Тренинговое занятие по развитию навыков диалогового общения

Тренинговое занятие по развитию навыков диалогового общения Общение

Видео:Тренинг "Развитие коммуникативных навыков"Скачать

Тренинг "Развитие коммуникативных навыков"

Упражнения на общение

Тренинговое занятие по развитию навыков диалогового общения

Упражнения на общение необходимы, прежде всего, в тренингах развития коммуникативных навыков. Но ведь общение составляет основу многих важных сфер нашей жизни: рабочих отношений, личных отношений, работы в команде.

А, значит, упражнения на общение будут полезны в тренингах переговоров и командообразования, тренингах уверенности в себе и тренингах отношений. Ну и, конечно, в тренингах продаж.

Ведь общение — это стержень, вокруг которого строится успешная продажа.

Упражнения на общение хорошо снимают внутренние барьеры участников и развивают навыки коммуникации. Они учат навыку самопрезентации и уверенного общения, учат управлять ходом беседы. И, конечно же, умению слушать и договариваться. Пожалуй, это самый важный навык, который дают упражнения на общение.

А ещё упражнения на общение создают в группе теплую атмосферу доверия и поддержки, которая так нужна для эффективного обучения.

Эксперты профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru подобрали для вас 6 прекрасных упражнений на общение, имеющихся в свободном доступе.

Упражнение на общение «Расскажи о…»

Цель: тренировка навыков уверенного общения.

Количество участников: любое.

Время: 35–40 мин.

Предмет рассказывает о хозяине.

Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие предметы (вернее их обладатели), могут задать ему любые вопросы о его хозяине.

Это упражнение на общение можно использовать как при знакомстве участников, так и для более глубокого раскрытия участников, для тренировки навыков общения.

Упражнение на общение «Восточный базар»

Цель: потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

Время: 15–20 мин.

Количество участников: любое.

Инструкция:

«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как «восточный рынок»? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля).

Замечательно!

Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».

Каждый участник получает восемь небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешиваем горку записок.

«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 8 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все восемь листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями».

Очень полезно бывает провести видеосъемку «базара», чтобы потом участники увидели со стороны свои и чужие стратегии поведения в данном упражнении.

Обсуждение:

вопрос к победителям: — Что вам позволило так быстро справиться с заданием?

Вопрос ко всем участникам: — Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др. )

— Какие выводы, если переносить все сказанное на нашу работу, можно сделать?

Упражнение на общение «Другими словами»

Цель: тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы, адекватно передавать одну и ту же мысль разными словами.

Время: 20–25 мин.

Количество участников: любое

https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0

Участники объединяются в команды по 4 человека. Ведущий говорит первому участнику команды какую-либо несложную фразу из 5–6 слов.

Тот должен передать ее следующему участнику таким образом, чтобы сохранить смысл высказывания, но при этом не использовать ни одно из тех слов, которые были в оригинальной фразе (за исключением частиц и предлогов).

Следующий участник передает фразу дальше, опять же используя другие слова и т. д., пока фраза не будет произнесена в различных вариантах всеми четырьмя игроками.

Ведущий и еще 2–3 добровольца выступают в роли арбитров — следят, чтобы игроки не повторяли слова, а смысл высказывания передавался верно. Если команд несколько, между ними можно провести соревнование, кто быстрее передаст высказывания (фразы всем даются разные, но сходные по сложности и количеству слов).

Обсуждение:

  • Кому насколько сложно было выполнять это задание?
  • С чем конкретно связаны затруднения: недостатком подходящих слов, сложностью быстро вспомнить их, необходимостью помнить все уже употребленные другими участниками слова, еще с чем-то?
  •  В каких реальных ситуациях общения важно уметь высказывать одну и ту же мысль с помощью разных фраз?

Упражнение на общение «За того парня»

Цель: развитие навыков уверенного общения

Время: 15–20 мин.

Количество участников: любое

Тренер делит группу на пары. Участники рассказывают друг другу о себе, затем меняются бэйджами.

Один представитель пары, с бэйджем другого, становится за спинкой стула партнера (по желанию — кладет последнему руки на плечи). Представляется: «Я, (называет имя партнера), работаю там-то (должность, компания). ……. Буду рад ответить на Ваши вопросы».

Остальные участники задают вопросы из самых разных областей, профессиональных и личных. Отвечающий должен ответить вне зависимости знает ли он точный ответ или нет.

По завершению, сидящий на стуле, за которого только что отвечали, делится с группой — какой был процент попаданий.

Это упражнение на общение также хорошо тренирует навыки эмпатии, способность хорошо чувствовать и понимать другого человека.

Упражнение на общение «Выслушай и повтори»

Цель: обучить участников приемам активного слушания.

Время: 35–40 мин.

Количество участников: любое

Инструкция:

Упражнение проводится в малых группах — «тройках». Во время выполнения упражнения два человека беседуют, третий выступает в роли «контролера». Будут проведены три беседы: каждый побудет и в роли собеседника и в роли контролера.

Один разговор рассчитан минут на 8–10. Я буду следить за временем и скажу вам, когда надо поменяться ролями.

Беседуя в паре, соблюдайте следующее правило: прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, надо повторить то, что сказал собеседник.

Повторение может начинаться словами: «Ты думаешь…», «Ты го¬воришь…» Контролер следит за соблюдением этого правила и имеет право вмешаться в разговор, когда беседующие забывают его выполнять.

Тема для беседы предлагается тренером и зависит от состава группы. Например, в группе руководителей можно предложить такую тему: «Выбрать три наиболее важных качества, которыми должен обладать руководитель для успешной работы».

После завершения упражнения целесообразно обсудить в группе такой вопрос: «Как влияло на беседу повторение слов собеседника». Как правило, в процессе обсуждения высказываются такие идеи:

  • это позволяло проверить, правильно ли я понял собеседника;
  • давало возможность не отклоняться от темы обсуждения, держаться в «русле» обсуждения, говорить об одном и том же;
  • в процессе повторения происходило осмысление слов собеседника; это давало возможность лучше запомнить то, что сказал собеседник;
  • улучшало эмоциональный контакт (приятно убедиться, что тебя услышали, поняли);
  • слушая свои слова в изложении другого, начинаешь лучше понимать себя, замечать новые аспекты обсуждаемой проблемы и т. д.

Упражнение на общение «Как мы похожи!»

Цель: потренировать навыки общения, лучше узнать друг друга, обсудить вопросы, связанные с установлением контакта.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, призы.

Время: 10–15 минут.

Размер группы: 10–20 человек.

Описание: тренер просит группу разделиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

https://www.youtube.com/watch?v=KtXRL4rqJKs

Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д.

После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним. 

Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение:

  • Легко или сложно было выполнять это упражнение?
  • Легко ли было искать общее с другими участниками?
  • Что помогало быстро устанавливать контакт с другим человеком?

Эти упражнения на общение взяты из свободных источников, а значит стоит учитывать, что они:

  • доступны многим тренерам и могут быть уже известны участникам ваших тренингов.
  • не содержат подробной инструкции проведения упражнения.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату

Вы можете скачать такие упражнения на профессиональном тренерском портале TRENERSKAYA.RU

Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приятно, что теперь вы можете скачать наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе «Упражнения для тренингов».

Из упражнений на общение мы рекомендуем вам, прежде всего, такие упражнения:

Сильное и интересное упражнение, которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов.

Эксклюзивная техника от профессора психологии Н. И. Козлова.

С помощью техники «Внутренний переводчик» участники смогут лучше понимать людей, сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, смогут принимать объективные решения, несмотря на конфликтную ситуацию.

Техника «Внутренний переводчик» одинаково хорошо подходит как для деловых коммуникаций, так и для межличностного общения. Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» мало распространена, не «заезжена», поэтому её с успехом можно использовать для опытных участников.

Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

Неординарные условия упражнения повысят мотивацию и интерес участников тренинга, а реальная обратная связь выступлений в «тепличных условиях» поможет им лучше осознать и проработать сильные и слабые стороны своих презентаций. При усилении упражнения системой оценочных балов упражнение может стать упражнением-вызовом, создающим соревновательный момент.

Отличное богатое на выводы упражнение для тренинга общения, переговоров или тренинга для руководителей.

В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации.

В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

https://www.youtube.com/watch?v=4L87SBkrHMc

Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру. и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

Мощное упражнение, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

Многие люди при частом получении отказов начинает снижать количество контактов, снижать свою активность. И испытывают при этом негативные эмоции, стресс, неуверенность. Особенно наглядно это проявляется в активных продажах или при устройстве на работу. А для достижения успешного результата нужно действовать с точностью до наоборот!

Упражнения позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей?

Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям, технике, которой может обучиться любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Видео:Как Улучшить Свои Разговоры (Социальные Навыки)Скачать

Как Улучшить Свои Разговоры (Социальные Навыки)

Сценарий тренингового занятия «Мы и наши дети в общении» (для воспитателей дошкольных учреждений)

Тренинговое занятие по развитию навыков диалогового общения

Цель. Принятие субъективности ребенка в сфере коллективных отношений и взаимоотношений педагога как субъекта педагогического общения. Овладение навыками в общении с ребенком. Развитие умений адекватной оценочной деятельности, направленности на выявление позитивных средств общения с ребенком.

Ход занятия:

Педагог. Воспитатель создает для своих питомцев неповторимый детский мир, в котором много света, тепла, уюта, поэтому не случайно наши воспоминания о детстве связываются с детским садом.

Уникальный «дом радости» может существовать только благодаря позитивному восприятию детей со стороны педагога, но научиться этому нелегко.

Сегодняшнее занятие направлено на формирование навыков положительного, личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Упражнение 1. «Возвращение в свое детство» (грамзапись песни о детстве)

Цель. Активизация уровня подсознательной памяти, вхождение взрослого в «детский мир», рефлексия детского восприятия взрослого (педагога).

Задание. Постарайтесь увидеть себя в ситуации общения с воспитателем в детском возрасте, описать свои ощущения и настроения. Мысленно увидеть себя как бы со стороны, взглядом взрослого (педагога), проанализировать возникшие ощущения.

Инструкция. Послушайте исполнение песни, настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-либо ситуацию общения с педагогом в детском возрасте, акцентируйте память на тех ощущениях или настроении в тот момент. Постарайтесь с позиции педагога проанализировать возникшие детские переживания.

Упражнение 2. «Дошкольник в эпитетах»

Цель. Формирование педагогически направленного мышления, позитивной установки на ребенка, интереса к детям.

Задание. Дать характеристику дошкольнику.

Инструкция. Сидя по кругу, каждый из присутствующих дает характеристику дошкольнику одним эпитетом. Повторение не допускается.

Вариант выполнения задания: «нарисовать» образ дошкольника по представленным характеристикам (рисунок, словесный рассказ, сказка).

Упражнение 3. «Радость общения с ребенком»

Цель. Создание позитивной установки на общение с ребенком, снятие психологического напряжения и барьеров.

Задание. Закончите фразы «Мне нравится общаться с детьми, потому что…», «Длительное общение с детьми меня раздражает, потому что…». Разыграйте тактику педагогического общения с детьми в ситуациях, которые не вызывают положительных эмоций воспитателя, обсудите результаты.

Инструкция. Заканчивая предложения, выделите для себя причины описанных отношений к детям в ситуации общения. Разыгрывая ситуацию, сконцентрируйте внимание на своих ощущениях и способах нейтрализации негатива по отношению к детям.

Упражнение 4. «Жизненное пространство»

Цель. Установление дистанции и пространства общения с ребенком.

Задание. Провести упражнение «Живые скульптуры», выделить, какие дистанции предпочтительнее для воспитателя в общении с ребенком.

Инструкция. Работа осуществляется в группах-диадах: каждый из вас по очереди должен будет представить себя скульптором, который создает из вас обоих скульптурную группу, выражающую ваши взаимоотношения и ваше поведение.

Упражнение 5. «Если я сейчас…»

Цель. Выявление позиций взрослого в общении с ребенком. Выработка умения выстраивать собственную тактику общения с ребенком с максимальной пользой для него.

Вариант 1

Задание. Проигрывание ситуаций, когда необходимо занять позицию родителя, взрослого, ребенка.

Инструкция. Вспомните педагогические ситуации общения с детьми (две-три). Опишите их и проанализируйте поведение воспитателя (собственное поведение), сделайте вывод; приведите одну из ситуаций, в которой вам хотелось бы изменить свою позицию.

Вариант 2

Задание. Закончите предложения: «Если я сейчас родитель, то…». «Если я сейчас ребенок, то…».

Инструкция. Закончите предложения. Ответьте на вопрос, какое из перечисленных эго-состояний в общении с детьми является наиболее комфортным, почему вы редко переходите в другие состояния.

Вариант 3

Задание. Ответить на детские вопросы в позициях «ребенок – ребенку», «ребенок -взрослому». Прокомментировать свои ощущения.

Инструкция. Из книг (К.И. Чуковский «От 2 до 5» или М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить») подберите серию детских вопросов. В качестве образца вопросов можно использовать следующие:

  1. Почему Луна не падает на Землю?
  2. Отчего люди смеются?
  3. Почему зебры в полоску?

Упражнение 6. «Активное слушание детей»

Цель. Формирование умения вникать в детские проблемы и «возвращать» ребенку в беседе то, что он нам поведал, при этом обозначив его чувство.

Задание. В анализе предложенных ситуаций поупражняйтесь в способах децентрации личности педагога в процессе общения с дошкольником.

Инструкция. Прочтите мини-ситуации, охарактеризуйте чувства ребенка.

  1. Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!»
  2. Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь «маленькая», а меня никогда не жалеешь».
  3. Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя чашка…»
  4. Мама укладывает дочь спать. Маленькая Маша просит маму посидеть с ней.
  5. Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш: «Он отнял мою машинку!»

Перед данной работой обратитесь к советам автора книги «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер, которая обращает внимание на проблемы, возникающие при контакте взрослого с ребенком.

  1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Вынеси!», «Сделай!», «Убери!»
  2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если не прекратишь это делать, то…», «Не придешь вовремя, не сделаешь… пеняй на себя». «Если еще раз повторится, то…»
  3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты должен…», «Ты обязан…»
  4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте…», «По-моему, надо пойти и извиниться…»
  5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой…», «Сколько раз тебе говорила…», «Не послушалась – пеняй на себя!»
  6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже…», «Опять все сделал(а) не так!», «Вечно ты…», «Все из-за тебя…»
  7. Похвала. Не слишком часто хвалить ребенка! (В похвале всегда есть элемент оценки: «Ты у нас самая красивая…»). Когда ребенка хвалят постоянно, он к этому привыкает, может стать зависимым от похвалы, может заподозрить, что вы неискренни.
  8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой!», «Какой же ты лентяй!»
  9. Догадки, интерпретация: «Опять небось…», «Я все равно вижу, что ты меня… (обманываешь, говоришь неправду)»
  10. Выспрашивание, расследование: «Что же все-таки случилось?», «Нет, ты все-таки скажи», «Я все равно узнаю», «Ну почему же ты молчишь?»
  11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «Не обращай внимания», «Перемелется, мука будет».
  12. Отшучивания, уход от разговора: «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами…»

Анализ занятия

  1. Что понравилось на занятии делать больше всего?
  2. Какое упражнение показалось наиболее интересным?
  3. Какие трудности возникли во время работы на занятии?

Н. Морева, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МПГУ

Похожие материалы в разделе Педагогика:

Видео:КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыковСкачать

КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыков

Портал педагога | Тренинг для подростков

Тренинговое занятие по развитию навыков диалогового общения

Оверченко Татьяна Валентиновна
Должность: психолог
Учебное заведение: КГКУ «Центр содействия семейному устройству г.Лесозаводска»
Населённый пункт: г.Лесозаводск, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг для подростков «Я умею общаться»
07.04.2018
Раздел: среднее образование

«Мы умеем общаться»

(тренинг для подростков)

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности подростков.

Задачи:

1.

раскрыть понятия «общение», «коммуникация»;

2.

познакомить с основными видами общения;

3.

способствовать созданию положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;

4.

отрабатывать навыки понимания других людей, себя;

5.

развивать навыками вербальной и невербальной коммуникации;

6.

способствовать развитию чувства «мы», группового единства;

7.

воспитывать взаимоуважение, толерантные чувства.

Форма занятия: групповая.

Численность группы: 8-10 человек.

Возраст участников: 12-15 лет.

Основная форма работы: игровой психотренинг.

Материалы: теннисный мячик, ноутбук, проектор, карточки с фрагментами пословиц, листы

https://www.youtube.com/watch?v=Uo2Up45AjCg

формата А4, карандаши простые, корона, запись классической или легкой музыки.

Структура занятия:

1. Начало работы – ритуал приветствия, знакомство, формулирование темы, основных целей,

разминка.

2. Работа по теме – мини-лекция, игровые упражнения, видео презентация.

3. Обобщение – дискуссия.

4. Завершение работы – обратная связь, рефлексия, заключительное слово ведущего.

Вступление

Психолог: Здравствуйте, ребята! Во время сегодняшней нашей встречи мы поговорим о важной

части нашей жизни. О том, без чего жить очень сложно, а порой и невозможно. Это то, для чего

мы нужны друг другу. Вы догадались, что это? Это общение. Отлично, а как иначе называется

общение?

Одному из детей предлагается из разделенных букв на магнитной доске сложить слово

«коммуникация».

Психолог: Трудно представить себе жизнь без общения. — Скажите, всегда ли ваше общение с

другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

— Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно? (Общение

требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общению нужно учиться, чтобы

оно приносило человеку пользу и радость.

Для

того

чтоб

наше

занятие

принесло

пользу

и

радость,

и

нам

было

интересно,

необходимо вспомнить некоторые правила.

Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь? (СЛАЙД)

Правила работы группы:

1.

Говорить по одному.

2.

Все внимательно слушают говорящего, не перебивая.

3.

Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.

4.

Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.

5.

Говорим только от себя и о себе. («Я считаю…», «Я думаю…», а не «Некоторые говорят…»,

«Мои друзья считают…»).

6.

Недопустимость насмешек.

7.

Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.

8.

Конфиденциальность информации. Все, что происходит во время занятий, не выносится

за пределы этой комнаты.

Ход занятия

Этапы работы:

I. этап – разогрев:

Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга лучше.

Упражнение « Имя + что обо мне никто не знает

Цель: открыть для участников новые грани друг друга.

Инструкция:

Сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и

перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать, что говорят.

Пример: « Я — Мария Ивановна, никто не знает что я…..»

Американские психологи Дж.Эдингер и М.Паттерсон провели эксперимент: в огромном

супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-

автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим нет.

Монетка была получена у 51% «тронутых» и только у 29% тех, кого просили «без рук».

Как это проявляется в нашем с вами общении? Важен ли тактильный контакт? Молодые

люди здороваются за руку. Протягивая другому руку, мужчина демонстрировал, что у него нет в

руке оружия, что у него дружеские намерения. Девушки обнимаются, целуют друг друга в щеку.

Такие же знаки используют парни и девушки, состоящие в близких отношениях, в том числе и

дружеских. Это ритуалы приветствия.

Мы сегодня используем другой ритуал.

Упражнение Я рад общаться с тобой”

Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из стоящих рядом ребят со

словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает

свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова.

https://www.youtube.com/watch?v=bIXMPAW7-aU

Важно смотреть в глаза – это

зрительный контакт. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает

упражнение ведущий словами: “Ребята, я рада общаться с вами!”

Психолог: предлагает подросткам разделиться на две группы и дать определение понятию

«общение».

Практически каждый имеет свое представление о том, что такое общение . Давайте

обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. ОБЩЕНИЕ — это взаимодействие людей друг с

другом

с

целью

передачи

знаний,

опыта,

обмена

мнениями.

В

отличие

от

простого

взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя.

Во все времена и до наших дней существовало и существует наказание — заточение в

одиночную камеру. Люди очень плохо переносят заключение в одиночестве. Многие даже сходят

с ума.

Ребята, на тему общения существует много пословиц, поговорок и крылатых выражений.

Упражнение «Мудрость народа»

Цель: введение в тему, организация совместной деятельности, снятие барьеров в общении.

Необходимые материалы: набор фрагментов пословиц.

Описание: участники делятся на группы, каждая группа получает набор фрагментов пословиц.

Задание – составить пословицу из фрагментов и объяснить её смысл.

Слово не воробей — вылетит не поймаешь.

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Лошадь узнают в езде, человека в общении.

Со старым человеком общайся, как с отцом.

С кем поведёшься, от того и наберёшься

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Вертит языком, что корова хвостом.

На языке медок, а на сердце ледок.

Кто ругается, у того лошадь спотыкается.

Слово — серебро, молчание — золото.

Язык мой — враг мой:

Раненный мечом вылечится, словом — никогда. (Азерб.)

Людей не суди, на себя погляди.

Сказанное слово- золото, не сказанное- алмаз.

Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах».

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Психолог: поэтому, ребята, очень важно, что мы говорим и как мы это говорим.

Звучит музыкальное произведение, на фоне которого ученик читает притчу.

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:

«Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с

кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился

контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще

контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни

одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал

юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец,

наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к

садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на

воротах!». Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь

ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в

человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты

https://www.youtube.com/watch?v=X8mXULHqT9M

попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и

физическая.

Общение

с

людьми

это

редкое

богатство!

Они

заставляют

тебя

улыбнуться

и

подбадривают. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Будь терпимее к людям!

Психолог: Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику

или экономику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите

прожить интересную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми — не

обойтись, для этого необходимо учиться общению.

Как мы обычно общаемся? При помощи слов – устно или письменно, при помощи жестов,

мимики. Мы даже можем передавать информацию, просто глядя друг другу в глаза. В целом все

эти виды общения делятся на две группы – вербальное (речевое) и невербальное. (СЛАЙД)

Итак, что такое общение при помощи слов, мы знаем, но известно ли вам, что большая

часть информации поступает к человеку через жесты, мимику? Сейчас мы сделаем несколько

упражнений, которые это докажут.

Итак, невербальное общение.

Ведущий предлагает выйти в центр одного из участников и продемонстрировать

предлагаемые жесты и позы, остальные должны отгадать, что они означают.

— Руки в карманах. Напоказ отставлены большие пальцы.

— руки перекрещены между собой на груди, подбородок приподнят.

— Руки упираются в бока.

(это стремление показать свое превосходство, авторитет, ВЫСОКАЯ САМООЦЕНКА

Выходит другой участник.

— Крепко сцепленные пальцы. Напряженное лицо.

-постукивание при разговоре по чему-либо.

-Потирание глаз, почесывание, закутывание.

(это демонстрация напряженности, неуверенности, НИЗКАЯ САМООЦЕНКА).

Психолог:

некоторые

жесты

говорят

о

состоянии

человека.

Они

выражают

его

мысли,

отношение к чему-либо, намерения. Участникам тренинга предлагается карточка с описанием

жеста, и предлагается фраза, которую он должен произнести и изобразить жест. Остальные

угадывают передаваемые чувства.

Упражнение «Жесты-состояния»: (фраза: «Закончились каникулы») (СЛАЙД)

1.

восторг (размахивание руками, интенсивное потирание ладоней, прищелкивание средним

и большим пальцами, слегка согнутые в локтях руки прижаты к корпусу).

2.

Удивление (разведение рук на уровне пояса, ладони вперед вверх, протягивание рук на

уровне груди к собеседнику, всплескивание руками).

3.

Предвкушение приятного (потирание раскрытых ладоней друг о друга).

4.

Неуверенность, незнание (пожимание плечами, разведение рук в стороны раскрытыми

ладонями вверх с одновременным приподниманием плеч).

5.

Интерес (наклон головы чуть вперед набок, небольшой поворот головы в сторону ухом к

говорящему).

6.

Растерянность, смятение, досада (опущенная голова, теребление пальцев, ходьба из

стороны в сторону).

7.

Отчаяние (голова обхвачена руками, широко раскрытые глаза)

8.

Возмущение (резкий хлопок рукой по бедрам, резкий указательный жест рукой в сторону

объекта возмущения)

9.

Испуг, страх (ладонь прикрывает рот, руки перекрещены)

Психолог: «Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно

незнакомым

человеком.

Хорошо,

если

есть

его

фотография.

А

если

нет?

Что

делать?

Вы

договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о примете, по которой узнаете друг

друга. Например, красный шарф, синее пальто и т. п. Ведь так обычно и поступают люди.

Давайте

уйдем

от

этого

стереотипа.

Опишите

себя

так,

чтобы

незнакомец,

которого

вы

встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть привычка поправлять очки,

теребить правой рукой мочку уха, необычная деталь походки. После этого сдайте свои листы с

https://www.youtube.com/watch?v=c0cVtQxuJmI

описанием портрета».

Упражнение «Вы меня узнаете?»

Цель — развитие рефлексии.

Время для работы — 5 минут

🎥 Видео

Упражнение для сплочения команды на тренинге | упражнение тимбилдингСкачать

Упражнение для сплочения команды на тренинге | упражнение тимбилдинг

Мастер-класс «Навыки эффективного общения».Скачать

Мастер-класс «Навыки эффективного общения».

Упражнение «Тучка». Тренинг «Всё в твоих руках!». Февраль 2020Скачать

Упражнение «Тучка». Тренинг «Всё в твоих руках!». Февраль 2020

5 правил эффективной коммуникации | Радислав ГандапасСкачать

5 правил эффективной коммуникации | Радислав Гандапас

Пример эффективной коммуникацииСкачать

Пример эффективной коммуникации

Психологический тренинг 10 класс. Занятие ведёт педагог-психолог Шабалина Екатерина Александровна.Скачать

Психологический тренинг 10 класс. Занятие ведёт педагог-психолог Шабалина Екатерина Александровна.

Как выражать свои мысли. Упражнение на импровизацию. Ораторское искусство. Как говорить красивоСкачать

Как выражать свои мысли. Упражнение на импровизацию. Ораторское искусство. Как говорить красиво

Веселые упражнения с тренинга: "Секреты постановки и достижения целей"Скачать

Веселые упражнения с тренинга: "Секреты постановки и достижения целей"

Технологическая игра «Визитка». Тренинг на знакомство, единение, открытие себя и другогоСкачать

Технологическая игра «Визитка». Тренинг на знакомство, единение, открытие себя и другого

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]

Тренинг снятия эмоционального напряженияСкачать

Тренинг снятия эмоционального напряжения

Тренинги на знакомство, общение, двигательную активностьСкачать

Тренинги на знакомство, общение, двигательную активность

Развитие коммуникативных навыков руководителя тренинг» Часть 1 1Скачать

Развитие коммуникативных навыков руководителя тренинг» Часть 1 1

Упражнения на развитие коммуникативных навыковСкачать

Упражнения на развитие коммуникативных навыков

ИСКУССТВО РЕЧИ. МАРИНА ЛИВАНОВА. Тренинг. Часть 1Скачать

ИСКУССТВО РЕЧИ. МАРИНА ЛИВАНОВА. Тренинг. Часть 1

Как развивать КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ? Топ советов от бизнес-тренера Владимира Якубы. ИНТЕРВЬЮ.Скачать

Как развивать КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ? Топ советов от бизнес-тренера Владимира Якубы. ИНТЕРВЬЮ.

Игры на развитие навыков коммуникации [Любящие мамы]Скачать

Игры на развитие навыков коммуникации [Любящие мамы]
Поделиться или сохранить к себе: