Вечные темы в романе отцы и дети

Вечные темы в романе отцы и дети Ребенок
Содержание
  1. «Отцы и дети» — самый знаменитый роман Ивана Тургенева
  2. Исторический контекст романа «Отцы и дети»
  3. Этапы работы на романом
  4. Публикация романа «Отцы и дети»
  5. Николай Добролюбов и его роль в романе
  6. Краткое содержание романа «Отцы и дети»
  7. Тема романа
  8. «Отцы и дети» в культуре
  9. Проблематика романа Тургенева
  10. Конфликт между либералами и демократами
  11. Конфликт поколений
  12. Итог
  13. «Отцы и дети». Анализ романа Тургенева
  14. Композиция и сюжет
  15. Конфликты романа
  16. Экспозиция
  17. Завязка
  18. Развитие действия
  19. Кульминация
  20. Развязка
  21. Эпилог
  22. Конфликт внутренний
  23. Характеристика Базарова:
  24. Характеристика Аркадия:
  25. Характеристика Павла Петровича:
  26. Характеристика Николая Петровича:
  27. Характеристика Одинцова:
  28. Характеристика Авдотьи Кукшиной и Виктора Ситникова:
  29. Идейно-тематическое содержание романа «Отцы и дети»
  30. Жанровое своеобразие
  31. Художественные особенности и средства
  32. Сопоставление с другими произведениями
  33. Анализ романа Тургенева «Отцы и дети» | Литерагуру
  34. История создания
  35. Основные проблемы
  36. Характеристика героев романа
  37. Конфликт «отцов» и «детей»
  38. Главные темы
  39. В чём смысл книги?
  40. Критика о романе
  41. Что такое «нигилизм»?
  42. Почему отцы и дети вечная тема: рассуждение не тему важнейшей проблемы поколений и пример из литературы
  43. Роман «Отцы и дети» Тургенева
  44. Актуальность проблемы
  45. Литературные примеры
  46. 📹 Видео

Видео:"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разборСкачать

"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разбор

«Отцы и дети» — самый знаменитый роман Ивана Тургенева

Вечные темы в романе отцы и дети

«Отцы и дети» — роман И.С. Тургенева написан в 1860-1861 гг.. Первая публикация состоялась в 1862 году. 

Исторический контекст романа «Отцы и дети»

Иван Тургенев стал одним из первых писателей, которые в середине XIX века заметили и описали смену одного поколения российского общества другим. Написание и публикация романа пришлись на переломный для Российской империи момент: общественность разделилась на два лагеря, между которыми вспыхнула нешуточная борьба, и найти компромисс не представлялось возможным.

Автор ясно видел, что время «отцов» подходило к концу, однако старшее поколение не желало сдавать свои позиции, уступать место под солнцем молодежи, признавать, что наступает новая эпоха с новыми ценностями. Писателю удалось ярко и образно изобразить смену одной идеологии на другую.

Роман «Отцы и дети» проиллюстрировал процесс отживания дворянства, на смену которого пришли люди «нового времени».

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Этапы работы на романом

Первый замысел будущего произведения возник у Ивана Сергеевича в 1860 году, когда писатель находился в Англии. Тургенев полагал, что он напишет небольшую повесть, о романе от тогда не помышлял. Однако последующая работа над рукописью привела его к мысли, что только жанр романа может в полной мере отразить те глобальные мысли, которые автор хотел донести до читателей.

Через несколько месяцев Иван Тургенев перебрался из Англии в Париж и там составил подробный план будущего произведения, прописав весь сюжет до мельчайших деталей. К весне 1861 года первая половина романа была завершена. 

Однако вскоре работа застопорилась, и писатель понял, что заграницей он не сможете завершить произведение, полностью посвященное России. В мае 1861 года он возвращается на родину и там, в течение пары месяцев заканчивает роман. 

Июль Тургенев посвятил чтению рукописи своим друзьям. Те давали писателю обратную связь, на основе которой Иван Сергеевич вносил правки. На эту работу ушло еще три месяца работы. 

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Публикация романа «Отцы и дети»

Первый раз «Отцы и дети» публиковались частями в журнале «Русский вестник». После чего Тургенев дописал памятное посвящение Виссариону Григорьевичу Белинскому и выпустил роман отдельным изданием в сентябре 1862 года. 

Николай Добролюбов и его роль в романе

Николай Александрович Добролюбов – поэт, публицист и литературный критик – сыграл значительную роль в создании «Отцов и детей». Добролюбов был на 18 лет моложе Тургенева и, фактически, в их фигурах и произошло столкновение двух поколений, двух противоположных взглядов на жизнь. 

Началось все с того, что Николай Александрович опубликовал в журнале «Современник», где тогда активно печатался и Иван Сергеевич, свою рецензию на роман Тургенева «Накануне».

Критика публициста шла в разрез с замыслом писателя, и раздосадованный Тургенев поставил редактору журнала ультиматум: либо Добролюбов, либо он.

Николай Некрасов, возглавлявший на тот момент издание, после долгих колебаний выбрал молодого литератора, считая, что за ним будущее. 

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Многие современники Тургенева считали, что Н. Добролюбов и стал прототипом Евгения Базарова в «Отцах и детях». Но сам автор отрицал это предположение. Иван Сергеевич оставил подробные воспоминания о человеке, с которого он списал своего главного героя.

Это был молодой врач, которого писатель встретил на железнодорожном вокзале в Англии. Писатель и доктор в ожидании поезда беседовали всю ночь, и идеи именно этого человека Иван Сергеевич вложил в уста своего книжного Евгения Базарова.

Кроме того, Тургенев подробно изучил труды нигилистов и дополнил образ своего центрального героя главными идеями представителей этого направления. 

Краткое содержание романа «Отцы и дети»

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Окончив университетское обучение домой к родителям возвращается Аркадий Кирсанов. Вместе с ним приезжает погостить у друга его товарищ по учебе Евгений Базаров. Отец Аркадия Николай Петрович столь рад видеть сына, что с распростертыми объятиями принимает и его друга.

Но вскоре выясняется, что резко нигилистические взгляды Базарова вызывают раздражение у брата хозяина дома Павла Петровича Кирсанова – блестящего аристократа и приверженца традиционных устоев. Евгений и старшие Кирсановы регулярно ведут ожесточенные споры на злободневные вопросы.

При этом обе стороны остаются глухи к доводам оппонентов, слыша в этих разговорах лишь себя. 

В поездке Базаров знакомится с молодой вдовой Анной Одинцовой. Мужчина, отрицавший любовь как таковую, ловит себя на сердечной привязанности к этой умной и красивой женщине.

Аркадий также испытывает симпатию к Анне Сергеевне, на почве влюбленности друзья отдаляются друг от друга.

Но вскоре Аркадий влюбляется в сестру Анны Одинцовой Катеньку, отрекается от своих нигилистических взглядов в пользу традиционной и понятной ему жизни и делает девушке предложение любви и сердца.

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Базаров же, успев сразиться на дуэли с Павлом Петровичем, возвращается к родителям и берет на себя обязанности сельского лекаря.

По неосторожности он заражается от больного тифом и понимает, что скоро покинет этот мир. Он отправляет к Анне Сергеевне просьбу о свидании, и та приезжает к нему.

Евгений понимает, что в душе он большой романтик и ранее отрицал любовь лишь потому, что никогда до той поры не встречался с этим чувством. 

После смерти Базарова и старший, и младший Кирсановы счастливо устраивают свою личную жизнь. А за могилой нигилиста ухаживают лишь его престарелые родители. 

Тема романа

Иван Тургенев раскрывает в своем романе глобальную и многогранную тему отцов и детей.

Причем подходит он к ней как со стороны известного конфликта между старшим и молодым поколением, так и со стороны приверженцев старых и новых взглядов на жизнь.

Таким образом название «Отцы и дети» можно расшифровать не только как семейный конфликт, но и как непонимание двух поколений, столкновение различных типов мировоззрения. 

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Базаров представляет собой представителя нового поколения, который мыслит прогрессивно, не желает слепо подчиняться традиционным устоям просто исходя из того, что «так положено». Он все подвергает сомнению, и если какая-то идея не выдерживает проверку на прочность, он ее смело и без сожаления отвергает. 

Основной посыл книги – заставить читателя задуматься, а какой тип мышления близок ему самому? Какую позицию выбирает каждый из нас: лениво и безропотно созерцать происходящее или активно бороться за новое будущее?

Постановка МХАТ «Отцы и дети»

В одном из писем Иван Сергеевич так объяснял замысел романа: «Я вывел семейство Кирсановых как представителей передового дворянства. Но даже в их лицах вы без труда прочтете вялость, лень и ограниченность. Так вот я и хочу сказать: если сливки так плохи, что же там с молоком?». 

«Отцы и дети» в культуре

Кинофильм «Отцы и дети» 2008 год. Реж. Авдотья Смирнова

На сюжет романа «Отцы и дети» было поставлено множество театральных постановок как в России, так и за рубежом.

В Советском Союзе и постсоветской России вышло пять одноименных художественных фильмов. Последний был представлен публике в 2008 году.

Режиссером картины выступила Авдотья Смирнова, главные роли исполнили Александр Устюгов, Александр Скотников и Наталья Рогожкина. 

новостью в Соцсетях:

Видео:Конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

Проблематика романа Тургенева

Вечные темы в романе отцы и дети

Разногласия между родителями и детьми — это конфликт поколений, когда старые традиции не согласуются с новыми взглядами на жизнь. Это показал в своем романе Иван Сергеевич Тургенев.

Спор аристократа-либерала Кирсанова с разночинцем-демократом Базаровым раскрывает суть конфликта, непримиримого в своей основе.

У героев романа противоположные взгляды на жизнь, обусловленные разницей в воспитании, происхождении, образе мышления и ценностях.

О разном восприятии жизни говорит даже портрет Кирсанова и Базарова: первый выглядит как аристократ, у второго обычная несколько грубоватая внешность. Если аристократичный Кирсанов является представителем света, то Базаров полностью соответствует своей фамилии и далек от утонченности и светскости.

https://www.youtube.com/watch?v=7p3z9Za1UJY

Конфликт между поколениями существовал всегда, но действие в романе Тургенева происходит в особый для Российской империи период: отмена крепостного права в 1861 году.

Империя нуждалась в проведении крестьянской реформы, за что активно ратовали демократы. Но либерально настроенные аристократы опасались крестьянского бунта и революции, хотя и приветствовали отмену крепостного права.

В романе Тургенева показан конфликт этих двух политических воззрений.

Евгений Базаров как представитель молодого поколения революционеров не может и не хочет понимать принципов старшего поколения, так как считает их безнадежно устаревшими. Он отдает предпочтение созданию материальных ценностей вместо развития духовности, поэтому отрицает искусство и философию. Он считает их ненужными и бесполезными.

Павел Кирсанов отстаивает интересы прежних поколений и защищает привычки, традиции, либерализм, аристократизм, искусство. Он не желает видеть происходящих вокруг него перемен, потому что они разрушают привычные устои общества.

Конфликт между либералами и демократами

Павел Кирсанов и Евгений Базаров принадлежат одному сословию и далеки от крестьянской жизни.

Однако Базаров отказался от родового имения, так как считал дворянство неспособным привести страну к процветанию. Он искренне уверен, что от него нет никакой пользы.

Задача нигилистов, к которым относится Базаров, — принести пользу народу. Поэтому они ратуют за революцию как единственно правильный путь развития.

Базаров отрицает значимость:

  • дворянства;
  • общепринятой морали;
  • самодержавно-крепостнического строя;
  • религии.

В свою очередь Павел Кирсанов уверен, что нужно двигаться в сторону «английской свободы», то есть, конституционной монархии.

Кирсанов возлагает надежду на:

  • патриархальный уклад жизни;
  • религиозность и благочестие;
  • крестьянскую общину.

Павел Кирсанов убежден, что русскому мужику вера необходима как воздух. Однако не смотря на показную заботу о народе, Кирсанов брезгует простыми крестьянами. Тургенев это образно подчеркивает в своем романе, упоминая, что Павел Петрович брезгливо морщит нос при разговоре с мужиками и нюхает одеколон.

Конфликт поколений

В романе ярко показан внутрисемейный конфликт Базаровых — сына и родителей. Это был особенный конфликт, который образовался на смене эпох: от капитализма к социализму.

Еще несколько лет и грянет Великая Октябрьская революция, которая полностью изменит мир. Революционные настроения витали в воздухе и не давали покоя активно настроенной молодежи.

Это отразилось на взаимоотношениях между Базаровым-сыном и Базаровыми-родителями.

Противоречия возникли не потому, что Базаров-сын вырос неблагодарным ребенком и стыдился своих «стариков». Конфликт возник как отголосок тех революционных настроений, которые стремились разрушить все устоявшееся и отжившее. Базаров-сын не желает жить, как его родители, и повторить их путь. Он категорично отрицает патриархальный уклад и утрачивает духовную связь со своей семьей.

Базаров не знал, как объяснить своим родителям отъезд из отчего дома, поэтому постоянно молчал. В романе ярко показана трагедия родителей, которые сначала потеряли духовную связь с сыном, а потом пережили утрату. Нет большего горя, чем похоронить собственного ребенка — свою надежду на благополучную старость.

Итог

В романе «Отцы и дети» показан конфликт уходящей и новой эпохи, поколения отцов и потомков, дворянской и демократической России, интеллигенции и нигилистов.

В этом столкновении проверяются на прочность не только семейные взаимоотношения, но и дворянство как передовой класс. В воздухе витает ветер перемен, скоро грянет революция.

Готово ли старшее поколение к этому, сможет ли понять сыновей-отрицателей семейных традиций и устоев? Как ни странно, но проблемы отцов и детей как никогда актуальны и в наше время.

Видео:Тургенев. «Отцы и дети»: вечная борьба и преемственность. Русская классика. НачалоСкачать

Тургенев. «Отцы и дети»: вечная борьба и преемственность. Русская классика. Начало

«Отцы и дети». Анализ романа Тургенева

Вечные темы в романе отцы и дети

⦁ 1860 г. — возникновение замысла романа. И. С. Тургенев в тат период находился в Англии и переживал творческий разрыв с журналом «Современник».

⦁ 1860-1861 гг. — работа над романом в Париже. Писатель заканчивает произведение на родине, в Спасском.

• 1861 г. — первая публикация романа в «Русском вестнике». Отдельным изданием произведение вышло в 1862 г. с посвящением В. Г. Белинскому. Роман «Отцы и дети» вызвал много споров среди критиков и общественности. Наиболее известными отзывами являются статьи Д. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» и Н. Н. Страхова «Отцы и дети Тургенева».

Композиция и сюжет

Композиция романа — кольцевая. Развитие событий происходит по кругу: Марьино (поместье Кирсановых) — город*** — Никольское (поместье Одинцовой) — дом родителей Базарова. В основе композиции — принцип антитезы. Сюжет — непрерывная цепь столкновений Базарова с другими героями.

Конфликты романа

В произведении присутствуют два основных типа конфликта — внешний и внутренний.

Внешний (социальный)

Противостояние поколений отцов и детей (мировоззрения Павла Петровича — нигилизм Базарова, Николай Петрович — Аркадий)

Внутренний

Борьба мировоззрений и чувств Базарова (Базаров — Одинцова, Базаров — родители) — теория нигилизма неприменима на практике

https://www.youtube.com/watch?v=TrBaSxBzpSs

Каждый из конфликтов имеет собственную композицию.

Экспозиция

Описание предысторий братьев Кирсановых, знакомство с Базаровым, краткий рассказ о нём Аркадия.

Завязка

Знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым.

Развитие действия

Споры героев-антагонистов, неприятие взглядов друг друга, чувство взаимного презрения.

Кульминация

Сцена дуэли (поражение Павла Петровича).

Развязка

Полный разрыв Базарова- с семьёй Кирсановых, прощание с Аркадием.

Эпилог

Рассказ о судьбе семейства Кирсановых.

Конфликт внутренний

Завязка

Знакомство Базарова с Одинцовой, три дня в родительском доме.

Характеристика Базарова:

  1. Евгений Васильевич Базаров — сын полкового лекаря, студент-медик, приятель Аркадия Кирсанова;
  2. ярчайший представитель молодёжи и разночинно-демократической  интеллигенции середины XIX в.;
  3. называет себя нигилистом: « … Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! ..

    », » … Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои … », « … Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например … », « … мои родители не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит. .. », « .. .

    любовь … ведь это чувство напускное … »;

  4. в начале романа твёрдо верит в неоспоримость своих взглядов;
  5. испытание любовью внесло противоречия в его внутреннее «я»;
  6. испытание смертью приводит к конечной переоценке ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично… »

Характеристика Аркадия:

  1. Аркадий Николаевич Кирсанов — молодой образованный дворянин;
  2. наивен, попал под влияние Базарова, так как хотел ощутить свободу, однако он только внешне разделяет убеждения нигилистов;
  3. склонен видеть в людях прежде всего хорошее, хочет больших дел, но что и как делать, не знает;
  4. женится, поселяется с семьёй в Марьине.

Характеристика Павла Петровича:

  1. Павел Петрович Кирсанов — брат Николая Петровича Кирсанова,
    дядя Аркадия;
  2. выступает основным оппонентом в идейных спорах с Базаровым;
  3. принципиальный благородный аристократ с острым умом, силой воли, либеральными взглядами и страстью ко всему английскому;
  4. пережил серьёзную личную травму, после которой предпочёл остаться в одиночестве;
  5. в спорах с Базаровым защищал высокие идеи, выступал за права
    личности и самоуважение, за честь и свободу каждого человека;
  6. беспринципность, по его мнению, ведёт к разрушению.

Характеристика Николая Петровича:

  1. Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия Кирсанова и брат
    Павла Петровича;
  2. немолод, старается идти в ногу со временем, интересуется музы-
    кой, поэзией, думает о прогрессивных идеях в сельском хозяйстве;
  3. добрый, чуткий, деликатный и благородный, его лояльность и доброжелательность проявляются во всём;
  4. живёт С молодой девушкой Фенечкой, которая родила ему сына.

Характеристика Одинцова:

  1. Анна Сергеевна Одинцова — молодая богатая вдова;
  2.  умна, рассудительна, уверена в себе;
  3. для неё важны стабильность, комфорт и покой;
  4. неспособна на сильные чувства, так как они выводят её из привычного размеренного существования, поэтому отказывает Базарову;
  5. выбрала для себя путь без эмоций, не приносящий ни радости, ни страданий

Характеристика Авдотьи Кукшиной и Виктора Ситникова:

  1. двойники, псевдонигилисты, пародии на Базарова, которые раскрывают слабые стороны его мировоззрения;
  2. для них нигилизм — лишь способ выделиться и избавиться от
    комплексов нереализованности; нигилизм позволяет им почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу;
  3. выглядят нелепо и комично

Идейно-тематическое содержание романа «Отцы и дети»

Тема: отцы и дети (главная тема, которая следует из названия произведения) — широко представлена не только спорами между Базаровым и дядей Кирсанова, но и отношениями Аркадия и Базарова с их родителями; вечная тема любви, которая, по замыслу И. С.

Тургенева, должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывая их на прочность; тема жизни и смерти показана в эпизодах с болезнью и кончиной Базарова (вопрос, волновавший автора, — удастся ли его главному герою остаться верным своим идеалам перед лицом неминуемой гибели).

Идея: показана борьба интеллигенции старой либеральной дворянской и новой разночинной революционно-демократической;
пути спасения России — главный вопрос, вокруг которого ведут споры нигилист Базаров и либерал Кирсанов; непонимание между отцами и детьми основано не на различии характеров, а на идейных расхождениях, по этой причине может произойти нарушение преемственности поколений: старый строй уже изжил себя, а новый ещё не сформировался.

Жанровое своеобразие

  • «Отцы и дети» — социально-психологический и культурно-исторический роман.
  • Противопоставление главного героя Базарова и остальных персонажей.
  • Представление злободневных проблем, насыщенность идейной полемикой о необходимости реформ, о настроении народа, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве.
  • Своеобразный самоотчёт общества за конкретный временной отрезок (роман, законченный в 1861 г., рассказывает о событиях с 20 мая 1859 г. до зимы 1860 г.).

Нигилизм (от лат.

nihil — «ничто») — философия, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Нигилисты отвергают принципы, принятые на веру, искусство и красоту, выступают против преклонения перед авторитетами, любые
чувства объясняют физиологией.

Художественные особенности и средства

  • Отсутствие развёрнутой биографии героев романа «Отцы и дети»
  • Выразительные портреты героев помогают понять их духовную сущность (контрастные портреты Евгения Базарова и Павла Петровича).
  • Пейзаж раскрывает обстановку или передаёт душевные переживания героев.
  • Использование диалога в форме идейного спора, в котором раскрываются характер героев.
  • Лексика героев характеризует их социальное положение, круг занятий и эпоху, к которой они принадлежат.

Сопоставление с другими произведениями

Тема отцов и детей представлена в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, романе «Война и мир» Л. Н. Толстого, пьесе «Гроза» А. Н. Островского, повести «Станционный смотритель», пьесе «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина.

Видео:Отцы и дети | Краткий пересказСкачать

Отцы и дети | Краткий пересказ

Анализ романа Тургенева «Отцы и дети» | Литерагуру

Вечные темы в романе отцы и дети

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

История создания

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала  «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском.

Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России.

Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

https://www.youtube.com/watch?v=TrBaSxBzpSsu0026t=20s

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

  1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
  2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
  3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
  4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
  5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.

Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

Характеристика героев романа

Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал.

Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо.

Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

  • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
  • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
  • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
  • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
  • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.

Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

  • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
  • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
  • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
  • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
  • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
  • Этот человек глубоко несчастен.

Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

  • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
  • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

Аркадий Николаевич Кирсанов  – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

  • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
  • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
  • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

Конфликт «отцов» и «детей»

Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

https://www.youtube.com/watch?v=9fE_ddPUP-I

Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

Главные темы

Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

Главные темы в романе «Отцы и дети»:

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться.

Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Говоря о революционных демократах, автор статьи подчёркивает мысль, что им чуждо страдание, но они часто чувствуют своё одиночество. Весь роман подтверждает эту бесспорную мысль.

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

https://www.youtube.com/watch?v=_NeLk9BMH5U

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Видео:10 класс. Тема любви в романе. Базаров и Одинцова. Любовный конфликт как идейное испытание героя.Скачать

10 класс. Тема любви в романе. Базаров и Одинцова. Любовный конфликт как идейное испытание героя.

Почему отцы и дети вечная тема: рассуждение не тему важнейшей проблемы поколений и пример из литературы

Вечные темы в романе отцы и дети

Проблема добра и зла, поиска истины, размышление о смысле жизни, так и вопрос противостояния поколений остро встает перед обществом в течение многих веков.

Человеческий опыт может ответить, почему отцы и дети — вечная тема. Она называется так, потому что это не только актуальный философский вопрос, но также и социальный.

С развитием литературы проблема находит свое отражение в произведениях классиков.

Роман «Отцы и дети» Тургенева

Русский писатель-реалист и публицист И. Тургенев в 1862 году выпускает роман под названием «Отцы и дети». Ведал он того или нет, но он раскрыл злободневную человеческую тему — вечную проблему отцов и детей.

Произведение вызвало большой резонанс, а главный герой стал настоящим символом новаторства. Сам автор признавался, что роман считает символом борьбы с укоренившимся дворянством.

Основные действующие лица:

  • Евгений Васильевич Базаров — тот самый «нигилист», а также студент-медик. Образ новаторства. На протяжении всего романа выставляет себя ярым сторонником социал-демократических идей, однако, влюбленность меняет его. В конце книги персонаж умирает от болезни.
  • Аркадий Николаевич Кирсанов — еще один основной персонаж, друг Евгения, в котором он видит лидера, учителя и отличного товарища.
  • Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, помещик. Увлечен поэзией. Много времени посвящал своему имению.
  • Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия и родной брат Николая. В прошлом военный. Жесткий, высокомерный аристократ. Периодически вступает в споры с молодым Базаровым, и испытывает к нему неприязнь.
  • Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы — родители Евгения. Очень любят своего сына, набожны, религиозны. Живут скромно.
  • Анна Сергеевна Одинцова — предмет страсти Базаров, богатая вдова. Несмотря на ее симпатию к главному герою, отказывает ему после признания.
  • Катерина — сестра Анна, скромная и незаметная в тени эффектной и обеспеченной сестры. В последующем становится близка Базарову, однако в конце книги выходит замуж за Арадия.

Основные события книги закручиваются вокруг юных Евгения и Аркадия. Все начинается с их приезда в имение Кирсановых.

Там молодой Базаров часто сталкивается с Павлом Петровичем, между ним происходят споры на тему любви, поэзии, искусства, а их взаимоотношения портятся.

Базаров уверенно отрицает ценности прошлых веков. Ощущается излишнее напряжение между персонажами, отчего главные герои покидают усадьбу.

Затем они отправляются в небольшую поездку, которая приносит им плоды — знакомство с Одинцовой. И Евгений, и Аркадий увлекаются ей. Спустя некоторое время они прибывают в имение Базаровых, где отец и мать Евгения буквально душат своей заботой и опекой сына, которого это изрядно раздражает.

https://www.youtube.com/watch?v=ITYydWf32Us

Роман заканчивается гибелью Базарова. Аркадий женится и отрекается от идей нигилизма. Во всей этой истории Евгения можно назвать ключевой фигурой противостояния со старшим поколением. Именно его образ взбудоражил умы читателей того времени.

Актуальность проблемы

Извечный вопрос отцов и детей, безусловно, был острым и до выхода тургеневского романа. Писатель лишь отразил реалии своего времени и выразил собственное мнение. Рассуждения на эту тему велись и до него. Но вопрос остается открытым. В современном обществе проблематика остается актуальной и требует разбора:

Основной аспект частых столкновений между представителями старшего и младшего поколений — элементарная разница в мировоззрении и миропонимании. Прогресс не стоит на месте: изменяется не только общественные взгляды, но и все, что окружает людей в целом.

С каждым годом одни идеи приходят на смену другим. Молодые люди, как правило, выступают за Реформацию и развитие, в то время как более зрелые люди помнят, как «раньше было лучше» и всячески противятся изменениям.

При этом у представителя от каждого из поколений есть существенные аргументы в пользу своих взглядов.

Нередко стычки могут возникать из-за старческого высокомерия и молодежного максимализма. Человек, проживший жизнь и имеющий богатый жизненный опыт считает себя уже познавшим все в этом мире.

А молодое поколение, ввиду своей энергичности, бодрости и подрастающего организма, считают, что многие вещи видят отчетливей, точней и правдивей. На фоне таких взглядов могут возникать конфликты, в которых ни одна из сторон не пойдет на уступки.

Литературные примеры

Роман «Отцы и дети» далеко не единственное произведение, затрагивающее эту тему. В художественной литературе немало примеров, которые так или иначе отражают ее. Вот лишь некоторые из них:

  1. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя.
  2. «Гроза» А. Н. Островского.
  3. «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
  4. «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Список не является исчерпывающим. Проблема настолько стара и актуальна, что проследить ее можно и в иностранной литературе. Один из самых ярких примеров — «Ромео и Джульетта» Шекспира. Список литературы можно продолжать и дополнять бесконечно, так как и современные произведения не обходят тематику стороной. Пример — серия книг о Гарри Поттере автора Джоан Роулинг.

Какой можно сделать вывод? Видимо, проблему можно считать не только семейной, но и остросоциальной и философской, волнующей человечество. В художественной литературе писатели зачастую объясняют, почему проблему отцов и детей называют вечной, показывая не только столкновения между представителями одной семьи, но и между представителями взглядов, идеологий.

Проблема стара как мир. Есть ли у нее решение? Однозначного ответа нет до сих пор.

«Проблема отцов и детей» — сочинение по литературе, которое рекомендуется написать и осмыслить каждому. Вечные темы в романе «Отцы и дети» смогут развить понимание старшего поколения, осознать себя в этом мире и научиться идти на компромиссы с близкими и более старшим окружением.

📹 Видео

Отцы и дети. Иван ТургеневСкачать

Отцы и дети. Иван Тургенев

Литература 10 класс (Урок№11 - «Отцы» и «дети» в романе.)Скачать

Литература 10 класс (Урок№11 - «Отцы» и «дети» в романе.)

Литература 10 класс (Урок№14 - Испытание любовью героев романа.)Скачать

Литература 10 класс (Урок№14 - Испытание любовью героев романа.)

Смысл названия романа «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Смысл названия романа «Отцы и дети» И. Тургенева

Любовь в жизни героев в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Любовь в жизни героев в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.Скачать

И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.

Тургенев. «Отцы и дети»: превращение людей в пейзаж. Русская классика. НачалоСкачать

Тургенев. «Отцы и дети»: превращение людей в пейзаж. Русская классика. Начало

"Отцы и дети" на 14/14 баллов за 45 минут | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКАСкачать

"Отцы и дети" на 14/14 баллов за 45 минут  | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКА

И.С. Тургенев «Отцы и дети» | Литература ЕГЭ | УмскулСкачать

И.С. Тургенев «Отцы и дети» | Литература ЕГЭ | Умскул

ЕГЭ по литературе. Анализ романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"Скачать

ЕГЭ по литературе. Анализ романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Открытый урок с Дмитрием Быковым. Про что "Отцы и дети"?Скачать

Открытый урок с Дмитрием Быковым. Про что "Отцы и дети"?

Темы в романе "Отцы и Дети" И.С. ТургеневаСкачать

Темы в романе "Отцы и Дети" И.С. Тургенева

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Видеоурок 21. Литература 10 классСкачать

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Видеоурок 21. Литература 10 класс

Литература 10 класс (Урок№15 - Сила и слабость Базарова.)Скачать

Литература 10 класс (Урок№15 - Сила и слабость Базарова.)

И.С. Тургенев для Итогового сочинения. Отцы и дети. Универсальное произведение для всех направлений!Скачать

И.С. Тургенев для Итогового сочинения. Отцы и дети. Универсальное произведение для всех направлений!
Поделиться или сохранить к себе: