Любая мама любит наблюдать с умилением, как хорошо ребенок кушает. Однако такое счастье выпадает далеко не всем. Для многих мамочек процесс кормления превращается в сплошную нервотрепку.
Женщина терзается собственной потребностью насытить дитя и мучается оттого, что это невозможно.
Как быть? Запихивать еду насильно, бежать к врачу или все же оставить чадо в покое? У ребенка нет аппетита, в чем причины можно поинтересоваться у Комаровского – доктора, который готов высказать свое мнение по поводу любого вопроса, касающегося детского здоровья.
- Рекомендации Комаровского матерям
- Реальный повод бить тревогу
- Советы родителям детей «малоежек»
- Именно по этим причинам Ваш ребенок категорически не хочет есть в детском садике
- Как воспринимает детский сад ваш малыш
- Ребенок плачет в садике: что делать? Комаровский: адаптация ребенка в детском саду. Советы психолога
- Почему ребенок не хочет идти в садик
- Что делать, если ребенок плачет в садике?
- Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога
- Подготовка ребенка к детскому садику
- Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?
- Ребенок плачет по дороге в садик
- Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?
- Распространенные ошибки родителей
- Почему ребенок не ест в детском садике? Борьба с плохим аппетитом малыша
- Почему происходит отказ от еды в садике?
- Период адаптации
- Способ манипулирования
- Плохой аппетит и непривычные блюда
- Болезнь и плохое самочувствие
- Отсутствие режима дня дома
- Другие возможные причины
- Отказ от еды после окончания адаптационного периода
- Способы решения проблемы
- Как уговорить покушать?
- Что делать, чтобы малыш всегда хорошо кушал?
- Как быть, если малышу не нравится детсадовская пища?
- Ребенок не ест в садике комаровский
- Возможные причины отказа от еды
- Ребенок не ест в детском саду: как поступить воспитателю
- 🎬 Видео
Рекомендации Комаровского матерям
Как утверждает известный доктор, плохой аппетит не является бедой самого ребенка. Скорее это проблема психологического комфорта родителей. В первую очередь – матери. У женщин природой заложен инстинкт обязательного вскармливания потомства. Решение любой ценой заставить малыша покушать диктует подсознание.
Роль отца – добытчик. Его задача исполнена, если в доме достаточно еды. Заботы папочки на этом заканчиваются. И вряд ли он станет волноваться, что дети плохо едят. Не хотят? Покушают, когда станут голодными! У мамочек от таких слов голова кругом.
Предназначение женщины – кормить, согревать, обеспечивать комфорт. Кто же прав в данной ситуации? Как ни парадоксально – мужчина. Заставлять ребенка кушать только потому, что пришло время – нецелесообразно. Другое дело, что мама чувствует угрызения совести.
Ведь ее инстинкт неудовлетворен.
Евгений Комаровский считает, что в большинстве случаев мама может самостоятельно определить причину отсутствия аппетита у ребенка:
- занят игрой и не хочет отвлекаться на еду;
- набегался и кушать не хочется из-за переутомления;
- не желает употреблять пищу конкретно в данный момент;
- не успел опомниться после сна.
Если вышеперечисленные причины исключены, но ребенок все равно отказывается пообедать – ему это просто не нужно. Потребность организма в калориях равна его энергетическим затратам. Ребенок обязательно почувствует голод, когда запасы энергии иссякнут. А до тех пор, пока не возникнет желания, пичкать его едой не стоит.
Самая полезная пища – это съеденная с удовольствием. Нет идеальной схемы потребления продуктов. Отсутствие аппетита – не всегда является признаком болезни и поводом для беспокойства родителей.
Чем обусловлено отсутствие аппетита
Аппетит – это естественный позыв к употреблению пищи. Он может возрастать в периоды активного роста ребенка. Такие ситуации эпизодические. Гормоны роста активизируются, кроха начинает лучше питаться. Зависит желание покушать и от того, насколько активно прошел день. Режим прогулок также играет свою роль. Имеет влияние сезон, погодные условия. Например, в жару сытные блюда ни к чему.
В жаркое время года главная задача родителей не допускать обезвоживания организма. Первостепенная задача – достаточное потребление жидкости. Еда отходит на второй план.
Многие факторы сказываются на аппетите. Большинство из них – временные явления. Но есть и серьезные причины:
- проблемы работы ЖКТ, запоры, кишечная непроходимость;
- ферментативная недостаточность (желудок не в состоянии переваривать тот объем пищи, который в него поступает);
- замедленный обмен веществ;
- различные заболевания (отсутствие аппетита биологически обусловлено).
Заподозрив неладное, не откладывайте визит к врачу. Если причина явная, например, простуда или ОРЗ, ситуация ясна. Все наладится, как только симптомы отступят. Когда затрудняетесь самостоятельно определить этимологию проблемы, есть повод обратиться за медицинской помощью.
Категорически нельзя заставлять ребенка кушать в период болезни. Это не принесет ожидаемой пользы. Бороться нужно с самим заболеванием, а не преодолевать отсутствие аппетита.
Реальный повод бить тревогу
Доктор Комаровский считает, если у ребенка нет аппетита, но он выглядит здоровым и активным – нет повода для беспокойства. Предлагать еду стоит. При отказе тема на время закрывается. Но когда малыш вялый, бледный на вид, норовит прилечь и безразличный – это тревожный сигнал.
https://www.youtube.com/watch?v=-WvHTFk2HBA
Словосочетание «Я кушать не хочу!» до оскомин надоевшее маме. Однако оно редко является признаком заболеваний. Следует оценивать состояние здоровья по таким параметрам:
- хорошее настроение и самочувствие, отсутствие жалоб;
- нет проблем с волосами, ногтями, кожей;
- ребенок подвижный, его интересует все происходящее вокруг.
Иная картина, когда присутствует явное желание поесть, но оно пропадает, как только дитя садится за стол.
Запомните, не хочет есть и не может – совершенно разные вещи. Если стремление покушать заканчивается резким отказом – это не просто капризы. Причину стоит поискать.
Встречаются следующие ситуации:
- проблемы с поступлением еды (например, дырочка в соске маленькая или плохо идет молоко из материнской груди);
- повреждения в полости рта (возможен стоматит, возникновение язвочек);
- заложенность носа (трудно жевать или сосать);
- вначале приема пищи усиливается перистальтика кишечника, что вызывает боль (частое явление у грудничков);
- вкусовые качества предлагаемого блюда (определенная пища может просто не нравиться);
- неподходящие физические характеристики, а именно температура еды, консистенция, степень измельчения.
Если вы самостоятельно не в силах определить, почему малыш охотно берется кушать, а затем бросает, проконсультируйтесь с врачом.
Тема плохого аппетита крайне болезненна для мам. Пугает вероятность серьезных болезней. Да, отказ от еды при хронических и острых заболеваниях – типичное явление. Но что делать, если обследование показало положительный результат? Стоит смириться. Такова индивидуальная потребность вашего ребенка. Метод борьбы неуместен. И все же можно поискать подход.
Советы родителям детей «малоежек»
Обмен веществ, выработка гормонов и образ жизни – три главных фактора, определяющие степень желания употреблять пищу. Повлиять на первые два невозможно – это индивидуальные показатели. А вот устроить ребенку такое времяпрепровождение, после которого он проголодается, вполне под силу маме.
Ничего удивительно, что просидевший весь день перед телевизором ребенок безразличен к еде. Когда малыш набегается, напрыгается, пошумит от души и после успокоится, его организм сам потребует подкрепиться. При этом непоседа может отказываться от полноценного обеда, требуя что-то вкусное, сладенькое.
Ни в коем случае не идите на компромиссы. Ваша позиция: «Не хочешь кушать суп или кашу с котлеткой – не ешь ничего!» Печенье, шоколадка, банан и прочие лакомства – награда за хорошую трапезу.
Получив нечто подобное до еды, ребенок просто перебивает аппетит, и заставить после этого употреблять плотную пищу просто нереально.
Евгений Олегович обращает внимание родителей на такое явление, как избирательный аппетит. Данная проблема неоднозначна. Вопрошая родителей, когда перебирают харчами, Комаровский тут же отвечает сам – когда продуктов в изобилии.
Предложение одного, другого, третьего делает ребенка балованным. Дети быстро усекают такие моменты: «Это я не буду, дадут что-нибудь повкуснее». Каким образом повлиять на ситуацию? Как бы ни было тяжело маме, она должна позволить ребенку поголодать.
Поверьте, он не умрет от истощения, зато перестанет перебирать еду.
При плохом аппетите важен режим питания. Завтрак, обед, ужин по расписанию ежедневно. Результат – выработка рефлекса приема пищи в определенный диапазон времени. Появляется привычка, организм настраивается, что вот его уже пора кормить и в желудке вырабатывается желудочный сок. Ребенок начинает чувствовать голод.
Недопустимо «малоежкам» позволять тягать конфеты, печенье, а также другие продукты для перекуса. Разрешая поглощать вкусняшки между основными приемами пищи, вы закономерно имеете в итоге отказ от еды.
Строгий запрет и через недельку-другую вы уже не мучаетесь оттого, что малыш не хочет употреблять мясо, молочные продукты, каши. Если перекусы перестали влиять на аппетит, пусть дитя делает, что хочет.
Нет общепринятых норм, сколько требуется еды для развития и роста организма. Доктор Комаровский наводит пример. Один ребенок съедает килограмм пищи, а 900 грамм из них оказываются в унитазе. Другой может скушать 100–200 грамм и они практически полностью усвоятся. Главный показатель – крепкое здоровье и достаточная активность.
https://www.youtube.com/watch?v=6335VECWnTY
Нет и определенного шаблона относительно рациона. В меню должны присутствовать мясо, молоко, крупы, овощи, фрукты – этого вполне достаточно ребенку. А вот соотношение количества продуктов зависит от индивидуальности.
Так, люди с черными волосами и смуглой кожей могут жить, преимущественно питаясь фруктами. А светлокожие, блондинистые особы в большей степени нуждаются в рыбе и мясе. Многое зависит от наследственности.
Не стоит удивляться, что ребенок не любит какое-то блюдо, когда вы сами его ненавидите.
Вместо изобретения новых способов заставить чадо кушать, расслабитесь и дайте ему свободу выбора. Перешагните собственный психологический барьер и со временем обнаружите, что все меняется в лучшую сторону.
Видео:Что делать, если ребенок не ест в детском саду?Скачать
Именно по этим причинам Ваш ребенок категорически не хочет есть в детском садике
Проблемы…проблемы..проблемы… Ребенок пошел в садик и опять они! Почему малыш не хочет кушать в детском саду – над этим часто ломают головы десятки родителей. Давайте выясним некоторые причины и вместе разберемся.
Все детки разные. Они отличаются по возрасту и степени речевого, психического развития и даже по темпераменту. Одни малыши уже могут сходить в туалет, переодеться и поесть без посторонней помощи, а другие ещё не научились отрабатывать навыки самообслуживания (4 полезных навыка перед детским садом).
У всех детей разные родители, каждый из которых воспитывает своего ребёнка по-особенному. Всё это влияет на уровень тяжести и длительность периода привыкания к детскому саду, в течение которого ваше любимое чадо может отказываться от еды.
Психологи-педагоги выделяют три группы причин этой проблемы:
- Физиологическая (в рамках нормы) адаптация малыша к порядкам детского сада.
- Ошибки со стороны родителей или воспитателей.
- Тяжёлая адаптация (за пределами нормы).
В детских садах есть отработанная и поддерживаемая воспитателями схема постепенного привыкания малыша к группе. Сначала ребёнка оставляют в группе на 2–3 часа, и с каждым днём время пребывания увеличивают. Большинство детей остаются в саду на целый день уже на 3–10 сутки.
Нам кажется, что этого времени достаточно для адаптации. Но в действительности многие родители сталкиваются с изменением поведения малыша.
Это могут быть беспричинные (по мнению взрослых) капризы, тревожный сон, прерывающийся частыми пробуждениями и истошным плачем, истериками. Ситуацию усугубляют простуды, которые раньше не беспокоили так часто.
А теперь воспитатель, провожая ребёнка в раздевалку, заявляет, что ваше чадо в детском саду не ест. Что же делать? Мы расскажем, как решить эту проблему правильно.
Как воспринимает детский сад ваш малыш
Дети, которые впервые пошли в сад, ещё не научились формулировать свои ощущения и мысли. Мы попробуем сделать это за них. А вариантов, что могут думать малыши о детском садике, масса. Вот некоторые из них:
1. Я пришёл в садик только поиграть! В формировании такого отношения к саду обычно виноваты сами родители. Они затягивают адаптационный период, желая сделать его максимально безболезненным. Но всё выходит иначе.
Сначала мамы приводят детей после плотного домашнего завтрака прямо на детсадовскую игровую площадку. А оттуда они их забирают через пару часов домой, где дают хорошо пообедать. У ребёнка формируется представление, что «детский сад — это место для весёлых игр».
В дальнейшем он отказывается от предложенной еды, даже не подходя к обеденному столу.
2. Меня разбудили, а я хочу спать. Есть я не хочу! Дневной сон нужен всем деткам. А в саду после него положен перекус. Но если ребёнок не приучен к такому распорядку дня, то от еды после сна он будет отказываться. Сформировать похожий режим мама может ещё дома.
3. Я не буду есть кашу, потому что я вкусно поел дома. А в кармане у меня припасены сладости. Мамы не хотят, чтобы малыш уморился от голода в детском саду в ожидании завтрака.
Поэтому с утра его кормят дома, а ещё хуже — дают немного сладкого, чтобы «заморить червячка».
После лёгкого перекуса ребёнок откажется от завтрака, а затем ему придётся слушать голодное урчание в животе вплоть до обеда.
4. Я не буду кушать, чтобы успеть поиграть во все игрушки. А их здесь так много! Обычно так думают дети, которые посещают сад всего несколько дней. Изучение новой обстановки и обилие незнакомых игрушек отнимают у них всё время. Разве тут до еды?
5. Прямо сейчас я есть не хочу. Может, захочу через две минуты, а может… потом ещё через десять… Так рассуждают дети, у которых сформирована нехорошая привычка перекусывать на ходу.
Если они дома отказываются от обеда, родители всё равно не оставят их голодными: что-то да дадут перекусить прямо средь игры.
Зачем есть сразу всё, что подают, если яблоко, печеньице или стакан сока появятся по первому требованию?
6. Я очень устал. Привыкание к новому порядку отнимает у ребёнка много сил. Тут в равной степени страдают и холерики, и флегматики. Первым приходится сдерживать себя, ведь воспитательница не мама — не пошалишь как дома. А вторым приходится себя поторапливаться, чтобы за всеми поспевать.
Всего за несколько часов у малыша пропадают силы, и уже за обеденным столом он будет еле-еле ковыряться ложкой в тарелке супа, вспоминая, как ему хорошо было дома с мамой. Но есть вариант хуже: ваше чадо будет плакать или просто уснёт за обедом вместо того, чтобы кушать.
Тяжелее всего приходится детям, которые поздно ложатся спать: им приходится наспех выбираться из тёплой постели и отправляться не отдохнувшими в сад.
7. Мама меня бросила навсегда! Да, мама несколько раз повторила своему чаду, что она вернётся. Но малыш всё равно расстался с ней навсегда. Это нормально, что он так думает: в этом заключается особенность психики деток 2–3 лет. После такого горя аппетит исчезает.
Ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть, что родители уходят и приходят. Многое зависит также от его умения понимать взрослую речь, общаться и доверять. Психологи советуют приучать ребенка не бояться ухода мамы или папы.
Для этого на некоторое время детей нужно оставлять у бабушек, других родственников или друзей.
8. Я буду слушаться только маму, а не эту тётю. Малышу нужно помочь усвоить, что воспитательница — это не посторонний человек. Ей нужно доверять, а тем более — слушаться.
Если ребёнок этого не поймёт с помощью родителей, то ему будет тяжелее, потому что доходить до этого придётся, изучая поведение других ребят.
А пока он не начнёт слушаться, накормить его в саду будет нелегко.
9. Тётя, которая заставляет меня кушать, очень злая. Меня от страха уже тошнит. Нет повода «обижаться» на воспитателей, не заставляющих малышей все доедать в период адаптации. Пусть он не доел, но зато его не вырвало. Через несколько дней аппетит придёт, а вот избавиться от привычной рвоты было бы сложнее.
10. Если я не буду кушать, то тётя позвонит маме, а она меня сразу заберёт домой. Так бывает часто. Мама еще не вышла из декретного отпуска на работу, и ей пока нетрудно забрать малыша домой в обед, чтобы накормить. Но дети быстро привыкают к хорошему…
11. Я не буду есть, чтобы в меня влезла вкуснятина, которую мне даст мама. Вспомните первые мысли, которые посетили вас после того, как воспитатель сказал, что малыш совсем не ест в детском саду.
Конечно, вы решили накормить его за весь день! И обязательно только любимыми блюдами, ведь он так голоден! Что будет потом?… К хорошему дети так быстро привыкают… Как же поступить? Вместо того чтобы сразу отправиться есть, погуляйте на улице минимум час.
Ребёнок попросит покушать, на что вы удивлённо скажете: «Разве ты не ел вкусную еду в садике? Ай-ай-ай… Я завтра хотела после сада пойти с тобой в парк. Если ты хочешь покататься там, не забудь хорошо покушать перед этим».
12. Дома я сижу на высоком стуле и за большим столом! Да, дома всегда лучше, чем в гостях. И не только детям. Это пройдёт само.
13. Это не моя любимая тарелка, ложка тоже неудобная… И к этому все детки быстро привыкают.
14. Я не хочу пить из кружки, мне нужен мой поильник (или ещё хуже — бутылочка)! Будет проще и вам, и ребёнку, если вы своевременно перестанете давать соску и научите малыша пользоваться посудой «для взрослых».
15. Очень интересно, что в тарелке у других? А что у них лежит в кармашках? Любопытство для детей — хорошее качество, помогающее гармонично развиваться их психике. Но оно очень мешает спокойно кушать. Придётся ждать, когда малыш подрастёт, и его любопытство станет более умеренным. А пока особо любопытных будет «приструнивать» воспитательница.
16. Разве меня не покормят сами? Лениться любят все, даже те, кто умеет пользуется ложкой. Но проверить всё равно надо: может быть, если отказаться кушать самостоятельно, то тётя покормит сама? Ведь с мамой это хорошо работает.
17.
Я не буду есть без мультиков! Как нет телевизора? Ну, расскажите сказку, что ли… Да, игровые элементы во время приёма пищи используют даже сами воспитатели: «посмотрим, кто сегодня первый съест весь суп», или «съешь ещё ложечку за маму», или «цветочки будет поливать тот, у кого чашка первой станет пустой». Но нужна мера. Тем более мультики во время обеда мешают детям качественно прожёвывать пищу, при этом выделяется меньше пищеварительных соков. Всё это повышает риск несварения желудка.
18. Что это? Это совсем не то, чем кормит меня мама! Да, с этим не поспоришь. Но меню детского сада разработано специалистами с учётом потребностей малышей этого возраста.
Там дают только полезную еду, которая укрепляет и поддерживает здоровье, а не жареную картошку. Но выход есть. Если мама дома будет включать в рацион ребёнка детсадовские блюда, то адаптационный период будет протекать легче.
Познакомиться с технологией их приготовления можно в том же садике.
19. Мне мало соли! И сахара тоже. Я не ем лук и морковку. Запеканку тоже! Я не буду это есть никогда. Излишняя избирательность ребёнка в еде обычно связана с недостатком воспитания. Помните, что дети во всём копируют родителей.
А всё ли едят ваши домочадцы? Вспомните, наверняка у вас дома звучали такие фразы: «это не готовь, это невкусно», «я это буду есть только с кетчупом», «зелень не клади, она только для кроликов», «фу… убери пенку с молока». Список фраз вы можете закончить сами.
Очень сложно объяснить маме, любящей малыша, что ему нужно давать полезную еду, чтобы быть здоровым. И если молоко полезно, то его надо пить.
А как научить его пить, если этого не делает никто из родителей? Достаточно лишь с искренней улыбкой выпить стакан молока, чтобы ваше чадо отважилось сделать то же самое. Не нужно кривиться от отвращения, ведь это так легко — все лишь улыбнуться тому, что вы пьёте молоко.
20. Как классно мама отчитала тётю заведующую за то, что повара плохо готовят и не дают мне лимонад с колбасой, а воспитательница не кормит меня с ложки! Раз мама поругала её, значит, я прав, что не ем ни пудингов, ни суфле, ни салатов.
А вот дома мама ещё папе пожалуется, и тогда он всему саду покажет! Представление о детском садике у ребёнка формируется на основании отношения к нему его родителей. Всё, что говорят взрослые, слышат дети, даже если что-то было сказано шёпотом. Ведь у них всегда «ушки на макушке».
Поэтому обсуждать детсадовских работников, а тем более конфликтовать с ними при детях не стоит. Иначе ребёнок скопирует манеру поведения и больше есть в группе совсем не будет. Ведь он не может доверять человеку, которому не доверяет мама.
А вдруг она ещё и обидится потому, что он послушал воспитательницу? Что же делать? Если уж не хвалить, как в случае с кружкой молока, то хотя бы не отзываться о садике и их работниках плохо в присутствии вашего чада. А все недовольства можно будет выразить лично или на родительском собрании.
Видео:Что делать, если рёбенок не хочет есть? - Доктор КомаровскийСкачать
Ребенок плачет в садике: что делать? Комаровский: адаптация ребенка в детском саду. Советы психолога
Мало у каких детей первое посещение детского сада обходится без слез.
Но если у одних адаптация к детскому дошкольному учреждению проходит бесследно и буквально через неделю-две ребенок спокойно остается на дневной сон, то у других этот процесс затягивается надолго, причем постоянный плач чередуется с бесконечными болезнями.
Почему ребенок плачет в садике? Что делать? Комаровский Е. О. — детский врач, автор популярных книг и телепередач о здоровье детей — дает подробное разъяснение, как правильно решить эти проблемы без ущерба для ребенка и семьи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Почему ребенок не хочет идти в садик
Большая часть детей начинает посещать детский сад в возрасте двух или трех лет. Период адаптации к саду часто сопровождается плачем или истериками. Здесь нужно разобраться, почему ребенок не хочет идти в садик, и помочь ему преодолеть этот барьер.
https://www.youtube.com/watch?v=Nq8WfxC-gQ0
Самая главная причина негативного отношения к садику у ребенка связана с расставанием с родителями.
Получается так, что до трех лет малыш неразрывно был связан с мамой и вдруг его оставили в незнакомой ему обстановке в окружении чужих людей.
При этом от него еще и требуют, чтобы он кушал и выполнял ряд действий, которые он в условиях стресса никак сделать не может. Его привычный мир, знакомый с детства, переворачивается, и слезы в этом случае будут неизбежны.
Итак, можно выделить шесть основных причин, почему ребенок не хочет идти в детский сад:
- Он не желает расставаться с мамой (чрезмерная опека).
- Боится, что его не заберут из садика.
- Испытывает страх перед коллективом и новым учреждением.
- Боится воспитателя.
- Его обижают в саду.
- В садике малыш чувствует себя одиноким.
Другое дело, что дети, как и взрослые, тоже разные и не одинаково реагируют на ситуацию. Кто-то быстро приспосабливается к новому коллективу, а кто-то не может влиться в него даже через годы общения. В этой ситуации родителям нужно заранее подготовить ребенка к разлуке, чтобы слезы при расставании не вылились в истерику на несколько часов.
Что делать, если ребенок плачет в садике?
Все причины плача у детей в период адаптации к детскому саду считаются вполне нормальным явлением. В большинстве своем в течение первого часа дети успокаиваются, Задача родителей помочь малышу научиться самостоятельно справляться с эмоциями и постараться выяснить у него самого, почему ребенок плачет в садике.
Что делать, Комаровский разъясняет следующим образом:
- Чтобы минимизировать стресс, привыкание к садику должно быть постепенным. Самый худший вариант, это когда мама утром отводит ребенка в садик, оставляет его там плачущего на целый день, а сама благополучно отправляется на работу. Так поступать категорически не рекомендуется. Грамотная и правильная адаптация предполагает, что время пребывания в саду нужно увеличивать постепенно: сначала на 2 часа, затем до послеобеденного сна, потом до ужина. Причем каждый последующий этап должен начинаться только после успешного преодоления предыдущего. Если ребенок в саду не завтракает, то оставлять его до послеобеденного сна неразумно.
- Расширять круг общения. Желательно начинать знакомство с детьми, посещающими эту же группу, еще до поступления в садик. Так у ребенка будут появляться первые друзья, и психологически ему будет легче в саду, зная, что Маша или Ваня тоже в него ходят. Внесадиковское общение является еще и отличной тренировкой для иммунитета.
- Разговаривать с ребенком. Важно: каждый день обязательно следует спрашивать у малыша, как прошел его день, что нового он сегодня узнал, что кушал и т. д. Это позволит быстрее справиться с психологическим стрессом. Обязательно нужно хвалить малыша за его первые достижения. Если ребенок еще не разговаривает, интересуйтесь его достижениями у воспитателя, а малыша просто похвалите за них.
Эти простые действия на самом деле являются эффективными и обязательно помогут справиться со слезами в детском саду.
С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.
Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией.
Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации.
К ним нередко применяют такой термин как «несадиковский ребенок». Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?
Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет.
Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение.
Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.
Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога
Тема адаптации детей к детскому саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.
https://www.youtube.com/watch?v=XjTgbI40toE
Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:
- Оптимальный возраст для первого посещения детского сада — от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный «кризис трех лет».
- Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
- Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
- Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
- Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.
Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.
Подготовка ребенка к детскому садику
По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.
Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:
- Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься. На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
- Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад. Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
- Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
- Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.
И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.
Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике — тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.
Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:
- Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
- Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
- Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
- Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
- В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
- Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.
Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?
Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду. Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями.
Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша. Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него.
Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.
Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым. Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.
Ребенок плачет по дороге в садик
Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.
https://www.youtube.com/watch?v=YbQ12APJdgE
Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:
- Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
- Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
- Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.
Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?
Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:
- провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
- чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
- в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
- разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
- четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
- общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
- не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.
Распространенные ошибки родителей
Чаще всего родители допускают следующие ошибки в адаптации ребенка к детскому саду:
- Прекращают адаптацию сразу же, если ребенок не плакал первый день в детском саду. Малыш вполне хорошо может перенести единоразовое расставание с мамой, но при этом не редкими являются ситуации, когда на третий день в садике ребенок плачет по причине того, что его сразу же оставили на целый день.
- Внезапно уходят, не попрощавшись. У ребенка это может вызвать самый сильный стресс.
- Шантажируют ребенка детским садом.
- Некоторые родители поддаются на манипуляции, если ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что поддаваться детским капризам или истерикам не стоит. От того, что вы разрешите малышу остаться сегодня дома он не перестанет плакать завтра или послезавтра.
Если родители видят, что ребенку тяжело адаптироваться к детскому саду, и они не знают, как помочь малышу, им следует обратиться к психологу.
Консультации родителям в детском саду помогут выработать комплекс действий, благодаря которым малыш начнет постепенно привыкать к жизни в коллективе.
Однако все это будет эффективным только в том случае, если родители настроены и заинтересованы водить ребенка в детский сад и не будут при первой возможности уклоняться от выполнения советов психолога.
Видео:Что делать, если ребенок не ест в детском саду? | Елена Постольник | Тили Мили ДетвораСкачать
Почему ребенок не ест в детском садике? Борьба с плохим аппетитом малыша
Период адаптации малыша к детскому саду – очень сложный как для него самого, так и для родителей. Кроме нового распорядка дня, чужих людей вокруг, множества сверстников и незнакомой обстановки для ребенка стрессом является необходимость по часам кушать порой абсолютно незнакомую ему еду. Поэтому отказ от пищи – одна из самых частых проблем первых недель или месяцев адаптации.
Почему происходит отказ от еды в садике?
Причин, по которым ребенок наотрез отказывается кушать в саду, множество. Стресс, нежелание пробовать непривычную еду, резкое падение аппетита, снижение иммунитета на фоне тревожности – вот лишь несколько из них.
Период адаптации
Редкий карапуз сразу и с удовольствием ест все, что ему предлагают, в первые дни новой жизни в саду. Ему необходима адаптация – то есть ребенок должен привыкнуть к новому распорядку, воспитателям, детям вокруг, прогулкам по часам. Резкая смена обстановки для трехлетки (а тем более малыша младше) – серьезный стресс.
Основные причины переживаний – это:
- Подъем рано утром в одно и то же время. Пока малыш был с мамой – он, как правило, просыпался тогда, когда высыпался. В ясли же или садик его будят – причем раньше, чем ребенок привык просыпаться. Психологически и физически маленькому человеку встраиваться в жесткий режим тяжело и он может первое время отказываться кушать.
- В саду много новых впечатлений – игрушек, игр, которые отвлекают от еды.
- Новая среда общения. Дети, воспитатели, психолог, медсестра – люди, с которыми он вынужден взаимодействовать ежедневно, тогда как раньше основными людьми в его жизни были родители. Выстраивание отношений требует много сил – на еду их может не оставаться.
- Самый серьезный стресс для ребенка – мама ушла и неизвестно, вернется ли вечером. На фоне неврозов и переживаний аппетит пропадает.
- Дома прием пищи был превращен в ритуал – с чтением книг, просмотром мультиков или песенок. В саду же все просто садятся и едят. Не дождавшись начала ритуала, ребенок отказывается есть вовсе.
Способ манипулирования
Бабушки, мамы очень радуются тому, что чадо хорошо ест. Отказ от приема пищи зачастую превращается в трагедию. Ребенок понимает это очень быстро и может добиваться своих целей, просто отказываясь есть. То же самое может происходить и в саду. Не желая вместе со всеми садиться за стол, малыш надеется, что его:
- заберут из группы обратно домой;
- дадут другую пищу, чем всем остальным;
- накормят после обеда печеньем.
Если через какое-то время своих целей ребенок не добивается – он начинает есть так же хорошо, как и остальные малыши.
Плохой аппетит и непривычные блюда
Есть дети с плохим аппетитом – которые всегда едят мало. В этом случае заставлять ребенка съедать все, что положено – недопустимо и жестоко. Пусть ребенок сам выберет, что и сколько ему съедать. Пытаться запихнуть во всех детей суп или тушеные овощи не нужно.
Часто ребенок только в саду сталкивается с какой-то определенной едой – запеканками, супами, непривычной кашей или тефтелями.
Чтобы не создавать малышу дополнительного стресса в период адаптации – стоит заранее начинать кормить его едой, которую готовят в садах – кашами, супами, запеканками, тушеными овощами и паровыми котлетами.
Болезнь и плохое самочувствие
Больной, вялый малыш не может обладать богатырским аппетитом. Возможно, в период адаптации у него снизился иммунитет, на фоне переживаний активировались воспалительные процессы.
В этом случае лучше показать малыша врачу и сдать анализы – возможно, нужно пропить курс витаминов, добавить в рацион больше соков и фруктов или просто на несколько дней оставить ребенка дома.
Отсутствие режима дня дома
До трехлетнего возраста у многих малышей вообще отсутствует режим дня и кормления. То есть ребенок ложится спать, когда устал, и ест, когда голоден. В результате в саду он находится в сильнейшем стрессе, так как в группе все происходит по расписанию и он вынужден есть тогда, когда не хочет.
Чтобы ребенок быстрее привык к режиму – стоит начать придерживаться его заранее и не сбивать в выходные дни.
Другие возможные причины
Если ребенка кормят перед садом и сразу после него – отказ от не такой вкусной пищи будет очевидным. Пусть малыш завтракает и ужинает вместе со всей группой, не стоит давать ему с собой печенье, перекусы, фрукты. Если другой еды у ребенка в течение дня нет – он обязательно проголодается и поест.
Отказ от еды после окончания адаптационного периода
Если все моменты адаптации пройдены, ребенок привык к воспитателю, режиму и детям, спокойно встает по утрам и не плачет в группе, но по-прежнему ничего не ест – причин может быть несколько:
- ребенок ждет, что после сада его накормят вкусненьким и терпит чувство голода весь день;
- у него нарушено пищеварение, проблемы с ЖКТ;
- еда не подходит ребенку или у него появились аллергические реакции;
- малыш испытывает затяжной стресс, то есть адаптация на самом деле не прошла, – он просто смирился с ситуацией.
Во всех этих случаях родителям и воспитателям необходимо принять ряд действий, которые помогут решить ситуацию.
Способы решения проблемы
Какие решения нужно принять?
- Не кормить ребенка перед садом, не давать с собой перекусы и сладости. Конфета в кармане по умолчанию вкуснее куриного супа, но приучать к здоровой правильной пище нужно, и лучше сделать это раньше.
- Отвести малыша к врачу – сдать анализы, сделать УЗИ внутренних органов. Возможно, у карапуза есть нарушение пищеварения, требующее лечения или особой диеты.
- Сделать аллерготест.
- Побеседовать с психологом – в саду, в поликлинике, частным доктором. Совместно помочь ребенку влиться в коллектив. Если сад откровенно плохой – сменить ДДУ или воспитателя, переведя ребенка в другую группу.
Как уговорить покушать?
В саду лучшее, что может сделать воспитатель – посадить малоежку и нехочуху за стол с самыми хорошо кушающими детьми. Пример ровесников заразителен – видя уплетающих суп соседей, ребенок, скорее всего, и сам возьмет ложку. Если малыш расстроен, капризничает – не надо заставлять его есть.
https://www.youtube.com/watch?v=88xM6GOJGPM
Это может привить стойкое отвращение к еде и привести в будущем к расстройствам пищевого поведения. Воспитатель должен гибко подойти к желаниям малыша. Если карапуз не ест мясо – ему можно предложить большую порцию супа или запеканки.
Если не хочет первое – пусть поест котлету с овощами. Через некоторое время большинство детей начинают есть даже то, что до этого не пробовали – рыбные тефтели, запеченные овощи или молочные каши.
Что делать, чтобы малыш всегда хорошо кушал?
Дети не могут есть хорошо всегда. Ребенок может плохо себя чувствовать, устать, наесться маленькой порцией, так как весь день рисовал и не потратил много энергии. Чтобы у малыша был хороший аппетит и стремление есть здоровую пищу, нужно:
- обеспечить ему физическую активность – прогулки, подвижные игры, поход в бассейн;
- не кормить сладостями, выпечкой и фаст-фудом, чтобы не сформировать устойчивую любовь к вредной еде;
- готовить дома полезную пищу и есть ее всей семьей;
- давать больше свежих фруктов, соков – они стимулируют здоровый аппетит.
Как быть, если малышу не нравится детсадовская пища?
Ребенку может категорически не нравиться еда в саду по нескольким причинам:
- он не привык к стандартной еде – кашам, супам, запеканкам – так как дома его кормили макаронами, булочками и омлетом;
- еда в саду выглядит неаппетитно;
- готовят действительно плохо (это редкость).
Приучать к нормальной пище, если в планах есть посещение ребенком ДДУ, нужно с первых месяцев начала прикорма. Если этого не произошло – стараться готовить дома те же блюда, что и в саду.
В крайнем случае – первое время давать с собой привычную пищу в контейнере, постепенно снижая ее количество. Если же сад не устраивает по многим причинам, еда действительно готовится плохо, все дети в группе не хотят ее есть – стоит побеседовать с заведующей и порекомендовать сменить повара. При отсутствии взаимопонимания – менять сад.
Вам также может понравиться
Видео:Памятка родителям: 20 причин, почему ребёнок не ест в детском саду, и что с этим делать (часть 1)Скачать
Ребенок не ест в садике комаровский
Детский организм, как и любой другой, нуждается в регулярном восполнении энергии, которую он получает с пищей и сном. Человек ест, потому что в этом его физиологическая потребность.
И как только родители сталкиваются с проблемой отказа ребенка от еды в садике, они впадают в панику и начинают активно бороться с его голодом (то печеньку перед завтраком дадут, то в обед заберут домой, чтобы накормить). Воспитателям приходится несладко, ведь все недовольство они принимают на себя.
Давайте разберемся, почему ребенок не ест в детском саду, перестает вместе со всеми принимать вовремя пищу, как на это можно повлиять и приучить детей к правильному питанию, а также узнаем мнение на этот счет доктора Олега Комаровского.
Возможные причины отказа от еды
Выделим основные моменты, которые могут сказаться на желании ребенка принимать пищу в стенах детского сада — почему он может перестать это делать:
- Период адаптации. Для малыша, только осваивающего жизнь в новом коллективе, пребывание в нем – всегда стресс. Чувства тревоги, напряжения, растерянности просто вытесняют чувство голода. Даже взрослый человек, когда нервничает, не хочет есть — неудивительно, что в таком случае ребенок не ест в детском саду.
- Манипуляция. Если родители в тревоге за голод своего ребенка стараются всегда пораньше его забрать, чтобы дома от души накормить за весь день, да непременно чем-то самым любимым и вкусным, то он быстро «просекает» эту ситуацию. Особенно это бывает часто, когда дети знают, что в семье есть те, кто может его забрать в любое время (бабушки, мамы, еще не вышедшие из декретного отпуска).
- Испорченный аппетит. Заботливые родители иногда не в силах отпустить ребенка в садик голодным и дают ему перекусить что-то сладенькое перед выходом, приучая к такой трапезе ежедневно. В итоге создается ощущение, что это повара плохо готовят каши и запеканки для детей по утрам.
- Другая еда. Если домашняя пища, которой кормили ребенка, была всегда экзотической, исключительно жаренной или ярко гарнированной, то столкнувшись с новыми для себя запахами, вкусами и внешними видами блюд, ребенок откажется их есть.
- Плохое самочувствие. Простуда, несварение, тошнота, о которых детям еще трудно сказать, могут быть связаны с фактором снижения аппетита.
- Стеснительность. Малышу может быть очень трудно эмоционально кушать в кругу множества других детей, особенно если дома он приучен кушать один.
- Нет привычных «девайсов». Если родители дома включают во время приема пищи телевизор, развлекают ребенка, то в садике он чувствует нехватку всей этой атрибутики и перестает есть. То же самое касается ситуаций, когда дома малыша постоянно кормят с ложечки. Тогда в садике он не может сориентироваться сам и отказывается пользоваться приборами самостоятельно.
- Нет аппетита. Взрослые тоже не всегда хотят есть, даже когда приходит время. Возможно, это некая особенность организма. Разным детям требуется разное количество еды, а некоторым – нужно очень мало, и приучить малыша есть больше — иногда настоящая пытка для его желудка.
- Низкая активность. Как известно, дети делятся на более и менее активных. Те из них, что много двигаются, играют, не сидят на месте, могут есть чаще и больше, потому что энергия уходит быстрее. А малоактивные ребята могут почти перестать испытывать голод, поскольку не успевают потратить имеющуюся энергию.
Чтобы точно установить, почему ребенок начал отказываться от еды, проанализируйте его поведение. Воспитателю стоит уточнить у родителей, как хорошо их чадо кушает дома.
Возможно, ему просто не нравится конкретный продукт питания (картофель, морковь, кефир, хлеб), ведь вкусовые предпочтения не только у взрослых отличаются, но и у детей.
Или проблема психологическая – тогда подсказать, что делать, сможет детский врач или психолог.
Ребенок не ест в детском саду: как поступить воспитателю
Физическая активность детей во многом влияет на их чувство голода. Не зря зарядка в садике проходит прямо перед завтраком.
Но даже во время упражнений некоторые дети вяло себя ведут, начинают отказываться двигаться в нужном темпе, возможно, вообще стоят и смотрят на остальных. Задача воспитателя – заинтересовать каждого ребенка.
Если зарядка проводится для всех групп одновременно, то по возвращении можно провести дополнительное занятие в своем помещении: потанцевать, поприседать, порепетировать будущий спектакль и прочее.
https://www.youtube.com/watch?v=gHxebfVlTos
Еще один способ помочь ребенку начать кушать – игровая форма. Особенно это может сработать в присмотре за младшей группой. Например, вы говорите: «Так, ребятки, загружаем паровозики (они набирают ложки) и везем-везем в туннель (кладут ложки в рот)».
Можно заинтриговать малышей на будущую игру. Скажем, пообещать, что после завтрака они все вместе отправятся в путешествие к домашним зверям, а после того, как все хорошо покушают, рассказать по картинкам о кошках, собаках, коровах, козах, кроликах.
🎬 Видео
"Несадиковский" ребёнок - Школа доктора КомаровскогоСкачать
Ребёнок не хочет ходить в детский сад, что делать?Скачать
Ребенок отказывается есть. Как заставить ребенка есть? Доктор Комаровский | Вопрос докторуСкачать
Что делать, если ребенок в детсаду часто болеет?Скачать
Сопливый ребенок в детском садуСкачать
Ребенок не хочет есть ничего, кроме маминого молока - Доктор Комаровский - ИнтерСкачать
Ребенок ничего не ест: 10 советов педиатраСкачать
Адаптация к садику: 4 ошибки родителей / Как подготовить ребенка к садику / Алена ПоповаСкачать
Ребенок не хочет есть, как все исправитьСкачать
Вы научите малыша кушать самостоятельно! Ника БолзанСкачать
3 причины, почему ребенок не хочет идти в детский сад | Елена Постольник | Тили Мили ДетвораСкачать
Ребенок не ест: почему и что делать?Скачать
Когда и что делать, если ребёнок не говорит? - Доктор КомаровскийСкачать
Как не заболеть в детском саду - Доктор Комаровский - ИнтерСкачать
Ребенок не ест. Что делать. Первые шаги. Школа детского питания Наталии ЧернегиСкачать
Заставлять ли ребенка кушать - Доктор Комаровский - ИнтерСкачать