Лицо с ограниченными возможностями здоровья лицо имеющее

Лицо с ограниченными возможностями здоровья лицо имеющее Другое
Тест. Тема 9: Основы специальной педагогики

Лицо с ограниченными возможностями здоровья лицо имеющее

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Содержание
  1. Текст вопроса
  2. Вопрос 2
  3. Вопрос 3
  4. Вопрос 4
  5. Вопрос 5
  6. Вопрос 6
  7. Вопрос 7
  8. Вопрос 8
  9. Вопрос 9
  10. Вопрос 10
  11. Вопрос 11
  12. Что означают 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 вид ОВЗ и как их расшифровать
  13. Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
  14. Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
  15. ОВЗ по ФГОС
  16. I категория: неслышащие и глухие дети без речи
  17. II категория: слабослышащие
  18. III и IV категории: нарушения зрения (рассматриваются вместе)
  19. V категория: тяжёлая речевая патология
  20. VI категория: нарушение опорно-двигательного аппарата
  21. VII категория: дети с ЗПР
  22. VIII категория: отклонение интеллектуального развития
  23. Специальная педагогика. ШпаргалкаТекст
  24. 2 ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  25. 3 СИСТЕМАТИКА И СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  26. 4 ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  27. 5 ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  28. Овз i, ii, iii, iv, v, vi, vii, viii видов и их расшифровка
  29. Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
  30. ОВЗ по ФГОС
  31. Овз — что это такое? как с этим жить?
  32. Трехзвенная шкала ограниченных возможностей
  33. Виды овз
  34. Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования
  35. Социальная политика государства в области инклюзивного образования
  36. Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении
  37. 📽️ Видео

Текст вопроса

01. Терминология каких предметных областей используется в специальной педагогике?

Выберите один или несколько ответов:

a. Медицинская

b. Психологическая

c. Педагогическая

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Вопрос 5

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Вопрос 6

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Вопрос 7

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Вопрос 10

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Вопрос 11

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Видео:Опыт эффективной профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровьяСкачать

Опыт эффективной профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Что означают 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 вид ОВЗ и как их расшифровать

Лицо с ограниченными возможностями здоровья лицо имеющее

Обозначением ОВЗ принято объединять лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют проблемы в психическом и (или) физическом состоянии. Медицина и педагогика подходят к данным нарушениям с учётом своих задач, апеллируя собственными расшифровками.

Всё это служит основой для разработанной Министерством Просвещения классификации и соответствующих адаптивных программ, по которым обучают людей с ОВЗ. Программы являются частью Федерального Государственного образовательного стандарта.

Далее предлагаем ознакомиться с основными видами ОВЗ и особенностями, которые выявляются при данных нарушениях. Таким образом, сформируем общее представление о детях с особенностями.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Федеральный Закон об образовании РФ даёт раскрывает виды ОВЗ с точки зрения педагогики. Этот нормативно-правовой акт описывает спецусловия, в которых должны обучаться школьники с ограничениями по здоровью, а также описывает нюансы категорий ОВЗ.

В любом случае для диагностики особенностей требуется пройти ППМК, чтобы выявить, к примеру, нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), интеллекта, речи и зрения, задержку психического развития (ЗПР), расстройство общения и поведения (включая СДВГ и РАС). Также у некоторых проблемы со здоровьем носят комплексный характер.

Если нарушения в ходе ППМК подтверждены, члены комиссии дают рекомендации по созданию условий с целью обучения ребёнка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

«Международная классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» ВОЗ также предлагает свою расшифровку рассматриваемой аббревиатуры.

В частности, нарушения с медицинской точки зрения при ОВЗ понимаются как аномалии в развитии различных функций организма — от физиологических до психологических (здесь речевые, сенсорные, умственные проблемы).

Не исключаются отставание и задержка в развитии не только детей, но и подростков. Кроме того, учитываются отклонения в структурах — сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, пищеварительной, дыхательной, иммунной.

Согласно МКФ-ДП есть пять уровней нарушений, выражающихся в процентах: от 0-4 % – если проблем со здоровьем нет или они незначительны, до 96-100% – если они абсолютны). Помимо этого существует деление на четыре уровня задержки с учётом их возможного исчезновения.

https://www.youtube.com/watch?v=eg7CaA9aKuY

Регистрируют задержки с нарушениями по кодам. Определённые коды присвоены структурам и функциям организма, способностям к практическому применению знаний и обучению, отношениям в социуме и влиянию среды.

С детальной классификацией можно ознакомиться на сайте ВОЗ. А на портале rosuchebnik.ru представлена таблица «Классификация детей с ОВЗ» с описанием категорий существующих ограничений по здоровью.

ОВЗ по ФГОС

По ФГОС соответственно АООП (адаптированным основным образовательным программам) и видам ОВЗ для особенных детей созданы следующие варианты АООП НОО (по количеству):

— для глухих — четыре;

— к слабослышащим применяют три;

— слабовидящих обучают по трём вариантам;

— слепых — по четырём;

— детям с НОДА предлагается четыре возможности;

— при ЗПР) реализуется три;

— при ТНР (тяжёлых нарушениях речи вариантов тоже три;

— для детей с расстройствами аутического спектра (РАС) создано четыре варианта;

— с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) реализуют несколько путей.

Специалисты ФГОС рекомендует заниматься обучением особенных детей в Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС), которые, как правило, существуют в коррекционных школах или полностью заменяют их. Также следует обратить внимание на инклюзивные школы.

I категория: неслышащие и глухие дети без речи

Если у ребёнка хроническое двустороннее нарушение слуха с рождения или раннего возраста (до начала развития речи), они не способны разговаривать  без специального обучения и воспринимать обычную речь.

Восприятие мира у них осязательное и зрительное, а в мыслительных процессах отсутствует речевая составляющая. Только действия и образы. Поэтому причинно-следственные связи определяются ими с трудом.

Из-за этого, а также из-за утомляемости память, внимание не объёмны, не устойчивы. 

Обучая таких детей речи, делают акцент на специальной сурдо- и акустической аппаратуре. Таким образом можно до определённой степени развить способность разговаривать, хотя и с ошибками (например, слова с одинаковым звучанием могут заменяться). В речи при этом мало слов, которые обозначают движение или качества, зато предметов много.

Жестовое общение между собой дети стараются перенести в мир обычных людей, имитируя мимикой и жестами признаки различных объектов и не только. Так как подобное поведение нередко воспринимается как агрессивное и даёт негативную ответную реакцию, у детей с глухотой страдает самооценка.

II категория: слабослышащие

При тугоухости, частичной утрате слуха и недоразвитии речи до некоторой степени самостоятельная речь в остаточном виде сохраняется. Происходит накопление словарного запаса.

Познавательные и психологические процессы развиваются с учётом периода потери слуха (то есть чем более ранняя проблема, тем сложнее идёт процесс). Причём низкое слуховое восприятие сильно искажает информацию и не является достаточной опорой для полноценной адаптации.

В отношении детей данной категории стараются развить их способность «читать» по губам, воспринимать информацию зрительно и научиться читать. За счёт этого улучшается наглядная память, внимание становится устойчивым.

Также у слабослышащих отмечаются высокая (иногда завышенная) самооценка, потому что окружающие воспринимают как супер-успех даже малейшие достижения детей с подобной проблемой.

III и IV категории: нарушения зрения (рассматриваются вместе)

К указанным категориям относятся незрячие, а также дети с амблиопией, косоглазием. Здесь же ослепшие до трёх лет, слепорожденные, слабовидящие и поздноослепшие.

Для слепых восприятие мира происходит на слух за счёт высокой чувствительности к звуковым вибрациям. При остаточном зрении можно видеть образы смутно, искажённо. При этом мыслительные процессы не целостные, скудные. Определить расстояние, своё местоположение или объектов, очень трудно. У детей проблемы с суждениями (они не уверены).

Обучение строится так, чтобы создать полисенсорный опыт, то есть активизировать взамен пострадавшего другие анализаторы. Что касается речи, у слабовидящих она развивается позже, чем у обычных сверстников. Реальные образы не всегда соответствуют словам, лексика не богатая. Вербальное описание должно сопровождаться осязательным исследованием.

https://www.youtube.com/watch?v=l7LQGWxm3Tk

В целом благодаря учёбе удаётся добиться устойчивости внимания, его объёмности, произвольности и концентрации, придать ему направленность. Также с памятью, особенно, словесно-логической.

Слабовидящие и слепые могут быть несдержанными, конфликтными, бесцельными. При этом их конкурентоспособность и самостоятельность развиваются в процессе взаимодействия с ровесниками (учёба, общение и тд).

V категория: тяжёлая речевая патология

В данную группу входят дети с проблемным произношением, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и немотой. В частности, алалия отличается аномалией в процессе развития речи из-за поражений на органическом уровне соответствующих центров мозга. На фоне нормального слуха диагностируют аграмматизмы, низкий словарный запас, трудности при письме и чтении.

При афазии имеет место разрушение речи, которая уже сформировалась. Это связано с поражением речевого или двигательного центра головного мозга.

В первом случае возникают сложности с дифференцированным восприятием слов и звуков, ребёнок в состоянии воспринять только не речевые звуки, а во втором — произношение происходит с дефектами, звучат только отдельные слова и фразы, либо речь вообще отсутствует.

А вот дизартрия и ринолалия подразумевают сбой в произношении. При дизартрии проблема спровоцирована недостаточным развитием речевого аппарата, в то время как ринолалия связана с анатомическими дефектами в строении артикуляционных органов. По итогу не страдает только зрительная, смысловая и логическая память. По другим психическим процессам выявляются проблемы.

В обучение таких детей обязательно входят музыка, гимнастика, ритмика, то есть стремятся развить моторику, а также адекватную самооценку, познавательный интерес.

VI категория: нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети с деформацями ОПА врождённого и приобретённого характера, с ДЦП, вялыми параличами рук и ног, парезами и парпарезами конечностей из-за недостаточной двигательной активности воспринимают мир кинестетически и зрительно с помехами. Абстракции и понятия формируются с отставанием, наглядно-действенное мышление развито хуже вербального.

У многих снижены слуховое внимание и память из-за проблем со слухом. Не исключаются дазатрия и алалия. В любом случае детям из этой категории обучение совмещают с трудовой деятельностью, которая им по силам, чтобы у них возникло ощущение своей значимости, уменьшилась вялость и переключилось внимание.

VII категория: дети с ЗПР

Интеллектуальное развитие здесь возможно, хотя психические процессы замедлены, трудно усваивать информацию (знания). Наблюдается значительная истощаемость. Как правило, в VII категорию входят дети с задержкой или недоразвитием психического здоровья. Могут иметься повреждения, искажённое (РАД, СДВГ) и дифицитарное развитие.

У детей непоследовательное, замедленное восприятие. Словесно-логического мышление может отставать. Процессы обобщения и анализа даются нелегко, что отражается на речи (она бывает не ясной и не логичной).

А при ЗПР отмечают низкую степень познавательных процессов (в том числе, внимания и памяти), инфантилизм и импульсивное поведение, отличающееся непроизвольностью. Примечательно, что инфантилизм объясняется поздним темпом развития психики, проблемами в нервной и эндокринной системах.

Во время обучения детей принимают во внимание их утомляемость, часто сменяющие друг друга пассивность и активность. Доброжелательно-спокойная атмосфера, интересные задания без умственного напряжения дают хорошие результаты: задачи при решении близки к норме.

VIII категория: отклонение интеллектуального развития

Так как в обозначенной категории у детей сильно недоразвиты познавательные процессы по причине олигофрении (синдрома врождённого психического дефекта), они практически не могут обучаться (только при лёгкой умственной отсталости и дебильности).

Перестройка и осмысленность для них затруднительны, восприятие является искажённым. Кроме того, мышление находится на низком уровне. Однако речь всё-таки усваивается несмотря на присутствие фонетических и грамматических ошибок. Детей можно научить счёту, чтению и письму. При этом упор делается на трудовое обучение и дальнейшую помощь в трудоустройстве.

https://www.youtube.com/watch?v=HpZoSRSPPJA

В завершении данного материала подчеркнём: в российских ППМС инклюзивных и коррекционных школах должны создаваться все условия для комфортного существования в них детей с ОВЗ независимо от категории. Важно не допускать дискриминации, давать качественные знания, чтобы скорректировать проблемы особенных детей и помочь им социально адаптироваться.

Видео:Заболевания, при которых дают инвалидностьСкачать

Заболевания, при которых дают инвалидность

Специальная педагогика. ШпаргалкаТекст

Лицо с ограниченными возможностями здоровья лицо имеющее

Специальная (или коррекционная) педагогика – одна из отраслей педагогики, которая занимается вопросами образования лиц с нарушениями физического или психического развития. Становление специальной педагогики в нашей стране происходило в рамках науки дефектологии, затем в начале 90-х гг. ХХ в.

появился термин «коррекционная педагогика». Другими словами, «наука о дефектах» стала называться «наукой об исправлении дефектов». С точки зрения гуманности такой термин не совсем корректен, ведь каждая личность имеет свои особенности, и общество обязано предложить cвое содействие в помощи таким людям.

Во всем мире принят термин «специальная педагогика».

Несмотря на то что специальная педагогика является ветвью общей педагогики и пользуется многими ее терминами и понятиями, она имеет и свой собственный круг понятий и терминов, заимствованный у смежных наук, таких как психология, медицина, социология, философия, культурология.

Тем не менее единой терминологии у этой науки не существует, и говорят о так называемой параллельной терминологии, так как представители профессиональной среды предпочитают говорить на своем языке. Приведем некоторые определения терминов, используемых в специальном образовании.

Лицо с ограниченными возможностями (здоровья или жизнедеятельности) – лицо, имеющее нарушение физического или психического развития и вследствие этого имеющее особые образовательные потребности.

Специальное образование – уровень образования, для достижения которого лицам с ограниченными возможностями создаются необходимые условия.

Специальные условия для получения образования – специальные образовательные программы и методы обучения, технические средства, медицинские, психологические, социальные и другие услуги, помогающие лицам с ограниченными возможностями овладеть общеобразовательными и профессиональными образовательными программами.

Специальное образовательное (кор-рекционное) учреждение – образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток развития (функционирования) органа человека или хроническое соматическое (или инфекционное) заболевание.

Психический недостаток – подтвержденный установленным образом психический недостаток развития.

Сложный недостаток – совокупность физических и психических недостатков.

Тяжелый недостаток – недостаток, при котором обучение сводится к получению элементарных представлений о мире и овладению навыками самообслуживания.

2 ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Личность, имеющая отклонения в моральном или физическом развитии, имеет определенные потребности в процессе образования и является субъектом специального образования. Образовательный процесс, способный удовлетворить потребности такой личности, служит объектом специального педагогического исследования.

Теория и практика научного знания специального образования выступают как предмет специальной педагогики и изучают особенности развития и социализации личности с нарушениями развития, а также занимаются поиском новых путей коррекции и компенсации недостатков для достижения такой личностью максимальной самостоятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=GZwfutG7y5Q

Специальная педагогика имеет целую систему целей. К ним относятся коррекция и компенсация нарушений развития особыми педагогическими методами и приемами, а также личностная и социальная реабилитация и аби-литация (для новорожденных детей).

Эти цели достигаются при помощи достижения определенных, конкретных целей специального обучения, например, таких, как овладение средствами чтения и письма людей с нарушениями зрения, личностная реабилитация человека – преодоление чувств малоценности и ненужности, воспитание собственного достоинства и самоуважения. Все перечисленные цели направлены на достижение одной общей педагогической цели – достижение личностью социализации и самореализации в процессе развития, в контексте специальной педагогики – достижение максимально возможной самостоятельности и независимости в процессе жизнедеятельности. Для достижения вышеперечисленных целей специальная педагогика решает следующий ряд задач:

1) изучение основных закономерностей, потребностей и особенностей развития личности, имеющей недостатки развития;

2) последующее определение коррекционных и компенсационных способностей каждого отдельно взятого человека с учетом сложности нарушения;

3) создание единой педагогической классификации лиц с ограничениями жизнедеятельности;

4) анализ существующих педагогических методологий, программ, систем, технологий и создание новых;

5) разработка новых коррекционных, компенсационных и реабилитационных программ для лиц с нарушениями развития;

6) разработка программ, направленных на социальную и трудовую адаптацию и интеграцию лиц, имеющих нарушения развития, помощь в получении профессиональной подготовки;

7) исследование и реализация программ, предупреждающих появление нарушений развития;

8) оказание помощи родителям, имеющим детей с нарушениями развития, и др.

3 СИСТЕМАТИКА И СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Все нарушения физической и психической областей человека во всем мире принято называть ограничениями. Вследствие того что нарушения или ограничения могут иметь множественные вариации, трудно создать однозначную классификацию. Различные профессиональные сферы дают различные классификации.

Так, например, в педагогике принято классифицировать лиц с ограниченными возможностями согласно характеру нарушений или отклонений, а именно: глухие; слабослышащие; позднооглохшие; незрячие; слабовидящие; лица с соматическими нарушениями; лица с нарушениями интеллекта; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; с задержкой психического развития; с тяжелыми нарушениями речи; лица со сложными недостатками развития.

В медицинской среде более значима классификация, в которой нарушения обобщаются в соответствии с локализацией их в организме человека: соматические заболевания (нарушения опорно-двигательного аппарата); сенсорные нарушения (зрение и слух), нарушения мозговой деятельности.

В социально-правовой сфере ограничения классифицируются по причине возникновения нарушения: врожденное отклонение развития; несчастный случай или стихийное бедствие; производственная травма; профессиональное заболевание, повлекшее за собой ограничение возможностей жизненной и трудовой деятельности; дорожно-транспортное происшествие; участие в боевых действиях; заболевание и т. д.

Также существует классификация по последствиям нарушений, значимая для педагогической, медицинской, социальной и психологической сфер деятельности. Также свои предметные классификации имеют предметные отрасли специальной педагогики. Английским специалистом М.

Варлоком была предложена перекрестная классификация, позволяющая определять характер потребностей каждого индивидуума с ограниченными возможностями.

Во всем мире ведется сбор статистических данных о частоте и видах возникновения нарушений развития.

Каждая страна имеет собственный подход к определению лиц с ограниченными возможностями, поэтому невозможно создать полную и точную картину статистики возникновения нарушений во всем мире.

Тем не менее статистика позволяет наблюдать достаточно устойчивую картину процентного соотношения нарушений среди различных возрастных групп.

Так, например, среди детей более 40 % страдают образовательными затруднениями, приблизительно у 20 % наблюдаются нарушения интеллекта, также около 20 % занимают дети с нарушениями речи, оставшиеся 20 % составляют все остальные виды нарушений. В России примерно 4,5 % детей имеют ограниченные возможности развития и требуют специального образования.

4 ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Исторически сложилось, что специальная педагогика складывается из предметных областей, интегрированных по клинико-физиологическим и психолого-педагогическим параметрам, согласно традициям создания образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности.

https://www.youtube.com/watch?v=LUkF2sIEBvU

В начале Х!Х в. в нашей стране появились сурдопедагогика и тифлопедагогика, в конце Х!Х в. – олигофренопедагогика.

В середине ХХ в. в Советском Союзе разрабатывается научно-методическая основа дифференцированной системы образования, существует 8 видов спецшкол, а именно:

1) для слабослышащих;

2) глухих;

3) слабовидящих;

4) незрячих;

5) детей с нарушениями речи;

6) умственно отсталых;

7) детей с задержкой развития;

8) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

На сегодняшний день к предметным областям специальной педагогики относятся сурдопедагогика (плохослышащие, позднооглохшие, глухие), тифлопедагогика (слабовидящие и слепые), тифлосурдопедагогика (слепо-глухие), логопедия (нарушения речи), олигофренопедагогика (нарушения интеллекта и образовательные затруднения), специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специальная педагогика применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Каждая из предметных областей специальной педагогики имеет собственную структуру аналогично общей педагогике: свои принципы, задачи, методологию, приемы и принципы воздействия, возрастную дифференциацию. В возрастном разрезе самыми изученными считаются дошкольный и школьный возрастные периоды, остальные периоды требуют тщательного изучения и рассмотрения.

Специальная педагогика выступает как объединяющая эти предметные области теоретическая и методологическая основа.

Специальная педагогика активно использует для решения своих задач знания смежных с ней наук, таких как педагогика, психология, медицина, история, философия, социология, информатика, физика и др. Предметные области специальной педагогики находятся в тесном сотрудничестве со смежными науками.

Развитие специальной педагогики, все более тонкая дифференциация накопленного материала способствуют постепенному возникновению и становлению новых сфер педагогического познания. Так, в стадии разработки находятся сферы специальной педагогики, ранее не охваченные, субъектом которых являются хронически больные лица и лица с тяжелыми и сложными недостатками.

5 ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

За время существования специальной педагогики было накоплено огромное количество научных данных. Для интеграции этих данных и построения единой целостной системы привлекается философия со своими методами.

Философия направлена на решение глобальных проблем, она представлена в виде некоторой основополагающей базы, предлагающей свои универсальные способы для рассмотрения важнейших проблем специальной педагогики.

Аналогично философскому знанию в специальной педагогике рассматриваются основополагающие мировоззренческие аспекты!: онтологический, который помогает выявить место специальной педагогики в структуре бытия; гносеологический – аспект, связывающий обучение и познание; аксиологический – устанавливающий педагогические приоритеты; философско-антропологический – обобщающий научные данные о личности, имеющей недостатки развития; историко-философский аспект изучает размышления философов прошлого; наиболее важным является социально-философский аспект, рассматривающий предмет специальной педагогики в социально-культурном контексте. Так как философский подход не дает полного решения интеграции специальной педагогики в связи со сложностью ее концептуальных проблем, в основе философского исследования зачастую лежит междисциплинарный подход, интерпретирующий и интегрирующий материал из разных наук.

Сегодня специальная педагогика находится в поиске новой парадигмы, которая позволила бы достичь более полного удовлетворения особых потребностей лиц с недостатками развития, что соответствует требованиям современной цивилизации. Основные направления поиска новой парадигмы – гуманизация, фундамента-лизация, интеграция.

Гуманизация подразумевает главной целью специального образования максимальное приближение человека, имеющего недостатки развития, к полноценному и достойному существованию, включение его в равноправные социальные отношения.

В поиске новой гуманистической парадигмы огромную роль имеет переосмысление основополагающих моментов, моделей и методик познания, приоритетов и перспектив специальной педагогики – фун-даментализация.

Интеграция проявляется в разнообразных формах совместного обучения здоровых детей и детей, имеющих отклонения в развитии.

https://www.youtube.com/watch?v=6Pn3YeqbJ_c

Проблемы специальной педагогики затрагивались философами прошлого, но изучение этих проблем носило эпизодический характер и не выделялось в отдельное направление.

С накоплением знаний медицины и специальной педагогики потребовалось уточнение теоретической части сущности, информации о формах и причинах дизонтогенеза, таким образом появилась классификация недостатков развития с точки зрения философии.

Видео:Основные понятия законодательства об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровьяСкачать

Основные понятия законодательства об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья

Овз i, ii, iii, iv, v, vi, vii, viii видов и их расшифровка

Лицо с ограниченными возможностями здоровья лицо имеющее

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них.

Особенности развития диагностируются ППМК.

К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения.

Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату.

К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть.

Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды.

Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

«Международная классификация функционирования, ограниченной жизнедеятельности и здоровья детей и подростков»

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

  • глухие, 4 варианта АООП НОО
  • слабослышащие, 3 варианта
  • слепые, 4 варианта
  • слабовидящие, 3 варианта
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
  • с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
  • с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.

Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир.

В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Купить

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

https://www.youtube.com/watch?v=OS_PhW-0-r0

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение.

Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы.

Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное.

В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи.

Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами.

Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

https://www.youtube.com/watch?v=mKdGh3yNuA4

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата

Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.

Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия.

Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.

VII категория. Дети с ЗПР

Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)

Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.

Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.

При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.

VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.

Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.

Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.

Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»

#ADVERTISING_INSERT#

Видео:Эти симптомы у детей должны вас насторожить! Детский невролог о развитии детей от 0 до 17 летСкачать

Эти симптомы у детей должны вас насторожить! Детский невролог о развитии детей от 0 до 17 лет

Овз — что это такое? как с этим жить?

Лицо с ограниченными возможностями здоровья лицо имеющее

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое? В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности.

Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

дети с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ, детский сад).

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста.

Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это — британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая — носит название «недуг». Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень — недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это — зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).

Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

https://www.youtube.com/watch?v=PTDq2xnaIcI

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами. Существует также педагогическая классификация нарушений. Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие); зрения (слабовидящие, слепые); речи (разные степени); интеллекта; задержкой психоречевого развития (ЗПР); опорно-двигательного аппарата; эмоционально-волевой сферы. Отдельная категория — дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. адаптированная программа для детей с овз Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью.

Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

📽️ Видео

Дети с ОВЗ - Опыт обучения детей с ОВЗСкачать

Дети с ОВЗ - Опыт обучения детей с ОВЗ

Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСкачать

Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Труд людей с ограниченными возможностями здоровьяСкачать

Труд людей с ограниченными возможностями здоровья

Образование инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровьяСкачать

Образование инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья

Трудоустройство лиц с ограниченными возможностямиСкачать

Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды в инклюзивном пространстве общеобразоваСкачать

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды в инклюзивном пространстве общеобразова

10 ИНВАЛИДОВ, ПРЕОДОЛЕВШИХ СТРАШНЫЕ НЕДУГИСкачать

10 ИНВАЛИДОВ, ПРЕОДОЛЕВШИХ СТРАШНЫЕ НЕДУГИ

10 признаков нарушения нервной системы у новорожденного которые Вы можете определить самостоятельноСкачать

10 признаков нарушения нервной системы у новорожденного которые Вы можете определить самостоятельно

Люди с ограниченными возможностями здоровья тоже имеют право на общественный транспортСкачать

Люди с ограниченными возможностями здоровья тоже имеют право на общественный транспорт

Физическая активность для лиц с ограниченными возможностямиСкачать

Физическая активность для лиц с ограниченными возможностями

Репортаж: Фестиваль творчества для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСкачать

Репортаж: Фестиваль творчества для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обучение финансовой грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСкачать

Обучение финансовой грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Лекция 5. «Образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»Скачать

Лекция 5. «Образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Церковь и люди с ограниченными возможностями :: профессор Осипов А.И.Скачать

Церковь и люди с ограниченными возможностями :: профессор Осипов А.И.

ВФСК ГТО для лиц с ограниченными возможностями здоровьяСкачать

ВФСК ГТО для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Этика общения и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровьяСкачать

Этика общения и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Поделиться или сохранить к себе: