Соц дезадаптация

Соц дезадаптация Другое
Содержание
  1. Виды и формы социальной дезадаптации
  2. Виды социальной дезадаптации
  3. Основные формы социальной дезадаптации
  4. Социальная и психологическая дезадаптация пожилых людей
  5. Психологические нарушения
  6. Социальные нарушения
  7. Факторы риска социальной и психологической дезадаптации у пожилых людей
  8. Профилактика дезадаптации пожилых людей
  9. Психологическая дезадаптация. Как с ней бороться?
  10. Что такое психологическая дезадаптация
  11. Опасность нарушения
  12. Виды психологической дезадаптации
  13. Социальная дезадаптация
  14. Патогенная дезадаптация
  15. Психосоциальная дезадаптация
  16. Особенности психологической дезадаптации
  17. Причины дезадаптации
  18. Педагогическая запущенность
  19. Отсутствие взаимопонимания в семье
  20. Смена привычного образа жизни
  21. Конфликт с окружением
  22. Коррекция
  23. Профилактика нарушения
  24. Лечение расстройств адаптации. Симптомы адаптационного расстройства
  25. Причины
  26. Признаки патологии
  27. Виды патологии
  28. Диагностические мероприятия
  29. Терапия заболевания
  30. Адаптация и дезадаптация
  31. Признаки дезадаптации у дошкольника
  32. Профилактика социальной дезадаптации – подготовка к детскому саду
  33. АДАПТАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА :
  34. Литература по теме адаптация и дезадаптация
  35. 🔥 Видео

Видео:Социальная дезадаптация. УточненияСкачать

Социальная дезадаптация. Уточнения

Виды и формы социальной дезадаптации

Соц дезадаптация

Социальная дезадаптация на сегодняшний день является достаточно распространенным понятием, которое используется исследователями для обозначения утраты способности к организации успешных и эффективных социальных контактов человека с другими людьми. Из-за такой востребованности в получении новой информации о данном явлении социальная дезадаптация признана настоящим феноменом в социологической, психологической и педагогической отраслях. Именно эти сферы задают различные смыслы понятию.

Определение 1

Итак, социальная дезадаптация – это термин, который исследователи используют для обозначение полной или частичной потери человеком способности приспособления к условиям окружающей среды.

Когда человек испытывает внутренний дискомфорт и утрачивает навыки адаптации, то он не может эффективно взаимодействовать с другими людьми, что приводит к изоляции и развитию различных психических заболеваний и психологических отклонений. При этом есть два пути, по которым развивается поведение человека: или он намеренно избегает контактов по причине страхов, или проявляет агрессивное поведение в отношении окружающих.

Социальная дезадаптация обладает рядом характеристик. К ним относится повышенная раздражительность, намеренное избегание контактов с окружающими, желание проводить большую часть времени в одиночестве, не общаясь даже с членами семьи. К тому же, человек настолько сильно замыкается в себе, что более не способен понять другого и принять его точку зрения, выслушать чужое мнение.

Замечание 1

Дезадаптацию можно диагностировать в тот момент, когда человек перестает замечать наиболее важные события и явления, происходящие в окружающем его мире.

К тому же, он перемещается в придуманную им самим реальность, частично подменяя ею отношения с людьми.

В таком случае он утрачивает не только возможности к полноценному общению, но и к собственному личностному росту, так как, замыкаясь в себе, он теряет все пути для поиска вдохновения, нового опыта и знаний.

Виды социальной дезадаптации

Дезадаптация – это интегративное явление. Это значит, что оно может распадаться на несколько видов, в зависимости от степени распространения и сложности диагностики. Например, Т.Д. Молодцова выделяет такие виды, как:

  • Патогенный вид социально дезадаптации;
  • Психосоциальная дезадаптация;
  • Социальная дезадаптация.

Патогенный вид дезадаптации определяется не только как процесс, но еще и как результат различных половозрастных изменений, которые испытывает индивид. К тому же, на данный вид дезадаптации влияют личностные особенности, неблагоприятные проявления эмоциональной и волевой сфер, умственное развитие и его особенности (или недостатки).

Если говорить о психосоциальной дезадаптации, то она включает в себя также особенности полового и возрастного характера, нарушения нервной системы, проявление различных страхов, которые затем формируются в виде фобий. Для борьбы здесь нужен настоящий специалист, поскольку только он позволит человеку заглянуть глубоко внутрь себя, понять свои страхи и побороть их путем терапии.

Социальная дезадаптация проявляется в нескольких основных видах. Во-первых, это нарушение норм морали, подмена основных понятий о ценностях и правилах поведения в обществе. во-вторых, асоциальные формы поведения, девиантное поведение, которое наносит вред не только окружающим людям, но и самому девианту.

В-третьих, это деформация системы внутренней регуляции индивида, искажение понятий о референтных и о ценностных ориентациях. К тому же, из-за социальной дезадаптации происходит деформация социальных установок.

Индивид теряет чувство мотивации к совершению какой-либо деятельности, не видит смысла в своем дальнейшем развитии и самосовершенствовании.

Основные формы социальной дезадаптации

Социальная дезадаптация имеет несколько форм, которые при этом имеют черту, присущую каждой: любой вид дезадаптивного поведения или его форма выходят за рамки нормального поведения. К тому же, есть и такие состояния, которые приводят к возникновению не только опасных заболеваний, но и желания оборвать свою жизнь 9суицидальные наклонности).

В ряде работ по психологии и социальной психологии описываются следующие формы дезадаптации:

  • Реакция на тревогу. Человек испытывает дискомфорт на психологическом уровне, и его усиление происходит именно в состоянии повышенной тревожности. Каждый борется с ней по-своему: кто-то начинает употреблять алкоголь или курение, что на время снимает напряжение. Но это лишь иллюзия, поскольку алкогольное опьянение приводит к другим негативным последствиям;
  • Осознаваемое чувство принуждение – так называемое компульсивное состояние. Несмотря на то, что человек может осознавать свою проблему, он испытывает чувства, что просто обязан выпивать, голодать или злоупотреблять пищей, запрещенными препаратами, а также выполнять какие-либо определенные действия. Ему нелегко прекратить совершать эти действия, потому что это переходит в зависимость. В данном случае только специалист может помочь человеку справиться с компульсивным состоянием.

Видео:Социальная Дезадаптация при Расстройствах Личности бывает неполной или Вообще ОтсутствуетСкачать

Социальная Дезадаптация при Расстройствах Личности бывает неполной или Вообще Отсутствует

Социальная и психологическая дезадаптация пожилых людей

Соц дезадаптация

При дезадаптации человек постепенно теряет навык приспосабливаться к внешним условиям, взаимодействовать с другими людьми, социальной средой и т.п. Для пожилых людей эта проблема особенно серьезна.

После выхода на пенсию, по мере ухудшения состояния здоровья, при появлении психических проблем происходит социально-психологическая дезадаптация, возникают трудности во взаимодействии с внешним миром.

Психологические нарушения

Их набор определяется причинами дезадаптации, особенностями личности, психическим состоянием. Возможно появление следующих проблем.

Агрессия. Пожилому человеку становится труднее общаться и взаимодействовать с окружающими. Из-за этого формируется негативное мышление, враждебность, отрицательный настрой. При дезадаптации теряется навык поиска компромисса, обсуждения, выработки договоренностей. Вместо этого человек пытается добиться желаемого прямым агрессивным поведением, давлением или манипуляциями.

Замкнутость. В пожилом возрасте поводов для общения с окружающими становится меньше, постепенно утрачиваются почти все интересы и социальные связи.

Навыки коммуникации теряются, человек использует их все реже.

Он замыкается в себе, избегает любых контактов, становится молчаливым, предпочитает одиночество, стремится «защищать» от других людей свое настроение, намерения, установки.

Эгоцентризм. На фоне замкнутости, отсутствия общения человек все глубже погружается в собственные, внутренние переживания. Он полностью сфокусирован на себе, внешние события или условия теряют значение.

Важными становятся только его интересы, желания, мотивы. Резко снижается способность к эмпатии, пониманию окружающих.

Эгоцентризм может сопровождаться глубокими переживаниями о своей «ненужности», оторванности от общества, но они не ведут к реальным действиям.

У вас есть вопросы?

Мы перезвоним в течение 30 секунд

https://www.youtube.com/watch?v=g40qqKdZuig

или позвоните по номеру +7 (495) 373-20-18

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Если не компенсировать такие нарушения, постепенно поведение и эмоциональное состояние будут ухудшаться. Возможно появление:

  • обидчивости. Концентрация на себе, своих желаниях и потребностях провоцирует тяжелую реакцию, если пожилого человека оставляют без внимания. Он может требовать постоянного участия и обижаться, переживать, не получая его;
  • мнительности, тревожности. Чем меньше объем взаимодействия с внешним миром, тем более опасным он начинает казаться. Любые события несут в себе угрозу, перемены всегда воспринимаются негативно, от каждой ситуации можно ожидать только плохого;
  • апатии, депрессивного состояния. Развивается на фоне отказа от общения. Уровень активности постепенно снижается, интересы утрачиваются, нет желания заниматься обычными делами. Без коррекции человек перестает проявлять какую-либо инициативу;
  • иллюзий. Обычно носят негативный характер, их появление часто провоцирует мнительность. На ее фоне увеличивается подозрительность, отношение к окружающим, к родственникам может становиться враждебным. Это может формировать нездоровые иллюзии: пожилой человек считает, что его хотят обворовать, отравить, причинить ему вред и т.п. Вместе с замкнутостью такие убеждения могут переходить в бредовое состояние.

Социальные нарушения

Часто связаны с проблемами коммуникации, снижением активности, изменениями социального статуса, образа жизни.

Проблемы с удовлетворением социальных потребностей. Это — трудности в общении, взаимодействии с другими людьми. Возникают на всех уровнях: от поддержания отношений внутри семьи до разовых контактов с продавцами в магазинах, работниками сферы обслуживания и т.п.

Трудности с поддержанием социальных ролей. Это — проблемы с осознанием себя пенсионером, с изменениями статуса в обществе и внутри семьи, неспособность адаптироваться к ним.

Частые внешние или внутренние конфликты. Пожилой человек не может обходиться без них, сохранять спокойное состояние долгое время. Это связано с психологическими нарушениями: мнительностью, подозрительностью, тревожностью, раздражительностью.

Неспособность к выполнению социальных функций. Они остаются даже после выхода на пенсию. Это может быть помощь друзьям, знакомым, участие в воспитании внуков, в ведении домашнего хозяйства вместе с другими членами семьи и т.п. Из-за дезадаптации пожилой человек может или отказываться выполнять такие функции или терять способность делать это.

Факторы риска социальной и психологической дезадаптации у пожилых людей

Одиночество. Его считают основным провоцирующим моментом. Человек оказывается изолированным, меньше общается.

Постепенно навыки коммуникации утрачиваются, а существующие эмоциональные проблемы заостряются. Это запускает дезадаптацию, которая быстро становится неконтролируемой. Справляться с нею самостоятельно не удается.

Негативные изменения происходят особенно быстро, если рядом нет родственников, близких.

Социальная среда. В России она считается одной из самых «недружелюбных» по отношению к пожилым людям. Соцобслуживание — минимальное, и доступно не всем пенсионерам. Волонтерская деятельность ведется в ограниченных объемах.

У пожилых почти нет «площадок», возможностей для общения, формирования новых интересов.

Начиная с определенного возраста, человек оказывается в изоляции: ему все сложнее поддерживать нормальный объем общения, социальной активности даже при условии, что он хочет это делать.

Особенности личности. С возрастом неприятные черты характера могут «заостряться», проявляться ярче. Это усиливает дезадаптацию — негативное мышление становится доминирующим, а уровень критики собственных поступков снижается.

Профилактика дезадаптации пожилых людей

Пожилому человеку важно оставаться активным, чувствовать себя нужным и полезным. Ключевую роль в этом играет близкое окружение, семья.

Важно как можно дольше сохранять широкий (но посильный) круг обязанностей, подчеркивать значение пожилого родственника, общаться с ним как можно больше, привлекать его к участию в жизни семьи.

От дезадаптации хорошо защищает контакт со сверстниками и с представителями других поколений, высокий уровень социальной активности, участие в общественных делах, волонтерство и т.п.

https://www.youtube.com/watch?v=nw3EfURUTm0

Другое направление профилактики — медицинский контроль. Медцентр «Панацея» рекомендует регулярно проходить обследование у психотерапевта или психиатра. С возрастом появляются нарушения когнитивных функций, патологические состояния и заболевания, требующие врачебного контроля. Важно вовремя диагностировать их. Это поможет отложить начало дезадаптации или вообще избежать ее.

Записаться на консультацию

Видео:Крайняя социальная дезадаптация Что делать?Скачать

Крайняя социальная дезадаптация  Что делать?

Психологическая дезадаптация. Как с ней бороться?

Соц дезадаптация

Сегодня, сталкиваясь с трудностями, человек часто замыкается в себе, предпочитая придуманный мир реальному.

Что такое психологическая дезадаптация

Так психологам приходится сталкиваться с термином «психологическая дезадаптация». Этот термин означает снижение или утрата способности приспосабливаться к окружающей среде.

При развитии психологической дезадаптации поведение человека перестает соответствовать ситуациям жизнедеятельности.

Особенность этого состояния в том, что его проявление может быть ситуативным или зависимым от определенных обстоятельств. К примеру, на работе в коллективе человек чувствует себя дискомфортно.

Но дома с его психоэмоциональным фоном все в порядке. Либо ему хорошо только там, где нет людей

Психологическая дезадаптация встречается не только у взрослых. Так же часто она наблюдается у подростков и детей. Обилие гаджетов побуждает ребенка уходить от общения в тот момент, когда ему необходимо решать какие-либо вопросы. Для детского сознания это может быть опасно тем, что асоциальное поведение закрепляется достаточно быстро.

Опасность нарушения

Поскольку у многих людей поведение меняется в зависимости от окружения и ситуации, вычислить социальную дезадаптацию довольно не просто. К тому же проявляется она не сразу. Развиваясь постепенно, нарушение может дать о себе знать внезапно, когда, к примеру, человек оказывается в сложной ситуации и выясняется, что он к ней не приспособлен.

Утрата способности подстраиваться под обстоятельства часто не рассматривается индивидом, как серьезная.

Но опасность психологической дезадаптации в том, что чем дольше она развивается, не подвергаясь коррекции, тем сложнее будет искоренить проблему. Как известно, исправить привычки в поведении очень сложно.

А когда их причиной становятся закрепленные годами психофизические состояния – это может оказаться невозможным.

Виды психологической дезадаптации

Дезадаптация проявляется у человека прежде всего в общении с другими людьми. Он перестает проявлять эмпатию, становится равнодушным к окружающему миру. Выделяют следующие виды данного нарушения.

Социальная дезадаптация

Эта форма выражается в нарушении установления связей с обществом. Ей свойственно асоциальное поведение, невозможность индивида проявлять адекватную реакцию на какое-либо происшествие.

Подобный вид нарушения часто проявляется у школьников. Родители могут заметить излишнюю депрессивность малыша тревожность, плаксивость. Может возникнуть нервный тик у ребенка.

На эти признаки обязательно нужно обратить внимание.

Патогенная дезадаптация

Связана с изменениями в психике. Также она встречается, когда у человека имеются нервные или психические заболевания, разного рода отклонения. При коррекции состояния в этом случае целесообразно работать с заболеванием, явившимся причиной дезадаптации.

Психосоциальная дезадаптация

Проблемы с возможностью приспособиться к той или иной ситуации в этом случае связаны с индивидуальными социальными особенностями личности.

Например, при переходе из детского сада в школу ребенок может стать более замкнутым. Часто этот вид нарушения является временным. Однако родителям нужно быть внимательным.

Затянувшееся отчуждение от общества может содействовать изменениям в психике ребенка, и дезадаптация перейдет в патогенную форму.

https://www.youtube.com/watch?v=zbx8fcSpgf4

Между социальной и психосоциальной дезадаптацией существует тонкая грань. Вид нарушения определяется исходя из особенностей проявления.

Дезадаптация делится также на частичную и полную:

  1. При частичной человек только начинает выпадать из общественной жизни. Например, он может не интересоваться окружающим миром из-за болезни, или ограничить общение. Часто это временное явление.
  2. При полной дезадаптации происходят глубинные личностные изменения. Человек теряет веру в себя и людей, замыкается, утрачивает вкус к жизни. Это очень опасная форма, часто проявляющаяся у людей с какой-либо пагубной зависимостью.

Особенности психологической дезадаптации

Сложно ли распознать дезадаптацию у себя, близкого человека или ребенка?

Человеку, не стремящемуся к взаимодействиям с людьми, сложно существовать в реальном мире. Он живет больше в иллюзорной, придуманной им реальности. Для нарушения характерны следующие признаки:

  1. При дезадаптации человек излишне раздражителен. Ему трудно встать на сторону другого, понять его. Нужно отметить, что он зачастую не понимает и самого себя.
  2. Агрессия – частый признак психологической дезадаптации. Вследствие утраты навыка гармоничного общения, мышление человека становится более негативным. Он стремится получать желаемое с помощью манипуляций, но не через непосредственное взаимодействие с людьми.
  3. Уход в себя. В связи с тем, что завязывать новые знакомства становится все труднее, личность замыкается в себя, замещая фантазиями реальные эмоции и чувства. Закрытость – также способ индивида защититься от воздействий общества. Ему важно, чтобы никто и ничто не изменило его настроение и намерений.
  4. Сосредоточенность на себе. Не желая общаться с другими людьми, личность полностью погружается в собственные переживания. Несмотря на такую отстраненность, в глубине души человек очень переживает, что не нужен обществу и чувствует опустошенность. Но, к сожалению, осознать проблему и начать действовать бывает очень сложно.
  5. Нежелание подстраиваться под требования общества. Человеку кажется, что реальность должна соответствовать удобному для него положению вещей. Если же это не так , лучший путь — оградиться от всевозможных рисков. Но в итоге это только усугубляет ситуацию.
  6. Индивид становится социофобом. Эта черта характеризует любой вид дезадаптации. Из-за того, что человеку не хочется выстраивать социальные связи, вскоре он может остаться совсем один. Другие в ответ люди также не станут интересоваться его состоянием.

Причины дезадаптации

Как и любые расстройства, дезадаптация любого вида имеет свои причины. Самые часто встречающиеся из них приведены далее.

Педагогическая запущенность

Эта причина асоциального поведения у детей. Суть проблемы в том, что с детьми мало занимаются, в итоге они чувствуют себя ненужными. Когда такой ребенок взрослеет, он замыкается в себе больше, а впустить кого-то в свой внутренний мир становится труднее. Часто человеку, который так себя чувствовал в детстве, очень трудно найти свое место в жизни.

Отсутствие взаимопонимания в семье

Ребенок очень тонко чувствует атмосферу семьи. Когда все неблагополучно, между родителями отсутствует доверие, школьник или подросток начинает замыкаться. Со временем проблема также усугубляется.м

Смена привычного образа жизни

Эта причина относится к внешним. Иногда человек из-за болезни, увольнения, какого-либо стресса теряет привычный круг общения. Дезадаптация начинается спустя некоторое время после происшествия. А началом служит элементарное нежелание лишний раз выходить из дому или общаться с людьми. Вследствие человек столкнется с трудностями вступления в социум в дальнейшем.

Конфликт с окружением

Когда человек находится в конфронтации с миром, считая, что все кругом не правы, взаимодействовать с людьми ему становится крайне не просто. Как следствие, он замыкается в себе.

https://www.youtube.com/watch?v=8FOIdqV_gys

Неправильное отношение к миру, основанное на ложных убеждениях, не позволяет человеку выстроить комфортные доверительные отношения в социуме. Он становится беспомощным, подозрительным.

  • внутренние конфликты. Не сумев понять себя, разрешить внутренние противоречия, личность часто закрывается от мира. Ведь очень сложно гармонично взаимодействовать с людьми, когда нет согласия с самим собой;
  • чрезмерное пребывание в сети интернет.

Интернет-пространство делает возможным получать эмоции от общения, не сталкиваясь с человеком в реальности. В небольшом количестве такое общение не приносит вреда. Но когда при каких-либо проблемах люди все больше уходят в интернет, это становится причиной развития асоциального поведения.

Коррекция

Чтобы победить социальную дезадаптацию и начать жить нормальной жизнью, наполненную позитивным общением с окружающими, нужно проработать внутренние страхи. Здесь поможет работа с психологом. Специалист поможет человеку осознать, что его тревожит. Так основными методами борьбы с нарушением становятся:

  • работа с психологом и психотерапевтом;
  • социальные контакты.

Выходить в общество и делать то, что боишься – действенный способ преодолеть страх людей. Легче это осуществить, если искать позитив. Можно, к примеру, записаться на интересный тренинг, найти хобби, работа в коллективе поможет найти друзей и поддержку.

Конечно, выработка оптимистичного мышления требует усилий. Но искреннее желание человека жить полноценной социальной жизнью, поможет сформировать новые коммуникативные навыки.

Профилактика нарушения

Психологическая дезадаптация – сложная проблема, требующая серьезного отношения. Однако профилактика нарушения довольно проста. Чтобы общение было гармоничным, комфортным и доверительным, нужно прилагать определенные усилия. А для этого придется взаимодействовать с людьми. Полезно наполнять себя радостными эмоциями, не допускать упаднических настроений.

Общение – это труд, жизнь в обществе требует терпения и навыков. Иногда в процессе взаимодействия с людьми приходится переживать неприятные эмоции, что может быть дискомфортно. Но уход в себя – это не решение проблемы.

Закрываясь от мира, человек лишь усложняет себе жизнь, не замечая этого. Однако выбор доверительного отношения к жизни, настрой на позитив позволит легче смотреть в глаза трудностям. А это путь счастливой личности, живущей полноценной жизнью.

Видео:Социально-психологическая адаптацияСкачать

Социально-психологическая адаптация

Лечение расстройств адаптации. Симптомы адаптационного расстройства

Соц дезадаптация

Расстройство адаптации является промежуточным состоянием между нормальной реакцией человека на несчастье и заболеванием психического характера. Сложность патологии заключается в ее промежуточности, так как сам человек и его окружающие часто не могут определить его. Прогноз зависит от своевременности простановки диагноза и своевременности предочставить помощь.

Причины

Наиболее часто наблюдается расстройство адаптации у детей и подростков, что объясняется неустойчивостью их психики. Но, при длительном переживании стрессовых ситуаций оно диагностируется у людей работоспособного возраста и пожилых пациентов. Патологическое состояние появляется при:

  • Стрессах;
  • Неврозах;
  • Психозах.

При этих заболеваниях пациенты жалуются на бессонницу и ухудшение общего состояния человека, что приводит к расстройству адаптации. Расстройство адаптации личности имеет различную степень выраженности, что зависит от тяжести стресса.

Возникновение заболевания может наблюдаться при серьезном единичном стрессе, например, при потере престижной работы, смерти близкого человека и т.д. Патология развивается при периодических стрессах, которые возникают на фоне бедности или заболеваний хронического характера.

https://www.youtube.com/watch?v=8-yzsXboOfs

В группе риска развития патологии находятся люди с генетической предрасположенностью. Если у человека есть сбои в интимном плане или конфликты в семье, то это приводит к дезадаптации. Она появляется при материальных трудностях или сложностях во взаимоотношениях с окружающими. Если резко изменяется традиционный жизненный уклад, то это приводит к патологическому процессу.

Признаки патологии

Симптомы расстройства адаптации не всегда ярко выражены и могут отличаться в каждом отдельном случае, что усложняет процесс постановки диагноза. Основные признаки обладают тревожным и депрессивным характером.

Дезадаптация сопровождается чувством неспособности справиться с неприятностями, которые появляются в жизни. При патологии пациент становится мнительным и раздражительным. Большинство людей отмечает появление чувства внутреннего напряжения.

Психиатрия расстройства адаптации имеет сведения, что оно сопровождается:

  • Беспокойством;
  • Устойчивым тревожным состоянием;
  • Внутренним дискомфортом;
  • Нарушениями в нормальном поведении.

У пациентов при патологии ухудшается настроения. В особо тяжелых случаях появляется тоскливое состояние. Человеку становятся неинтересными его привычные занятия. Человек истощается физически и умственно, поэтому он не может взвешено принимать решения. Он не анализирует ситуацию и не несет ответственность за принятые решения.

Дезадаптация имеет смытую клиническую картину, поэтому при появлении первых подозрительных симптомов рекомендуется обратиться за помощью к специалисту, который правильно поставит диагноз и назначит эффективное лечение.

Виды патологии

В соответствии с причинами и особенностями протекания дезадаптация разделяется на несколько разновидностей:

  • Расстройство социальной адаптации. При патологии пациент не может общаться с привычным кругом друзей и знакомых. Он постепенно от них отдаляется и уединяется. При тяжелом протекании патологии пациент не может находиться в обществе вообще. Он месяцами может не выходить из квартиры.
  • Депрессивное расстройство адаптации. Заболевание развивается на фоне депрессий. Человек постоянно находиться в подавленном состоянии. Они не имеют желания к общению и постепенно утрачивают привычные интересы.
  • Расстройство психической адаптации. Возникает патологический процесс в виде острой реакции на стресс, которая развивается в виде психологического шока. Он сопровождается разными нарушениями в психике.
  • Пролонгированное расстройство адаптации. Патологический процесс характеризуется длительным течением. Ситуация усугубляется при появлении стрессовой ситуации различной степени выраженности.
  • Тревожное расстройство адаптации. При этом виде патологии у пациентов появляются тревожные симптомы при любых обстоятельствах.
  • Смешанное расстройство адаптации. Эта форма патологии совмещает в себе несколько из вышеперечисленных.

Существует несколько видов патологии, которые рекомендуется определять, чтобы проставить правильный диагноз расстройство адаптации.

Диагностические мероприятия

Определить дезадаптацию может только квалифицированный специалист. Он определяет развитие соматических симптомов у детей и подростков и тревожных признаков у пожилых людей, которые свидетельствуют о протекании патологии. Постановление диагноза проводится в соответствии с диагностическими критериями DSM-III-R:

  • Реакции на явные психосоциальные стрессы, которые появляются в течение трех месяцев.
  • Характера дезадаптации. На этом этапе диагностики определяется наличие нарушений в учебе или работе и симптомов, которые не должны присутствовать при стрессе.
  • Длительности реакции дезадаптации более 6 месяцев.

При дезадаптации рекомендуется проведение дифференциальной диагностики. Патологию нужно отличать от таких состояний, как расстройства, появляющиеся на фоне употребления психоактивных препаратов, расстройства посттравматического характера, возникающих на фоне стресса, ароматизация.

Терапия заболевания

Лечение расстройств адаптации требует использовать психотерапию. Рекомендуется проводить групповую терапию для пациентов, которые переживают одинаковый стресс, например, у пенсионеров или людей, имеющих одинаковое хроническое заболевание.

Индивидуальная психотерапия направлена на то, чтобы человек начал понимать, что возникновение заболевания наблюдается при стрессе. Это основная причина патологии.

Если методы лечения подбираются правильно, то у пациента появляется сила и выдержка, с помощью которых проводится борьба со стрессом.

https://www.youtube.com/watch?v=ikSovwZupWI

Во избежание вторичной выгоды рекомендуется правильное проведение психиатрического решения. Успешной терапия заболевания будет при внимательном и трепетном отношении доктора к пациенту. При появлении симптомов вторичной выгоды процесс лечения осложняется.

Если диагностируются тревожно депрессивные расстройства, то это требует медикаментозной терапии. Пациентам рекомендован прием антитревожные препаратов, трициклических агентов, с помощью которых устраняется депрессивное состояние.

При дезадаптации пациент может становиться чрезмерно агрессивным, что приводит к конфликтам на работе или в школе, совершению правонарушений и т.д.

Врачи не должны оправдывать эти действия пациентов и стараться их оправдать перед правоохранительными органами. При такой линии поведения доктора эмоциональное состояние человека не улучшается.

Кроме того, он не критикует себя, и такое неприемлемое в социуме поведения становится нормой для него.

Дезадаптация – это опасный патологический процесс, который имеет смытую клиническую картину. Именно поэтому патология часто диагностируется несвоевременно. Выбор метода лечения должен проводиться доктором, что обеспечит его результативность.

Видео:CОЦИОФОБИЯ – 4 симптома социальной фобии, как определяется диагнозСкачать

CОЦИОФОБИЯ – 4 симптома социальной фобии, как определяется диагноз

Адаптация и дезадаптация

Соц дезадаптация

Адаптация и дезадаптация. Чаще всего словами «адаптация» и «дезадаптация» мы характеризуем период привыкания к детскому саду, школе или к другому детскому коллективу.

Однако адаптивность ребенка, как правило, видна и раньше: например на детской площадке, куда малыш приходит вместе со взрослыми или, наоборот, когда к вам домой приходят гости. Все дети ведут себя по разному.

От чего это зависит? Чем обусловлено?

Среди основных причин дезадаптации можно выделить: индивидуальные особенности ребенка, уровень развития, особенности коммуникативной сферы (вынесем этот пункт отдельно, за рамки «особенностей личности»), привычные модели поведения, межличностного взаимодействия в семье. Но, кроме этого, очень важна психологическая готовность к посещению детского учреждения. Мы можем к ней отнести: опыт и навыки общения с детьми и взрослыми.

Признаки дезадаптации у дошкольника

Длительность адаптационного периода может быть от одного до нескольких месяцев, есть признаки, которые мы можем считать закономерными в этот период. Все эти проявления клинически характеризуются как «невротические» или «адаптационные» реакции и ориентироваться надо не на их наличие, а на длительность и степень проявления. Итак:

1. Эмоциональные нарушения, такие как излишняя капризность, плаксивость, бывает наоборот, ребенок становится тихим, эмоциональные проявления минимальны.

2. Нарушения поведения. Возвращается или усиливаются проявления «кризиса 3 лет», протестное поведение, агрессия, девиантное поведение

3. Проблемы со сном: любые, симптоматика зависит от особенностей нервной системы малыша. У одного будет поверхностный сон с яркими, подчас пугающими сновидениями, у другого – трудности засыпания или пробуждения.

4. Проблемы с аппетитом: также индивидуальны в проявлениях.

5. Снижение иммунитета и, как следствие, частые простудные заболевания. Это ответ организма на стресс.

6. Невротические симптомы, например, энурез и другие.

7. У детей с формирующейся речью, может быть снижение этой функции, возвращение на более низкий уровень речевого развития. Если речь сформована и к моменту начала посещения детского сада ребенок уверенно владеет ей на возрастном уровне, такие проблемы не возникнут или они будут минимальны.

Профилактика социальной дезадаптации – подготовка к детскому саду

Готовить ребенка к поступлению в детский сад необходимо заблаговременно. Важны три основных компонента, а именно:

• ОБЩЕНИЕ: активно приучать малыша к общению с детьми своего возраста и взрослыми, делиться игрушками, обращаться по имени, знакомиться, представляться и предлагать игру, иногда оставляйте его ненадолго со взрослыми – бабушкой, тетей, подругой и т.д.

• НАВЫКИ: к 2-м годам самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться горшком и сообщать взрослому об этом, мыть руки, к бодрствованию и засыпанию без соски

• ПОНИМАНИЕ, ЧТО ЖДЕТ ЕГО В ДЕТСКОМ САДУ: необходимо заранее познакомиться с условиями ДОУ и приблизить к ним условия воспитания в семье (режим дня, характер питания)

• расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, подробно расскажите ребенку о детском садике — что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок

• заранее познакомьте малыша с детьми и воспитателями группы, в которую он в скором времени пойдет

• избегайте обсуждения при ребенке волнующих вас проблем, связанных с детским садом

• НЕ пугайте малыша детским садом (бывает и такое)

АДАПТАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА :

  • придумайте «секретные» знаки утреннего прощания, (ритуалы снижают тревогу, а наличие особого, только вашего действия, усиливает ощущение связи с родными даже при расставании).
  • избегайте наказаний, если Вы знаете, что поведение и эмоции малыша являются адаптационными реакциями.

    Не поощряйте их и не потакайте, скажите: «я вижу, что сердишься (у тебя капризное настроение, хочется плакать и т.д.), я понимаю, что ты устал и у тебя был длинный день в детском саду, но я не позволю тебе так себя вести. Давай спокойно посидим, обнимемся, почитаем книжку / посмотрим мультфильм /расскажу сказку / помолчим.

    Дорогие мамы! Оправдания «я весь день работала, нет времени и надо готовить ужин, меня уволят с работы, разлюбит муж, я тоже имею права на отдых, у меня кроме него еще 1-2 детей» и т.д. надо забыть на период адаптации.

    Помните, что в этот период ребенок требует понимания (не баловства и потакания), повышенного внимания и совета о родителей: что же делать, когда так плохо, как мне справиться с этим. У ребенка нет опыта, а иногда, есть – негативный, если он перешел в другой детский сад или возвращается после летних каникул.

  • дайте малышу в детский сад игрушку или любую вещь (кусочек дома); если есть риск потерять или в вашем детском саду это не разрешено, обговорите заранее, что секретный талисман / волшебный платочек/ что-то другое/ будет лежать в шкафчике, и его можно потрогать и посмотреть перед прогулкой и т.д.

    Еще один прием из личного опыта: обменяться с ребенком маленькими игрушками (или «чем-то еще»), сказать, что Вам так важно, что с собой в сумке лежит этот «?», что Вы его один раз вытаскивали и вспоминали о сыне/дочке и скучали, и дождались вечера и так рады встрече.

  • индивидуальный график посещения и «каникулы», удобные Вам. Например, выходной день среди недели.

    Основное правило – выходной день не должен назначаться из-за отказа ребенка утром или с вечера идти в детский сад. Это частая и основная ошибка, которую совершают родители, после этого уговорить малыша и наладить процесс очень трудно.

    В этом случае надо настоять на посещении, при этом сказать, что «завтра можно сделать выходной», или: «сегодня надо обязательно пойти, но я могу СЕГОДНЯ забрать тебя пораньше и, при возможности, буду так делать. Вы, взрослые, регулируете процесс, а не ребенок! Наша с вами жалость не помогает, а вредит детям!

  • про игры, сказки и книжки писала раньше.

  • в период адаптации необходимо ограничить просмотр телевизора, посещение развлекательных центров, театра, цирка и т.д. Несмотря на то, что ребенок при этом испытывает положительные эмоции, для нервной системы это серьезная перегрузка.

  • когда проходит адаптция необходимо исключить серьезные изменения в режиме, переезды, посещение новых кружков, секций, изменения в составе семьи. В этом случае, даже при положительных переменах (слышу ваше: «он же сам хотел») в психической жизни ребенка будут реализовываться ДВА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ. Очень нагрузочно для нервной системы.

  • в период адаптации необходимо исключить ПРИУЧЕНИЕ к чему-либо или ОТУЧЕНИЕ о чего-либо, т.е. формирование навыков. Если ребенок к началу посещения детского сада: спит с родителями, не просится на горшок, сосет соску, перед сном имеет грудное кормление и т.д., независимо возраста ребенка, в период адаптации это нельзя менять. После адаптации – можно.

    Тем более, будет повод: «ты уже такой большой, многому научился, ходишь в детский сад, я уверена, что сможешь и … «навык» …» И ни в коем случае: «другие дети в детском саду уже давно спят отдельно, перестали сосать соску и т.д. – это может быть и убедит ребенка, но нанесет удар по его самооценке и может свести на нет все ваши правильные действия в адаптационный период.

  • в период адаптации, а также до и после него, у малыша должна быть достаточная физическая активность в виде утренней зарядки, водных процедур (да-да, не удивляйтесь, ежевечернее купание в ванне с игрушками и пеной, душ), сенсорных игр с водой, песком, пластилином, колючим конструктором, использованием массажных ковриков, тапочек, мячиков, качание на качелях и лазанье по лесенкам и горкам.
  • в период адаптации, а также до и после него, полезен вечерний ритуал: книжка, обсуждение прошедшего дня (не допрос: «что было в детском саду?»), любимая сказка и слова мамы и папы, что они уверены в своем малыше, что любят его и все у него будет отлично (такая вот медитация перед сном), наполненные положительными эмоциями выходные дни.

Литература по теме адаптация и дезадаптация

Осенью многие дети пойдут в детский сад. Кто-то в первый раз, кто-то после летних каникул. Начать тему адаптации к детскому саду хочу с подборки хороших книг для чтения с детьми.

1. Маша и Миша идут в детский сад. Фелисити Брукс

2. Энциклопедия для малышей. В детском саду. Издательство «Махаон».

3. Зайка идет в садик. Ольга Громова

4. Я иду в детский сад. Карина Овсепян.

5. Мыша в детском саду. Люси Казенс

6. Конни идет в детский сад. Лиана Шнайдер.

https://www.youtube.com/watch?v=3W5BU-hIfiQ

В этих книгах в понятной детям форме описаны ситуации, в которых они сами оказываются каждый день. Но, самое главное, в этих книгах описаны эмоции и переживания героев, также созвучные чувствам ребенка.

Литература для родителей:

1. Василькина Ю. Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад.

2.Безингер А., Васильева Н. Пора в детский сад. Самоучитель для родителей.

3. Реуцкая О. Первый раз в детский сад.

4. Баркан А. Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться?

5. Агаджанова С. Как не болеть в детском саду.   Тест Люшера — http://psytests.org/luscher/fullcolor.html

🔥 Видео

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ. Отношения и психические расстройства. Психология отношений.Скачать

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ. Отношения и психические расстройства. Психология отношений.

социальная дезадаптация - бич 21 века.Скачать

социальная дезадаптация - бич 21 века.

У меня расстройство адаптации: Нонна | Быть молодымСкачать

У меня расстройство адаптации: Нонна | Быть молодым

Страх общества или проблема социальной адаптации | «С разных сторон» №1Скачать

Страх общества или проблема социальной адаптации | «С разных сторон» №1

СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ДЕЗАДАПТАЦИЯ ВОЛЕВОЙ ФУНКЦИИ ЧАСТЬ #1Скачать

СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ДЕЗАДАПТАЦИЯ ВОЛЕВОЙ ФУНКЦИИ ЧАСТЬ #1

Schizoid personality /Шизоидная личность: Живу внутри себя / Психотерапия и социальная адаптацияСкачать

Schizoid personality /Шизоидная личность: Живу внутри себя / Психотерапия и социальная адаптация

Расстройство Личности как Адаптивный Механизм в Неблагополучной Соц. Среде ~ Обьективно-ДезадаптацияСкачать

Расстройство Личности как Адаптивный Механизм в Неблагополучной Соц. Среде ~ Обьективно-Дезадаптация

Социальное Тревожное РасстройствоСкачать

Социальное Тревожное Расстройство

Вероника Степанова. Социофобия. Психотерапия.Скачать

Вероника Степанова. Социофобия. Психотерапия.

У меня социальная дезадаптацияСкачать

У меня социальная дезадаптация

Расстройство адаптации: ✅ лечение, симптомы и причины расстройства приспособительных реакцийСкачать

Расстройство адаптации: ✅ лечение, симптомы и причины расстройства приспособительных реакций

СОЦИОФОБИЯ: причины, признаки, последствия | Как избавиться от ТРЕВОГИ? | Лечение СОЦИОФОБИИСкачать

СОЦИОФОБИЯ: причины, признаки, последствия | Как избавиться от ТРЕВОГИ? | Лечение СОЦИОФОБИИ

Участие в социальных сетях как фактор эмоциональной дезадаптации».Скачать

Участие в социальных сетях как фактор эмоциональной дезадаптации».

ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ АЛКОГОЛИКОВ: схема выживания, адаптация и дезадаптация в жизни.Скачать

ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ АЛКОГОЛИКОВ: схема выживания, адаптация и дезадаптация в жизни.
Поделиться или сохранить к себе: