Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ.
Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы.
Интересный факт — опираться можно даже на Библию.
Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить.
Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику:
✅ допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку,
✅ до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).
При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы.
Существует пять критериев оценивания:
- соответствие теме,
- аргументация (привлечение литературного материала),
- композиция и логика рассуждения,
- качество письменной речи,
- грамотность.
- Из чего состоит итоговое сочинение
- План итогового сочинения
- Как проходит итоговое сочинение
- Как готовиться к итоговому сочинению
- Изучите сайт ФИПИ
- Чтение литературы
- Тренироваться
- Пишите подростку письма
- Резюме
- Клише для итогового сочинения фипи
- Для вступления
- Для перехода к основной части
- Для тезисов
- Для аргументов
- Интерпретация произведения или его фрагмента:
- Промежуточный вывод:
- Для заключения
- Вступительная часть
- Формулировка проблемы
- Переход к основной части
- Аргументация собственной позиции
- Заключение и вывод
- Характерные ошибки
- Итоговое сочинение 2020-2021: направление №2 «Я и другие»
- Темы итогового сочинения по направлению «Я и другие»
- 1. Вступление
- Клише для написания вступления
- 2. Основная часть
- Клише для основной части
- 3. Заключение
- Клише для заключения
- Клише и шаблоны для итогового сочинения 2021 года | Литрекон
- Для основной части
- Определения терминов и цитаты
- Итоговое сочинение. Структура, клише
- 🎬 Видео
Из чего состоит итоговое сочинение
Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.
Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы.
План итогового сочинения
Часть 1. Вступление
Нужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы.
✅ «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».
✅ «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу».
Часть 2. Основной текст
Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы:
✅ «Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема…».
✅ «В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе…».
Переход ко второму аргументу может звучать так:
✅ «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения…».
Часть 3. Заключение
В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише:
✅ «Обобщая сказанное, хочу сказать, что…».
✅ «Таким образом, можно сделать вывод…».
Как писать итоговое сочинение 11 класса
Как проходит итоговое сочинение
Как правило, итоговое сочинение пишут в стенах родной школы. Время написания итогового сочинения — три часа 55 минут. При проведении нельзя пользоваться какими-либо литературными источниками — нужно брать всё из головы.
Блоки направлений, которые ждут школьников в 2020–2021 учебном году:
1. Забвению не подлежит2. Я и другие3. Время перемен4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
https://www.youtube.com/watch?v=AFsUufYsSGg
Пять конкретных тем станут известны непосредственно на экзамене — за 15 минут до начала. Как правило, они сформулированы в виде вопросов: «Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека?» или «Должен ли человек смирять свою гордость?». Можно выбрать любую тему для написания сочинения.
Как готовиться к итоговому сочинению
Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать.
Изучите сайт ФИПИ
На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила.
Раздел итогового сочинения на сайте ФИПИ
Чтение литературы
Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом.
Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению.
Тренироваться
Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой.
В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.
План работы над итоговым сочинением
Пишите подростку письма
Мотивировать подростка тренироваться создавать связный текст на заданную тему можно, предложив ему вести переписку в бумажных письмах.
Необязательно искать кого-то из другого города и ходить на почту. Просто пишите друг другу объёмные тексты на бумаге и оставляйте на холодильнике.
Тема переписки может быть любой: чувства и мысли по какому-то поводу, обсуждение бытовых дел, мини-рецензии на фильмы или сериалы.
Регулярная практика создания текстов помогает отработать навык. У одиннадцатиклассника не возникнет вопросов, как написать итоговое сочинение, — выражение мыслей станет привычным делом.
Резюме
Итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Работа длится три часа 55 минут. Подростку нужно будет обозначить проблему в выбранной теме, раскрыть её с помощью аргументов и опоры на литературные источники, а затем сделать выводы.
Чтобы помочь ребёнку подготовиться к сочинению, вместе изучите сайт ФИПИ, разберите план написания и образцы, обсуждайте прочитанные книги и попробуйте вести переписку в бумажных письмах. Так одиннадцатиклассник научится выражать мысли в письменном виде, привыкнет к шаблону и придёт на сочинение во всеоружии.
Видео:Клише для итогового сочинения за 7 минут. Четко и без водыСкачать
Клише для итогового сочинения фипи
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
Для перехода к основной части
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Для аргументов
Обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним героя повести… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента:
- Автор повествует о…
- Автор описывает…
- Поэт показывает…
- Писатель размышляет о…
- Писатель обращает наше внимание…
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Он акцентирует внимание читателя на…
- Этот поступок героя говорит о …
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель осуждает…
- Он ставит нам в пример…
- Автор подчеркивает…
- Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
- Писатель считает, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
Вступительная часть
Благодаря использованию шаблонов и клише для сочинений ЕГЭ выпускнику будет проще структурировать свой текст.
Однако не следует перебарщивать с использованием таких универсальных речевых структур, так как подобные пространные рассуждения могут лишь затруднить восприятие как отдельной мысли, так и всего эссе в целом.
В качестве введения можно привести следующий перечень возможных клише:
- Риторические вопросы. Примеры — «На первый взгляд эти вопросы кажутся простыми;… смысл этой статьи куда шире, чем может показаться вначале», «Эта проблема касается любого из нас».
- Цитата. Приведение цитаты известной личности («…», — писал известный мыслитель/поэт/выдающийся человек, и в его словах звучит…»).
- Вопрошание. «Задумывались ли вы, почему тема остаётся актуальной во все времена», «Понимает ли современный человек цену дружбы и чести».
- Приём «Ниточка». Суть заключается в том, чтобы начать с цитаты, в которой выражена ключевая мысль, после чего объяснить его и перейти к формулированию проблемы.
- Аллегория. Иллюстрация важности проблемы каким-либо известным примером.
- Стандартные фразы по типу «Всем известно, что», «Не ошибусь, если скажу, что…», «Известен факт, что…», «О необходимости этого знает каждый», «Что мы знаем о (тема текста)? Чаще всего наши знания о (тема текста) ограничиваются общими представлениями», «Как часто мы слышим о…».
Необходимо понимать, что нельзя заранее угадать, какое именно клише для вступления сочинения ЕГЭ потребуется использовать в конкретном тексте. Выпускнику следует в первую очередь научиться задавать вопросы тексту, так как именно с помощью вопросов будет проще всего раскрыть заданную тему.
Также хорошим приёмом может быть апеллирование к авторитетам и, в частности, к художественной литературе. Подойдёт и обращение к собственному жизненному опыту для обоснования той или иной мысли.
Формулировка проблемы
Для того чтобы определить основную проблему текста, необходимо найти главную позицию автора, которая, в большинстве случаев, выражается в виде вопроса.
Под проблемой понимается сложный теоретический или практический вопрос, требующий вдумчивого исследования, осмысления и решения. При желании можно попутно рассмотреть и косвенные моменты, связанные с основной проблемой.
Для сочинения вполне могут подойти следующие вводные фразы:
- «Данный текст посвящён важной проблеме (или теме)».
- «…!» — этот призыв, обращённый к сердцу каждого из нас, звучит в тексте (имя автора)».
- «Что такое …(к примеру, дружба или любовь)? Какое значение она имеет жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…».
- «Публицист ставит/излагает/анализирует/рассматривает/обсуждает перед нами очень неоднозначную тему (название главной мысли, к примеру, смелость на войне и в мирное время)».
- «Текст автора заставляет меня серьёзно задуматься о (наименование проблемы)».
- «В центре внимания автора — (название проблемы, к примеру, взаимоотношения между разными поколениями)».
Для лучшего раскрытия вопроса недостаточно просто указать на существование проблемы, поставленной автором. Необходимо дать несколько комментариев по теме, показывая своё личное отношение как к тексту, так и к серьёзным вопросам, поднятым в нём.
Для комментирования проблемы можно использовать такие клише: «Особого внимания заслуживает мнение автора о…», «Чувствуется, что симпатии автора находятся на стороне героя, который…», «Публицист вступает в полемику с…».
В некоторых случаях уместно вставлять цитаты героев или персонажей, упомянутых в тексте, с обязательным упоминанием автора, который «не случайно приводит слова этого человека». Также могут подойти различные афоризмы и известные пословицы, однако лучше опираться на имеющийся материал (текст), чем на сторонние источники.
Переход к основной части
Формулирование проблемы должно, в конечном счёте, раскрывать позицию автора по затронутому вопросу, а также дать возможность для выдвижения тезиса и выражения собственного мнения о проблеме.
Перед тем как использовать аргументы и ссылки на художественную литературу (для подтверждения своих слов), необходимо чётко выразить свою позицию по поводу основной проблемы текста, а также согласиться или не согласиться с автором.
Примером могут послужить следующие высказывания и рассуждения:
- «Оснвная мысль текста, на мой взгляд, заключается в том, что… и я согласен (не согласен) с автором, так как…».
- «Хотя позицию автора сложно назвать однозначной, я считаю, что…».
- «Я склонен считать, что…».
- «Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: „…“».
При написании основной части текста нужны содержательные мысли и рассуждения выпускника, которые в обязательном порядке будут подкреплены ссылками на известные литературные произведения.
Следует с осторожностью включать в сочинение события из собственной жизни, так как нередко описание своего опыта в контексте имеющегося материала будет просто лишним и даже неуместным (что никак не умаляет ценности подходящего примера).
Аргументация собственной позиции
Чем сильнее и разнообразнее аргументация и обоснование выдвинутых тезисов, тем выгоднее будет смотреться сочинение, так как крайне важно не только уметь формулировать своё мнение, но и доказать, что оно имеет право на жизнь. Для этого существуют несколько основных приёмов, которые опираются на жизненный опыт, а также на позицию читателя и зрителя. К ним относятся такие шаблоны:
- «Как часто приходится сталкиваться с (название проблемы)…».
- «Разве не стали нормой жизни (обычными) такие явления, как…?».
- «К сожалению, вокруг нас нередко происходят подобные случаи/явления…».
- «До сих пор среди нас встречаются люди, которые…».
- «Подобные явления, увы, стали нормой… Вспомните хотя бы тот случай, когда…».
- «Обратимся к великому роману (имя автора и название произведения)…».
- «Вспомним героя повести (название)…».
- «Идея (общности русского народа, единства с природой и пр.) ясно выражена в стихотворении (автор, название)…».
- «Особенно остро эта проблема поставлена в произведении (название)…».
Нужно обратить внимание, что от выпускника требуется высказать своё мнение, а оно может и не совпадать с позицией автора, и этого не нужно бояться, ведь цель экзамена — проверить способности к рассуждению и полемике. Иногда даже с практической точки зрения выгоднее вступить в заочную дискуссию с автором, ведь аргументированно спорить гораздо сложнее, чем просто пассивно соглашаться с выраженным мнением.
Заключение и вывод
Один из самых распространённых приёмов, которым пользуются многие выпускники для плавного перехода к заключительной части, является приём «Отклик». Его определение сводится к следующим словам: «Прочитав текст, становится понятно, что…» или «По прочтении текста приходит мысль, что…». Можно использовать и другие клише для заключения сочинения в ЕГЭ:
- Цитирование главной мысли текста с последующим комментарием: «»…!» — это высказывание содержит в себе ключевую мысль текста. На мой взгляд, это…».
- «Автор хочет, чтобы… Однако без общих усилий мы никогда не будет жить в мире, где…».
- «Прочитав произведение, осознаёшь, что…».
- «К какому же выводу я пришёл, размышляя над этой темой? По моему мнению, надо…».
- «Таким образом, мы приходит к очевидному выводу…».
- «Прочитав текст, понимаешь, что цель автора и заключалась в… Автору удалось (не удалось) нас убедить в том, что…».
В заключении выпускник должен в краткой форме суммировать размышления автора, а также описать, какое влияние на него оказал этот текст.
При использовании различных схем и клише для вывода в сочинении ЕГЭ, следует воздержаться от риторических вопросов — по возможности, концовка должна давать конкретные ответы на поставленные вопросы.
Характерные ошибки
Сочинение относится к публицистическому жанру, и оно должно быть написано в соответствии с требованиями к этому жанру. Помимо грамотного правописания, использования литературного языка и нейтральной лексики существует перечень того, чего в композиции сочинения быть не должно. К этим критериям относятся:
- Использование грубых и нецензурных слов.
- Излишнее употребление канцеляризмов.
- Разговорная лексика, молодёжный либо профессиональный слэнг.
- Устаревшие слова и выражения.
- Большое количество неологизмов, англицизмов и пр.
- Высокопарность и витиеватость речи.
- Частые использования глаголов-связок (это, суть, быть, есть).
В сочинении необходимо чётко соблюдать разбивку на абзацы — в противном случае это приведёт к снятию баллов (нарушение абзацного членения).
На один абзац должен приходиться 1 пункт плана (само собой, допускаются и некоторые отступления от такого алгоритма).
При этом важно знать, что типичный план в 2019 году, по которому должно писаться итоговое сочинение ЕГЭ, отличается от алгоритмов, принятых в предыдущие годы. На текущий момент план сочинения выглядит следующим образом:
- Вступительная часть (2−3 предложения. Цель — подвести читателя к проблеме).
- Оценка проблемы (как правило, она сформулирована автором в начале и в конце текста, следует обращать внимание на ключевые слова).
- Связь между выделенной проблемой и последующим 1-м комментарием. 1−2 предложения, подводящих к оценке и к анализу главной мысли текста.
Видео:Клише для итогового сочинения 2024 за 6 минут. Четко и без водыСкачать
Итоговое сочинение 2020-2021: направление №2 «Я и другие»
Вам понравилось направление «Я и другие», но Вы пока не знаете, о чем можно в нем писать? Эксперты советуют обращаться к человеческому взаимодействию, вопросам взаимоотношений человека и общества. Также можно обратиться к проблеме самоопределения человека в социальной среде.
В основу сочинения можно положить рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. ФИПИ советует использовать собственный жизненный опыт, обратиться к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике).
Объем сочинения: оптимально 350-450 слов. Помните, что если в сочинении меньше 250 слов, эксперт автоматически ставит «незачет» и не проверяет работу.
Стиль написания: любой кроме разговорного.
Темы итогового сочинения по направлению «Я и другие»
Конкретных тем направления никто не знает, мы можем лишь пофантазировать и представить, какими они могут быть. Часто темы даются в виде вопроса. Например, в рамках данного направления тема может быть сформулирована так:
- «Что значит быть самим собой?»
- «Как сохранить свою уникальность?»
- «Что может привести к конфликту личности и общества?»
- «Почему общество стремится погасить нашу индивидуальность?» и т.д.
Итоговое сочинение должно быть написано в соответствии с четким планом.
1. Вступление
В первой части сочинения (вступлении) нужно раскрыть основную мысль темы, ввести в курс дела предложенной проблемы.
https://www.youtube.com/watch?v=hFRmJRP-3_8
Во вступлении Вы можете упомянуть основные понятия направления (например, общество, социальный конфликт, самобытность, индивидуальность и др.), дать им краткие пояснения.
Также во вступлении можно в одном-двух предложениях порассуждать и задать вопросы, которые приходят Вам на ум, когда Вы смотрите на тему сочинения.
В конце вступления ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно сделать переход к основной части (используя специальные клише-связки), где Вы уже будете выражать свою позицию – то есть формулировать тезис и подкреплять его примером из литературы (= аргументировать тезис).
Клише для написания вступления
Перечисление ключевых понятий:
- «Искусство, память, вечность…»
- «Война, детство, жизнь…»
Общие рассуждения по теме:
- «Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о…»
- «Каждый из нас сталкивался с…»
- «С давних времен человек думал о…»
Вопросы по теме, которые впоследствии позволят сформулировать тезис:
- «Зададимся вопросом: почему?»
- «Почему же необходимо?..»
- «Как нужно относиться к…»
В конце абзаца со вступлением Вам нужно сделать переход к основной части и литературному произведению, которое Вы будете использовать для аргументации своей позиции.
Клише для связи вступления с основной частью:
- «Замечательным примером, иллюстрирующим…»
- «Размышляя о вечности, я не могу не вспомнить о романе…»
- «В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает произведение…»
2. Основная часть
В этой части нужно сформулировать 1 тезис (= основную мысль сочинения) и проиллюстрировать его с помощью 1 художественного произведения (= 1 аргумент).
Из чего состоит аргумент?
- обращение к литературе, конкретному произведению. Нужно назвать ФИО автора и его произведение. Также желательно назвать жанр, но если Вы не помните (не уверены, не знаете), то гадать и ошибаться здесь не нужно, пропустите этот пункт, указания автора и названия произведения будет достаточно.
- анализ литературного произведения. Эксперты, проверяющие работу, ждут, что Вы будете анализировать произведение, обратитесь к конкретному эпизоду или сюжету в целом, и это позволит Вам охарактеризовать героя (героев). Будет не лишним несколько раз упомянуть автора, используя клише. Важно: пересказ произведения никому не интересен, поэтому не пересказывайте сюжет, пересказ не является анализом.
Клише для основной части
Варианты тезисов:
- «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
- «Я считаю, что ответить на этот вопрос можно разными способами. Для меня очевидно, что…» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
- «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу…» (далее следует ответ на вопрос, который был сформулирован во вступлении)
Примеры аргументов (обращений к произведению):
- «Темы (искусства, войны, человечности и т.д.) раскрывается в произведении (автор, название, жанр)…»
- «Так, драматург (ФИО) в романе «Название» обращается к теме…»
- «Мысль о необходимости защищать детей выражена в стихотворении «Название» поэта (ФИО)…»
Анализируем произведения:
- «Писатель размышляет о…»
- «Поэт показывает, что…»
- «Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…»
- «Автор повествует о…» и т.д.
Если у Вас есть время и желание, Вы можете сформулировать второй тезис и аргументировать его вторым (другим) литературным произведением. Но эксперту достаточно видеть одного тезиса и одного литературно аргумента, чтобы поставить Вам зачет (конечно, если Вы все сделали и написали правильно). Также не забывайте: чем больше Вы пишете, тем выше вероятность допустить ошибку.
3. Заключение
Заключение — это подведение итога всему вышесказанному, выражение надежды на лучшее, возможно, призыв в какому-либо действию и пр.
Клише для заключения
- «Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что…»
- «В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…»
- «К какому выводу я пришел, размышляя на тему «»? Мне представляется, что…»
- «В заключение хотелось бы призвать людей к…» и т.д.
Этот нехитрый план позволит Вам написать качественную работу на итоговом сочинении и получить заветный «зачет»!
Видео:Клише для итогового сочинения за 5 минут. Четко и без водыСкачать
Клише и шаблоны для итогового сочинения 2021 года | Литрекон
Самый Зелёный · 18.02.2021
Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении.
Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания.
Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения.
Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!
Для основной части
Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.
https://www.youtube.com/watch?v=Ak6PT1lIFMo
Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- В наше время людям уже известно, что…
- Не подлежит сомнению тот факт, что…
- Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Нельзя не признать, что в наши дни…
- Моя позиция по этому вопросу однозначна:
- По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
- По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
- Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
- Конечно, сегодня мы понимаем, что…
- Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны:
- Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
- Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
- Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
- Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
- Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
- Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
- Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
- Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
- Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
- Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
- Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
- Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
- В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
- Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.
Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:
- Авторская позиция ясна:
- Автор повествует о…
- Писатель изображает картину, где…
- В книге изображаются герои, которые…
- Автор описывает…
- Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
- Автор показывает…
- Поэт показывает…
- Размышления автора позволяют понять, что
- Лирический герой осознал, что
- Писатель размышляет о…
- Автор обращает свое внимание на проблему…
- Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
- Писатель обращает наше внимание…
- Автор хочет этим сказать, что
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Позиция автора проявляется в…
- Он акцентирует внимание читателя на…
- Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
- Автор учит нас тому, что…
- Этот поступок героя говорит о …
- Поведение героя говорит о том, что
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Судьба героя позволяет сделать вывод, что
- Автор подводит нас к мысли о том, что
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
- Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
- Писатель осуждает…
- Автор выражает категорический протест против…
- Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
- Он ставит нам в пример…
- Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
- Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция:
- Автор подчеркивает…
- Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
- Автор утверждает…
Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:
- Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
- Писатель считает, что…
- Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
- Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Автор убеждает нас в том, что
- Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
- Мы можем прийти к выводу…
Определения терминов и цитаты
Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:
- Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
- Определения абстрактных понятий: список 2
Ни пуха, ни пера!
11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны
Видео:Клише для итогового сочинения | Русский язык ЕГЭ | Оксана КудлайСкачать
Итоговое сочинение. Структура, клише
Структура итогового сочинения
Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo) Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы Микpoвывoд Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 3
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы Микpoвывoд
III. Заключение (60-70 слов)
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.
I.Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
https://www.youtube.com/watch?v=sEh9MFT4IEY
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
- ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого абзаца написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III.Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
🎬 Видео
Клише для итогового сочинения за 5 минут | ЕГЭ по русскому языку | Оксана КудлайСкачать
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2024 на 5/5 | ВСЕ СЕКРЕТЫ И ТЕХНИКИ ❤️Скачать
Клише для итогового сочинения 2023 | Русский язык ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать
Клише для Итогового сочинения 2024 | Русский язык ЕГЭ | Александр ДолгихСкачать
КАК СДАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ? советы+лайфхакиСкачать
5 произведений, которые помогут тебе сдать итоговое сочинение | Русский язык ЕГЭСкачать
Клише для Итогового Сочинения ЗА 3 минуты | ЕГЭ русский язык 2024| Онлайн школа EXAMhackСкачать
Итоговое сочинение 2023 за 15 минут. Структура, критерии, направления. Четко и без водыСкачать
Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку | Оксана КудлайСкачать
Итоговое сочинение 2024 за 15 минут. Структура, критерии, направления. Четко и без водыСкачать
КЛИШЕ для Итогового Сочинения 2023 года! Онлайн-школа EXAMhack. ОГЭ ЕГЭ Русский язык 2023Скачать
САМОЕ КОРОТКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯСкачать
Итоговое сочинение 2023. Разбор сложных тем из банка ФИПИСкачать
Итоговое сочинение: НЕ ДЕЛАЙ ЭТОГО! | Александр Долгих | Русский язык ЕГЭ УмскулСкачать
Пишем ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ на ЗАЧЁТ за 45 минут. Подготовка к декабрьскому сочинению 2023-2024Скачать
Итоговое сочинение 2023: с чего начать? | Александр Долгих | Русский язык ЕГЭСкачать