Социально психологические особенности детей инвалидов

Социально психологические особенности детей инвалидов Ребенок
Дети-инвалиды как объект социальной работы

Социально психологические особенности детей инвалидов

Увеличение числа детей-инвалидов – одна из особо актуальных проблем настоящего времени. В России остроту проблеме добавляет то, что система оказания помощи данной категории детей до $1917$ года не сложилась, а позднее, почти $70$ лет работа с такими детьми проводилась в специальных учреждениях изолировано от общества.

Замечание 1

Согласно «Декларации о правах инвалидов», инвалид — любой человек, не способный полностью или частично самостоятельно обеспечить потребности нормальной личной, а также социальной жизнедеятельности в силу врожденного или приобретенного недостатка или физических и умственных возможностей.

Замечание 2

Следует отметить, что сейчас идет процесс использования более гуманной терминологии. И термины «инвалид» и «ребенок-инвалид» постепенно заменяются на «дети с неспособностями» или «дети с ограниченными возможностями».

Избегают так же употребление следующих наименований: слепой, заика, глухой, стараясь заменять их словосочетаниями: «человек с ослабленными слухом, зрением, речевым развитием». ВОЗ не рекомендует использовать термины: умственная неполноценность, идиотия, имбецильность.

Дефектологи в обозначении детей-инвалидов стараются использовать такие понятия, как «дети с нарушениями» или «дети с образовательными трудностями».

У детей-инвалидов определяется $4$ степени нарушения здоровья:

  • $1$ степень определяется при легком, умеренном нарушении функций, которые являются показателем к установлению инвалидности у детей, но не приводят к необходимости определять инвалидность у лиц старше $18$ лет;
  • $2$ степень устанавливается при наличии ярко выраженных нарушений в функционировании органов и систем, которые ограничивают социальную адаптацию ребенка;
  • $3$ степень соответствует второй группе инвалидности у взрослых;
  • $4$ степень определяется при ярко выраженных нарушениях в функционировании органов и систем, которые приводят к социальной дезадаптации ребенка.
Содержание
  1. Основные заболевания, приводящие к инвалидности
  2. Социальные проблемы детей-инвалидов и способы их решения
  3. Виды реабилитации детей-инвалидов
  4. Реабилитация детей-инвалидов – что это?
  5. Медицинская
  6. Социальная
  7. Психологическая
  8. Комплексная
  9. Адаптационное обучение инвалида и его семьи
  10. Сколько нужно детей-инвалидов для реабилитационного центра
  11. Заключение
  12. Что такое детская инвалидность?
  13. Понятие инвалидность
  14. Структура «детской-инвалидности» в соответствии с понятием инвалидность
  15. Нарушения психического и умственного характера
  16. Нарушения физического характера
  17. Кто такие «дети–инвалиды»?
  18. Место социально-психологической недостаточности, в определении инвалидности
  19. Дети с врожденными особенностями развития
  20. Дети с ОВЗ в образовании, их особенности, шкала ограничений, классификация
  21. Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании
  22. Классификация и виды
  23. Психологические особенности детей с ОВЗ
  24. Шкала ограниченных возможностей
  25. Недуг
  26. Дефекты с потерей жизненно важных способностей
  27. Недееспособность
  28. Какие заболевания входят в ОВЗ
  29. Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде
  30. В дошкольном учреждении
  31. В школе
  32. Коррекционная школа
  33. Интеграция
  34. Инклюзия
  35. Смотреть видео
  36. Психологические проблемы инвалидов
  37. Психические состояния людей с ограниченными возможностями
  38. Личностные проблемы детей-инвалидов
  39. 🔥 Видео

Основные заболевания, приводящие к инвалидности

Выделяются основные группы заболеваний, соответствующие определенным группам инвалидности. Одна из таких групп — нервно-психические заболевания.

К наиболее распространенным заболеваниям данной группы относятся ДЦП, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения, умственная отсталость, болезнь Дауна, аутизм.

При этом следует различать умственную и психическую неполноценность.

У детей-инвалидов с признаками умственной неполноценности часто наблюдаются нарушения всех состовляющих психической деятельности: памяти, мышления, внимания, речи, эмоциональной сферы, моторики.

Но в результате специальных упражнений и занятий такие дети могут достигнуть хороших результатов. Проблемы таких детей требуют вмешательства специалистов в области педагогики и абилитации в контакте с семьей.

Психическая неполноценность характеризуется многочисленными сдвигами, оказывающими влияние на эмоциональные функции и поведенческие характеристики.

Чаще всего данные заболевания возникают внезапно, являясь результатом биохимических изменений, употребления наркотиков, переживания тяжелого, длительного стресса, психологических конфликтов.

Душевные болезни требуют вмешательства специалистов медицины и психиатрии.

Бывает сложное сочетание умственной отсталости и психической недостаточности. Это создает сложности при диагностике заболеваний. Работа с такими детьми требует от специалистов высокой квалификации.

Еще одна группа – это заболевания внутренних органов, занимающие лидирующее положение в структуре детской инвалидности. Это обусловлено частым переходом заболеваний в хроническую форму, сопровождающуюся функциональными нарушениями.

Связано это с поздней выявляемостью нарушений и низким уровнем реабилитационных процедур. В силу такого рода заболеваний дети не в состоянии вести активный образ жизни, снижается уровень общения со сверстниками.

Появляется рассогласованность между необходимостью нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полной реализации.

Социальная депривация усугубляется длительным пребыванием ребенка в специальных учреждениях, где социальный опыт достаточно ограничен и общение осуществляется только между детьми с ограниченными возможностями. Результатом этого является задержка в развитии социальных, коммуникативных навыков, формирование не совсем адекватного представления об окружающем мире.

Поражение и заболевания глаз, сопровождающиеся постоянным снижением остроты зрения также относятся к заболеваниям, в результате которых присваивается инвалидность. Психическое развитие ребят с дефектами зрения зависит от периода, в котором возникла патология, а также от времени начала коррекционной работы.

Дефекты психического развития при этом могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций сохранных анализаторов. При работе с такими детьми следует обогащать их чувственный и практический опыт, постепенно включать ребенка в общество здоровых сверстников.

В работе с данной категорией детей следует использовать их особую чувствительность к музыке.

https://www.youtube.com/watch?v=kmAqQKe9haI

Число онкологически больных детей в последнее время увеличивается довольно быстро. При онкологическом заболевании кризисы могут сменяться достаточно длительными периодами стабилизации, во время которых проводится реабилитация больного.

Специфика лечения в сочетании с возрастными и межличностными особенностями детей приводят к возникновению изменений изначально в физическом, а далее и в психическом состоянии ребенка. Отмечается ухудшение характера детей в результате болезни, трудности во взаимоотношениях с родителями, отгороженность и замкнутость, раздражительность, агрессия и иные проявления невротического характера.

Дети с онкологическими заболеваниями отгорожены от внешнего мира, что может вызвать задержку в развитии социальных навыков и социальную дезадаптацию.

Поражения и заболевания органа слуха также приводят к инвалидности. По степени снижения слуха выделяют глухих и слабослышащих. Глухие могут быть с наличием или отсутствием речи.

Особенности поведения детей с нарушенным слухом разнообразны. В основном это зависит от причин нарушения. У детей с ранним ограниченным повреждением мозга наблюдается повышенная психическая истощаемость и раздражительность.

Среди глухих часто встречаются дети замкнутые.

Социальные проблемы детей-инвалидов и способы их решения

Замечание 3

Болезни, приводящие к инвалидности безусловно сказываются на поведении ребенка, его отношениях с окружающими людьми. Болезнь создает барьеры для детей-инвалидов и их семей на пути к нормальной жизни, к их интеграции в социум.

Ребенок–инвалид и его семья сталкиваются со следующими проблемами:

  • разноплановая зависимость инвалидов от родителей, опекунов;
  • семья у детей-инвалидов, как правило, не полная;
  • усиленная опека ребенка, со стороны родителей, которая не дает ему развиваться;
  • слабая профессиональная подготовка детей с ограниченными возможностями;
  • трудности транспортировки и самостоятельного перемещения;
  • недостаточное правовое обеспечение;
  • негативное по отношению к инвалидам общественное мнение;
  • отсутствие центров социально-психологической реабилитации.

В силу особенностей детей с ограниченными возможностями и их нужд, потребностей, им требуется профессиональная помощь специалистов. Такая помощь должна быть не просто медицинской, она должна быть комплексной и охватывать все стороны жизни особенного ребенка.

Огромное влияние на формирование личности ребенка-инвалида оказывает семья. Судьба детей с ограниченными возможностями в значительной степени зависит от позиции членов их семьи. С появлением в семье ребенка-инвалида возникают различные типы реагирования.

Это обусловлено уровнем знаний, культурой, личностными особенностями родителей. Это событие сопровождается потрясением и вводит родителей в состояние стресса, порождает чувство растерянности, беспомощности, очень часто провоцирует распад семьи.

В данной ситуации важна поддержка квалифицированного социального педагога. Его работа заключается в изучении психологического климата в семье, межличностных отношений внутри нее, в определении морально-психологических возможностей родителей и родственников.

Социальному педагогу следует направить усилия семьи в рациональное русло.

Замечание 4

Ситуация в семье ребенка-инвалида часто усугубляется экономическим фактором: платный уход, дорогостоящие медицинские консультации и лекарства, дополнительное питание, средства реабилитации. Решение данной проблемы – забота государства, выполнение им своей социальной функции.

Видео:Социальный ролик: посмотрите на воспитание под другим угломСкачать

Социальный ролик: посмотрите на воспитание под другим углом

Виды реабилитации детей-инвалидов

Социально психологические особенности детей инвалидов

Реабилитация детей с инвалидностью – единственный способ адаптировать их к реалиям общества. Выполнение программы, разработанной по результатам медико-социальной экспертизы, ведет к частичному или полному преодолению ограничений физического характера. Иногда удается достичь такого состояния здоровья ребенка, при котором он смог бы безболезненно пройти социализацию.

Реабилитация детей-инвалидов – что это?

Реабилитация – это система мер, принятие которых помогает людям с ограниченными возможностями здоровья начать вести нормальный образ жизни. Получить образование, работать и быть полноправным членом социума – вот цели, которых можно достигнуть.

Цель реабилитационных мероприятий в отношении ребенка состоит в восстановлении его социального положения. Не менее важно достигнуть такого уровня материальной независимости, когда с адаптацией в обществе уже не будет возникать проблем.

Одно из главных препятствий на пути реабилитации детей-инвалидов заключается в сниженной (или полностью отсутствующей) мобильности, в замкнутости (отсутствии сильного желания контактировать с внешним миром). Поэтому на решение задачи раскрытия их потенциала должны направляться все усилия участников восстановительного процесса. Ребенку-инвалиду нужно создать наиболее комфортные условия существования.

https://www.youtube.com/watch?v=W6ZpLG2g9wY

Обеспечение адекватных условий для медицинской и психологической поддержки ребенка с инвалидностью, а также для оказания адекватной социальной помощи – одна из приоритетных задач государственной политики.

В качестве нормативной базы здесь выступают, прежде всего, Декларация о правах ребенка и Декларация о правах инвалидов.

Вопрос о социальной защите раскрывается и в ряде Федеральных законов нашей страны (среди них ФЗ № 181, ФЗ № 419 и ФЗ № 166).

Существует несколько видов реабилитации для тех лиц, которые по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. А именно:

  • медицинская;
  • социальная;
  • психологическая;
  • профессиональная;
  • физическая.

Имеет смысл говорить и о комплексной реабилитации, которая включает в себя все основные направления восстановительной работы с ребенком.

Медицинская

Весь комплекс мероприятий, реализуемый с целью уменьшения воздействия на организм той патологии, которая и вызвала ограничения, называется медицинской реабилитацией детей инвалидов.

Поскольку медицинская помощь представляет собой один из пунктов адаптационной политики государства, она оказывается бесплатно и в полном соответствии с законодательством. Главное, что дает медицинская реабилитация – это улучшение физического состояния ребенка.

Впоследствии на этой основе становится легче проводить развивающие мероприятия, к примеру, обучение.

Социальная

Социальная реабилитация детей инвалидов предполагает длительную работу в направлении как можно более полной адаптации ребенка в обществе. Предполагаются следующие шаги:

  • подготовка к получению образования и зачислению в учебное заведение особого типа;
  • развитие физических и духовных задатков;
  • создание условий, позволяющих наиболее полно принимать участие в жизни социума;
  • улучшение условий проживания;
  • формирование оптимального и комфортного контакта с окружающим миром;
  • организация досуга;
  • проведение мероприятий развлекательного характера;
  • полноценное подключение к процессу реабилитации родных и близких.

Социальные службы призваны работать в направлении выравнивания возможностей детей-инвалидов.

Подключая к процессу родителей и ближайшее окружение, можно ожидать более объективной оценки способностей инвалида с их стороны и, как следствие, большей социальной активности.

Именно благодаря социальной реабилитации удается планомерно и безболезненно включать детей инвалидов в деятельность общества.

Психологическая

Поскольку психологическая составляющая мироощущения ребенка определяется родительским отношением, работу психологов необходимо ориентировать и на взрослых.

Первая задача, которую приходится решать в рамках психологической реабилитации, заключается в определении того, как именно родители видят сложившуюся в семье ситуацию.

Вполне вероятно, что позиция матерей и отцов по этому вопросу потребует корректировки.

Доверительные отношения, адекватная родительская точка зрения на происходящее послужат адекватному становлению ребенка. Психология взаимоотношений в семье с инвалидом – сложная тема, исследования которой ведутся до сих пор. Имеющиеся наработки позволяют правильно организовать реабилитационные мероприятия, которые могут проводиться в различной форме:

  • точечная психологическая помощь;
  • консультации;
  • беседы;
  • психологические тренинги;
  • ролевые игры.

Комплексная

Сочетание всех вариантов реабилитации воплощается благодаря комплексному подходу. Он относится к числу наиболее адекватных подходов, когда речь заходит о ребенке и его социализации. Последовательность мероприятий и тесный контакт родителей, врачей, педагогов, логопедов и иных специалистов позволяют добиться весомых результатов.

Составляемая по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) индивидуальная программа реабилитации должна быть комплексной. Только благодаря сочетанию психологических, медикаментозных и физических методов удается добиться многофакторного восстановления несовершеннолетнего инвалида.

https://www.youtube.com/watch?v=1UNG9mY9dn8

Если речь идет о семейной реабилитации (проводится в домашних условиях), то в рамках комплексного подхода в нашей стране реализуется практика домашнего визитирования.

Родители постоянно получают поддержку врачей, психологов и соцработников, которые при посещении каждой семьи наблюдают и при необходимости корректируют работу по восстановлению ребенка.

Такая программа позволяет преодолеть социальный вакуум, который часто становится неизбежным следствием инвалидности человека.

Адаптационное обучение инвалида и его семьи

Социально-бытовая адаптация включает в себя и процесс обучения. В нем помимо родителей и самого ребенка участвуют:

  • социальный работник;
  • психолог;
  • врач по реабилитации.

Регулярные занятия, продолжительность которых составляет от одной до двух недель, направлены на то, чтобы обучить ребенка вместе с его семьей.

Сроки обучения определяются разработанной индивидуальной программой реабилитации, поэтому они меняются в зависимости от конкретного случая.

Разбираемые на лекциях вопросы затрагивают разные темы: от особенностей течения основного заболевания до методов ухода за ним и видов технических средств реабилитации.

Итогом обучения становятся знания, навыки и умения, которые необходимы как самому ребенку с инвалидностью, так и его родителям. Формирование групп производится с прицелом на конкретное заболевание (нозологический принцип).

Сколько нужно детей-инвалидов для реабилитационного центра

Свод правил, посвященный реабилитационным центрам, определяет их величину из расчета 100 мест на тысячу детей-инвалидов, проживающих в городе или районе. Ответ на вопрос о том, сколько же должно быть койко-мест в заведении, находится в том же своде правил.

Центр будет отвечать своему названию, когда минимальная планка установлена на отметке в 50 мест, максимальная составляет 300 мест. Только при соблюдении таких условий заведение, главная задача которого состоит в реабилитации детей с установленной инвалидностью, получает право претендовать на статус центра.

Показатель вместимости центра определяется с учетом количества мест в стационарах (дневном и круглосуточном).

Заключение

Реабилитационные мероприятия дадут результат только при подходе, включающем в себя медицинские, социальные, психологические и иные аспекты. Участие врачей, психологов и родителей в процессе восстановления ребенка – это то, без чего не обойтись. Без тщательно разработанной программы добиться социальной адаптации будет гораздо сложнее.

Видео:Социально-психологическая адаптацияСкачать

Социально-психологическая адаптация

Что такое детская инвалидность?

Социально психологические особенности детей инвалидов

Наше общество на сегодняшний день еще не может перестроиться и начать воспринимать детей с особенностями развития как полноценных членов социума. Да, предположим, что такие люди не в силах делать все то, что делают обычные люди, но у каждого в нашем мире есть своя роль.

Нет ни одного живого существа на нашей планете, которое жило бы просто так, бесцельно. Тоже касается и людей с ограниченными возможностями.

Может многие из них физически и не могут что-либо производить, зато их роль в формировании здоровой человеческой духовности, гуманности и терпимости просто незаменима.

До недавнего времени в нашей стране, можно сказать, не было инвалидов, да и понятия инвалидность не существовало, так как в обществе они появлялись крайне редко или не появлялись вообще.

Но постепенно ситуация начала меняться. На сегодняшний день жизнь особенных детей стала более разнообразной.

Но для того, чтобы они максимально комфортно смогли жить в социуме, им нужна помощь и поддержка того самого социума.

https://www.youtube.com/watch?v=SbZSqCSeGb0

Казалось бы появилось достаточно много социальных роликов и рекламы, но одним популизмом дело не исправишь.

Необходимо, чтобы дети-инвалиды стали чаще выходить в свет, посещать массовые мероприятия, театры, кинотеатры и так далее.

Только при непосредственном контакте общество сможет научиться принимать особенных людей, проявлять понимание, терпение, и при этом не испытывать жалости, видя в них такого же члена общества, как и они сами

Важно работать с семьями, в которых воспитываются особенные детки. Надо разъяснять ситуацию, объяснять как себя вести, давать необходимые знания для этого, придавать уверенности и чувство защищенности. Тогда семьи будут знать, что они находятся в социуме, а не за его пределами

Родителям необходимо с пониманием и спокойствием относиться к проблеме ребенка, не стесняться его и не обращать внимания на взгляды и возможные реплики духовно и интеллектуально бедных людей. Родители должны, несмотря ни на что, любить своего малыша. Для того чтобы родители к этому пришли, необходимо индивидуально подходить к ситуации, учитывая их личностные качества.

Понятие инвалидность

По определению «детская инвалидность» – это частичная или полная потеря возможности получать образование наравне с остальными, а также в полной мере участвовать в социальной жизни.

Ребенок-инвалид имеет стойкие нарушения здоровья, которые могут возникнуть как внутриутробно, так и в процессе его роста. В результате таких изменений ребенок частично или полностью теряет поведенческий, психический, физический, а также психофизический контроль. Он зачастую не может полноценно себя обслуживать, трудиться, учиться и общаться.

С каждым годом количество деток с особенностями развития растет. Причин много, но результат известен.

Для того чтобы максимально, в соответствии с ситуацией, откорректировать состояние такого малыша, необходимо как можно раньше выставить ему диагноз и начинать работать, долго, тяжело и упорно. И поверьте в итоге вы получите результат. Не у всех он будет одинаков.

Но ситуация с места точно сдвинется. И этот вывод взят не из воздуха. Так получилось, что в моей семье несколько человек родилось с проблемами. От одного малыша вообще предлагали отказаться, так как по прогнозам врачей он должен был стать, так сказать, «овощем».

Но упорный и терпеливый труд матери принес плоды. Спустя определенное время ребеночек стал «расти». И не просто развиваться, а довольно активно. Таких детей относят к числу одаренных детей.

У второго пусть все сложилось немного не так, но итог был также неплох.

Понятно, что нельзя всех ставить в один ряд. Помимо психофизических проблем и ситуации в семьях разные. А семья – это одна из главных формирующих ребенка сфер.

Так получается, что большинство детей-инвалидов воспитывается в неблагополучных семьях, а там говорить о полноценном участии родителей и комфортной моральной обстановке не приходится. Именно семья, в первую очередь, должна заложить зерно в формирование личностных качеств ребенка. Семья – это основа.

Структура «детской-инвалидности» в соответствии с понятием инвалидность

На сегодняшний день не существует продуманных и четких критериев инвалидности. В связи с этим остается много неучтенных и не подпадающих под имеющиеся критерии детей. При этом они не меньше нуждаются в специальном обслуживании и воспитании.

Вот список распределения патологий по главному нарушению, приведшему к инвалидности:

  1. Нарушения умственного характера;
  2. Нарушение психики;
  3. Нарушение слуха и вестибулярного аппарата;
  4. Нарушение зрения;
  5. Нарушение обмена веществ и внутренних органов;
  6. Нарушение двигательной активности;
  7. Уродства;
  8. Остальные.

Нарушения психического и умственного характера

Такие нарушения относятся к психическим недостаткам. Умственные нарушения бывают врожденными, раноприобретенными и характеризуются недоразвитием психики и интеллекта.

В результате этого их поведение в обществе становится неадекватным. Дети с психическими нарушениями испытывают трудности в социально-психической адаптации.

Их нарушения могут быть как временными, так и постоянными, при этом они часто затрагивают речевые функции и эмоционально-волевую сферу.

Нарушения физического характера

Физические нарушения более разнообразны: слуховые, вестибулярные, метаболические (нарушение обмена веществ), висцеральные (поражение внутренних органов), проблемы с костно-мышечной системой, разнообразные пороки развития. Какие-то из них проходят, а какие-то являются постоянными (хроническими).

Кто такие «дети–инвалиды»?

Диагноз «инвалидность» выставляется в соответствии с критериями понятия инвалидность. Дети-инвалиды относятся к отдельной социальной группе, группе особого риска.

Но если посмотреть отстраненно, то все мы относимся к той или иной социальной группе.

По последним подсчетам Всемирной организации здравоохранения, на долю детского населения приходится около трех процентов детей-инвалидов.

В определении инвалидности на сегодняшний день важная роль отводится понятию «социально-психологическая недостаточность».

Место социально-психологической недостаточности, в определении инвалидности

К критериям социально-психологической недостаточности относятся:

  • Частичное или полное отсутствие физической независимости;
  • Ограничение обычной жизнедеятельности;
  • Невозможность полноценно получать образование;
  • Ограничение профессиональной деятельности;
  • Невозможность нормального экономического самообеспечения;
  • Ограничение способности к вливанию в социум.

Дети с врожденными особенностями развития

У детей, с установленной задержкой внутриутробного развития есть определенная динамика их развития после рождения.

У таких малышей сразу же после рождения проявляются нервно-рефлекторная возбудимость, или по-другому гиперактивность (беспокойство во время кормления, сна, постоянный плач, крик, резкие смены настроения и т.д.

), быструю истощаемость (нервно-психическую и физическую), синдром угнетения (повышенная сонливость, вялость, слабая реакция на окружающий мир), снижение слуха и зрения.

https://www.youtube.com/watch?v=79Ky-mMDlpw

В первую неделю жизни у деток с особенностями развития происходит сбивка в системе чередования и длительности сна и бодрствования. В конце первого месяца появляется синдром двигательных нарушений и гиперкинезия (повышенная двигательная активность).

К третьему месяцу снижается тремор (дрожание рук, ног, головы), исчезает, а к четвертому снижаются функции, которые впоследствии способствуют правильному и своевременному развитию речи.

К достижению девяти месяцев такие дети догоняют своих сверстников по моторике, но отстают от них по сенсорному восприятию.

К первому году из-за нарушения сенсорного, речевого и моторного развития эти дети начинают проявлять отставание в процессе обучения и понимания. Второй год жизни таких детей проходит с психомоторной задержкой, которая проявляется в нарушении двигательной активности и речи.

Третий год жизни. Для него характерно в 60% случаев отставание в речевом развитии и отставание в овладении новыми умениями.

К пяти годам определяются незначительные мозговые дисфункции (минимальные). Так же, примерно, у одной трети детей появляются фобии и астенический синдром (плаксивость, снижение настроения, слабость, безынициативность).

Они развиваются с отставанием на полгода по таким критериям как: скорость физического действия, моторное развитие, синхронизация, координация рук в движении (одновременное целенаправленное движение рук), кроме этого снижаются интеллектуальные показатели.

Последние исследования и открытия показали, что на улучшение развития данной группы детей можно воздействовать еще на антенатальном этапе (до зачатия). А это хороший шанс снизить детскую инвалидность и снизить частоту употребления понятия инвалидность.

Основными патологиями, приводящим к детской инвалидности, являются  заболевания опорно-двигательного аппарата и психоневрологические заболевания.  А вот что становится причиной развития таких состояний…

Причины увеличения инвалидности:

  • экологию и питание;
  • социальный дискомфорт (неприятие обществом, травля, самонереализация и т.д.);
  • не очень хорошие показатели уровня восстановительного лечения;
  • несоблюдение техники безопасности;
  • плохая реабилитационная система инвалидов и т.д.

Для коррекционного процесса важно взаимодействие комплекса восстановительных мероприятий: психолого-педагогического, медицинского и адаптационного. При этом необходимо учитывать физиологические психологические особенности ребенка. Только терпением, трудом и позитивным отношением можно добиться результата.

Видео:Морально-психологические аспекты общения с людьми с инвалидностьюСкачать

Морально-психологические аспекты общения с людьми с инвалидностью

Дети с ОВЗ в образовании, их особенности, шкала ограничений, классификация

Социально психологические особенности детей инвалидов

По статистике в России на 2019 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации. Рассмотрим основные вопросы об особенностях таких ребят, их проблемах и методах социализации.

Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.

Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.

Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.

https://www.youtube.com/watch?v=-GMhMYB5xfI

В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой.

Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие.

Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.

Классификация и виды

Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:

  • Дефекты слуха – это дети глухие или слабослышащие. Данный вид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок не может познавать мир и воспринимать информацию посредством слушания. Отсутствие общения с другими людьми в детстве приводит к невозможности воспроизведения речи. Эти дети, как правило, являются глухонемыми.
  • Нарушение зрения – в этой группе дети слепые или слабовидящие. Это также дефект по сенсорному типу. Зрение не используется для ориентирования и познавательной деятельности.
  • Тяжелые дефекты речи. Не развитая разговорная функция мешает коммуникациям, ограничивает познавательные возможности. Ребенок элементарно не в состоянии задать интересующий его вопрос. Это детки немые от рождения либо с невнятной, непонятной окружающим речью.
  • Среди заболеваний ОВЗ часто встречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которые отвечают за возможности движения. Ребенок не в состоянии ходить, иногда даже сидеть, у него отсутствует координация движения и т.д.
  • Задержка психического развития. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического заболевания.
  • Дефекты эмоционально-волевой сферы (аутические расстройства). Ребенок не может общаться с другими людьми, у него полностью парализована коммуникативная функция, социальные навыки не прививаются.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является слабовидящим.

Психологические особенности детей с ОВЗ

Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.

Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:

  • Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
  • Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
  • Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
  • Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
  • Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
  • Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
  • Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
  • Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
  • Неразвитость крупной и мелкой моторики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение

Шкала ограниченных возможностей

Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.

Недуг

Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.

Дефекты с потерей жизненно важных способностей

На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые доступны большинству людей.

Недееспособность

Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в какой-либо сфере деятельности.

Какие заболевания входят в ОВЗ

В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.

https://www.youtube.com/watch?v=3CuRCR_8Ho0

Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.

Группы детей с ОВЗ Описание заболеваний
Дефекты слуха1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками.2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки.
Аномалии зрения1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей. 2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2
Нарушения речи1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития. 2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью. 3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания.
Дефекты опорно-двигательного аппаратаВ этой группе заболеваний: сколиозы; периферические параличи и парезы; детский церебральный паралич;последствия полиомиелита.
Нарушение интеллекта1. Расстройства речи и языка. 2. Слабоумие. 3. Различные формы умственной отсталости. 4. Расстройства развития учебных навыков.
Аномалия аутистического спектраДетский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде

Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.

В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей.

Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду.

Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.

Как это происходит на практике.

В дошкольном учреждении

В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.

Их отличительными особенностями являются:

  • наличие в штате медицинских работников и психологов (при необходимости – сурдологов, логопедов, олигфренопедагогов);
  • разработанные индивидуальные программы развития и обучения;
  • малая численность групп (10-15 человек).

В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми.

Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.

В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить ухудшения физического и психологического состояния малыша.

В школе

С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.

Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:

  • страх перед обществом;
  • неумение общаться на равных;
  • низкая самооценка, излишняя стеснительность.

Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.

Коррекционная школа

В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу может быть показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые школы для слепых и глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень возможностей детей программы.

Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а развитие слепых ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.

Интеграция

Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных классов для детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе специальных методик, часто по упрощенной общей программе, адаптированной под возможности учеников.

https://www.youtube.com/watch?v=jAEthzLlNQM

Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с тем, ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в социум, приобретения коммуникативных навыков.

Инклюзия

Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.

При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.

Основными проблемами внедрения инклюзии являются:

  • дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты, найти правильные методы и слова для работы с особенными детьми;
  • отсутствие достаточного количества обучающих коррекционных программ.

Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными. Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.

Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.

Смотреть видео

Видео:Один день мамы двух детей-инвалидов: ключ к выживаниюСкачать

Один день мамы двух детей-инвалидов: ключ к выживанию

Психологические проблемы инвалидов

Социально психологические особенности детей инвалидов

Время чтения: ~4 минуты Ирина Смирнова 3208

По данным 2016 года, на территории России зарегистрировано 12,6 млн граждан, которые входят в I, II или III группу инвалидности.

Более 500 млн людей по всеми миру имеют физические, умственных и сенсорные ограничения, которые не дают им в полном мере пользоваться своими правами и возможностями, а также существовать в обществе.

В социуме нередко наблюдаются социальные барьеры для людей с ограниченными возможностями, что влечет за собой развитие психологических особенностей инвалидов, их иное восприятие действительности и другие реакции на внешние раздражители.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера.

Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей.

Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности.

Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

После встречи с проблемой инвалидности некоторые люди связывают свою жизнь с зависимостью от алкоголя

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е.

стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума.

Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Адаптация инвалидов

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

https://www.youtube.com/watch?v=NmGGbGrAyfI

Усугубляют ситуацию родители, которые позволяют этой демонстративности существовать и решают проблемы ребенка, с которыми он в состоянии справиться самостоятельно.

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.

Поддержка родственников — важный фактор на пути осознания собственных проблем людьми-ивалидами

Это лишь сокращённый вариант эмоций, испытываемых человеком, который получил инвалидность. Каждый воспринимает и оценивает приобретённый дефект по-разному, длительность любого из этапов строго индивидуальна.

Психология инвалидности подразумевает понимание того, что происходит внутри человека с ограниченными возможностями, чтобы помочь ему достичь лучшей адаптации, принять свое состояние и добиться улучшения качества жизни.

🔥 Видео

Социальный инфантилизм. Локус контроля. Акцентуации личности по К.ЛеонгардуСкачать

Социальный инфантилизм. Локус контроля. Акцентуации личности по К.Леонгарду

психологическая играСкачать

психологическая  игра

Психологические особенности детей инвалидов раннего возраста (от 0 до 3х лет)Скачать

Психологические особенности  детей инвалидов раннего возраста (от 0 до 3х лет)

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровьяСкачать

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ - Опыт обучения детей с ОВЗСкачать

Дети с ОВЗ - Опыт обучения детей с ОВЗ

Психологические проблемы инвалидов.Скачать

Психологические проблемы инвалидов.

Без лица: воспитатель детского сада рассказывает правду о работеСкачать

Без лица: воспитатель детского сада рассказывает правду о работе

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.Скачать

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.

Социально-психологическое сопровождение детей-инвалидов и воспитывающих их семейСкачать

Социально-психологическое сопровождение детей-инвалидов и воспитывающих их семей

Психолого педагогические особенности обучения инвалидов различных нозологических группСкачать

Психолого педагогические особенности обучения инвалидов различных нозологических групп

Как воспитывать ребёнка инвалида? Особенности воспитания. Советы детского психолога.Скачать

Как воспитывать ребёнка инвалида? Особенности воспитания. Советы детского психолога.

Психология детей с инвалидностьюСкачать

Психология детей с инвалидностью

Социальный интеллект школьника: возрастные особенности развитияСкачать

Социальный интеллект школьника: возрастные особенности развития

Психологические особенности детей с ОВЗ часть 1Скачать

Психологические особенности детей с ОВЗ часть 1

Психологические особенности людей с ОВЗСкачать

Психологические особенности людей с ОВЗ

Светлана Мамаева: Права на получение образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ | Вилла ПапирусовСкачать

Светлана Мамаева: Права на получение образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ | Вилла Папирусов
Поделиться или сохранить к себе: