Проблема отцов и детей базаров и родители

Проблема отцов и детей базаров и родители Ребенок
Содержание
  1. Конфликт поколений и его разрешение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
  2. Конфликт «отцов» и «детей» в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева
  3. Столкновение взглядов
  4. Расхождения в семье Кирсановых
  5. Родство, что сильнее убеждения
  6. Автор и родители Базарова
  7. Роль всей жизни Базарова
  8. Конфликт отцов и детей в романе Отцы и дети
  9. Сочинение Отношение Базарова к родителям
  10. Рассуждение 2
  11. Популярные сочинения
  12. Роль родителей Базарова в романе отцы и дети: взаимоотношения Евгения с родителями
  13. Несколько слов о сюжете романа
  14. Родители Базарова
  15. Отец — Василий Иванович
  16. Мать — Арина Власьевна
  17. Отношения Евгения с родителями
  18. Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева
  19. Ход урока
  20. Литература
  21. Базаров и его родители мнение критиков. Сочинение базаров и родители в романе тургенева отцы и дети
  22. Взаимоотношение между родителями и Базаровым
  23. Просмотр содержимого документа «Урок 6. Базаров и его родители»
  24. 🎥 Видео

Видео:Конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

Конфликт поколений и его разрешение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Проблема отцов и детей базаров и родители

Тема взаимопонимания родителей и детей — вечная. Особенно удачно ее раскрыл русский классик Иван Тургенев.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» — это различие взглядов на политическую, культурную и социальную ситуацию в России во второй половине XIX века. Именно 1860 год стал переломным в истории империи.

Постоянные восстания недовольных крестьян заставили власть отменить крепостное право. Это разделило людей на два лагеря.

В первом были представители старого мира, дворяне и богачи. Вторая часть — сторонники новой, свободной эпохи, где ценили и уважали человека.

Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети», принадлежал к тем, кто хотел революции. Он нигилист, а значит не признает авторитетов и смеется над общепринятыми ценностями. Его идеи разделяют Аркадий и любимая Анна.

Но вместе с тем он становится врагом для близкого друга и для своих родителей.

Конфликт «отцов» и «детей» в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева

Конфликт «отцов» и «детей» в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Середина XIX века — время бурных и сложных для России событий. После Крымской войны стало очевидно, что правительство не способно решить поставленные перед ним проблемы.

Почти для всех становится очевидным, что крепостное право не может больше существовать. И в это бурное время появляется роман Тургенева «Отцы и дети», вызвавший множество оживленных дискуссий.

Центральное место в романе занимает проблема взаимоотношений старого и нового, конфликт «отцов» и «детей».

Ярким представителем нового поколения является главный герой романа — Базаров. Он появляется на первых страницах произведения и сразу же привлекает наше внимание своей независимостью, раскованностью, резкостью и прямотой.

Когда он вместе с Аркадием приезжает к Кирсановым, то вызывает неоднозначное отношение окружающих. Дворовые сразу признают в нем «своего», деревенские ребятишки с интересом расспрашивают «дохтура» про лягушек.

А вот Павел Петрович Кирсанов с момента появления Базарова в доме испытывает к нему интуитивную антипатию.

Павел Петрович чувствует в Базарове врага, идейного противника. Рано или поздно эти два человека неминуемо должны схлестнуться, и это происходит довольно скоро. Павел Петрович и Базаров спорят обо всем: о нигилизме и о реформах, о земле и об отношении к народу. Вначале Базаров отвечает неохотно, «сквозь зубы», но постепенно увлекается, и споры перерастают в настоящую идейную битву.

Но это не те споры, в которых рождается истина. В конце романа Базаров упрекает Аркадия в пристрастии к употреблению «противоположных общих мест». Но и сам Базаров в полемике с Павлом Петровичем постоянно употребляет «противоположные общие места». Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них — это общее место.

Базаров отрицает разумность того и другого, но это лишь «противоположное общее место», истины нет ни в одном, ни в другом высказывании. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить только безнравственные и пустые люди, Базаров называет «принцип» пустым, нерусским словом и бесполезным понятием.

Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист же заявляет, что Павел Петрович заслуживает презрения. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров утверждает, что порядочный химик полезнее любого поэта. Но героям вовсе не нужно докапываться до истины. Гораздо важнее установить противоположность позиций, ведь это позиции разных поколений.

Потому и дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем носит чисто символический характер: никто никого не хочет убивать. Ранив Павла Петровича, Базаров приходит лечить его.

Но конфликт поколений не исчерпывается их отношениями. Так, Базаров неприветлив с отцом и матерью, людьми радушными и добрыми, все время стремится уехать от них. Почему? Да потому, что Базаров не может согласиться с их взглядами, а спорить с ними, как с Павлом Петровичем, считает бесполезным.

https://www.youtube.com/watch?v=OlmUrlbGYKI

Конфликт поколений не всегда определяется возрастом. Так, Аркадий Кирсанов по взглядам гораздо ближе кпоколению«отцов». Он дворянский сын, воспитанный в традициях этого класса.

Естественно, пути Базарова и Аркадия Кирсанова расходятся.Сегодня в нашей жизни происходят перемены. Новое приходит на смену старому. А потому тема «отцов» и «детей» сейчас особенно актуальна и понятна нам.

Думается, что роману предстоит еще долгая жизнь.

Столкновение взглядов

Наибольшее развитие конфликт приобретает из-за упрямства и недоразумения двух представителей разных поколений и эпох.

Это встреча убеждений революционера-демократа в образе Базарова и либерала-дворянина Павла Петровича Кирсанова. Первый пытается работать на благо общества. Второй больше заботится о собственной выгоде.

Тем не менее оба они энергичны и уверенно отстаивают свои убеждения. В общем, их темы для споров разнообразны.

Они касаются религии, философии и даже поэзии. Характеристика романа «Отцы и дети» — это краткое описание событий, которые на самом деле происходили в России в 1860-х годах. Беседы и споры Базарова и Кирсанова — это разговоры людей тех переломных для общества лет.

Расхождения в семье Кирсановых

Важно также рассмотреть отношения Аркадия и Николая Петровича. Эти двое, отец и сын, также представители разных поколений. Аркадий — лучший друг Евгения Базарова и по совместительству его послушный ученик. Он стремится познать нигилизм и максимально окунуться в теорию демократии.

Его отец — заядлый либерал, который стесняется своей связи с простым народом. В частности, ему стыдно за любовь к молодой женщине по имени Фанечка. Первый конфликт поколений в романе «Отцы и дети» возникает у отца с Аркадием. Но любовь, которую они лелеют в себе друг к другу, сильнее недоразумения относительно взглядов на общество.

Родство, что сильнее убеждения

Так, со временем Аркадий отказывается от своей теории и прекращает попытки приобщиться к созданию нового мира. Не отстает и Николай Петрович. Он в конце романа женится на простолюдинке Фанечке. А Аркадий выбирает себе в жены скромную и тихую Екатерину. Их конфликт разрешается.

Характеристика романа «Отцы и дети» — анализ тогдашнего общества. Тургенев показывает, что мысли Базарова не прижились, конфликт, который возник в этой семье, замялся, так и не дойдя до логического решения. Но в конце книги, во время двойной свадьбы отца и сына, автор делает незначительный акцент и говорит, что ни один ни другой не выглядит счастливым.

Автор и родители Базарова

Иван Сергеевич Тургенев не скрывает своего отношения к старшему поколению и прививает любовь к этому своему читателю. Его нежные чувства благодарности и уважения можно увидеть в описании родителей Базарова. Милые, очаровательные супруги с первых строк симпатичны нам теплотой и дружелюбием, которым от них веет.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» не смог бы быть настолько ярким, если бы автор так четко не раскрыл перед читателем образы стариков. Так, он знакомит нас с Ариной Власьевной и Василием Ивановичем.

Матушка — милая старушка, равно верит в Бога и народные суеверия. Она — это воплощение гостеприимства, мира и добра. Отец, почтенный человек, который справедливо заслужил уважение знакомых.

Он искренний, сердечный и даже пытается приобщиться к новым идеям поколения.

Единственный сын — самая большая радость в их жизни. Зная о его непростом характере, родители как можно больше стараются ему потакать. Ходят вокруг него на цыпочках и проявляют лишь часть чувства к любимому ребенку. Евгений Базаров, главный герой романа «Отцы и дети», раскрывается для нас с другой стороны в родном доме.

Роль всей жизни Базарова

Неприступное сердце не так уж и неприступно. С первых строк романа читатель наблюдает, как пренебрежительно относится Евгений к старшему поколению. Въедливый, напыщенный, самовлюбленный, он отказывается от любых чужих мыслей. Его высокомерие и холод отталкивают. Он бесчеловечен и равнодушен к старости.

https://www.youtube.com/watch?v=9fE_ddPUP-I

Но стоило ему оказаться в доме родителей, как большая часть его презрения исчезает. тема романа «Отцы и дети», разница поколений, ярко выражается именно в отношениях Евгения и его родителей. Изменение среды меняет образ мыслей Базарова. Он становится мягче, терпимее, нежнее.

Несмотря на то что он редко наведывается на родину, он горячо любит близких, хотя и старательно это скрывает за маской рассеянности. Основная его проблема в том, что он так и не научился выражать чувства, особенно если это касается светлых, положительных эмоций.

Именно с такой стеной неумения и непонимания столкнулись родители.

Конфликт отцов и детей в романе Отцы и дети

Конфликт отцов и детей в романе «Отцы и дети»

Видео:Смерть Базарова. Почему Базаров так странно умирает?Скачать

Смерть Базарова. Почему Базаров так странно умирает?

Сочинение Отношение Базарова к родителям

Проблема отцов и детей базаров и родители

Основная проблема, затрагиваемая в произведении, заключается во взаимоотношениях двух поколений, молодого и старого.

Главным героем романа является Евгений Базаров, представленный в образе молодого нигилиста, имеющего непростые отношения с собственными родителями, поскольку молодой человек является их полной противоположностью и не отличается проявлением нежных чувств.

Отец героя, Василий Иванович, представлен в образе дворянина, заслужившего данный статус своей медицинской деятельностью. Мать Базарова, Арина Власьевна, представляется в качестве суеверной, добродушной женщины, характеризующейся грамотным ведением домашнего хозяйства. Родители Евгения являются довольно типичными представителями консервативных взглядов и жизненного существования.

К примеру, отец не может принять научные достижения, которые демонстрирует ему Базаров, поскольку привык использовать в практической деятельности традиционные методы лечения. Несмотря на то, что оба родителя являются трудолюбивыми людьми, они не имеют развитый и пытливый интеллект, которым отличается их сын.

 При этом старики выражают сильную родительскую любовь и гордость по отношению к собственному сыну.

Главным отличием Базарова от собственных родителей является его неумение выражения своих чувств, поэтому поначалу кажется, что Евгений не испытывает к старикам сыновью любовь, считая ее напускным чувством.

При этом даже в отсутствии прямого выражения чувств, герой является при общении с родителями покладистым и мягким, смиряясь с их недостатками, заметными ему, осознавая их любовь к сыну, который является их последним утешением.

Несмотря на нигилистические взгляды Базарова, герою не чужды человеческие чувства, поэтому любовь к родителям особо проявляется у Евгения в момент его смертельной болезни, поскольку мужчина понимает бессмысленность борьбы с консервативным жизненным укладом, осознавая невозможности отрицания абсолютно всего, позволяя себе открытое выражение своих эмоций.

После смерти единственного наследника его могилу навещают только пожилые родители, принося на нее живые цветы, являющиеся олицетворением не жизни, а ее бесконечности.

Своеобразие романа заключается в мастерском изображении автором истинных человеческих чувств, скрытых за маской равнодушия, борьбой позиций и либеральных взглядов.

Рассуждение 2

Основная трудность романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» — связь двух разных семей. Только главному герою рассказа Евгения Базарова эти взаимоотношения непростые. Он несовместимый с родителям, и он не очень хорошо умеет проявлять теплые чувства.

Отец Базарова, Василий Иванович, когда-то прославился собственным вкладом в Родину в области медицины, что принесло его семье высокое положение. Его мать, Арина Власьевна, женщина которая верит в суеверия и жизнерадостная, она умеет хорошо ухаживать за хозяйством.

Все они образцовые представители очень правильных взглядов и образа жизни. К примеру, Василий Иванович (Василий Иванович) совершенно не приемлет научных результатов, которыми поделился его сын, а в медицинской деятельности применяет традиционный способ лечения.

Хотя эти люди много работают, они не отличаются развитыми умственными способностями, стремящимся к знаниям, как их сыновья.

https://www.youtube.com/watch?v=p8vMq3NceaA

В сравнении с Евгением эти люди простые и недоразвиты, в чем его немного упрекают духовно. Он также не согласен с их пристрастием к обычному образу жизни и мнениям.

Возможно, потому, что в молодости он хотел изучать что-то новое и использовать доступные методы для развития общества. Разница между сыном Базаровых и  родителями в том, что он не умеет выражать чувства.

Для пожилых людей Евгений — смысл жизни, только один ребенок и любимый сын. Даже когда его нет рядом с родителями, мысли и диалоги родителей предназначены ему.

Сначала казалось, что единственный ребенок в семье Базаровых вообще не любил своих родителей: даже через некоторое время разлуки, он все еще хотел находится от них подальше и хотел чтобы не прерывали его дела.

Однако его поведение перед ними существенно изменилось, и он беспокоится о том, как они себя чувствуют, что опровергает эту гипотезу.

В трудных обстоятельствах он думает про своих родителях и после разбитого сердца пытается утешиться в доме отца.

С родителями Евгений стал более покладистым и нежным. Однако он не допускает прямого проявления эмоций, его любовь проявляется в смирении и несет в себе недостатки, те что он видит в эмоциях.

Он осознает свою важность для них, ценит и любит их.

Его любовь к родителям перед смертью была больше всего видна: когда он больше не видел борьбы с их консерватизмом, он смог проявлять свои чувства к родителям.

Хотя Базаров обозначил себя как нигилист, он изолирован от мира из-за своего больного места, как своего рода нежность к своим родителям … На самом деле, те кто читают рассказ обнаруживают, оно иначе. Любовь к родителям может быть одной из немногих слабостей, которые Евгений не может не проявить.

Он пытался проявить сдержанность, но в смягчении их было очевидно отсутствие безразличия. Отношение к родителям этого, казалось бы, равнодушного персонажа И.С.

Тургенева  доказало, насколько сильна эмоциональная сила между «отцом» и ребенком, и даже противоречия между персонажами и мнениями не могут быть устранены.

`

Популярные сочинения

  • Образы помещиков в поэме Мертвые души — сочинение 9 классВ своем творении «Мертвые души» Гоголь, описал весь быт и сущность феодалов того времени. Все они имеют различные характеры, нравы и цели на свою жизнь. Когда Чичиков приезжает в город,
  • Сочинение-описание картины Радуга Нисского (7 класс)Картина Нисского «Радуга» не только описывает великолепие природного явления, но и имеет переносное значение: она также может трактоваться с позиции триумфа человеческого разума, который поистине способен на многое
  • Сочинение на тему Умен ли Чацкий?В любом произведении название играет ключевую роль, поэтому является также тезисом главной мысли, заключенной в повествовании. Первым названием Грибоедов как бы говорит: «Горе уму»

Видео:"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разборСкачать

"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разбор

Роль родителей Базарова в романе отцы и дети: взаимоотношения Евгения с родителями

Проблема отцов и детей базаров и родители

У родителей Базарова в романе «Отцы и дети» роль особенная. Они являются яркими представителями своего поколения.

В тексте произведения информации о них не так уж и много, как о других персонажах, например, о братьях Кирсановых. Тем не менее образы Василия Ивановича и Арины Власьевной Базаровых описываются неслучайно.

Через них автор пытается донести до читателя о проблеме взаимоотношений между разными поколениями.

Несколько слов о сюжете романа

События романа «Отцы и дети» разворачиваются незадолго до отмены крепостного права в России. На первых же страницах автор рассказывает о приезде к родителям в Марьино Аркадия Кирсанова вместе со своим хорошим другом Евгением Базаровым.

Евгений относился к той категории людей, которая в дальнейшем стала называться прогрессивной молодёжью. Последователей этой общественной группы в своих произведениях описывали и другие авторы, например, Борис Акунин.

У героя было хорошее образование, он окончил медицинский факультет.

https://www.youtube.com/watch?v=zoZP6zkjGw4

Поколение было весьма своеобразным, находящимся под влиянием различных социальных групп, у каждой из которых были свои жизненные ценности. У Базарова возник конфликт на почве различия во взглядах с родителями друга, и он принимает решение уехать в город. Следом за ним отправляется и сам Аркадий Кирсанов.

Евгений придерживался нигилистических взглядов и во время одного из балов знакомится с молодой вдовой — Анной Сергеевной Одинцовой. Дама любила собирать в своём имении представителей молодёжного подполья, которых в то время было немало.

Пришла очередь и Евгения с Аркадием, Анна пригласила их к себе в Никольское. Во время общения Одинцова почувствовала, что Базаров испытывает к ней романтичные чувства, и испугалась этого.

Вновь разочаровавшийся Евгений принимает решение покинуть это место и больше никогда там не появляться.

Родители Базарова

Устав от разочарований, Базаров решает отправиться к родителям. Герой быстро устаёт от их чрезмерной заботы и снова едет к Одинцовой со своим другом Аркадием. Анна не рада их повторному визиту и разочаровавшиеся герои вновь прибывают в дом Кирсановых. Там он из-за девушки стреляется на дуэли.

Из-за всего случившегося у Базарова поменялись его идейные и духовные взгляды. Первым делом он извиняется перед Анной, но окончательно ругается со всеми Кирсановыми и возвращается туда, где его любят и всегда будут рады — в родительский дом.

Отец — Василий Иванович

Василий уважал интересы Евгения и даже научился от него некоторым вещам, что было неестественно для родственных отношений того времени, да и в целом для русской патриархальной культуры.

Мировоззрение сына вызывало у него любопытство и он стал уделять свободное время изучению публицистических текстов. Делал Василий Иванович это не потому, что ему были интересны свежие взгляды. Он боялся потерять любимого сына.

Сам по себе отец Евгения Базарова:

  • Был высоким худощавым мужчиной.
  • Жил небогато. У него в оброке проживало 22 крестьянские души, а всем имением владела жена Василия Ивановича — Арина Власьевна.
  • Работал армейским хирургом.

В результате отец Базарова путается и не может найти выход самостоятельно. Занятая им позиция говорит о внутренней силе героя. Ради любви к своему ребёнку он был готов отказаться от консервативных принципов, в которых сам рос. Стремление узнать новое в нём было, однако, главная цель не в этом.

Мать — Арина Власьевна

Героиня также сильно любила своего сына Евгения, как и её супруг. Арину Власьевне можно дать хорошую характеристику. Она:

  • Невысокого роста и плотного телосложения.
  • Была очень добродушной.
  • Любящей женой и заботливой мамой.
  • Легко могла пойти на уступки в спорных ситуациях с домочадцами.
  • Слишком набожна и жила по старинным обычаям.

Даже сам автор подмечает, что ей нужно было родиться на два века раньше. К сыну она испытывала смешанные чувства, с одной стороны, гордилась им, а с другой — боялась его взглядов. Она, в отличие от своего мужа, не пытается найти общие темы с Евгением, а, наоборот, старается обойти его стороной.

Арина Власьевна почти не разговаривает с сыном и не говорит о своих чувствах. Героиня так ведёт себя потому, что знает — Евгений не любит чрезмерной нежности.

Иногда она срывается и хочет обнять его, но попытки тут же прерываются либо им самим, либо Василием Ивановичем. Родители Евгения Базарова хотели стать ему близкими людьми.

Они выбрали неправильный путь и, несмотря на все старания, стали очень далеки ему.

Отношения Евгения с родителями

Из сюжета романа сразу понятно, что Базаровы старшие души не чают в своём сыне. Они живут ради него и вовсе не важно, рядом он в этот момент или нет. В свободное время они только и делают, что разговаривают о Евгении. Родители слепо его любят, однако, взаимными эти чувства назвать нельзя. Возможно, всё дело в неправильном воспитании и это сыграло с ними злую шутку.

https://www.youtube.com/watch?v=H-EQFsmXHXo

Изначально может показаться, что отношение у Базарова к родителям безразличное и он не ценит их. На самом деле это не так. Герой тоже их очень сильно любит, но не считает нужным показывать это. Евгений воспринимает в штыки любые попытки отца и матери радоваться его приезду. Арина Власьевна и Василий Иванович это понимают и стараются уделять ему как можно меньше внимания.

Как оказалось, что сам того не понимая, Евгений вёл себя не так, как хотел. Осознал он это в тот момент, когда находился при смерти.

Герой пожалел, что не может повернуть время вспять и всё изменить, поэтому просит Одинцову не забывать о его стариках. Перед смертью он рассказал о любви к ним, хоть и очень своеобразно.

Евгений сказал, что таких хороших людей, как они больше нет.

В основе всех проблем отцов и детей лежит вовсе не неумение проявить чувства и Базаров яркий тому пример. Он не отказывается от своей семьи, а просто хочет, чтобы мать и отец понимали его убеждения.

Хоть Базаровы старшие и пытались это сделать, но отказаться от своих традиционных взглядов так и не смогли. Евгению представлялось, что жизнь его родителей глухая. Именно такие несоответствия и могут вызывать проблемы.

Очень часто в школах даётся задание кратко описать, какие проблемы между родителями и детьми возникают в жизни и почему. По этой теме также можно написать и сочинение, дав в нём описание героев и какую роль они играют в романе. Для наибольшей точности можно вставить несколько цитат.

Видео:И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.Скачать

И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.

Урок литературы в 10-м классе по роману И.С. Тургенева

Проблема отцов и детей базаров и родители

Каким должен быть урок, чтобы он запомнился, чтобы ученику хотелось идти в школу и заниматься там с удовольствием? Думаю, урок нужно строить так, чтобы он стал и доступным, и в то же время необыкновенным, нетрадиционным.

В данной системе уроков я использую не только нестандартные методы и приёмы, но и обновляю содержание некоторых уроков, применяя элементы проблемного обучения. Создание проблемной ситуации учителем – творческий поиск знаний учащимися.

В старших классах особенно актуальна на уроках литературы проблема семьи, проблема отношений в семье.

Большинство наших воспитанников из неблагополучных семей, хотя есть и дети – сироты, и дети, никогда не знавшие своих родителей. Вот на такой контингент учащихся и рассчитан цикл уроков литературы, где затрагивается тема семейных отношений, где на примере произведений “Война и мир” Л. Толстого, “Гроза” А. Островского, “Вишнёвый сад” А. Чехова, “Отцы и дети” И.

Тургенева, “Доктор Живаго” Б. Пастернака, “Тихий Дон” М. Шолохова, “Жизнь и судьба” В. Гроссмана и др. ребята убеждаются в необходимости создания благополучной семьи, в которой при любой ситуации можно найти поддержку и понимание. Учащиеся пришли к выводу, что обязанности есть не только у родителей по отношению к детям, но и у детей перед родителями.

Такое умозаключение я решила использовать в теме “Базаров и его родители” при изучении романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Мы не станем говорить о родителях Базарова, как об “отставных людях”, идущих не в ногу со временем, во многом не понимающих сына – нигилиста.

Для нас, как и для самого Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна – любящие отец и мать, стремящиеся, чтобы их сын нашёл счастье в жизни. Важно увидеть на данном уроке, что эту семью объединяет любовь, уважение, искреннее дружелюбие. Когда Евгений умирает, горе родителей безмерно.

Необходимо заставить учеников сострадать несчастью людей, потерявших сына, тогда они сами придут к решению, что дети ответственны перед родителями за их душевный покой, за их долгую жизнь.

Задача урока

: воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Цель урока

: выявление отношения Евгения Базарова к матери и отцу.

Оборудование урока

:

  • эпиграфы к уроку на доске:

Базаров — человек реального, полезного дела.

Д.И. Писарев

https://www.youtube.com/watch?v=EbbP-TF-rm0

Тревожится о сыне постоянно
Святой любви великая раба.

Р. Гамзатов

Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись… Мы пред ними в долгу неоплаченном —

Помни свято об этом всю жизнь.

М. Рябинин

  • Репродукция картины В.Перова “Старики родители на могиле сына”, запись музыкальной пьесы Ф.Шуберта “Аве Мария”.

Методические приёмы

: создание проблемной ситуации, работа с текстом по вопросам домашнего задания, сообщения учащихся, беседа по содержанию романа, самостоятельная работа в группах.

На предыдущих уроках по изучению творчества И.С. Тургенева десятиклассникам в домашнем задании было предложено написать эссе на тему “Что значат для меня мои родители?”. Высказывания учащихся легли в основу урока. К проблеме урока подходим через создание проблемной ситуации, использование “яркого пятна”, после чего ребята формулируют тему, задачу, цель занятия.

Ход урока

I.

Создание проблемной ситуации: под звуки произведения Ф.Шуберта “Аве Мария” ученик читает стихотворение:

По ночам звучит надрывный кашель, Старенькая женщина слегла. Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко. И тогда, не замечая нас, Всё ходила и шептала:

“Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела, Что ж поделать – старость подошла. Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили, Песни пели до зари, А теперь разъехались, уплыли.

Вот, поди же, всех вас собери”.

Заболела мать, и той же ночью Телеграф не уставал кричать: “Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!”

Из Одессы, Таллинна, Игарки, Отложив до времени дела, Дети собрались, да только жалко —

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки, Мягкую серебряную прядь, Для чего же дали вы разлуке

Так надолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и в снегопады. Тягостны бессонницы ночей: Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы Привели вас к скорым поездам? Слушайте! У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

После прослушивания стихотворения учитель задает классу вопросы:

— Кому посвящено это стихотворение?  Назовите тему и идею данного произведения.

В эту минуту десятиклассники строят предположения: “Это стихотворение посвящено не только матерям, а родителям в целом. Оно о долге перед родителями, о любви к тем, кто дал нам жизнь, воспитал, дал образование”.

Учитель зачитывает выдержки из эссе “Что значат для меня мои родители?”

  • У меня есть мама и папа, я их очень люблю. Для меня они самые дорогие люди на свете. Когда я приезжаю домой, а это бывает очень редко, для меня наступают райские минуты. Я им многим обязана. Для меня мои родители – это то, что я больше всего ценю на свете.
  • Для меня мои родители очень много значат. Пока я без них никуда. Без их любви, ласки я бы, наверное, не смог жить. Когда надо, они меня всегда поддерживают в моральном и финансовом смысле. Мне их часто не хватает, потому что домой езжу только по выходным. Родители для меня – это жизнь.
  • Родители – это как две руки у человека. Если нет кого-то из них – уже как-то не так, чего-то не хватает, что-то не так в мире. Родители – это наша семья, наш дом, наша ценность. Каковы бы ни были родители, их надо любить уважать, и что бы ни случилось, они должны быть всегда рядом.

Задание классу:

— Относительно изучаемого произведения определите тему урока, задачу и цель урока.

Десятиклассники выдвигают несколько гипотез и приходят к правильному решению.

Тема урока: “Базаров и его родители”.

Задача урока: воспитание чувства долга у детей перед родителями.

Цель урока: определить отношение Евгения Базарова к своим родителям.

II.

Реализация домашнего задания.

Слово учителя:

— Человек рождается, воспитывается, живёт в семье (так должно быть). Объясните смысл выражения:

«Семья как основа нравственного благополучия в смутное время».

Вспоминаем, что роман “Отцы и дети” был написан в 1862 году. В произведении изображены все основные общественные силы России, показано размежевание, затронуты главные стороны действительности, раскрыто своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов IXX века. Из ответов учащихся выстраивается алгоритм:

Нравственное благополучие семьи

духовное родство: общие интересы, взгляды, деятельностьдушевные качества: искреннее дружелюбие, любовь, уважение

Вывод: духовное родство и душевные качества находятся в благополучии.

— Рассмотрим семью Базаровых в двух аспектах: в наличии духовного родства и душевных качеств. Начнём с главы семьи: Базаров Василий Иванович, отец.

Что из себя представляют отцы в понимании десятиклассников? Учитель зачитывает отрывки из эссе тех ребят, чьи отцы недавно ушли из жизни, но оставили свой след в душах детей (надо отметить, что один из них был директором школы, благополучным человеком, а другой, наоборот, пьяницей, неудачником):

— Я очень хочу снова увидеть своего папу. Когда приезжаю домой, всё напоминает мне о нём, хочется поговорить с ним, рассказать о своих проблемах, посоветоваться. Я люблю свою маму, но с ней не поговоришь по-мужски, не раскроешь ей своих мужских секретов.

— Вот мне, например, когда умер отец, стало чего-то не хватать в жизни. Обычно приедешь домой, папа сразу же встретит тебя, обнимет покрепче, расцелует в обе щеки, и весело ему, даже плакать хочется. А сейчас домой приедешь – всё тихо, никто не говорит, никто не ругается. Тихо и безмолвно.

https://www.youtube.com/watch?v=jAoVE4pMoQw

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Василия Ивановича Базарова.
  • Как называет его Евгений? (Примеры из текста, главы 11, 17, 19, 20).
  • Речь отца и сына. (Примеры из текста).
  • Какие слова и выражения использует Тургенев для раскрытия образов родителей Базарова и отношения Евгения к ним? (Попутно в разговоре о родителях главного героя заполняется таблица).
ОтецМать
Презабавный, хороший, старик, батька ничего, был и в сите, и в решете, бедняга, старикашка, добрейший, чудак, много болтает, не имеет предрассудков и т.д.Сердобольная, прекрасная женщина, она без хитростей и т.д.
Люди хорошие народ не строгийкак опёнки на дубле

Слово учителя.

— Ребята, в ваших работах есть замечательные строки о матерях. Я позволю себе зачитать их.

  • Моя мама много значит для меня в этой жизни. Я её очень люблю и боготворю. Она всегда мне может помочь в какой-нибудь трудной ситуации, утешить. Со своей мамой я могу разговаривать о чем угодно и сколько угодно. У меня нет от неё секретов.
  • Когда я выйду замуж, и у меня родятся дети, я тоже стану такой матерью для своих детей, как и моя мама. А мама моя – это настоящее чудо, она добрая, ласковая, красивая, но самое главное – хороший человек и любящая, всегда понимающая, родная и просто… Мама!

Задание классу.

  • Расскажите историю жизни Арины Власьевны.
  • Почему Тургенев, говоря о чувствах матери к Евгению, высказывает предположение о боязни Арины Власьевны за сына? Чего же на самом деле боится мать?
  • Обратите внимание на эпиграф: “Тревожится за сына постоянно/ Святой любви великая раба”.
  • Почему Р. Гамзатов считает, что мать – “великая раба”?

Вывод: старики Базаровы безгранично любят своего сына, уважают его, боятся быть помехой в его делах.

— Докажите, пользуясь критической литературой, что вывод верен. (Индивидуальное домашнее задание: “Создание таких лиц, как отец и мать Базарова, есть истинное торжество таланта.

По-видимому, что может быть ничтожнее и негоднее этих людей, отживших свой век и со всеми предрассудками старины, уродливо дряхлеющих среди новой жизни? А между тем, какое богатство простых человеческих чувств! Какая глубина и ширина душевных явлений – среди обыденнейшей жизни…

Что же касается до отца и матери, то трудно найти что-нибудь более трогательное. Их любовь вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, какие-то беспредельно глубокие и нежные вопли, неотразимо хватающие за душу.

Среди всего этого света и этой теплоты умирает Базаров. Самая могила Базарова озарена светом и миром. Над ней поют птицы, и на неё льются слёзы…” [1; 616]).

III. Самостоятельная работа учащихся в группах. Ответить на вопросы:

  • 1 группа. Как Евгений относится к своим родителям? Любит ли он их? [1; 538].
  • 2 группа. Можно ли назвать Базарова добродетельным сыном? Докажите текстом.
  • 3 группа. Почему Базарову жизнь родителей кажется “глухой”?

“Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет; тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними” [1;539].

Слово учителя.

— Обратим внимание на эпиграф. Д. И. Писарев отмечал: “Базаров – человек реального, полезного дела”. Почему между Евгением и его родителями не могло быть духовной близости? Объединяет ли семью Базаровых наличие душевных качеств?

Вывод: Евгений любит своих родителей, отзывается о них с теплотой, их всех объединяет наличие душевных качеств: искреннее дружелюбие, любовь, уважение. Но мы понимаем, что отсутствие духовного родства отделяет молодого человека от его стариков.

IV.

Слово учителя.

— В 1874 году под впечатлением о романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” художник В. Перов заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”.

Сообщение ученика об истории создания данной картины [2;42].

Работа с текстом.

— Прочитайте последний абзац эпилога [1;599],сопоставьте его содержание с репродукцией картины. Какие раздумья и чувства вызывает у вас эта ассоциация?  Для матерей нет горя горше, чем хоронить своих детей. Слова эпилога звучат как реквием. Горе родителей беспредельно.

Вывод.

Все мы – дети, мы в долгу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

https://www.youtube.com/watch?v=LwfpQvaxjz8

У поэта – песенника М. Рябинина есть такие замечательные строки (обращаем внимание на последний эпиграф урока, слова звучат на фоне произведения Ф. Шуберта “Ave Maria”):

Поклонись до земли своей матери И отцу до земли поклонись… Мы пред ними в долгу неоплаченном –

Помни свято об этом всю жизнь.

V.

Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение: “История жизни Аркадия Кирсанова”.
  2. Написать сочинение-миниатюру “Почему Аркадия нельзя назвать настоящим другом Базарова?”

Литература

  1. Тургенев И. С. Избранные сочинения. / Библиотека учителя /. — М. , Худож. литер. , 1987.
  2. История русского искусства. В 2-х томах. — М., Госиздат “Искусство”, 1960.
  3. Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все? — М.

    , Просвещение, 1990.

  4. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПК и ПРО, 2002.
  5. Смолина Е. А. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга. — Волгоград, Учитель, 2001.

    Видео:Почему Базаров — нигилист?Скачать

    Почему Базаров — нигилист?

    Базаров и его родители мнение критиков. Сочинение базаров и родители в романе тургенева отцы и дети

    Проблема отцов и детей базаров и родители

    1. Сочинения
    2. По литературе
    3. Тургенев
    4. Базаров и родители

    Роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в уже далёком девятнадцатом веке, остаётся актуальным и понятным даже современному читателю, ведь в данном произведении раскрывается множество важных и основополагающих тем.

    Любовь и дружба, конфликты и недопонимания на почве разнящихся мировоззрений, поиск собственного места в этом мире – всё это находит своё отражение в романе.

    Однако одной из самых интересных с психологической точки зрения сюжетных линий являются взаимоотношения отцов и детей, которые наглядно раскрываются на примере одного из главных героев произведения – Евгения Базарова.

    Евгений Васильевич Базаров с первых глав романа предстаёт перед читателями как человек рациональный, несколько циничный и ироничный, отрицающий всевозможные ценности и идеалы, попросту – нигилист.

    Он умён, эрудирован и с ранних лет увлечён медициной, что, безусловно, является важным аспектом в характеристике героя, не придающего значения ни культурным ценностям, ни непосредственно искусству.

    Родители Базарова являются практически полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская женщина того времени – добрая, несколько суеверная, не желающая задумываться о глобальных проблемах. Она сосредоточена на домоводстве и быте, вопросы науки её не занимают.

    Отца же Евгения, Василия Базарова, можно назвать добрым и бескорыстным человеком, всегда готовым прийти на помощь окружающим людям. Бывший врач, а ныне скромный помещик, он продолжает лечить людей, интересуется новшествами мира медицины и даже старается продемонстрировать Евгению свою компетентность в данных вопросах, правда, несколько безуспешно.

    И, безусловно, Василий никогда и ничего не жалел для образования сына, решившего пойти по его стопам при выборе профессии.

    Невозможно и бессмысленно подвергать сомнению факт того, что Базаров-младший любит своих родителей, он сам говорит это Аркадию, своему товарищу. Однако Евгений выражает чувства не так, как его эмоциональные родители, поэтому воспринимается несколько отстранённым и сухим персонажем, не склонным к сентиментальности и чувствительности.

    На мой взгляд, в романе «Отцы и дети» автор великолепно изображает человеческие характеры и особенности взаимодействия людей, действительно разных и по мировоззрению, и по темпераменту. Я полагаю, что главное в отношениях между Евгением Базаровым и его родителями искренняя и чистая любовь, а то, в какой форме она выражается и в какие слова облекается – дело второстепенное.

    https://www.youtube.com/watch?v=D10PhhCynCY

    Другие сочинения: ← Образ и характеристика Базарова в Отцы и дети↑ ТургеневИспытание любовью Базарова и Одинцовой в романе Отцы и дети →

    Взаимоотношение между родителями и Базаровым

    Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни.

    И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне.

    Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

    На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

    Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

    Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть.

    Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

    Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

    Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение.

    Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам.

    Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

    Цель урока:

    Ход урока

    I
    . Записываем эпиграф к уроку
    Таких людей, как они,

    I
    I
    — Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?

    Просмотр содержимого документа «Урок 6. Базаров и его родители»

    Урок 6. Базаров и его родители

    Цель урока:

    понять, какие сложились отношения у Базарова с родителями и почему.

    Ход урока

    I
    . Записываем эпиграф к уроку
    Таких людей, как они,

    в нашем большом свете днем с огнем не сыскать.

    «Отцы и дети». Базаров о родителях.

    I
    I. Работа по теме урока. Аналитическая беседа
    Рассмотрим главы, в которых изображен приезд Базарова с Аркадием к родителям Базарова, в их деревушку, неподалеку от Никольского.

    Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?

    (Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его «Енюшкой»; от волнения она пошатнулась и, наверное, упала бы, если бы Базаров не поддержал ее.

    Тургенев пишет, что старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего, потому что, наверное, слезы и т. д.

    Итак, мы видим к сыну, чувствуем это благодаря мастерству Тургенева, силе его слова: лаконичными, предельно выразительными деталями внешнего поведения героев он показывает их душевное состояние. Возьмите хотя бы деталь о чубуке, прыгавшем между пальцами дрожавших рук отца.)

    Попробуем теперь разобраться в том, что же собой представляют эти люди. Начнем с Василия Ивановича.

    Что можно сказать о нем на основании его разговора с приехавшими?

    🎥 Видео

    Отцы и дети | Краткий пересказСкачать

    Отцы и дети | Краткий пересказ

    Проблема отцов и детей в романе И. С. ТургеневаСкачать

    Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

    Смерть Базарова в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

    Смерть Базарова в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

    И.С. Тургенев для Итогового сочинения. Отцы и дети. Универсальное произведение для всех направлений!Скачать

    И.С. Тургенев для Итогового сочинения. Отцы и дети. Универсальное произведение для всех направлений!

    Проблема отцов и детейСкачать

    Проблема отцов и детей

    Книжный клуб. Глава 33 [Отцы и дети. Иван Тургенев]Скачать

    Книжный клуб. Глава 33 [Отцы и дети. Иван Тургенев]

    Проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» А. ОстровскогоСкачать

    Проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» А. Островского

    10 класс. Идея разрыва связи времен. Споры Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.Скачать

    10 класс. Идея разрыва связи времен. Споры Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

    10 класс. Тема любви в романе. Базаров и Одинцова. Любовный конфликт как идейное испытание героя.Скачать

    10 класс. Тема любви в романе. Базаров и Одинцова. Любовный конфликт как идейное испытание героя.

    Тургенев. «Отцы и дети»: вечная борьба и преемственность. Русская классика. НачалоСкачать

    Тургенев. «Отцы и дети»: вечная борьба и преемственность. Русская классика. Начало

    Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

    Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

    Литература 10 класс (Урок№11 - «Отцы» и «дети» в романе.)Скачать

    Литература 10 класс (Урок№11 - «Отцы» и «дети» в романе.)

    "Отцы и дети" на 14/14 баллов за 45 минут | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКАСкачать

    "Отцы и дети" на 14/14 баллов за 45 минут  | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКА

    БАЗАРОВ — характеристика образа главного героя романа Тургенева «Отцы и дети»Скачать

    БАЗАРОВ — характеристика образа главного героя романа Тургенева «Отцы и дети»

    10 класс. Базаров - нигилист. Трагедия Е.Базарова. Болезнь и смерть героя.Скачать

    10 класс. Базаров - нигилист. Трагедия Е.Базарова. Болезнь и смерть героя.
Поделиться или сохранить к себе: