Проблемы одаренных детей и пути их решения

Проблемы одаренных детей и пути их решения Ребенок
Как выявить одаренного ребенка — особенности работы и обучения одаренных детей

Проблемы одаренных детей и пути их решения

Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.  

‍Модель одарённости Дж. Рензулли

Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать. 

Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек. 

Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.
                                       Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда» 

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

  • Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.
  • Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.
  • Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.
  • Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.
  • Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам, и к восьми раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса. 

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая за тем, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других. 
  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью. 
  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.
  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.
  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий. 
  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта. 

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.  

Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников.

Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.

                                       Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда» 

Школы для одарённых детей

«Школа одарённых» Тюменского госуниверситета. mn.ru

Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

  • Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.
  • Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится. 
  • Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны. 
  • Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.  
  • Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.  
  • Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей развивает их и пробуждает интерес.  
  • Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки. 
  • Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием. 
  • Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.

Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них: 

  • Школа-интернат МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)
  • Лицей НИУ ВШЭ (Москва)
  • Школа-интернат «Интеллектуал» (Москва)
  • Школа «Летово» (Москва)
  • Образовательный центр «Сириус» (Сочи)
  • Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина (Владивосток)
  • Губернаторский Светленский лицей (Томск) 

Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников. 

Советы родителям одарённых детей

Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей. 

Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития. 

Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка. 
                                       Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»  

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомится с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право. 

Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия. 

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование. 

Совет 5. Уравновешивайте развитие 

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы. 

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть  

Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость. 

Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.

Видео:В каждом маленьком ребенке: обучение одаренных детей - проблемы и пути их решенияСкачать

В каждом маленьком ребенке: обучение одаренных детей - проблемы и пути их решения

Одарённость — подарок судьбы или наказание?

Проблемы одаренных детей и пути их решения

Что такое одарённость? Какие проблемы возникают у талантливых детей и кто ограничивает их возможности? Об этом читайте в нашей статье.

«Странно, — подумает обыватель, — какие проблемы могут быть, если в ребёнке заложены способности, о которых обычным детям остаётся только мечтать?»

Но легко ли быть «вундеркиндом», переходить из класса в класс быстрее остальных, обладать уникальными способностями, быть не таким, как все?

Перед тем как раскрыть проблемы и ограничения, с которыми приходится сталкиваться людям с выдающимися способностями, давайте разберёмся, что же такое одарённость и каких детей называют одарёнными.

Одарённость — «это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».

При этом одарённость — не просто механическая совокупность способностей, а «новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят».

«Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для этих достижений) в каком-либо виде деятельности».

Одарённые дети проявляют высокий уровень познавательной активности — они очень любознательны и проявляют настойчивость при изучении интересного им предмета. Такие дети думают и действуют не так, как большинство людей. Не ориентируются на мнение остальных, самостоятельно добывают необходимые им знания. И в этой черте характера уже начинают возникать проблемы во взаимодействии с окружающими.

Какие же проблемы существуют у одарённого ребёнка?

Начнём с окружения. Это семья, ровесники, воспитатели, учителя. И каждое звено в этой цепи может создавать проблематичные ситуации в развитии одарённой личности.

К сожалению, в современном обществе очень много зависит от материального положения семьи ребёнка.

Смогут ли родители оплатить специализированные занятия, курсы, поддержать творческие инициативы своего ребенка? Станут ли заниматься с ним и развивать заложенные природой способности?

Материальное состояние родителей может ограничивать возможности одарённого ребёнка в более широком развитии.

https://www.youtube.com/watch?v=PB-34gyEVBc

Воспитатели и учителя не всегда готовы работать с одарённой личностью. Понятие «осреднённая среда» применимо к обычным детским садам и общеобразовательным школам. Это серьёзно ограничивает возможность развития ребенка с неординарными способностями.

Кроме того, педагоги порой не могут распознать, развивать, мотивировать такого ребёнка. Одни склонны переоценивать, а другие — недооценивать способности одарённых учеников. Некоторые учителя просто не обладают достаточной квалификацией для развития способного ребёнка. Иногда им сложно удовлетворить повышенную любознательность таких учеников.

Нередко одарённый ребенок может игнорировать «ненужные» по его мнению предметы и развиваться в том, что ему более интересно. Это приводит к конфликту с учителями.

Педагоги могут воспринимать такого ребёнка как проблемного, «не комфортного» для учёбы. «Самое трудное в этой ситуации оценить ребёнка, примириться с нешаблонностью его восприятия и деятельности».

Ребёнок, в свою очередь, теряет интерес к школе, начинает испытывать неприязнь к учебным занятиям, проявлять нетерпимость и т.д.

Можно сказать, что возможности одарённых детей ограничиваются уровнем знаний и способами взаимодействия с ними взрослого наставника, воспитателя, педагога. А также уровнем и правилами школы, в которой обучается ребёнок.

Проблемы социализации одарённых детей

Одарённые дети сталкиваются и с проблемами социализации. Будучи нестандартными, неординарными личностями они часто испытывают трудности в общении с ровесниками. Им сложно завести друзей — сверстники не дотягивают до их уровня и с ними скучно, старшие ребята не воспринимают серьёзно.

Часто ребёнок с выдающимися способностями может стать так называемой «белой вороной» в обществе. Зная больше окружающих, он вступает в спор, доказывая свою правоту, не идёт на компромисс и старается командовать сверстниками.

Пребывая в частых конфликтах с ровесниками, такой ребёнок может стать вялым, депрессивным или, наоборот начать проявлять защитную агрессию и совершать асоциальные поступки. Таких детей даже называют «инвалидами общения».

В стрессовом состоянии способности ребёнка могут не только ограничиться, а даже временно «затухнуть».

Как мы видим, одарённость в разных ситуациях может восприниматься как дар и развиваться, а может препятствовать возможностям социализации ребенка в обществе.

Решать проблему грамотного сопровождения одарённости необходимо на государственном уровне. Любое развивающееся государство нуждается в личностях с выдающимися способностями, которые являются двигателями прогресса. Не имея грамотных специалистов и необходимых программ развития в этом направлении, мы будем терять интеллектуально-творческий потенциал страны.

В начале XXI века учёные всего мира очень заинтересовались проблемой поиска, обучения, воспитания и поддержки одарённых детей. И даже поставили эту проблему примерно на один уровень с проблемой загрязнения окружающей среды и новейших информационных технологий.

В заключении, хотелось бы рассказать читателю притчу Идриса Шаха, XII века.

Давным-давно жила птица, которая не умела летать. Однажды в её гнездо попало яйцо летающей птицы. Птица высидела это яйцо вместе со своими яйцами. Когда на свет появился птенец, он рос и развивался, но способности летать в нём не проявлялись. Иногда он спрашивал птицу-мать:

— Я смогу летать?

Но птица, которая сама не умела летать, не могла преподать ему урок. Она не знала, как правильно вытолкнуть его из гнезда, чтобы он почувствовал свои силы. Птица говорила:

— Ты должен быть настойчив, как другие птицы.

Птенец, испытывая чувство благодарности к той, что высидела его, не осознавал своего положения. Он думал:

— Наверное, надо обладать какой-то высшей мудростью, чтоб полететь. Это только вопрос времени. Та, кто привела меня к нынешнему состоянию, поднимет меня и на следующую ступень.

Эта притча очень перекликается с проблемами одарённых детей и ограничением их возможностей в современном обществе.

Чтобы читатель мог яснее представить, с какими ещё проблемами может столкнуться одарённый ребёнок, рекомендуем к просмотру фильм режиссёра Марка Уэбба «Одарённая» (2017).

Видео:Лекция 4. Педагогические и детские проблемы | Видеолекции | ИнфоурокСкачать

Лекция 4. Педагогические  и детские проблемы | Видеолекции | Инфоурок

Самые частые проблемы одаренных детей и пути их решения

Проблемы одаренных детей и пути их решения

У многих одаренных детей с раннего возраста появляются преувеличенные страхи. В школьные годы они становятся чрезмерно эмоциональны, восприимчивы, нетерпеливы, разбалансированы. Психологи выделяют следующие наиболее распространенные проблемы, которые возникают у одаренных детей:

  1. Отсутствие интереса к школе. Если ребенок умнее остальных, то, скорее всего, он значительно опережает школьную программу. Со временем она ему становится неинтересна и скучна. Некоторых одаренных детей этот факт начинает изрядно раздражать. Появляются нервные срывы, неприязнь к школе, грубость по отношению к сверстникам и учителям.
  2. Игровые предпочтения. У одаренных детей свои требования к развлечениям. Им больше по душе сложные логические игры, когда сверстники выбирают банальные догонялки или футбол. Из-за этого одаренный ребенок вынужден находиться в изоляции от остальных.
  3. Философские размышления. Одаренные дети любят задумываться о таинственных явлениях, которые окружают их мир. Самыми «востребованными» темами в этом случае являются смерть, вероисповедания, загробная жизнь и прочие философские проблемы.
  4. Отсутствие лидерских качеств. В кругу своих сверстников одаренные дети могли бы стать лидерами, завоевать авторитет. Однако большинство из них предпочитает общаться с детьми более старшего возраста. По этой причине им тяжело стать лидерами.
  5. Потребность во внимании. Одаренный ребенок всегда стремится познавать что-то новое, скрытое от его глаз и ума. За этим он часто обращается к взрослым. В школе старается монополизировать внимание преподавателей. Из-за этого в скором будущем возникают трения с одноклассниками.
  6. Неприязнь к остальным. Очень часто одаренные дети несдержанно относятся к сверстникам, которые находятся ниже них на интеллектуальной лестнице. Это выражается в постоянных замечаниях и презрении.

Сохранение одаренности

Одаренные дети – важный элемент общества. Так что именно общество должно нести ответственность за сохранение и развитие интеллектуальной одаренности младших поколений.

Нужно помогать реализовывать творческий потенциал маленьких вундеркиндов, чтобы они не чувствовали себя чужими на этом празднике жизни и не замыкались в себе.

Если одаренный ребенок решил, что все от него отвернулись, никто его не понимает, то переубедить его в этом будет очень сложно. Лучше этого не допускать.

https://www.youtube.com/watch?v=iNp9mCTozHk

Важно понимать, что юные вундеркинды отличаются от прочих детей тем, что у них особое восприятие окружающего мира, высокая скорость мыслительных операций, индивидуальная яркость, нестандартное мышление, преувеличение страхов. Очень часто они не способны четко различать фантазию и реальность, так как из-за замкнутости находятся постоянно наедине с собственными мыслями.

У многих вундеркиндов нет друзей, поэтому им приходится выдумывать их в своем вымышленном мире. Это очень распространенная ситуация среди одаренных детей до 10 лет.

Работа с одаренными детьми

Учителя обязаны учитывать все особенности взаимодействия с такими детьми. Важно создать оптимальные условия для их интеллектуального и личностного развития, найти индивидуальный подход к каждому вундеркинду и т.п.

Педагоги должны планировать работу с одаренными детьми на основе следующих требований:

  1. Выявление вундеркиндов. Очень часто учителя сами не знают, кого в их классе можно отнести к категории одаренных детей. Поэтому важно создать уникальную систему выявления таких учеников. Для этого нужно провести психологическое исследование. За потенциальными кандидатами необходимо системное наблюдение.
  2. Учебный процесс должен быть нестандартным. Чтобы привлекать внимание одаренных детей, уроки должны быть интересными, необычными, познавательными, но понятными и остальным сверстникам. Не лишним будет включить вундеркиндов в какую-то исследовательскую программу, которая бы давала им импульс к обучению и самосовершенствованию. Подойдет дополнительная творческая занятость, которая обязательно должна заканчиваться выставкой или мастер-классом. Это позволит наглядно проявить индивидуальность ребенка перед остальными детьми, закрепить его значимость в коллективе.
  3. Участие в интеллектуальных соревнованиях. В школах часто проводятся олимпиады, конкурсы, конференции. Одаренным детям всегда интересно проверять свои знания и навыки на практике, мериться уровнем интеллектуального развития с другими вундеркиндами. На таких мероприятиях одаренные дети заводят себе друзей, налаживают контакты, что помогает им быстрее адаптироваться к суровому окружающему миру.

Задачи учителей

Уже в начальной школе педагоги должны проводить информационно-познавательные работы с классом. должны понимать, что вундеркинды – это такие же дети, как и они сами. У каждого ребенка есть свои особенности, черты характера, плюсы и минусы.

Четкое понимание ситуации поможет в будущем сверстникам налаживать доверительные межличностные отношения, помогать друг другу в адаптации, сложных ситуациях.

В доброжелательном коллективе одаренные дети чувствуют себя комфортно и спокойно, продолжая развиваться в нужном русле.

В настоящее время властями создаются специальные образовательные программы, которые позволяют вундеркиндам двигаться в правильном направлении. Нередко речь идет о дифференцированном обучении. На Западе очень востребованы курсы для одаренных подростков. Они являются бесплатными, но открыты только по направлению из учебных заведений.

🎦 Видео

Одаренные дети: современные проблемы и пути их решения - спикер Волкова М.В.Скачать

Одаренные дети: современные проблемы и пути их решения - спикер Волкова М.В.

Тема: «Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе: проблемы, перспективы, роСкачать

Тема: «Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе: проблемы, перспективы, ро

Одаренные дети что нужно знать родителямСкачать

Одаренные дети что нужно знать родителям

"О детях по-взрослому": Кризис 3-х лет. Людмила Петрановская.Скачать

"О детях по-взрослому": Кризис 3-х лет. Людмила Петрановская.

Лекция 3.2 Организация работы с одаренными детьми. Методы урочного обучения одаренных детейСкачать

Лекция 3.2 Организация работы с одаренными детьми. Методы урочного обучения одаренных детей

"О детях по-взрослому": От года до 3-х лет. Людмила Петрановская.Скачать

"О детях по-взрослому": От года до 3-х лет. Людмила Петрановская.

Тема: «Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе: проблемы, перспективы, роСкачать

Тема: «Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе: проблемы, перспективы, ро

Лекция 3.1 Организация работы с одаренными детьми | Видеолекции | ИнфоурокСкачать

Лекция 3.1 Организация работы с одаренными детьми | Видеолекции | Инфоурок

"О детях по-взрослому": Старший дошкольный возраст (4-6 лет). Людмила ПетрановскаяСкачать

"О детях по-взрослому": Старший дошкольный возраст (4-6 лет). Людмила Петрановская

Лекция 5. Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьмиСкачать

Лекция 5. Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми

Д-14. Развитие детской одаренностиСкачать

Д-14. Развитие детской одаренности

Лекция 6. Роль психолога в организации работы с одаренными детьми| Видеолекции | ИнфоурокСкачать

Лекция 6. Роль психолога в организации работы с одаренными детьми| Видеолекции | Инфоурок

Проблемы наших одаренных детейСкачать

Проблемы наших одаренных детей

Интернет-консультация «Одаренные дети: проблемы и пути решения»»Скачать

Интернет-консультация «Одаренные дети: проблемы и пути решения»»

Тема: «Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе: проблемы, перспективы, роСкачать

Тема: «Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе: проблемы, перспективы, ро

Особенности одаренных детейСкачать

Особенности одаренных детей

30.09.15 Всероссийский семинар «Один учитель и разные дети: проблемы обучения одаренных детей»Скачать

30.09.15 Всероссийский семинар «Один учитель и разные дети: проблемы обучения одаренных детей»

Одарённые дети: миф или реальность в дошкольном возрастеСкачать

Одарённые дети: миф или реальность в дошкольном возрасте
Поделиться или сохранить к себе: