В педагогике изучаются разные способы воспитания детей, разбираются влияющие на становление личности факторы. Одним из самых важных из них признана семья. Невозможно ничем заменить семейную атмосферу, а семейные отношения накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Рассмотрим подробнее задачи семейного воспитания, чтобы воспитать из своего ребенка Человека с большой буквы.
Семейное воспитание – это очень сложная система. На эту систему влияет биологическое здоровье детей, наследственность, материальная обеспеченность родителей, проживание на отдельной жилплощади и т. д. Все это очень гармонично переплетается вместе, чтобы при каждом отдельном случае проявиться по-разному.
- Задачи семейного воспитания
- Принципы семейного воспитания
- Воспитание детей с ограниченными возможностями
- Результат грамотного семейного воспитания
- В чем заключается воспитательная функция семьи?
- Общее понимание вопроса
- О чем идет речь?
- Семья – это важно!
- Уделяя внимание всем аспектам
- Почему это важно?
- Реальное и духовное
- Взаимная связь
- И плюсы, и минусы
- Ни дня без перемен
- О стереотипах
- Детоцентризм
- Профессионализм
- Прагматизм
- Общая теория
- Воспитательные функции семьи
- Введение
- Воспитательная функции семьи
- Заключение
- Список литературы
- Функции семьи
- Репродуктивная функция
- Воспитательная функция
- Хозяйственно-экономическая функция
- Функция эмоционального и духовного общения
- Вторичные функции семьи
- Особенности воспитательного процесса. Функция семьи в области воспитания
- Что такое воспитание?
- Компоненты воспитания
- Особенности воспитательного процесса
- Целевая структура воспитания
- Последовательность осуществления воспитания
- Связь и зависимость компонентов воспитания
- Последовательность педагогических действий
- Счастливые родители — счастливые дети
- Роль семьи в воспитании
- 📽️ Видео
Задачи семейного воспитания
- Создаются максимально приемлемые условия для развития малыша. От родителей требуется обеспечить не только благополучие в материальном плане, но и обратить внимание на микроклимат дома. Грош цена высокому достатку, если родители учат детей переступать через моральные ценности общества. Яркий пример – семьи некоторых «новых русских» в 90-х годах прошлого века. Их дети воспитаны в атмосфере вседозволенности и уверенности, что все можно купить за деньги.
- Социальная и психологическая защита. Здесь работает принцип «один за всех и все за одного». Родители должны не столько вступаться за свое чадо при любом нужном и ненужном случае, сколько обеспечить уверенность, что такая защита обязательно будет при необходимости. Это окрыляет и придает особую уверенность, она чувствуется в каждом слове, шаге и действии.
- Передача опыта создания и сохранения семьи. Родители огромное внимание уделяют образованию ребенка, учат его найти свое место в жизни и получить престижную работу с высоким окладом. Но в процессе такой погони за материальным благополучием нередко забывают о необходимости научить взаимоотношениям с противоположным полом. Дети часто не знают, как правильно построить семью, а ведь семья ставится наравне с работой, если даже не выше нее.
- Обучение полезным навыкам, направленным на помощь близким и самообслуживание. Девочки учатся от мамы и бабушки вкусно готовить, мальчики постигают от отца умение работать с инструментом, выполнять мелкий ремонт по дому. Этому редко учат на школьных уроках, друзья и знакомые также практически бесполезны. Иногда детей обучают семейному ремеслу, чтобы обеспечить на всю жизнь стабильным заработком.
- Воспитание чувства достоинства и собственного «Я». Чадо учат базовым моральным принципам, принятым в обществе. Малыш учится воспринимать общество и себя внутри этого общества. Малышу нужно с малых лет рассказывать, как вести себя с обидчиками, защищать свою честь и честь своей семьи.
Роль семьи в воспитании детей
Одной из главных задач семейного воспитания является формирование качеств личности, которые позволят с достоинством преодолевать встречающиеся на жизненном пути преграды.
Именно родители являются первыми воспитателями, от них во многом зависит становление его как личности. Если вспомнить высказывание Жан-Жака Руссо, что каждый последующий преподаватель оказывает на малыша меньшее влияние, чем предыдущий, то родительское воспитание является основополагающим.
Принципы семейного воспитания
У семейного воспитания есть не только цели, но и принципы. Их важнейшей задачей является воспитание из школьников и дошкольников ответственных граждан своей страны, а также опоры для родителей в старости. Эти принципы проявляются не при громких речах и нравоучениях, а на уровне гуманности и милосердии к подрастающему человеку.
Также важны следующие принципы:
- Участие детей в процессе жизнедеятельности семьи на равных. Ребенок должен с детства понимать, что надо что-то вкладывать в семейный уют и благополучие. Если труд чада приносит вклад в общее благосостояние семьи, то он чувствует себя значимым. В будущем такие дети будут стараться работать на благо своей семьи и фирмы.
- Открытость и доверительность в отношениях между поколениями. Ребенок не должен таиться от семьи, для него его близкие просто обязаны стать тихой гаванью, в которой можно найти защиту от иногда несправедливого окружающего мира. Это лучше, чем замыкаться или искать совета у случайных людей.
- Оптимистичность взаимоотношений в семье – для ребенка важно, что папа любит маму, никто никого не обижает, царит доверительная атмосфера любви.
- Последовательность в требованиях – не нужно ставить завышенные планки к своим детям. Ошибка некоторых родителей – требовать практически невозможного в плане учебы, карьеры, личной жизни. Мальчику пророчат стать депутатом, девочке – выйти замуж за депутата, поступить нужно обязательно в престижное учебное заведение, а работать в успешной фирме с хорошим окладом. Все это очень хорошо, но только сложно реализуемо на практике. Поэтому появляются комплексы неполноценности. Нужно ставить перед детьми простую, но требующую больших усилий задачу – быть хорошим человеком.
- Оказывать посильную помощь ребенку, общаться с ним и участвовать в его воспитании. Сначала это ремонт поломавшейся машинки, потом – запись в спортивную секцию, далее – помощь при выборе учебного заведения. Не нужно отлынивать от воспитания чада, оправдываясь тем, что ваши родители делали для вас мало. Будьте лучше своих родителей, показав это на примере.
Принципы семейного воспитания не ограничиваются указанными выше тезисами, нужно приучать своих детей к следующему: не читать чужие письма, физические наказания должны быть под запретом, нельзя потакать и т. д.
Воспитание детей с ограниченными возможностями
Семьи, где есть дети-инвалиды, считаются особенными. Воспитание подрастающего поколения в них требует особого внимания, оно радикально отличается от подхода к воспитательному процессу, применимому к здоровым детям.
Роль отца в воспитании ребенка
Современное общество совершенно не подготовлено к нормальному взаимодействию с детьми, у которых имеются проблемы в развитии. Таких детей считают неполноценными, их социальные проблемы не решаются. Их умышленно или косвенно изолируют от общества. Обособление становится причиной осознания своей неполноценности, это приводит к проблемам в психоэмоциональном состоянии.
https://www.youtube.com/watch?v=btYi_5XpXNw
Для воспитания детей с ограниченными возможностями потребуется следующее:
- Создать атмосферу спокойствия, взаимопомощи и взаимопонимания.
- Содействовать в развитии, а не ограничивать.
- Воспринимать ребенка таким, какой он есть, завышенные требования к нему предъявлять нельзя. Но родители должны проявлять настойчивость при воспитательном процессе, тщательно соблюдать регулярность занятий, обязательно привлекать специалистов к образовательному процессу.
Воспитание детей с речевыми нарушениями должно проходить при особом режиме, для которого характерно благоприятное отношение, нормальное окружение, психотерапию и логопедические занятия.
Огромное значение имеет правильная речь людей, которые его окружают. Важно, чтобы тон был спокойным, не стоит торопить малыша с ответом.
Очень сложно закрепить полученные результаты формирования навыков правильной речи, поэтому лучше обратиться за помощью к специалистам.
Воспитание детей с нарушениями слуха должно строиться на правильной методике обучения. Родителям, столкнувшимся с такой бедой, нужно для начала ответить на следующие вопросы:
- Как общаться с ребенком?
- Каким вы видите свое чадо в будущем?
- В какой школе планируется обучение малыша?
- Какую занятость вы видите для своего ребенка во взрослой жизни?
- Каких друзей вы планируете видеть рядом со своим чадом?
- Самый главный вопрос: сколько материальных, моральных, физических и душевных сил вы способны потратить на обучение своего ребенка с отклонениями в слухе?
Результат грамотного семейного воспитания
Если родители постараются и приложат максимум усилий для формирования эффективной системы воспитания, то они с высокой вероятностью получат отменный результат. Гарантий здесь нет, так как на воспитание личности кроме семьи еще влияет окружение, школа, друзья, социальные условия.
Если соблюдать указанные выше принципы, то родители имеют высокую вероятность воспитать здоровую личность, которая не обременена комплексами.
Не нужно воспитывать ребенка в страхах, если их много, то есть высокая вероятность, что маленький человек вырастет замкнутым и социально неадаптированным.
Такой человек становится безынициативным, ему сложно решить свои проблемы, построить отношения с противоположным полом, создать свою семью.
Видео:"О детях по-взрослому": 1-й год жизни ребенка и состояние мамы. Людмила Петрановская.Скачать
В чем заключается воспитательная функция семьи?
Функции семьи и ее воспитательные возможности – предмет, обязательно разбираемый в образовательной программе психологов, социологов, специалистов в сфере образования. В то же время простому обывателю тоже следует ориентироваться в особенностях, ценности, значимости семьи, чтобы иметь возможность применить знания на практике.
Общее понимание вопроса
Как рассказывает педагогика, воспитательные функции семьи проявляются применительно ко всем участникам это социальной группы – и взрослым, и детишкам. Наибольшее значение, как принято считать, распространяется на несовершеннолетних. В науке принято говорить о трех аспектах этих функций:
- влияние младшего возраста на старший (стимул развиваться и совершенствоваться);
- воспитание членов социальной группы под влиянием ближайших родственников в течение жизни;
- формирование личности младших.
Последний аспект воспитательной функции семьи кратко сформулирован, но его можно расширить.
О чем идет речь?
Применительно к несовершеннолетним семья – важный элемент социума, внешних условий. Под его влияние формируется личность, интересы, развиваются способности. Дети могут получать опыт предыдущих поколений, которыми делятся родители, бабушки, дедушки. Социум накопил довольно внушительные объемы опыта и знаний, усвоить которые без помощи семьи практически невозможно.
Рассматривая, в чем заключается воспитательная функция семьи, необходимо учесть и формирование научного мировоззрения у младших под влиянием старшего поколения. Вместе с этим развивается правильное отношение к труду, нравственное восприятие этого процесса, чувство коллективизма.
Семья – социальная ячейка, ответственная за привитие умения быть гражданином и потребности в этом, вместе с тем – исполнять роль хозяина и придерживаться установленных общественностью нормативов поведения, совместного обитания.
Речь идет не просто о совместном проживании в одной квартире, но обитании на уровне цивилизации.
Семья – это важно!
Как известно из социальных, педагогических наук, воспитательная функция семьи проявляется в обогащении интеллектуальных возможностей, информационных запасов младших поколений. Вместе с этим развивается представление о красоте, эстетике.
Родители помогают физически совершенствоваться своим чадам, отвечают за их здоровье, обучают способам укрепления организма. Именно благодаря старшим дети могут приучиться к гигиене, наработать навыки санитарии и обслуживания себя.
Все это в будущем незаменимо не только для комфортного обитания в социуме, но и для защиты себя и своего будущего, для обеспечения себе продолжительной, счастливой, здоровой жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=dcPj7r99zR4
Воспитательная функция семьи ослабевает при недостаточности потенциала, возможностей конкретной социальной ячейки.
Под потенциалом принято понимать такой комплекс средств, условностей, на базе которого формируются возможности обучения, воспитания младших.
Принято понимать под этим комплексом бытовые условия, материальные возможности, структуру семьи, многочисленность родственников, коллектив и уровень его развития. Обязательно учитывают, как взаимодействуют между собой члены семьи.
Говоря о воспитательной функции семьи, необходимо учитывать нравственный, идейный багаж, психологическую, трудовую, эмоциональную атмосферу внутри коллектива близких родственников.
Важную роль играет жизненный опыт каждого из них, наличие профессиональных качеств и полученного образования.
Наибольшее значение имеют, безусловно, родители, и традиции семьи в сочетании с личным примером этих людей – источник незаменимой информации, шаблонов поведения и взаимодействия для подрастающего поколения.
Уделяя внимание всем аспектам
На воспитательную функцию семьи, ее реализацию в каждом отдельном случае влияние оказывают особенности взаимоотношения между участниками этого социального коллектива. Одновременно с этим играют роль шаблоны взаимодействия с окружающим миром.
Дети ориентируются при выработке присущих им правил поведения на педагогический, культурный уровень взрослых, берут пример с родителей. Многие с самого раннего детства усваивают, как должны распределяться роли в домашнем общении, диалоге, воспитании по примеру своих ближайших старших – матери, отца.
В будущем усвоенная информация воспроизводится при создании собственной семьи.
Сказывается воспитательная функция семьи и на восприятии образовательных учреждений и самого факта необходимости образования в целом.
Из семьи ребенок выносит представление о связях его самого и любого другого человека с обществом, образовательными учреждениями и другими социальными институтами.
Процесс семейного воспитания довольно специфичен, и его особенности также очень важны для реализации семейной функции.
Почему это важно?
Воспитательная функция семьи обусловлена объединением в рамках этой социальной ячейки разных возрастов. В семье есть люди обоих полов, и профессиональные интересы, представления о прекрасном, уровень образования отличаются.
Все это позволяет ребенку осознать богатство лежащего перед ним выбора. Имея перед глазами такое обилие примеров, можно успешно выражать интеллектуальные возможности, личность формируется более качественно, полно.
Вместе с тем шире возможности эмоционального выражения.
Реальное и духовное
Социальные, воспитательные функции семьи формируют не только облик человека как элемента общества с возможностью трудиться, потреблять, создавать.
Не меньшее значение имеет духовная культура, социальная направленность, мотивированность поступков.
Для ребенка семья – это микроскопическая модель устройства цивилизации в целом, поэтому именно отсюда малыш получает начальные установки, позволяющие в будущем ему выработать собственные установки, сформулировать планы на жизни.
Правила, которым подчиняется социум, впервые человек осознает именно через воспитательную, хозяйственную, репродуктивную функции семьи. Через эту же социальную ячейку впервые человек потребляет культурные ценности и учится познавать других людей. Влияние семьи на воспитание исключительно велико и значимо – ни в коей мере не меньше, нежели всего социума в целом.
Взаимная связь
Репродуктивная и воспитательная – функции семьи, очень тесно меж собою связанные. Как поняли люди еще в далеком прошлом, только при наличии семьи ребенок может полноценно разеваться, быть нормальным.
Семья – необходимая, жизненно важная ценность, незаменимая институтами, общественными организациями или образовательными, воспитательными учреждениями.
Как отмечают специалисты, если до трехлетнего возраста у малыша не было достаточно заботы, внимания со стороны старших, эмоционального контакта, в будущем не будут развиваться правильно социально важные качества. Наиболее значимым считается контакт с матерью.
В некоторых случаях развитие качеств личности в будущем затягивается по времени, но бывают и такие ситуации, когда он нарушается в принципе, потеря невосполнима, причем сам человек зачастую даже не осознает этого.
И плюсы, и минусы
Ребенок очень чутко воспринимает все, что происходит вокруг него. Негативный пример воспитательной функции семьи, очень часто встречающийся в повседневности, – пьянство одного или нескольких ближайших родственников.
Как показали исследования, такое поведение родителей – едва ли не самая важная причина, провоцирующая преступность применительно к несовершеннолетним, а также социальное ненормативное поведение детей и отклонения от нормального развития.
https://www.youtube.com/watch?v=-WcE1hXvWlw
Как удалось выявить в ходе социальных исследований, до 80% всех несовершеннолетних преступников вынуждены были проживать в семье, где один или оба родителя пьянствовали.
Аморальность в детском возрасте, стремление к преступным поступкам очень тесно связаны с потреблением спиртных напитков.
Негативный пример воспитательной функции семьи особенно актуален на фоне растущего в последнее время алкоголизма среди женской половины социума. Темпы этого явления показывают прибавку быстрее мужской в два раза.
Ни дня без перемен
Изменения, происходящие внутри семьи, во многом нарушают ее воспитательную функцию. Как показали исследования, постепенная смена семейной модели с подчиненной традициям к современной, основанной на равноправии, приводит к ослаблению согласованности действий. Многие дети вообще не воспринимают родителей как единое целое, для них существуют отдельно мать и отец.
Представления о воспитании у родителей могут кардинально расходиться, наблюдаются несогласия в том, как следует жить. Это оказывает сильное влияние на ребенка, вынужденного обитать в подобных условиях.
Конечно, развиваться полноценной, здоровой личности в подобных условиях категорически сложно, особенно если вспомнить о склонности к бунтарству, обусловленной подростковым периодом, когда характер и настроение во многом объясняются биологическими причинами – гормональными изменениями.
О стереотипах
Принято говорить о трех ключевых правилах, которые многими воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Все три категорически отрицательно сказываются на качестве личности растущего в семье ребенка. Это:
- детоцентризм;
- профессионализм;
- прагматизм.
Детоцентризм
Этот стереотип посвящен ситуациям, в которых ребенка нужно прощать. В обществе бытует мнение, что детям простительно все. Подобное отношение многие путают с любовью. Фактически это приводит к избалованности, невозможности воспринимать обязательства, запреты, долг. Преимущественно в семьях, где повседневность подчинена такому стереотипу, взрослые обслуживают младших.
В настоящее время детоцентризм чаще наблюдается в семьях с одним ребенком.
Сходные тенденции характерны и тем социальным ячейкам, где за воспитание в большей степени отвечают бабушки, дедушки, склонные оберегать детей от любых трудностей. Это приводит к эгоцентризму, инфантильности.
Вырастая, молодые люди совершенно не способны взять на себя ответственность за совершенные поступки и не показывают ни малейшей инициативы к развитию этого качества.
Профессионализм
Принято думать, что все задачи нужно доверять профессионалам, а на себя брать как можно меньше ответственности. Возможно, это работает применительно к прочистке труб или установке телевизора, но совершенно неприемлемо, когда речь идет о воспитании детей.
Действительно, в образовательных учреждениях есть воспитатели и педагоги, но их функция лишь вторична после семьи. Они призваны дать детям общее понимание о взаимодействии в социуме, с малознакомыми индивидуумами, но основную информацию малыши получают от родителей.
Почему-то принято думать, что задача родителя – дать материальные возможности для развития ребенка и на этом самоустраниться от совершенствования чада. Некоторые прибегают к своим возможностям воспитания, когда нужно запрещать и наказывать, избавиться от «мешающего» ребенка.
В такой ситуации дети и родители разделены, не могут сосуществовать в одной социальной плоскости, несмотря на обитание в одной квартире. Между ними нет ни доверия, ни понимания, нет тем для обсуждения, а значит, у ребенка просто не появляется опыта построения диалога со взрослым человеком.
Это скажется на всей жизни – социальные контакты будут даваться очень тяжело.
Прагматизм
Под этим термином принято понимать такую ситуацию, когда воспитание воспринимается старшими лишь как процесс, в ходе которого дети должны стать более практичными, научиться самостоятельно устраивать собственные дела. При этом акценты делаются на материальную выгоду, а вот все прочее остается «за кадром».
В последнее время доминирование рыночных отношений рождает у многих психологов и специалистов по образованию, воспитанию опасения, что в будущем прагматическая тенденция станет еще более выраженной.
Объясняется это утилитарным поведением, которое в сознании многих воспринимается как наиболее актуальное в современных условиях. В некоторой степени это стратегия выживания, поэтому сложно упрекнуть тех, кто старается двигаться в соответствии с самым простым курсом.
В то же время специалисты призывают не поддаваться прагматизму: эмоциональное развитие, прививание культурных ценностей не менее важны.
Общая теория
Семья – это такое сложное образование, свойственное человеческому социуму, которое представляет собой конкретную группу, отличающуюся специфическим отношениями между ее участниками. В семье есть супруги одного поколения, разные поколения – дети, родители.
Семья – это малая группа, внутри которое все участники связаны между собой родственными связями или обязательствами брака. На них возложена общая моральная материальность.
Для человека семья – социальная необходимость, связанная как с физическим воспроизводством цивилизации, так и с духовным развитием.
https://www.youtube.com/watch?v=qc_rIFXFhf0
Очень сложно сформулировать, что вкладывается в понятие «нормальная семья». Это крайне растяжимое представление.
В общем случае принято говорить о социальной ячейке, которая дает своим участникам благосостояние, защиту, возможность продвижения внутри социума.
Применительно к детям семья – это сообщество, обеспечивающее все условия для успешного включения в социальную жизнь для психологической, физиологической зрелости.
Видео:Разногласия в воспитании ребенка внутри семьи. 3 пункта, по которым ВАЖНО договоритьсяСкачать
Воспитательные функции семьи
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Воспитательная функции семьи 3
3. Заключение 7
Список литературы 8
Введение
Семья – многослойное социальное образование и является предметом изучения разноплановых дисциплин. Социальный портрет современной семьи, прежде всего, характеризуется демографическими показателями: численностью, размером и составом семей, коэффициентами брачности, детности и разводимости, числом детей, проживающих в неполных семьях.
Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей позитивных социальных, установок, по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной психолого-педагогической, специализированной медицинской и социально-правовой помощи. Одновременно педагоги, школьные психологи, социальные работники испытывают затруднения в работе с такими семьями, так как слабо разработано методическое обеспечение компетентного отношения к проблемному поведению детей.
Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.
На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.
Воспитательная функции семьи
Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья.
Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.
Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.
Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.
Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
· Демографический — структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная).
· Социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
· Социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
· Технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.
Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.
Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.
https://www.youtube.com/watch?v=sfpMzdG4xmk
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.
) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.
Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами.
Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи.
Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент — специфика самого процесса семейного воспитания.
Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково.
Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами.
Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения.
Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции.
В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей.
Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком».
Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями.
Заключение
Воспитательная функция тесно связана с репродуктивной, когда речь идет о социальном воспроизводстве населения. Семья дает первичную социализацию индивиду, ребенку, учит его жить среди людей. Но этими мерами не ограничивается ее воспитательная функция.
Семья прививает ребенку основы определенных идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познает и осваивает нравственные нормы, здесь же у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты, особенности.
Да и фундамент физического здоровья и развития закладывается в семье. Это происходит, прежде всего, благодаря воспитательной деятельности семьи, то есть целенаправленному воздействию на ребенка с целью привития ему определенных заранее заданных качеств с учетом требований общества.
Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками, всеми людьми, с которыми семья поддерживает более или менее постоянные отношения.
Такая первичная социализация служит как бы соединительным звеном между «малым» миром ребенка, где он получает свои первые впечатления от жизни, с «большим» миром, в который он переходит по мере созревания.
Список литературы
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: — Питер; 2011 г., 400 стр.
2. Баркан А. Рядовые семейных войн, или Как мы создаем проблемы своим детям: — АСТ; 2009 г., 416 стр.
3. Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: — Сфера; 2009 г., 256 стр.
4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: — Либроком; 2010 г., 218 стр.
Видео:О семейный отношениях. Протоиерей Андрей Ткачёв.Скачать
Функции семьи
Семья представляет собой социальный институт, наделенный различными функциями, которые постепенно изменялись в историческом развитии.
Функции семьи делят на основные и вторичные. Основные функции представлены на всех этапах развития семьи, роль вторичных функций возрастала или уменьшалась в разные исторические периоды.
Основными функциями семьи являются репродуктивная, воспитательная и хозяйственно-экономическая функции.
Репродуктивная функция
Репродуктивная функция отвечает за биологическое воспроизводство населения (деторождение) и является одной из важнейших функций. Так же репродуктивная функция регулирует сферу сексуальных отношений супругов, которая является важной для гармоничных и здоровых отношений. В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы и права каждого из супругов.
Социальная политика большинства стран мира направлена на поддержку родительства как цели создания семьи.
Сегодняшняя демографическая ситуации характеризуется следующими аспектами:
- непрекращающимся падением рождаемости в индустриально развитых странах, как следствие – не обеспечение воспроизводства населения;
- старением населения в индустриально развитых странах при тенденции увеличения продолжительности жизни граждан;
- абсолютным и относительным сокращением части трудоспособного населения.
В российской семье так же наблюдается снижение рождаемости из-за наличия социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается наше общество в последние десятилетия.
https://www.youtube.com/watch?v=R28FByeSJtA
На снижение рождаемости влияет множество факторов, среди которых — нерешенность жилищной проблемы, низкий уровень жизни семьи, рост безработицы, особенно среди женщин, алкоголизм членов семьи и другие. Решение всех этих проблем требует выработку грамотной и долгосрочной государственной политики, которая будет направлена на охрану семьи, детства и материнства.
Воспитательная функция
Воспитательная функция (функция социализации) направлена на передачу детям общепризнанных социальных ценностей, обучение детей социальным ролям, признанным в обществе.
Социолог Т. Парсонс отмечал, что первичная социализация, которая осуществляется в семье, положительно влияет на весь последующий процесс включения личности в общественные структуры. Именно с детства ребенок усваивает ценности и нормы, которым потом руководствуется в жизни.
В истории известны факты, когда роль первичной социализации возлагали на государство (система общественного воспитания в СССР и культурная революция в КНР, кибуцы в Израиле и социалистические эксперименты в Швеции). Однако все эти попытки показали свою несостоятельность и неэффективность.
Нельзя оставить без внимания факты негативной социализации в неблагополучных семьях. В России особого внимания требуют проблемы беспризорничества, алкоголизма и наркомании в семье, малолетней преступности и детской проституции. Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Хозяйственно-экономическая функция
Хозяйственно-экономическая функция семьи связана с ведением домашнего хозяйства, организацией семейного потребления, формированием семейного бюджета, разделением обязанностей по дому и т.д.
В доиндустриальном обществе семья представляла собой основу экономической ячейки общественной жизни.
С переходом к индустриальной стадии развития, данная сторона семьи минимизируется, семья превращается из производительной ячейки общества в потребительскую.
Члены семьи должны теперь больше работать вне дома, чтобы получать средства для покупки количественно и качественно возрастающего набора товаров и услуг.
Важно отметить, что занятость в общественном производстве одних членов семьи является условием обеспечения жизнедеятельности других (детей, инвалидов, стариков и других). В каждой семье происходит взаимный обмен услугами, именно поэтому необходимо разделение домашних обязанностей между членами семьи.
Так же в хозяйственно-экономическую функцию семьи входит передача имущества и финансовых сбережений детям по наследству. Если в советское время этот аспект не был отражен в законе, то в сегодняшней российской правовой системе он обрел легитимность и отражение в законодательстве.
Функция эмоционального и духовного общения
Функция эмоционального и духовного общения является одной из основных функций, т.к. в семье человек получает помощь и поддержку, удовлетворяет свои потребности в эмоциональном общении и взаимопонимании. Если в семье не хватает тепла, любви и взаимопонимания, то в этой семье чаще будут проявляться поведенческие и эмоциональные трудности.
Семья обеспечивает эмоциональную стабильность не только своих членов, но еще и тех людей, с которыми она взаимодействует. Совместное проведение досуга членов семьи усиливает их сплоченность, способствует пониманию друг друга.Благодаря данной функции в значительной степени создаются благоприятные условия для реализации целей, поставленных семьей.
Функция эмоционального и духовного общения реализуется более успешно, если семья поддерживает широкие контакты и дружественные отношения со своими родственниками (бабушками, дедушками, дядями, тетями, племянниками и т.д.)
Вторичные функции семьи
К вторичным функциям семьи относят статусную функцию, функцию первичного социального контроля, досуговую функцию.
Статусная функция связанна с тем, что принадлежность к семье позволяет человеку подтвердить и закрепить занимаемые им позиции (традиционное общество), либо даже продвинуться в социальной иерархии (современное общество). В некоторых странах наличие семьи служит фактором уважения и престижа не только в глазах общества, но и в собственном понимании.
https://www.youtube.com/watch?v=UUCWDu0vGFE
Функция первичного социального контроля регламентирует поведение семьи через взаимную ответственность и обязательства в отношениях между ее членами, с учетом возраста, занимаемого места в структуре семьи и выполняемых ролей. В случаях нарушения членом семьи общепринятых социальных норм первичный контроль семьи поддерживается правами и моральными санкциями общества.
Досуговая функция обеспечивает организацию досуга в семейной группе, совместное времяпрепровождение членов семьи на основе взаимных интересов.
Этот перечень функций не является исчерпывающим, он может быть продолжен, однако все другие функции будут, в той или иной степени, модификациями уже рассмотренных.
Видео:Пренатальное воспитание | Как мысли родителей влияют на жизнь человекаСкачать
Особенности воспитательного процесса. Функция семьи в области воспитания
Родить ребенка — это еще половина дела. А вот воспитать личность — совсем другой разговор. У каждого родителя есть свои особенности воспитательного процесса. Важно, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения и воспитания в дошкольных и школьных учреждениях, которые посещает ваш ребенок. В таком случае потребности личности ребенка будут удовлетворены сполна.
Что такое воспитание?
Каждый человек проходит определенный путь развития. В некоторых моментах это развитие носит стихийный характер, но часто оно организовано и упорядочено.
Воспитание как процесс формирования личности представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на духовное и физическое развитие человека.
Данный процесс осуществляется через обучение, образование и организацию жизнедеятельности человека.
Компоненты воспитания
Процесс воспитания ребенка очень сложный. Именно поэтому в этом процессе принимают участие множество инстанций: непосредственно сама личность, ее окружение, семья, государственные образовательные учреждения, учебно-воспитательные учреждения, СМИ, а также развивающие центры.
Особенности воспитательного процесса
Как и любой процесс в образовании ребенка, воспитание имеет свои характерные особенности, которые и отличают этот процесс от других:
- Целенаправленность. Обеспечивается единством целей. Наибольший эффект от воспитания достигается тогда, когда ребенок понимает, что от него хотят, и цель воспитания ему близка.
- Многофакторность. Единство субъективных (потребности самой личности) и объективных (внешние условия развития) факторов.
- Скрытые результаты. Достижения по мере воспитания не так очевидны, как от обучения. Воспитанные качества могут проявиться и во взрослой жизни. В то время, как результат обучения какому-либо навыку виден сразу.
- Длительность. Воспитание ребенка — это дело не одного дня. Обычно этот процесс занимает всю жизнь человека. Сначала он подвержен воспитательному влиянию со стороны взрослых, а затем занимается самовоспитанием.
- Непрерывность. Для достижения определенной цели необходима систематическая и постоянная работа. Периодическое воспитание (от случая к случаю) не приносит никаких плодов. Ведь личности необходимо каждый раз заново начинать вырабатывать какие-либо привычки. А поскольку они не подкрепляются постоянных использованием, то и их закрепления в сознании не происходит.
- Комплексность. Весь процесс воспитательного воздействия должен быть подвержен одной цели. Должно осуществляться единство целей, задач, методов и приемов. Важно комплексное воздействие на личность (со всех сторон), поскольку качества личности формируются не поочередно, а все сразу: какие-то в большей степени, какие-то в меньшей.
- Вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же внешних условиях воспитания полученные результаты у детей могут быть различны.
- Двусторонность. Имеет место быть прямая связь воспитательного процесса (от воспитателя к воспитаннику) и обратная связь (от воспитанника к воспитателю). Для наиболее продуктивного воспитания важную роль играет именно обратная связь.
- Диалектичность. Подразумевается непрерывное развитие, динамичность, подвижность и изменчивость процесса воспитания. Диалектика также указывает на наличие внутренних и внешних противоречий в воспитательном процессе. Одни могут служить толчком к развитию, другие напротив — тормозить его.
По теме: Задание «Вопрос жизни и смерти» в «Ведьмаке 3»
Целевая структура воспитания
Воспитание с точки зрения целевого критерия подразумевает выполнение определенного ряда последовательных задач. Цель воспитательного процесса в школе направлена на:
- всестороннее и гармоничное развитие личности, а также ее целостное формирование;
- формирование и развитие нравственных и моральных качеств;
- обогащение знаний в областях науки, культуры и искусства;
- воспитание жизненной позиции с учетом демократической направленности общества, прав и обязанностей человека;
- формирование наклонностей и желаний индивидуума, учитывая его возможности, а также социальные требования;
- развитие познавательной деятельности, формирующей сознание и профессиональную направленность;
- организацию деятельности, способной воспитать необходимые качества личности;
- развитие общения как самостоятельного компонента воспитания личности.
Последовательность осуществления воспитания
Существует ряд этапов воспитательного процесса, через которые он должен пройти, чтобы решить все поставленные задачи.
- Первый этап — овладение знаниями норм. Подразумевается овладение воспитанником норм и правил поведения. От этого зависит формирование поведения личности в целом. В некоторых воспитательных системах данный момент упускают из виду или считают, что он не настолько важен для формирования личности. Однако это в корне неправильно. Именно от поведения зависит дальнейшее воспитание ребенка. Дореволюционная школа основывалась на быстрой коррекции поведения путем применения телесных наказаний. Послереволюционная школа делает ставку на словесные методы формирования поведения воспитанников.
- Второй этап — формирование убеждений. Полученные знания о нормах и правилах поведения должны перерасти в убеждения (понимание того, что по-другому себя вести нельзя). Правильно сформированные убеждения в детском возрасте становятся основой дальнейшего существования в социуме. Без этих, твердо устоявшихся, постулатов процесс воспитания будет иметь слабый и шаткий характер.
- Третий этап — формирование чувств. Человеческие эмоции есть человеческое искание истины. Воспитанники воспринимают информацию через вереницу чувств. Именно воспитатели умело ими варьируя могут добиться необходимого результата.
Основополагающим моментом, относящимся ко всем вышеперечисленным этапам и пронизывающим их, является деятельность. Реализация задач каждого этапа возможна только через деятельность. Чем больше времени уделено целенаправленной хорошо организованной деятельности, тем больший эффект будет получен от воспитания.
Связь и зависимость компонентов воспитания
Особенностью воспитательного процесса считается также взаимосвязь между его компонентами. Это выглядит следующим образом:
- планирование процесса воспитания и определение целей и задач, которые необходимо решить;
- обеспечение различной деятельности, способствующей воспитанию ребенка (материальной: трудовой, природоохранной; общественной: организационно-управленческой, коммуникативной, коллективной; духовной: эмоционально-чувственной, ценностно-ориентирующей, познавательной);
- контроль и управление межличностным общением в ходе различных видов деятельности;
- подведение итогов, анализ выполненных задач, разработка плана коррекции при необходимости.
Последовательность педагогических действий
К особенностям воспитательного процесса относят определенную последовательность действий педагога по формированию личности воспитанника. Эта последовательность представляется в таком виде:
- знакомство с общими нормами и требованиями (сообщение детям общепринятых норм и правил поведения);
- формирование отношений (формирование личного отношения ребенка к необходимости соблюдения тех или иных правил и норм);
- развитие взглядов и убеждений (создание ситуаций, способствующих укреплению отношений и переходу их в убеждения);
- создание общей направленности личности (выработка собственного устойчивого поведения и привычек, которые перейдут со временем в черты характера, формирующие личность в целом).
Счастливые родители — счастливые дети
Поскольку семья имеет очень большое значение в формировании и развитии личности ребенка, то этому вопросу в процессе воспитания уделяется большое внимание.
https://www.youtube.com/watch?v=jBNeWwcy7kc
Формирование у детей в учебных заведениях тех или иных привычек должно совпадать и подкрепляться со стороны семьи и дома. Противоречия между этими двумя институтами социализации сводят на нет весь воспитательный процесс.
Современные родители готовы платить любые деньги, чтобы исправить погрешности в поведении своего чада. Отцы и матери готовы пойти на многое ради всестороннего и гармоничного развития. Однако они забывают, что именно родители прививают первоначальные нормы и правила поведения. Ведь, согласитесь, гораздо проще не совершать ошибку, чем потом стараться ее исправить.
По теме: Оформление юбилея: особенности, интересные идеи и рекомендации
Порой родители не могут понять, почему детский сад, кружки, секции, центры развития, психологи и психотерапевты не могут помочь их ребенку. А все потому, что достигнутые на занятии результаты не подкрепляются дома.
К примеру, ребенка в детском саду учат уважительно относиться к старшим, и в то же время дома он видит как мама ругается и кричит на бабушку. Ведь не зря говорят: «Счастливые родители — счастливые дети». Они все перенимают от взрослых и родители выступают в качестве первого наглядного пособия.
Роль семьи в воспитании
Издавна слово «воспитание» ассоциировалось со словом «семья». Функция семьи в области воспитания заключается в духовном воспроизводстве населения. Воспитание в семье так же, как и в дошкольном учреждении носит двусторонний характер, так как воспитываются не только дети, но и родители. Принято выделять три аспекта воспитательной функции семьи:
- воздействие на личность ребенка, на гармоничное и всестороннее развитие его способностей;
- воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи на протяжении всей его жизни;
- влияние детей на родителей, подталкивающее его к самовоспитанию.
Один мудрый человек сказал о том, что ребенок нуждается в меньшем количестве денег и в большем количестве внимания. Сложно не согласиться с ним, ведь дети — чистый лист, который отражает все то, что его окружает.
«Церукал»: побочные действия, показания, противопоказания, форма выпуска и дозировкаЧто такое сердечный кашель? Причины, симптомы, лечение сердечного кашля у взрослых и детейНизкие лейкоциты: причины, симптомы и лечение. За что отвечают лейкоцитыЛьготы ветеранам труда в Краснодарском крае: список положенных льгот, условия получения, необходимая…Размер кулера: описание, применение, определение размера, порядок выбораКак скинуть с «Айфона» фотки на компьютер? ИнструкцияКак получать пенсию за лежачего больного: способы и порядок действийДесерт из моркови: вкусное и полезное лакомство!Персиковое масло для новорожденных: полезные свойства и применениеДиагностика речевого развития детей дошкольного возраста: методики, цели и задачи»Браво Авто», Уфа: отзывы об автосалонеБеспроводной термометр: виды, особенности, преимущества
📽️ Видео
Особенности семейного воспитания. Воспитание ребенка в неполной семье.Скачать
5 Стили воспитания и их влияние на жизньСкачать
О патологическом воспитании. Лекция Игнатия ЖуравлеваСкачать
"О детях по-взрослому": Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила ПетрановскаяСкачать
Лучший мультфильм для детей и родителей ВСЕ О ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА за 5 минутСкачать
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка 20210325Скачать
Семья как предмет педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитанияСкачать
Социальный ролик: посмотрите на воспитание под другим угломСкачать
«Образовывать в детях ум, сердце и душу…» Воспитание детей в семье Николая IСкачать
Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.Скачать
Дистанционные средства и формы взаимодействия с семьей в ДОУСкачать
Презентация курса для родителей "Воспитание с удовольствием".Скачать
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика.Скачать
Вебинар: «Взаимодействия семьи и школы как современная педагогическая проблема»Скачать
СДВГ И СОЦИОПАТИЯ / МАМОЧКА / ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИСкачать
Методы воспитания, развития и образования детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДОСкачать