Принципы личностно ориентированного обучения

Принципы личностно ориентированного обучения Другое

Видео:3 типа личностно-ориентированного обученияСкачать

3 типа личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированная технология обучения

Принципы личностно ориентированного обучения

Определение 1

Личностно-ориентированное обучение – это обучение, которое ставит личность ребенка на первый план и направляет учебно-воспитательный процесс на формирование всесторонне развитой личности с сохранением ее самобытности.

Личностно-ориентированная технология обучения – это специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка.

При личностно-ориентированном обучении, педагог не оказывает авторитарного влияния на процесс воспитания и обучения. Учащемуся не приходится подстраиваться под его индивидуальный стиль. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса носят согласованный характер и базируются на равноправии сторон.

Учащийся теперь становится активным субъектом процесса обучения, проявляя активность и инициативность в его организации, используя творческие направления деятельности. Мышление учащихся, обучающихся по технологии личностно-ориентированного подхода, развивается в направлении рефлексии т.е.

имеет ориентацию на достижение конкретного результата.

Замечание 1

Личностно-ориентированное обучение нацелено на формирование у ребенка механизмов самореализации, навыков саморазвития и самосовершенствования, обеспечение оптимального прохождения процесса социальной адаптации и всестороннего развития личности, с раскрытием ее творческого потенциала.

Личностно-ориентированная технология обучения имеет следующие особенности применения:

  1. Проведение оценки и устранение недостатков психологического состояния учащихся во время различных этапов обучения;
  2. Опора на мотивацию учащихся к познавательной деятельности;
  3. Подача учебных программ с учетом психологических особенностей коллектива учащихся, проведение педагогико-психологического анализа характеристик развития каждого учащегося;
  4. Преподнесение учебных программ на основе применения сенсорных методов;
  5. Использование индивидуальных методов организации обучения, а также различных вариантов диалоговой, парной и групповой работы;
  6. Применение дидактических приемов и средств в ходе обучения;
  7. Обеспечения условий для осознания каждым учащимся ценности и важности своей личности, осознание своей роли в учебном процессе;
  8. Проведение анализа учебного занятия или курса в целом совместно с детьми, при котором учитывается их мнение по поводу важности изученного материала, внесения поправок в курс, исключение бесполезного материала или дополнение значимого, описание самых интересных моментов и поиск путей решения различных задач.

Личностно-ориентированное обучение опирается на оптимистический подход педагога к организации обучения и развития каждого ребенка.

Педагог должен видеть потенциал ребенка и верить в возможность его развития, мотивируя к нему ребенка. К ребенку необходимо относиться, как к личности, способной сделать самостоятельный верный выбор.

Педагог только направляет ребенка, ориентируя его на достижение конкретного результата.

Рисунок 1. Технология личностно-ориентированного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

У каждого учащегося есть собственное понимание смысла обучения и свои интересы в этом процессе. На них и должен опираться педагог. Учащему необходимо помочь сформировать свою линию поведения и жизненную позицию, сделать выбор в пользу важных ценностей и овладеть конкретной системой знаний и навыков.

Принципы применения личностно-ориентированной технологии обучения

Личностно-ориентированная технология обучения основывается на следующих принципах:

  • Принцип индивидуальности. Процесс обучения строится на основе учета индивидуальности каждого ребенка: индивидуальных особенностей развития, способностей, возможностей, имеющегося жизненного опыта и навыков. Индивидуальность в ребенке должна быть сохранена и развита.
  • Принцип самоактуализации. Процесс обучения должен способствовать удовлетворению потребности ребенка в саморазвитии, проявлению себя и своих возможностей, раскрытию своих природных задатков и творческому развитию.
  • Принцип выбора. Процесс обучения носит избирательный характер т.е. учащийся может выбрать его содержание, формы и способы организации, ресурсную базу, направления деятельности.
  • Принцип доверительных отношений. Между педагогом и учащимися должны быть установлены партнерские отношения. Нельзя проявлять излишнюю требовательность к учащимся, контролировать каждый их шаг, применять наказания. Ребенок должен чувствовать поддержку в развитии своих начинаний. Необходимо доверять ему, предоставляя право выбора деятельности.
  • Принцип субъектности. Ребенок сможет ощутить свою индивидуальность только в том случае, если будет обладать субъектными правами и использовать их в организации учебно-воспитательной деятельности. Ребенок должен осознать себя субъектом процесса обучения.
  • Принцип творческого развития. Обучение должно базироваться на развитии творческого потенциала учащихся, использование творческих подходов к решению стандартных задач, раскрытию своих талантов и формированию позитивного отношения к собственному «Я».

Организация учебного занятия по технологии личностно-ориентированного обучения

Каждое учебное занятие личностно-ориентированного обучения проводится в несколько этапов:

  1. Договорной этап. На этом этапе происходит обсуждение педагога с детьми направлений деятельности, ее целевое назначение, содержание, выбираются способы, приемы и методы ее реализации. при этом, каждый учащийся имеет право выбора деятельности и несет ответственность за него, может работать на разных уровнях.
  2. Подготовительный этап. Здесь осуществляется мотивация учащихся на познавательную деятельность. Педагогу необходимо доступно объяснить значимость полученной теоретической информации и практических навыков, рассказать о возможностях их применения. Кроме того, на этом этапе целесообразно проводить восстановление в памяти ранее изученного материала: выполнение упражнений и тестовых заданий.
  3. Основной этап. Преподнесение теоретической информации и демонстрация практических навыков различных видов деятельности. педагог должен преподносить учебный материал четко и кратко, ориентируя учащихся на самостоятельную добычу знаний.
  4. Подведение итогов. Проводится анализ и оценка прохождения занятия, рассматриваются знания, которые усвоились, проблемы, которые были рассмотрены и разрешены, оценивается результативность занятия т.е. достижение его целей и задач.

Видео:Личностно-ориентированные технологии в образованииСкачать

Личностно-ориентированные технологии в образовании

Принципы личностно-ориентированного обучения

Принципы личностно ориентированного обучения

Вoлoдap Виктopoвич Kpaeвcкий, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ.

К основным элементам индивидуальной образовательной деятельности относятся:

  • смысл деятельности (зачем я это делаю);
  • постановка личной цели (предвосхищающей результат);
  • план деятельности;
  • реализация плана;
  • рефлексия (осознание собственной деятельности);
  • оценка;
  • корректировка или переопределение целей.

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся. Для этого применяются следующие способы:

  • индивидуальные задания обучающимся;
  • открытые задания, предполагающие выполнение их индивидуально;
  • предложение обучающимся составить план занятий для себя: индивидуальную образовательную программу на обозримый период времени.

Классические принципы обучения (научности, доступности, наглядности и др.) определяют общие целевые установки обучения.

Однако они не позволяют полно описывать и регламентировать личностно-ориентированный образовательный процесс.

Перечислим эти принципы, которые были выявлены нами в ходе исследования, направленного на отыскание резервов повышения креативности, продуктивности и индивидуализации обучения.

1. Принцип личностного целеполагания

Согласно этому принципу образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

https://www.youtube.com/watch?v=4eupeRj0EIU

Этот принцип опирается на глубинное качество человека — способность постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своих целей человек живет с потребностью и возможностью ставить и достигать их.

Самоопределение обучающегося по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых он будет осуществлять затем свою образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий.

Обучающийся обозначает интересующие его проблемы, обсуждает их, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой. Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания своих целей обучения.

Индивидуальные цели учеников постепенно занимают все больше места в системе их образования; любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступают поводом для первичного целеполагания обучающегося, определяющего характер и содержание его дальнейших действий.

В результате люди научаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания.

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории

Обучающийся имеет возможность выбора основных компонентов своего образования. Реализация потенциала образовательной программы возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности.

Необходимо дать обучающемуся возможность выбора способов достижения целей, темы творческой работы, форм ее выполнения, поощрять собственный взгляд на проблему, стимулировать его аргументированные выводы и самооценки.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Конъюнктура рынка: методика анализа и прогноза

Этот принцип устанавливает соответствие формируемого обучающимся личностного содержания образования задаваемому ему содержанию, имеющему характер образовательных стандартов. Человек может не только выбрать образовательные компоненты из предлагаемого ему набора, но и создать собственные элементы своей образовательной траектории.

Свобода самовыражения и выбора образовательной траектории обучающегося предполагает заданность его способов деятельности.

Обучающийся получает приращение в образованности тогда, когда овладевает способами креативной, когнитивной и организационной деятельности.

Чем большую степень включения обучающегося в конструирование собственного образования обеспечивает преподаватель, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация обучающегося.

Принцип выбора образовательной траектории означает, что изучение предмета предполагает возможность наличия личной точки зрения по вопросам содержания предмета как у преподавателя, так и у обучающегося.

Для реализации этого принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой — допускать иные смыслы образования, которые могут быть у обучающихся. Обсуждение разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну и ту же тему учат толерантному отношению к иным позициям и результатам, помогают осознать и принять многообразие путей постижения истины.

3. Принцип метапредметных основ образовательного процесса

Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность личностного познания их обучающимися.
Познание реальных образовательных объектов приводит к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания.

На метапредметном уровне многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов — категорий, понятий, символов, принципов, законов, теорий, отражающих определенные области реальности.

https://www.youtube.com/watch?v=M4CNHJDfX_o

Для конструирования целостной образовательной системы, включающей в себя метапредметное содержание, требуются особые учебные дисциплины — метапредметы, или отдельные метапредметные темы, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов.

Метапредмет позволяет обучающемуся и преподавателю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку обеспечивает возможность субъективного разнонаправленного подхода к изучению единых фундаментальных объектов, открывает обучающимся выход в смежные темы других учебных курсов.

При конструировании учебного метапредмета учитывается возможность субъективного отбора методов познания одного и того же фундаментального образовательного объекта каждым обучающимся.

4. Принцип продуктивности обучения

Каждая наша учебная программа построена на принципах личностно-ориентированного обучения

Согласно этому принципу, главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение неизвестного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение обучающимися образовательного продукта. В процессе интериоризации содержания изучаемых дисциплин у обучающихся развиваются навыки и способности, которые свойственны специалистам соответствующей науки или области деятельности.

Образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и профессионального прообраза деятельности.

Сформулированные обучающимися цели обучения, составленные ими планы, алгоритмы, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами их образовательной деятельности наряду с исследованиями, выполненными работами, заданиями, тестами и пр.

5. Принцип первичности образовательной продукции обучающегося

Согласно этому принципу, создаваемое обучающимся личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.

Человек, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет ему изложен, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией творческой деятельности, создает образовательный продукт, подчас более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.

Принцип первичности образовательной продукции учащегося дополняется существенным требованием: объекты познания и применяемые обучающимися методы познания должны соответствовать реальным практическим объектам и методам, которые имеются в изучаемой области деятельности.

В традиционной вузовской образовательной практике часто преобладает не исследование реальных объектов, а изучение информации о них. Например, в курсе менеджмента изучается программный материал, но не организуется управленческая деятельность обучающихся.

Приоритет должен отдаваться не столько изучению готовых знаний по менеджменту, сколько занятиям самим менеджментом, его проблемами; не «прохождению» учебника по бизнес-планированию, а исследованию реальной структуры бизнес-планов. Традиционная деятельность «по изучению знаний» уступает место предметной деятельности «по добыванию знаний».

Знание фундаментальных общечеловеческих достижении не может быть отчуждено от личностных знаний и опыта, но знакомство с ними происходит после получения обучающимися собственных результатов в аналогичном направлении, что позволяет им мотивированно воспринимать классические образцы без потери личностного «Я» и опираясь на свой опыт.

В результате образовательная деятельность носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями.

6. Принцип ситуативности обучения

Каждая наша учебная программа построена на принципах личностно-ориентированного обучения

https://www.youtube.com/watch?v=EOvaRwV5T_8

Чтобы организовать творческую деятельность обучающегося, преподаватель создает или использует возникшую образовательную ситуацию. Ее цель — вызвать мотивацию и направить деятельность обучающегося в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем.

Чтобы человек создал свой вариант мотивирования из различных теорий мотиваций, он должен заинтересоваться этой проблемой; ему нужно помочь выяснить смысл этих теорий, их связь друг с другом, дать возможность почувствовать эту связь; затем предложить научиться выявлять закономерности в различных подходах к влиянию на людей. Лишь вооружившись средствами психологического творчества, обучающийся сконструирует собственную модель воздействия.

Эффективна образовательная ситуация, когда обучающемуся в качестве культурного аналога предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими аналогичными образцами научной мысли.

Возникает образовательная напряженность, в которой обучающийся входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, помогая вырабатывать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.

Любое положительное проявление творчества обучающегося должно находить поддержку преподавателя. Смысл построения ситуаций, в которых обучающийся может проявить самостоятельность, состоит в обеспечении его образовательного движения.

Для этого преподаватель должен анализировать возможности и особенности складывающегося образовательного процесса, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения человеком своей образовательной траектории.

Рефлексия — не припоминание главного из лекции или формулирование выводов. Это осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей. Обучающийся осознает не только сделанное, но и способы деятельности, т.е. то, как это было сделано.

Формы образовательной рефлексии различны: письменное обсуждение, анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Рефлексия — необходимое условие, для того чтобы обучающийся и преподаватель видели схему организации образовательной деятельности, конструировали ее в соответствии со своими целями и программами, осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

В перечисленных выше принципах выражены основы организации личностно-ориентированного обучения на различных уровнях: на уровне отдельного обучающегося, группы или организации в целом. Реализация данных принципов происходит с учетом конкретных условий, относящихся , технологии, формам и методам организации образовательной деятельности.

Видео:Принцип личностно-ориентированного общенияСкачать

Принцип личностно-ориентированного общения

Личностно-ориентированный подход в образовании

Принципы личностно ориентированного обучения

Личностно-ориентированный подход имеет ряд своих сложностей в реализации. В условиях современного мира его нужно не только сохранять, но и уметь совершенствовать.

Личностно-ориентированный подход и его особенности

Что такое личностно-ориентированный подход? Это метод, помогающий усовершенствовать систему образования.

Определение 1

Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания педагога на отдельном ребенке. Целью является не только сосредоточенность на развитии его интеллекта, но и сам ребенок, как целостная личность. Охватывается развитие его гражданских чувств, духовная сторону, эстетические и творческие задатки, различные способности.

В контексте такого педагогического подхода, образование рассматривается как базис для подготовки ребенка к жизни в гражданском обществе. Это относится к философии новейшего образования. При правильном обращении с детьми в условиях личностно-ориентированного подхода, развиваются такие стороны индивида:

  • Способность к самостоятельному выбору
  • Умение рефлексировать и здраво оценивать собственные победы и поражения
  • Поиск своего предназначения
  • Склонность к творчеству
  • Ответственность

Весь процесс сосредоточен вокруг ученика – он является главным действующим лицом. При этом, происходит ориентация на воспитание и образование всех детей, находящихся в классе. В процессе учитываются их индивидуальные особенности и потребности. Задача педагога состоит в том, чтобы отыскать нужную способность каждого ребенка, и развивать их максимально по мере его возможностей.

Личностно-ориентированный подход к обучению базируется на неповторимой уникальности каждого индивида. Универсальность личности становится основой всей воспитательной работы, в ходе которой происходит становление творческого потенциала ребенка. Упор преподавателя направлен на раскрытие независимости, самодостаточности, полноценности и самоконтроля.

https://www.youtube.com/watch?v=EOvaRwV5T_8u0026t=24s

Работа над воспитанием начинается с оценки успехов. Важно, что не стоит сравнивать личность с кем-либо. Следует сосредоточить внимание на личных победах ребенка. Если он сделал что-то лучше, чем вчера, превзошел самого себя, то это стоит отметить на словах. Акцент при этом делают на стараниях и здравом стремлении стать лучше.

Ключевыми становятся успехи в творчестве, в самостоятельности и инициативности. Как правило, похвала даже за минимальные заслуги, пробуждает веру в собственные силы и возможности. Похвальное слово, употребленное в правильный момент, может сделать сильную личность даже из самого слабого ребенка, ведь это один из показателей одобрения его начинаний в обществе.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Определение 2

Личностно-ориентированное воспитание – это основа гуманистической педагогики. Такая воспитательная система ставит ребенка в центр всего, что происходит. В процессе учитываются его индивидуальные особенности. Доминирует уважение, доброта, ласка, отношение к ребенку на равных.

Существует ряд особенностей системы, направленной на развитие личности ребенка:

  • Запрещается ориентировка на среднего ребенка
  • Человеческие особенности учитываются в ходе воспитательного процесса
  • Используются личные программы развития и прогнозирование

Личностный подход зациклен на специальной подготовке преподавателя. Она базируется на понятии о том, что в детский сад приходят дети уже являющиеся самостоятельными личностями. Задача воспитателя заключается в предоставлении уважения, внимания и защиты. Интерес педагога должен быть направлен индивидуально на каждого ребенка – это реализуется с помощью различных педагогических приемов.

Составляющие личностно-ориентированного подхода

Замечание 1

Подход состоит из трех главных составляющих: понимание, принятие, признание.

Понимание сосредоточено вокруг внутреннего мира ребенка. Важную роль отыгрывает степень внушаемости, которую должен уметь определить воспитатель.

При высокой степени внушаемости, ребенок легко поддается воздействию, неустойчив к эмоциональным проявлениям и экстремальным ситуациям. Состояние аффекта и истерические проявления свойственны этого типу детей.

От педагога в работе с такими индивидами требуется внушение им веры в себя и собственные силы.

Уровень принятия – это полностью положительное отношение к любым проявлениям характера ребенка.

Этот этап – один из самых важных, ведь включает в себя не только целиком позитивное восприятие личности, но и уверенность в том, что в обществе его приняли со всеми его особенностями и недочетами.

Важно дать понять ребенку, что у него есть возможность быть таким, каким он есть. Тогда у него появляются силы и желание бороться с недостатками.

Определение 3

Признание – этап, в котором наступает осознание ребенком собственной индивидуальности.

Он имеет право быть лично собой с полным одобрением взрослыми его взглядов и суждений.

Взрослые могут не воспринимать некоторые взгляды и приоритеты чада, но принятие их означает веру в его самосовершенствование. На этом этапе можно не разделять, но ни в коем случае нельзя осуждать.

Вывод

Личностно-ориентированный подход к воспитанию – это создание комфортных условий для формирования личности. Для этого следует разнообразить систему обучения, вводить в процесс игры и работу в команде. Ребенок не должен чувствовать себя хуже остальных, и должен понимать свои сильные стороны, и именно воспитатель обязуется раскрыть их.

🔍 Видео

Личностно-ориентированное развитие дошкольниковСкачать

Личностно-ориентированное развитие дошкольников

Вебинар "Технология личностно-ориентированного обучения"Скачать

Вебинар "Технология личностно-ориентированного обучения"

Ершов Владимир. Педагогика - личностно-ориентированный подходСкачать

Ершов Владимир. Педагогика - личностно-ориентированный подход

1 модуль Личностно ориентированный подходСкачать

1 модуль   Личностно ориентированный подход

Мастер-класс «В контакте с телом: техники и приемы телесно-ориентированной терапии» Проценко А.Скачать

Мастер-класс «В контакте с телом: техники и приемы телесно-ориентированной терапии» Проценко А.

Личностно-ориентированное развитие дошкольниковСкачать

Личностно-ориентированное развитие дошкольников

Мусаева Нодира Низомовна Личностно ориентированное обучениеСкачать

Мусаева Нодира Низомовна      Личностно ориентированное обучение

Горбунова Т.В. - Общие закономерности и принципы воспитанияСкачать

Горбунова Т.В. - Общие закономерности и принципы воспитания

Технологии для личностно-ориентированного обучения в больших группахСкачать

Технологии для личностно-ориентированного обучения в больших группах

Принципы обучения иностранному языкуСкачать

Принципы обучения иностранному языку

Основные техники личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Открытие цикла и модуля.Скачать

Основные техники личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Открытие цикла и модуля.

Личностно ориентированный подход при обучении математике в соответствии ФГОССкачать

Личностно ориентированный подход при обучении математике в соответствии ФГОС

Д-16. Индивидуализация и дифференциация образованияСкачать

Д-16. Индивидуализация и дифференциация образования

Основные дидактические принципы преподавания и их использование в обученииСкачать

Основные дидактические принципы преподавания и их использование в обучении

ИМКД 2: Закономерности и принципы | Вячеслав ВознесенскийСкачать

ИМКД 2: Закономерности и принципы | Вячеслав Вознесенский

Цели обучения иностранному языку в контексте личностно ориентированного и компетентностного подходовСкачать

Цели обучения иностранному языку в контексте личностно ориентированного и компетентностного подходов

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения | Видеолекции | ИнфоурокСкачать

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения | Видеолекции | Инфоурок
Поделиться или сохранить к себе: