Стыд определение в психологии

Стыд определение в психологии Психология
Что такое стыд

Стыд определение в психологии

#1. Чувство стыда

#2. Как избавиться от стыда?

#3. Чем стыд отличается от вины?

#4. Как справиться со стыдом?

#5. Виды стыда

В качестве самостоятельного понятия стыд стали определять в начале 20 века. Он оказывает определенное влияние на человека, и сила влияния на самом деле обусловлена степенью его ощущения. Если он не очень выражен, человек с его помощью избавляется последствий ряда своих поступков. Если он сильно выражен – часто приводит к импульсивным решениям.

Что такое стыд? Не вникая в психологические нюансы, он является негативно окрашенным сильным чувством. Оно вызвано каким-либо действием и осознается человеком некорректным, неправильным.

Он стыдится своих поступков лишь в присутствии других людей, как правило, в одиночестве этого не происходит. Лексическим значением этого слова не раскрывается сложность и многослойность самого понятия.

Разными культурами оно рассматривается с точки зрения собственных моральных норм.

Чувство стыда

Чувство стыда представляет собой переживания за свои безнравственные поступки перед общественностью. Поэтому оно появляется у человека, как следствие специфического культурного образования. Оно гарантирует следование определенным групповым нормам, обязанностям к окружающим, близким людям.

Чувству стыду присуще сильное смущение, ощущение неловкости от осознания неблаговидности своих деяний, поведения в определенной ситуации.

По мнению ученых, оно необходимо человеку в виде эмоционального проявления, помогающего ему избегать мучения души и изоляции от общества.

Стыдясь, человек не станет совершать необдуманные поступки из-за страха осуждения, даже для собственного блага, корысти. Это действует своеобразным предостережением неправильного выбора.

Стыду характерно:

  • растерянность;
  • неловкость;
  • паника;
  • внутренняя борьба с непристойными помыслами и желаниями, асоциальным типом поведения, аморальными побуждениями.

Бесстыдные люди не способны смущаться при каком-либо сделанном безнравственном поступке. Например, нудисты, не смущаясь, ведут пропаганду свободы и комфорта без предметов одежды.

Однако к стыду можно относиться, как в какой-то степени мотивации и толчку к личностному росту человека. Но чувство стыда, передающее человеку определенное послание с ограниченной полезностью, все же больше ему вредит. Поэтому многие ищут способы, как избавиться от чувства стыд. Рассмотрим действенную технику.

Как избавиться от стыда?

В психологии существуют специальные методики, как избавляться от чувств стыда, практически безвредно для своей личности.

Одна из таких техник предполагает следующие действия:

  • Вооружившись чистым листом бумаги, примите удобную сидячую позу с закрытыми глазами. Необходимо припомнить любое событие, заставляющее вас стыдиться. Открыв глаза, опишите его в деталях. В рассказе не должно быть собственной оценки действий, а также со стороны других людей. 
  • В итоге истории нужно попробовать сформулировать причины совершения таких действий.
  • Дальше с закрытыми глазами следует представить внутреннюю клетку с чувствами, среди которых есть место и стыду. Он пришел чему-то научить вас, но остался запертым в клетке. Теперь от того и страдаете. Приоткройте сначала дверь с одной стороны, а затем противоположную. Ветер, ворвавшись в клетку, принесет перемены.
  • Дальше нужно уничтожить листок с вашей историей любым способом.
  • Чтобы распрощаться с этим чувством навсегда, необходимо рассказать кому-нибудь о поступке (психологу, другу и т.д.).
  • Если в вашей ситуации есть пострадавшие, то без компенсации ущерба не обойтись. Все долги должны быть возвращены.
  • И в заключении поступок вычеркиваем из своей памяти.

Если с первого разу не удается добиться желаемого результата, можно повторить такую технику несколько раз.

https://www.youtube.com/watch?v=i96Pm61hplo

Эмоцией стыд является ощущение, возникающее у нас после осознания неадекватности своих действий общепринятым в социуме ценностям и моральным нормам.

Люди испытывают разные эмоции, включая негативные и позитивные. Психологами доказано, что у ребенка чувство стыда формируется до 7 лет. Таким образом, его прививают взрослые. Дальше оно начинает действовать, как жесткий цензор всех последующих деяний.

К стыду, всегда было неоднозначное отношение. В стыде видят нравственное сознание, влияющее на эмоциональное состояние людей. С одной стороны, он имеет факторы, которые сдерживают адекватное развитие личности, а с другой – он является инструментом защиты от необдуманных действий.

Чем стыд отличается от вины?

Человек может также испытывать чувство вины. Психологи считают, что чувством вины является сочетание внутреннего страха, наказания самого себя и защиты от внутреннего агрессора.

Оно не является врожденным, его формируют в ребенке родители, близкое окружение. Вину вставляют в души созданием болезненных переживаний. Нередко мы очень страдаем, поддавшись именно чувству вины. И наиболее уязвимыми перед чувством вины оказываются именно дети.

Люди испытывают вину по разным причинам. В этой вине и стыде много общего.

Рассмотрим, чем отличается стыд от вины. Вину можно полностью искупить с помощью наказания (извинения, штрафа и т.п.). Стыдиться же человек будет долгое время так, как ощущает себя ущербным. Зачастую степень ощущений не соответствует содеянному действию. Она намного выше.

Еще чем отличается стыд и чувство вины? 

  • На самом деле ощущение вины возникает независимо от наличия свидетелей при совершении поступка. Стыду всегда «нужны» свидетели.
  • Разные физиологические реакции. Когда человек стыдиться собственного поведения, он с презрением относится к себе всеми фибрами. Он краснеет, нарушается работа системы пищеварительной, ощущается слабость и появляется дрожь во всем теле. Виноватый человек не испытывает сильного дискомфорта организма. Как правило, имеют место смешанные ощущения с размышлениями по поводу поступка.
  • Люди, которые стыдятся, чувствуют себя неудачниками и объектами всеобщего презрения. Виноватые люди испытывают моральное фиаско.
  • Стыду предшествует напряжение, а вине – страх.

Люди, которые поддаются сильно выраженному чувству вины и стыду могут стать жертвами комплекса неполноценности.

Зачастую этим людям сложно осознать причины непринятия обществом такими, какими они являются на самом деле. Нередко люди начинают себя отчитывать и обвинять за вымышленные недостатки.

А также могут ненавидеть за то, что не могут измениться, проявляют агрессию в отношении других людей.

Как справиться со стыдом?

Если человека одолевает стыд, как справиться с ним? Для борьбы с таким врагом существует пара основных способов.

  • Первый способ заключается в привыкании к стыду или подавлении его. Но в случае с привыканием следует быть готовым к изменению собственного мировоззрения и образа жизни. Но накопление негатива с помощью постоянного подавления чувств, которые в любой момент могут вырваться наружу, куда более опасно для человека. Это может даже привести к депрессии.
  • Второй – предполагает дать шанс выходу негатива наружу. Необходимо создать определенные для этого условия. Этим способом часто пользуются психологи на тренингах.

Принятие себя такими, какими мы являемся – самый простой способ отпора стыду.

Виды стыда

Существует несколько видов стыда:

  • Моральный (не путаем с виной) – является ощущением несовершенства в плане моральных качеств в сравнении с другими людьми.
  • Стеснительность – представляет более мягкую форму проявления.
  • Неловкость – предупреждение или сигнал.
  • Скромность – предупреждение, заставляющее нас избегать оценок со стороны других людей.
  • Унижение – ощущение переживаний чужих которыми люди пользуются для целей пристыдить других и самоутвердиться за счет униженных.

Достаточно часто оказаться победителем в борьбе с разрушающими переживаниями своими силами не удается. Причина в том, что они стали доминирующими ощущениями, которые взяли под контроль мышление и поведение. Специалисты Центра развития личности «Арканум» помогут понять свою истинную сущность, принять свою уникальность. Они научат, как достичь гармонии своего внутреннего мира.

/image.php?width=800&height=500&cropratio=1.6:1&image=/static/uploads/5ef1c3495f9a2.jpg 

Видео:Как побороть чувство стыда. Травма отвержения и самая разрушительная эмоция. Токсический стыд.Скачать

Как побороть чувство стыда. Травма отвержения и самая разрушительная эмоция. Токсический стыд.

Как формируется чувство стыда

Стыд определение в психологии

  • Каким рождается ребенок
  • Как формируется чувство стыда

Из всех эмоций, которые принято называть «негативными» эмоциями, стыд – это, пожалуй, самая токсичная и самая опасная эмоция. Если мы сдаемся чувству стыда, это может нам стоить довольно дорого. Наша жизнь тогда может не состояться так, как нам хотелось бы.

Стыд — это ужасно болезненное переживание.

Это чувство поражения, унижения, преступности, отчуждения.

Чувство стыда может быть так же связано со страхом неожиданной потери самоконтроля. Например, человек боится выступать перед слушателями, боится, что будет захвачен весь какой-то реакцией и не сможет с собой совладать.

https://www.youtube.com/watch?v=eo1sVGwDcv0

Стыд еще может переживаться как столкновение с одной стороной себя, с каким-то своим «негативным» качеством или проявлением. Человеку кажется, что он будет разоблачен и что все узнают, что он не может справиться с собой и со случившимся. Охваченный стыдом человек как бы теряет самоуважение.

Вот как описывает одна девушка свое чувство стыда перед экзаменом:

Не могла ничего делать накануне перед экзаменом. На душе как будто лежал камень. Ночью сна практически не было, все время в полусне просыпалась, снились тяжелые обрывочные сны. Проснулась с тошнотой и больной головой, добиралась в лихорадочном возбуждении.
Когда отвечали другие, я почти ничего не слышала – охватывал ужас от того, что представляла: хорошо, как они, не смогу ответить и обязательно опозорюсь. Подкатывала тошнота, периодически кружилась голова. Когда пришла моя очередь, почувствовала, что страшно покраснела, руки тряслись, в ушах стоял гул, голова была пустая, я не могла сказать ни слова. Голос не слушался, во рту пересохло.
Смысл долетавших до меня сквозь туман слов было сложно понять. Я чувствовала отчаяние от такой потери контроля над собой. Остальные люди казались нормальными, с ними было все в порядке, а я была со своим позором на виду у всех, глупая, несуразная, никчемная.  У меня было одно желание, чтобы все это поскорее закончилось.

Человеку, испытывающему сильный стыд, очень сложно доказать, что с ним все в порядке и ему нечего стыдиться. Даже если это действительно так, никакие уговоры ему не помогают. Что-то происходит в его внутреннем мире.

Каким рождается ребенок

Рождение человека — это удивительное событие.  Многие родители чувствуют, что в новорожденном малыше уже что-то есть. Сначала взрослые думают, что все зависит от них. Однако, чувствительные и внимательные родители со временем замечают, что личность ребенка уже существует. Она проявляется иногда еще до рождения.

Даже по беременности можно предположить, кто это будет – страстный, темпераментный или спокойный малыш.

Ребенок уже рождается наполненным. Он уже обладает и темпераментом, и биологическими, физиологическими особенностями, особенностями центральной нервной системы. В нем уже заложены определенные способности.

Их очень много, больше, чем человек может понять и использовать за жизнь.

Сначала ребенок учится физически справляться со своим телом. Потом ему нужно справиться со своей эмоциональной сферой.

Если вдуматься – даже взрослым людям тяжело обходиться со своими эмоциями, а уж для малыша это намного сложнее. Ему надо решать много задач: понимать и разбирать звуки, слова, смыслы, свои эмоции, желания и т. п.

  Дальше нужно распознавать свои задатки и способности, учиться с ними управляться, выбирать свое место в жизни.

Ребенок не может самостоятельно научиться со всем этим своим богатством обращаться. Чтобы научиться этому, ему нужен другой человек. От близких ему людей ребенок впитывает отношение к себе.

Это – спонтанный механизм: ребенок не разбирает, что нужно впитывать, а что нет. Он, как губка, впитывает все те способы, которыми с ним обходятся взрослые. Таким образом, он учится обращаться сам с собой.

И самое важное в этом явлении то, что впитывает он все без разбору.

Чтобы появилось чувство стыда, в жизни ребенка не обязательно должно происходить то, что мы понимаем под жестоким обращением с детьми. Давайте представим себе такую совершенно обычную картину.

Маленький ребеночек не спит, у него режутся зубки и мама его качает.

Приходит бабушка, берет ребеночка на руки и говорит такие слова: «Ну что же ты делаешь с мамой то? Что ж ты маму-то мучаешь? Совсем ты не жалеешь ее, маму всю извел! Мама-то, посмотри, совсем уже стоять на ногах из-за тебя не может!»

Дальше, кормит его мама с ложечки, а он хочет сам ложкой есть. Отбирает у мамы, сердится. Мама ему дала ложку, а он измазался и все вокруг себя извозил. Мама говорит: «Ну вот, извозился весь, говорила же что измажешься! Не можешь, не бери, я лучше тебя сделаю!»

Потом, пришел в детский садик. В садике нужно днем спать, а он не хочет. Ну не хочет и все – вот как себя заставить? Воспитательница ставит его в угол и говорит: «Ты наказан, постой в углу подумай. Ты сам не спишь и всем мешаешь». И вот он стоит, наказан одиночеством.

https://www.youtube.com/watch?v=8PTwYFwI-44

Еще пример: пришел он домой, а там мама сварила ему манную кашу, которую он терпеть не может.

А он непосредственно отреагировал, разозлился, расстроился: «Я не хочу эту манную кашу есть!» Мама замученная, уставшая, она, может быть, и так не чувствует своей важности и ценности, а тут еще эти капризы… И она обиделась на него – не смогла удержаться, перестала с ним разговаривать. Так он оказывается отрезанным от нее, в эмоциональном холоде и вакууме. И все от того, что он не любит манную кашу. Он расстраивается, чувствует себя плохо, хнычет.

Подходит к папе, и вдруг заплакал. А папа ему говорит: «Ты знаешь, мальчики не плачут. Ты давай выйди, вытри слезы, приди и скажи мне, чего ты хочешь. А если тебе нечего сказать, то ты иди лучше займи себя делом, поиграй, книжки почитай или телевизор посмотри».

Нарисовал картинку к сказке. Очень старался. Пришла мама, посмотрела и говорит: «Боже мой, какой ужас. Стыдно это в школе учительнице показывать! Она подумает, что ты рисовать не умеешь, а я не могу тебя научить!» Взяла и все переделала, сама нарисовала.

В школе написал сочинение. Учительница поставила ему плохую отметку. Он обижен, возмущен, спрашивает: «За что? Мне кажется, я хорошо написал. Я был правдив, я  передал свои мысли!» Она говорит: «Ты знаешь, твое сочинение написано не по стандартам.

Если ты такое сочинение напишешь на выпускном экзамене, то ты получишь 2. Потом не поступишь в институт, себе жизнь испортишь, родителям, будешь дворником и испортишь показатели в школе.

Поэтому, если ты хочешь хорошую оценку, ты должен научиться писать сочинение так, как надо».

Ребенок за свою жизнь встречается с огромным количеством взаимодействий с окружающим миром. В этих взаимодействиях он получает такие послания: «Не будь собой. Ты не подходящий. Ты не такой, как надо. Ты мешаешь всем. Тебя нельзя любить. Ты ненормальный».

Очень редко ребенок получает из окружающей среды что-то в качестве поддержки. В результате он начинает верить, что он не подходит вообще никуда, ни под какие стандарты. Весь этот мир – не для него.

Если он часто играет с детьми, тогда эти жесткие стандарты взрослой жизни чуть-чуть расширяются. Хорошо, если ему попадется умный и чувствительный взрослый, который как-то по другому сможет ему все объяснить.

А в общем, у ребенка складывается ощущение, что мир похож на клетку, в которую он все время не вписывается. Все его постоянно одергивают и рассказывают, что такой, как есть, он не подходит.

Чем больше он получает от мира таких посланий, чем меньше поддержки, тем чаще начинает относиться к себе так же, как и мир относится к нему. Он начинает относиться к себе, как к чему-то не подходящему, не значимому.

Вот такое отношение к себе и начинает сопровождать чувство стыда, это становится привычкой.

Даже если ребенок никогда не слышал слова «стыд», даже если он уже не помнит, что конкретно и кто говорил ему в детстве – это ощущение уходит в автоматические, глубокие слои психики. Ребенок уже несет себя в мир как существо никчемное, ненужное, не подходящее, и довольно-таки противное.

«В самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону — так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и питании, то есть в родительской заботе, для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту, какую Бог вложил в каждого человека. Все мы являемся произведениями тех, кто нас любит или отказывает нам в любви.»
Джон Пауэлл

Если, например, весной когда цветочек только подрастает, набирается сил — ударит мороз, или засуха, то, скорее всего, цветок будет поврежден тем или иным образом. И возможно, не сможет раскрыться и превратиться в прекрасный цветок.

Так же и человек. Если в детстве он лишен тепла и одобрения, любви, если он растет в эмоциональном холоде и сухости, без поощрения и нежности, тогда, возможно, у него не получится раскрыть все свои способности. Тогда он не сможет открываться для общения с другими людьми и станет замкнутым.

https://www.youtube.com/watch?v=nuNiU_p5o-c

У него сформируется отношение к себе, как к чему-то не нужному, и хроническое чувство стыда, которое будет мешать в общении с другими людьми и в достижении своих целей.

Когда стыдящемуся человеку говоришь, в чем он интересен, замечателен, талантлив, это может его сильно удивить. Он может сказать: «Да вы что!? Это совершенно не так! Во мне нет ничего хорошего. Одна пустота, грязь и гниль. Вы просто не знаете какой я на самом деле! Вы что, какие таланты, какие прекрасные качества?!» Настолько его личность оказывается придавлена и принижена.

Когда мы теряем способность видеть себя как нечто прекрасное, мы теряем возможность сделать прекрасной свою жизнь и прожить ее так, как нам хочется.

Оригинал: https://psyhelp24.org/chuvstvo-styda/

Видео:Стыд и вина. Как с ними быть?Скачать

Стыд и вина. Как с ними быть?

Стыд: как он разрушает нашу личность и как с ним бороться?

Стыд определение в психологии

Стыд как проявление эмоции нравственного сознания, является одним из самых противоречивых чувств. С одной стороны, ощущение стыда выступает ограничителем, не позволяющим человеку переступать нормы общественной морали и держать в узде свои животные проявления.

Но, одновременно, стыд похож на невидимого стражника, заводящего острый меч над головой. Он не дает выпрямиться в полный рост и дышать всей грудью, получая удовольствие от естественных радостей.

Так, принижаемый чувством стыда человек, вынужден всю жизнь оставаться в позе побежденного, урезая собственные возможности и ресурсы. Карл Маркс считал стыд гневом, который обращен вовнутрь. А гнев, как известно, деструктивен.

Если учесть, что он направлен не на других (выброс эмоций), а на себя (самоуничтожение), его мощь сродни яду, разъедающему душу и сознание изнутри.

Стыд как механизм управления общественным сознанием

Стыд – это эмоция, зарождающаяся в душе человека вследствие осознания им несоответствия собственного поведения (реального или надуманного) принятым культурным нормам и принципам морали социальной группы, к которой он относится. Иными словами, стыд является внутренним пусковым механизмом, который приводит приговор «виновен» в действие. При этом, объективно в роли палача выступает не общество, а сам человек.

Стыд, как нравственная составляющая, присуща каждой культуре. При этом, рычаги его формирования могут различаться в силу того, по какому механизму происходит управление социальной группой.

К примеру, в мусульманском мире, где правят религиозные постулаты, стыд является ключевым ограничителем, базирующимся на Священном Писании. То, что в восточной группе языков слова «харам» (стыд) и «шарам» (грех) имеют почти идентичную транскрипцию и общий корень, не совпадение.

В советском обществе, не смотря на пропагандируемый атеизм, функция стыда имела не меньшее влияние, охватывая другие области жизни.

Стыд различается по национальным, культурным, этническим и религиозным признакам, но от этого его принцип действия не меняется. Это строгий внутренний смотритель и каратель в одном лице, от пристального взгляда которого невозможно скрыться. Стыд – изобретение для профилактики человеческих пороков без надобности непосредственного вмешательства посторонних лиц.        

Постулаты нравственности работают потому, что человек всегда ищет стабильности и безопасности. Нами движет желание соответствовать общепринятым требованиям и оставаться в «зеленой» зоне. Стыд – эмоция существа социального. Ее формируют в качестве психологической прививки.

Ученые и социологи считают, что установление границ дозволенного – это признак цивилизованности, помогающий в социальной адаптации и выстраивании здоровых отношений с обществом.  Стыд помогает избежать неприятностей, которые появляются вследствие необдуманных импульсивных поступков. Он ограждает людей от неконтролируемых действий и душевных травм.

Стыд учит отмерять семь раз перед тем, как отрезать, и делает это весьма эффективно. Однако у такого нравственного разграничения есть и обратная сторона.

Чем опасно состояние стыда?

Неся изначально благое предназначение, стыд, тем ни менее, имеет много негативных аспектов. Сам по себе он является бесполезным, поскольку указывает на несоответствие без конструктивизма.

Это культивирует в человеке комплекс неполноценности и сомнения относительно того, есть ли смысл в жизни столь несостоятельной личности. Самобичевание действует разрушительно не только в ментальной плоскости, но и на биологическом уровне.

Так, отдел головного мозга гипоталамус вырабатывает избыточное количество гормона кортиколиберина. Его воздействие на гипофиз провоцирует в нем производство кортикотропного гормона, в ответ на что надпочечники продуцируют кортизол.

На всю эту биологическую процедуру организм реагирует сильным стрессом. Уязвимость в купе с физической слабостью приводит к психологическим нарушениям:

  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • склонность к членовредительству (замещение душевной боли через физическую);
  • депрессия;
  • вредные пищевые привычки (анорексия, булимия, алкоголизм и т.д);
  • в стадии запущенной формы расстройства – суицид.

У стыда есть близкая по ощущениям эмоция. Это вина. Однако путать два понятия не стоит. В отличие от стыда, чувство вины является переживанием внутреннего характера, в то время, как стыд публичен и диктуем окружением.

Еще одной отличительной особенностью вины является ее конструктивность. Муки совести побуждают человека исправлять негативную ситуацию, к которой он чувствует себя причастным.

Стыд же просто констатирует низкую оценку себя и не более.

Тут будет размещена реклама

Как воспитывать ребенка, не насаждая стыд?

Стыд – это типичная манипуляция сознанием. На нем основывалась советская мораль, для которой характерна авторитарность и деспотизм. К сожалению, старый уклад до сих пор царит в государственных учебных заведениях, где руководят и преподают педагоги старой закалки.

Результатом их радикальных воспитательных мер становится привитый с детства страх несоответствия и отвержения, неуверенность в себе, самобичевание за малейшее проявление «неправильных» эмоций.

Поэтому, оперирование чувством стыда в воспитании детей не оправдывает себя ни в коей мере.

Часто, ругая ребенка, взрослый не трудится обосновать свой поступок, считая достаточным уже то, что чадо его слушается. Но, в возрасте 6-7 лет ребенок имеет отдаленное представление о социальных нормах морали и повинуются нравоучениям исключительно из чувства страха.

Об осознанном разграничении на «хорошо» и «плохо» в этом возрасте речи не идет. Поэтому, главная задача родителя (учителя) не запугать, а очертить рамки приличия доступным для сознания малыша способом. К примеру, с помощью поучительных сказок, развивающих игр, анализа жизненных ситуаций и доверительной беседы.

Этот способ наиболее эффективен, поскольку подразумевает живой диалог ребенка со значимым взрослым.

Не запугивайте

Когда ребенка стыдят, он испытывает страх перед наказанием, но все равно не понимает, как и почему нужно поступить тем или иным образом. В будущее такой человек понесет целый букет негативных установок о себе и мире.

Вместо того, чтобы стыдить, доходчиво на языке ребенка объясните, почему он не должен переступать порог допустимого, озвучивая при этом эмоции и конкретные действия.

Осознав причинно-следственную связь между ситуацией и реакцией, малыш сможет в дальнейшем пользоваться этой схемой, делая осознанный выбор.

Не вешайте ярлык «бессовестный»

Такой внутренний психологический регулятор, как совесть, появляется в сознании ребенка только к семи годам. Этот ограничитель придуман обществом для сдерживания взрослых агрессивных порывов и профилактики аморального поведения. Он не должен касаться детской неокрепшей психики, в противном случае такая манипуляция является ничем иным, как психологическим насилием над ребенком.

Самоценность в приоритете

Это ключевое правило воспитания без манипуляций стыдом. Оно эффективно не только для детей, но и для взрослых, поскольку позволяет не заваливаться в стыд, если кто-то пытается повлиять на вас этим способом.

Правило звучит так: «Не вся критика, которую ты слышишь в свой адрес, должна заставлять тебя измениться». В этом контексте важно отделять зерна от плевел, а именно, конструктивную критику от хамства и унижения.

Ваша родительская задача – учить этому ребенка по мере его взросления, а заодно следовать принципу и в своей жизни.

Как побороть стыд во взрослом возрасте?

Для поколения, чье детство прошло в условиях тоталитарного советского воспитания, этот вопрос актуален, независимо от биологической зрелости.

Многие из нас в душе так и остались пристыженными малышами, потупившими взгляд в пол, и продолжают ограничивать себя под эгидой «стыдно».

Чтобы избавиться от советских архаизмов, следует включить режим самоанализа и поработать над собственными ощущениями.

Найдите первоисточник

Первый этап борьбы предполагает выявление ситуации, при которой вы впервые испытали дискомфорт стыда: возраст (чаще всего это детство), обстановка, человек, насаждающий вам это чувство, и другие детали ситуации.

Воспроизведите всю картину происходящего и просмотрите ее, как фильм с позиции взрослого зрителя.

Спросите себя, что заставило вас стыдиться, насколько объективной была критика, кто был ее автором? Ваша задача прожить ситуацию снова, но уже будучи наблюдателем, которому ничего не угрожает.

Определите уязвимые места и работайте с ними

У каждого человека есть болевые точки. Это сомнения, неуверенность в себе, страх быть униженным и осмеянным. Все эти чувства являются лазейками для стыда. Проведите детальный анализ каждого из них по алгоритму:

  1. Почему меня это ранит?
  2. Как я могу показать себе (а не другим), что повода для стыда нет?
  3. Какой конструктивной эмоцией можно заменить стыд?
  4. Я разрешаю заменить стыд положительной эмоцией.

Последний пункт многим дается не сразу в силу непривычки. Испытать вместо стыда сочувствие к себе в той ситуации, принятие и прощение получается не сразу, но это становится возможным при условии  регулярной практики. Самое сложное и нетипичное в такой работе – научиться не стыдиться стыда. Главное осознать, что стыд – тоже эмоция, и винить себя за то, что она вам присуща, не нужно.

Проведите «чистку рядов»

Наше психологическое состояние во многом определяет окружение. Одни люди вызывают симпатию, вдохновляют и окрыляют, другие своим негативом тянут на дно.

Пришло время избавиться от балласта, а при невозможности исключения таких людей из своего круга, свести общение к минимуму.

Что касается доброжелательного окружения, принимайте все его блага в полной мере (комплименты, помощь, положительные эмоции) и не вздумайте считать это постыдным.

Прекратите самобичевание

Чтобы избавиться от привычки наказывать себя за стыд, растождествитесь со своей личностью и представьте, что страдаете не вы, а кто-то другой, кто вам импонирует. Подумайте, действительно ли он заслуживает этих страданий, соизмеримы ли они с поводом, и как бы вы утешили этого человека? Затем, сохранив эмоцию, спроецируйте (наложите) ее на собственную личность.

https://www.youtube.com/watch?v=qHTZiDiObF8

А главное, прощайте себя и не стыдите других. Эмоция стыда не должна мешать вашей жизни. Позвольте себе роскошь быть несовершенным и получать удовольствие от своей уникальности.

Видео:Как преодолеть любой стыд навсегдаСкачать

Как преодолеть любой стыд навсегда

Стыд

Стыд определение в психологии

Стыд — это эмоция, которая возникает у индивида в результате осознания им несоответствия своих поступков или своего поведения (как выдуманного, так и реально существующего) ценностям и нормам, общепринятым в обществе и нуждающихся в соблюдении со стороны норм и морали.

Человек так устроен, что испытывает различные эмоции, как отрицательные, так и положительные. И это разнообразие чувств настолько велико, что зачастую они пересекаются друг с другом, и положительная эмоция не всегда несет в себе пользу и конструктивные решения.

Эта же ситуация происходит и с негативными эмоциями.

Стыд относят к самой неоднозначной эмоции, по сей день не прекращаются относительно нее споры. Являясь видом нравственного сознания, она оказывает влияние на эмоциональную жизнь человека. Одни люди видят в этой эмоции факторы, сдерживающие нормальное развитие индивида, другие рассматривают ее как инструмент, который способствует защите индивида от необдуманных поступков.

Являясь чувственным переживанием своих безнравственных поступков в отличие от чисто внутреннего переживания – совести, стыд подразумевает переживание перед лицом общественности. Поэтому эту эмоцию вырабатывают благодаря специфическому культурному образованию, гарантирующему соблюдение групповых определенных норм, обязанностей по отношению к своему окружению.

Ученые считают, что чувство стыда необходимое эмоциональное проявление, помогающее людям избежать душевных переживаний и социальной изоляции. Стыд предостерегает индивида от совершения необдуманных поступков, даже при получении выгоды. Он также мешает сделать неправильный выбор.

Признаки стыда

Для данного чувства характерны следующие признаки:

— замешательство;

— смущение;

— беспокойство;

— защита от непристойных желаний, асоциальных форм поведения, аморальных побуждений.

И напротив, человек без стыда не способен к естественной склонности переживать чувства смущения, которые вызываются каким-либо безнравственным поступком.

Примерами отсутствия данного чувства является течение независимых нудистов, пропагандирующих свободу и комфорт без одежды.

Как самостоятельное понятие «стыд» появился в 20-х годах 20-го века, однако в настоящее время эта эмоция стала приобретать значимое влияние в социуме в сравнении с другими человеческими эмоциями. Это чувство влияет на индивида и зависит от самой степени его ощущения.

Например, если не сильно выражена данная эмоция, то она способна избавить человека от не желательных последствий после некоторых действий, а сильно выраженная эмоция способна привести к необдуманным решениям.

Пример стыда слабовыраженного. Человек обидел действием или резким словом близкого ему друга, после чего ему стало стыдно, он принес извинения, пообещав впредь не совершать подобных поступков. Если раскаяние было искреннее, то существует большая доля вероятности, что человек свое обещание сдержит.

Гораздо сложнее происходят дела с сильно выраженной эмоцией. Ее последствия варьируются от активного доведения индивидом самого себя до эмоционального и морального истощения.

Пример стыда сильно выраженного. Человек не может простить себя за что-либо и наносит себе телесные повреждения, поскольку его жизнь потеряла смысл.

Сильно выраженная отрицательная эмоция несет в себе только негативные последствия, поэтому ее рекомендуют избегать. У человека, который испытывает сильно выраженный стыд и вину способен развиться комплекс неполноценности.

Нередко он не способен понять, почему не такой как все, почему его не принимают таким, какой он есть.

Зачастую человек начинает заниматься самобичеванием, обвиняет себя за надуманные пороки, ненавидит за неспособность измениться, испытывает агрессию по отношению к окружающим.

https://www.youtube.com/watch?v=5h80YKCyiiU

Чувство вины и стыда у индивида зависят от имеющихся моральных ценностей, его представлений о том, что такое «плохо» и «хорошо». Между данными категориями «плохо» и «хорошо» маятником выступает поведение личности.

Когда поведение сдвигается от категории «хорошо» и переходит в грань «плохо» индивид начинает ощущать чувство стыда.

При этом данные категории формируют неотъемлемую часть человеческой личности, и их изменение зависит от того, в каком обществе пребывает человек и какие именно требования к своим членам предъявляет общество.

Что может вызвать у человека чувство стыда?

Зачастую данное чувство развивается у индивида еще в детстве и закладывается благодаря самым близким людям в виде ложных утверждений относительно собственной неполноценности. Данное утверждение во взрослой жизни превращается в стыд, который сковывает действия индивида и мешает ему жить.

Психика ребенка обладает повышенной степенью ранимости, потому навязанные ложные утверждения посредством замечаний, упреков, высмеивания, обвинений не проходят бесследно для детской личности.

Чувство неполноценности возникает в результате неверных утверждений повзрослевшего человека о самом себе и бывает практически невозможно от него избавиться.

Также чувство стыда выступает источником неуверенности индивида в собственных силах, которое не позволяет двигаться ему к успеху по жизни.

В ответственный для человека момент, когда следует принять важное, значимое решение, стыд как будто шепчет ему на ухо: «у тебя не получится», «ты неудачник», «ты ничего не добьешься». И ведомый в реальной жизни этим чувством индивид не принимает для достижения успеха никаких действий.

Стыд заставляет индивида чувствовать себя ненужным, а иногда лишним в этом мире, вызывая возникновение чувства неполноценности.

Испытывая чувство стыда и вины, люди многократно извиняются перед другими индивидами и чувствуют всегда себя неуверенно.

У каждого индивида есть “Концепция собственного Я”, заключающаяся в системе представлений человека о самом себе и о своем месте в обществе. Через эту систему действует стыд.

Когда поведение индивида со стороны других людей подвергается критике, либо звучат упреки в адрес составляющей человека, то в “Концепции собственного Я” происходят изменения, которые связанны с расхождением мнения индивида о самом себе и мнением окружающих людей о нем. В этот момент индивидом начинает овладевать чувство стыда. К нему приходят такие мысли: «почему меня так не любят», «неужели я действительно плохой», «ну, как же так, я ведь хороший».

Черты личности, то есть ее характер является принятой заранее программой поведения, которая запускается в какой-либо ситуации. Если индивид действует не по программе, то чувство стыда овладевает им.

При этом существует прямая зависимость от черт характера личности: чем большим количеством положительных человеческих качеств обладает индивид, тем больше существует вероятность испытать ему чувство стыда. Если человеку свойственна храбрость, но неожиданно он проявил трусость, то им овладеет стыд. То же самое присуще и к другим чертам личности.

Как избавиться от стыда

Сам человек может влиять на развитие внутри себя чувства стыда и делает он это при помощи мозга. При этом происходит влияние не на само чувство вины, а на «Я-концепцию».

Мозг индивида – это мощный инструмент, которому под силу изменить любые неблагоприятные эмоции, поскольку именно там вырабатывается видение окружающего мира.

Как избавиться от стыда? Каким же образом индивид способен повлиять на пагубную эмоцию стыда?

Существует два основных способа борьбы с возникающим чувством.

Первый способ избавиться от стыда – это оказать влияние на эмоцию: подавить стыд или привыкнуть к нему, зная о его существовании, но не разрешать себе думать о нем. Однако, являясь сильным эмоциональным проявлением, стыд позволяет человеку после того, как он к нему привыкнет, изменять его мировоззрение и привычки.

https://www.youtube.com/watch?v=jDBg_-GJstQ

Другими словами, когда стыд вынуждает индивида думать о себе, как о больном человеке или недостойном лучшей жизни, то человеку в этой ситуации очень сложно без изменения мнения о самом себе привыкнуть к мысли о своей не значимости и болезни.

Однако и это не представляет такой опасности для человека, как накопление негативных эмоций посредством их подавления, поскольку рано или поздно эти они найдут выход наружу, и индивидом может овладеть депрессия.

Второй способ избавиться от стыда – это предоставить возможность для выхода негативных проявлений наружу.

Данный способ включает создание жизненных ситуаций, при которых индивид выполняет определенные действия, которые непосредственно связаны с чувством стыда.

Например, человек стыдиться показываться на людях в обществе и выступать перед ними. Для него изначально создаются ситуации, где незначительное количество слушающих людей, постепенно эта аудитория расширяется и в какой-то момент человек понимает, что в этом нет ничего стыдливого и страшного. Итак, стыд отступает.

Именно этот способ используют множество психологов на тренингах. На этих занятиях основной упор делается на практику, и люди, которые очень вежливые упражняются в умении быть бесцеремонными, а чрезмерно скромные — наглыми, и т.д.

Многие люди, желающие избавиться от стыда, уничтожают возникающие у себя эмоции, но лучше будет научиться контролировать их.

Эмоции индивида являются врожденными, поэтому очень сложно устранить то, что дано изначально природой. Лучшим выходом из таких ситуаций будет обучение правильному использованию своих эмоций и максимальной адаптации к ним.

Человеку важно научиться правильно испытывать чувство стыда, радоваться, обижаться, критиковать и т.д. Для этого следует принять себя таким, каким он является. Это будет самым простым способом в избавлении от стыда.

Но большинство людей не в состоянии за собой признать право существования такими, какими они являются, и они пытаются быть идеальными в рамках своего понимания, своей «Я-концепции». У каждого индивида свои представления об идеале и не существует отдельной категории «идеальный человек».

Поэтому, в погоне за надуманным образом идеального человека, индивид впустую тратит свои жизненные силы и нервы, при этом недовольство его самим собой изо дня в день только возрастает, пока он не начнет испытывать чувство стыда.

Чтобы предотвратить такие перспективы, следует полюбить себя таким, каким человек является сегодня, а окружающих людей принимать с их недостатками.

Следует помнить, что в значительной мере оценки других личностей влияют на «Я-концепцию», вызывая появление негативной эмоции. Необходимо раз и навсегда отказаться от сравнений индивиду своего поведения с ожиданиями, которые на него возлагаются другими людьми.

Итак, стыд — эмоция, которая возникает в результате осознания мнимого или реального несоответствия, своих поступков или некоторых индивидуальных проявлений, принятым в данном социуме и им самим разделяемым требованиям нормам или морали.

Если человек в состоянии избегать сравнений своего поведения с ожиданиями окружающих, то он защищен от переживаний относительно несогласованности «того, как должно быть» и «того, как есть в реальности». Когда индивид отказывается от сравнения, то он входит в гармонию со своей «Я-концепцией» и перестает навсегда испытывать чувство стыда.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

🎦 Видео

Почему мы испытываем стыд.Скачать

Почему мы испытываем стыд.

Как избавиться от чувства стыда. Аутоагрессия. Постоянное чувство стыда. Внутренний КритикСкачать

Как избавиться от чувства стыда. Аутоагрессия. Постоянное чувство стыда. Внутренний Критик

Стыд - это ожог на психикеСкачать

Стыд - это ожог на психике

Чем болеет стыд? Психосоматика чувства стыдаСкачать

Чем болеет стыд? Психосоматика чувства стыда

Чувство вины и стыда. В чем разница? Эмоциональные состояния.Скачать

Чувство вины и стыда. В чем разница? Эмоциональные состояния.

Что такое ИСПАНСКИЙ СТЫД? — НаучпокСкачать

Что такое ИСПАНСКИЙ СТЫД? — Научпок

ЧУВСТВО СТЫДА. Как избавиться от стыда? | Игорь ПогодинСкачать

ЧУВСТВО СТЫДА. Как избавиться от стыда? | Игорь Погодин

Вина и стыд: как справляться с негативными переживаниями // Мария Эриль / Это не ФрейдСкачать

Вина и стыд: как справляться с негативными переживаниями // Мария Эриль / Это не Фрейд

Вина , стыд , совесть в психологии. Чувство вины и как избавиться? #вина #психологияСкачать

Вина , стыд , совесть в психологии. Чувство вины и как избавиться? #вина #психология

Стыд и Совесть, Срам и ПозорСкачать

Стыд и Совесть, Срам и Позор

Победить СТЫД! Стыд vs. чувство вины. Самопомощь нарциссамСкачать

Победить СТЫД! Стыд vs. чувство вины. Самопомощь нарциссам

"Стыд". Понятный психоанализ. Ольга Демчук ИВМ.Скачать

"Стыд". Понятный психоанализ. Ольга Демчук ИВМ.

ПОРЯДОЧНОСТЬ, КОТОРАЯ ВАМ МЕШАЕТ. Чувство стыда и страха. #Адакофе 18Скачать

ПОРЯДОЧНОСТЬ, КОТОРАЯ ВАМ МЕШАЕТ. Чувство стыда и страха. #Адакофе 18

ТОКСИЧНЫЙ СТЫД / ИЗБАВИТЬСЯ НАВСЕГДА / ИЗВРАЩЕНЦАМ НЕ СТЫДНО?Скачать

ТОКСИЧНЫЙ СТЫД / ИЗБАВИТЬСЯ НАВСЕГДА / ИЗВРАЩЕНЦАМ НЕ СТЫДНО?

Постоянное чувство вины и стыда. Перестать считать себя плохим Михаил ЛабковскийСкачать

Постоянное чувство вины и стыда. Перестать считать себя плохим  Михаил Лабковский

Испанский стыд. Стыдно за других. Что это такое?Скачать

Испанский стыд. Стыдно за других. Что это такое?

Испанский стыд - нарциссический стыдСкачать

Испанский стыд - нарциссический стыд
Поделиться или сохранить к себе: