция, – понятие, обозначающее процесс формирования человеком целостного образа определенного предмета или явления, в результате его непосредственного влияния на органы чувств с последующим анализом полученных данных. Оно является важнейшим инструментом познания окружающей действительности и адаптации к ней.
Например, впервые встретившись с абрикосом, человек, завершив его визуальное восприятие, попробует, каков он на ощупь, оценит вес, форму, вкусовые качества, и получит полную картину о нем.
Имея информацию о его пользе и химическом составе, проанализировав полученный опыт знакомства с этим фруктом, становится возможным создание готового полноценного его образа.
В дальнейшем это облегчает процессы узнавания, сравнения и оценки предметов с уже сформированным пониманием того, какими они должны быть.
Отличие восприятия от ощущения
Для глубокого понимания процессов психики, важно разобраться в терминах и их соотношении. Ощущение и восприятие часто путают, но сейчас станет ясно, что это совсем не одно и то же:
- Информация, полученная от одного органа чувств – это ощущение. Восприятие включает в себя опыт, полученный от нескольких анализаторов.
- Ощущение порождает какое-то чувство – тяжести, сладости, холода. Восприятие же заканчивается формированием целостного образа.
- Благодаря ощущениям нами усваиваются отдельные характеристики предметов и явлений. Восприятие рисует их полную картину в нашем сознании.
- Ощущениями, то есть способностью познавать предметы посредством рецепторов, обладают все живые организмы. Развитие восприятия доступно лишь существам со сложной нервной системой и перцептивной психикой.
- Как вывод, восприятие осуществляется посредством получения всех возможных ощущений от соприкосновения с предметом или явлением, но не сводится к их сумме. Чтобы считаться воспринятой, полученная информация еще должна быть проанализирована и составлена в единое представление – образ.
Свойства восприятия в психологии
Лучше разобраться в понятиях хорошо помогает изучение их признаков. В психологии принято считать, что свойствами восприятия являются:
- Предметность.Совокупность полученных нами ощущений не существует хаотично в пространстве, а привязывается нашим сознанием к конкретным объектам внешнего мира.
- Целостность и структурность. Отдельные характеристики уже воспринятого объекта структурно связаны друг с другом настолько прочно, что даже после взаимодействия с одной из них в сознании всплывает законченный образ предмета.
- Постоянство. Однажды воспринятый объект сохраняет свои характеристики в нашем сознании, даже если в последующем мы наблюдаем его в искаженном виде.
- Осмысленность. Что такое восприятие без задействованного мышления? Просто набор реакций рецепторов на внешние раздражители. Классифицировать предмет, составить базовое понимание о его свойствах можно, только применив аналитические способности и уже имеющийся опыт.
- Избирательность. Человеческая психика не справляется с тем, чтобы одновременно качественно воспринимать несколько объектов, поэтому, когда мы внимательно смотрим на что-то новое и интересное, весь остальной мир будто бы перестает существовать на некоторое время.
Принципы восприятия
Хоть раз увидев оптические иллюзии, перестаешь быть уверенным в том, насколько верно мозг обрабатывает информацию об окружающей действительности. Объяснить успех таких уловок легко, если знать давно изученные принципы или законы восприятия:
- Объединение в группы. Разум непрерывно стремится к установлению корреляционных связей между воспринимаемыми предметами. Автоматически он относит объекты, расположенные рядом, движущиеся в одном направлении или похожие по форме или другим признакам к одной группе, связывает их в один класс.
- Выделение фона и фигуры. Если внимание направлено на конкретный предмет, то все, что его окружает воспринимается мозгом, как фон. Стоит перевести фокус на что-то другое, то недавний объект познания мгновенно сольется с фоновым окружением.
- Завершение. Этот принцип проявляется в том, что наше сознание стремится дополнить недостающие фрагменты в воспринимаемом объекте, чтобы получить целостный образ.
Каналы восприятия
Данные об окружающем мире непрерывно поступают в наше сознание. Они улавливаются и доставляются в нужные отделы головного мозга, проходя через такие каналы восприятия информации:
- Визуальный. Все, что мы воспринимаем органами зрения и есть визуальная информация.
- Аудиальный. Данные, воспринятые на слух, то есть все окружающие нас звуки.
- Кинестетический. Этот канал объединяет в себе такие ощущения, как вкус, запах, осязание, мета-ощущения (наши внутренние реакции и эмоции от взаимодействия с внешними объектами).
Факторы восприятия
Отчего же люди, имеющие одни и те же каналы восприятия и механизмы обработки информации, так по-разному видят одну и ту же действительность? Различия и особенности восприятия обусловлены внешними и внутренними факторами, которые воздействуют на наши возможности познания мира. К внешним можно отнести:
- Повторяемость: образы часто встречаемых предметов формируются в сознании более полными.
- Интенсивность воздействия: сильное влияние на рецепторы или провокация сильных эмоций – это то, что ускоряет восприятие.
- Контрастность: предметы или явления, выбивающиеся из общей массы, лучше запоминаются и охотнее анализируются нашим мозгом.
- Движение: предметы в статике и в динамике воспринимаются по-разному, и для составления полного представления об объекте желательно понаблюдать за ним во всех состояниях.
Что такое субъективное восприятие и какие внутренние факторы влияют на него? Выведены три принципа, объясняющие избирательность мозга во время познания действительности:
- Резонанса: состоит в том, что явления, находящиеся в сфере нашей заинтересованности, воспринимаются охотнее всех прочих.
- Настороженности: что-то, угрожающее личной безопасности, мгновенно попадает в фокус внимания, в отличие от нейтральных объектов.
- Защиты: мозг защищает свои убеждения, потому сопротивляется восприятию любой информации, которая им противоречит.
Кроме внешних и внутренних факторов, на процесс познания влияют еще и индивидуальные особенности психики. Исходя из этого, выделяют такие виды восприятия в психологии:
- синтетический тип;
- аналитический тип;
- аналитико-синтетический тип.
Синтетический тип восприятия
Перцепция в психологии делится на типы в зависимости от специфики охвата органами чувств человека характеристик изучаемого объекта.
Синтетическому восприятию присуще малое внимание к деталям, но четкое осознание общей картины, понимание основной сути событий.
Людям, которые склонны к такому типу перцепции, не свойственно вникать в тонкости всего происходящего, они довольствуются обобщенным видением.
Аналитический тип восприятия
Синтетическая перцепция, как крайность, имеет и свой антипод. Аналитический тип – это как раз такое восприятие в психологии, что характеризуется противоположным обобщению чрезмерным вниманием к деталям. Имея склонность к нему, бывает сложно уловить и проанализировать общую идею происходящих событий, зато ни одна мелочь окружающей действительности не останется без внимания.
Аналитико-синтетический тип восприятия
Как не существует чистых типов темперамента, так и типы перцепции редко встречаются в таком рафинированном, однобоком виде.
Классификация восприятия весьма условна, ведь в каждом из нас есть склонности к обоим вышеперечисленным видам, разве что один из них может преобладать.
Стараясь проанализировать частное, мы стремимся создать общую картину, а получив общее представление – разбиваем его на фрагменты для более полного понимания.
Уровни восприятия
Процесс познания объекта проходит в несколько этапов. Структурность восприятия обусловлена несколькими уровнями обработки информации нашим мозгом. Всего их четыре:
- Обнаружение. На этом этапе сознанием фиксируется только факт раздражения рецепторов при взаимодействии с объектом.
- Различение. Сейчас мозг получает сигналы от анализаторов о том, какими качествами обладает воспринимаемый объект.
- Идентификация. Получив информацию о свойствах предмета, сознание соотносит их со свойствами других объектов, образы которых хранятся в его памяти.
- Опознание. Проанализировав свой прошлый опыт и новые данные, мозг относит новый предмет к имеющимся в его распоряжении группам и категориям. Узнавание и классификация объекта означает, что такое восприятие было успешным.
Ошибки восприятия
Наши когнитивные способности не идеальны и часто находятся под влиянием разных факторов. Поведенческие психологи экспериментально выявили несколько самых распространенных ошибок восприятия:
- Эффект ореола. Состоит в том, что наше уже сформированное отношение к какому-то качеству предмета или человека определяет отношение к нему в целом, даже если другие его характеристики вызвали бы совсем иные эмоции.
- Эффект предубеждения. Это нарушение восприятия проявляется в избирательной слепоте нашего сознания относительно той информации, которая может разрушить уже сложившиеся стереотипы.
- Эффект доступности. Если нам легко на ум приходят примеры каких-то явлений, то мы автоматически считаем их распространенными, даже если статистика говорит обратное.
- Эффект проекции. Свои собственные характеристики мы охотно приписываем другим людям. Такие эффекты восприятия нередко приводят к разочарованиям.
Иллюзии восприятия
Иногда при нагромождении различных ощущений, некоторые из них могут искажаться в нашем сознании под влиянием других. Такие иллюзии восприятия в психологии не считаются чем-то негативным, скорее наоборот – это объяснимые эффекты, в которых можно найти закономерности. Искажения могут возникать в любых органах чувств и бывают, например:
- Оптическими. Органы зрения легко обмануть, они поддаются иллюзиям от преломления солнечных лучей, ошибаются в восприятии размеров предметов в зависимости от их окружения, могут по-разному ощущать один и тот же цвет, но на разных фонах.
- Вкусовыми. Сладкая фруктоза придает нейтральной на вкус воде горечь, что объясняется неожиданным воздействием такого тандема на рецепторы.
- Проприоцептивными. Это иллюзии восприятия действительности мышечным аппаратом: например, при резкой остановке транспорта наше тело продолжает ощущать его движущимся.
Теории восприятия
В научной среде много десятилетий не утихают дискуссии насчет механизмов, обеспечивающих отражение объективной действительности в человеческом сознании. Есть несколько теорий, описывающих этот процесс по-своему:
- Структурализм. Изначальная теория, сводящая восприятие к сумме полученных от объекта ощущений и сравнению с ранее полученным опытом.
- Гештальт-теория. Критикует структурализм, утверждая, что восприятие – процесс более сложный, поскольку не только частные ощущения формируют образ, но и сформированный образ влияет на полученные ощущения.
Восприятие человека человеком
Кроме познания окружающих предметов и явлений, людям, как социальным существам, важно уметь составлять впечатление и об окружающих.
Межличностное восприятие намного более сложное и комплексное, нежели восприятие неодушевленных объектов.
Изначально представление формируется исходя из визуальных данных, путем анализа деталей внешности: опрятности, стиля, характерных черт лица и телосложения, которые сопоставляются с имеющимися стереотипами.
Позже, в процессе общения, становится очевидным, что такое поверхностное восприятие не достоверно.
Оно дополняется информацией о принадлежности к социальной группе (с переносом всех стереотипных качеств представителей этой группы на нового знакомого), интересах, способностях и характере.
Чувствительность к эмоциональным состояниям собеседника тоже поможет сделать его образ более полным и взаимодействовать с ним эффективнее.
Что такое стресс? Это проблема, знакомая многим, которая способна вызывать самые разные изменения в организме и существенно ухудшает качество жизни, но если понимать ее происхождение и проявления, побороть беду не составит труда. | Клиническая психология предлагает много разных методик, позволяющих избавлять людей от многочисленных болезней. Она имеет свои задачи, разделы, проблемы, способы исследования и другие нюансы, которые будет интересно изучить. |
Педагогическая психология – наука, с которой полезно ознакомить всем, у кого есть дети. Она имеет свои особенности: принципы, функции, структуру, категории, задачи, методы исследования и другие важные нюансы. | Полезно знать, что такое юридическая психология, какие аспекты нашей жизни она изучает и как связана с законом. Выясним историю развития и современные направления науки, основные задачи и методы, которые находятся в основе дисциплины. |
Видео:Когнитивная психология восприятия #25. Гештальтпсихология и принципы построения гештальта.Скачать
Восприятие. Основные виды, свойства и особенности восприятия
страница
Видео:Правила сильного текста и психология восприятия. Максим ИльяховСкачать
Восприятие — что это такое — Журнал Амром
Восприятие. Все мысли, планы и поступки человека так или иначе обусловлены его картиной мира. Каждый из нас воспринимает происходящее вокруг по-своему, исходя из собственного опыта и особенностей мышления. Оттого мнения двух разных людей об одном и том же событии могут быть диаметральными. Стоит понять, что такое восприятие и почему от него зависит так много.
Виды восприятия
Кроме внешних и внутренних факторов, на процесс познания влияют еще и индивидуальные особенности психики. Исходя из этого, выделяют такие виды восприятия в психологии:
- синтетический тип;
- аналитический тип;
- аналитико-синтетический тип.
🔍 Видео
ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОСТИ или как наш мозг всё решает за нас. Обобщение. Опущение. Искажение.Скачать
10. Восприятие, его виды и свойства Теории восприятия. ГОСЫ по психологии. Общая психологияСкачать
[КостяПрав] 4 типа восприятия человекаСкачать
Ощущения и восприятие. Crash Course: Психология №5Скачать
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Гештальт-терапия. Гештальт. Принципы гештальта. Вергеймер. Келлер. Коффка. ПерлзСкачать
Механизмы восприятия - Мария ФаликманСкачать
🔴 ПСИХОЛОГИЯ. Основные направления и школы психологии. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Гуманист....Скачать
Психология. Понятие, виды и теории восприятия.Скачать
Восприятие. Психология восприятия.Скачать
Общая психология. Ощущения и восприятиеСкачать
Основы общей психологии. Лекция 6. Познавательные процессы. ВосприятиеСкачать
Восприятие. Часть 2. Основные свойства и видыСкачать
Восприятие и ощущение: Основы общей психологии. Лекции психолога Рамиля ГарифуллинаСкачать
Когнитивная психология восприятия #31. Физиология восприятия [Нейрокогнитология]Скачать
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕСкачать
Самая МОЩНАЯ практика саморазвития.Скачать