Упражнение на обратную связь

Упражнение на обратную связь Другое
Упражнение обратная связь цель

Упражнение на обратную связь

«ГОВОРЯЩИЙ» СПИСОК

Цель: организация обратной связи для нескольких случайно выбранных участников в форме составления «психологического портрета».

Материал: бумага, ручки, скрепки.

Время: 1 час 30 минут.

Участники разделены на группы по 5–7 человек.

Ведущий.

Вначале я прошу вас выполнить следующее: возьмите ручки и листы бумаги и в течение 10 минут составьте (каждый для себя) список того, без чего вы просто не представляете свою жизнь, без чего не можете обходиться буквально ни одного дня.

Давайте договоримся сразу: не нужно писать очевидные и общие вещи, например еда, одежда или зубная щетка (понятно, что без этого не обходится никто из нас). Пусть это будет ваш личный список необходимого, отражающий именно ваши пристрастия, привычки и образ жизни.

(Участники молча составляют свои списки.)

Время вышло, и я прошу в каждой команде собрать списки в стопку и скрепить их скрепкой.

Теперь мы делаем следующее: прошу каждую команду передать свои стопки соседней команде по часовой стрелке. (Команды передают.) Таким образом, у каждой команды сейчас находится по 5 (6,7) списков от разных участников.

Кому именно принадлежит список, вам не известно. Я прошу каждую команду коллективно выбрать из них два, которые вас наиболее заинтересуют или которые вы посчитаете «кричащими» о своем обладателе.

За 20 минут общими усилиями составьте «психологические портреты» людей, которым могут принадлежать такие списки.

(Команды коллективно работают.)

Время истекло, я прошу команды определить, кого вы делегируете для оглашения результатов.

(Команды совещаются, выбирают «оратора».)

Кто желает начать?

(Определяется команда, которая будет первой.)

Просим вас сначала зачитывать список предметов, а потом составленный вами «психологический портрет».

(Команда зачитывает свои результаты.)

Желает ли человек, которому принадлежал список, открыть себя?

Если найдутся участники, которые захотят открыться, то ведущий задает автору списка вопросы:

— Согласны ли вы с тем, какие выводы сделала команда?

— Что было верно, что неверно?

— Как вы считаете, почему команда сделала именно такой вывод?

— Хотите ли вы что-либо спросить у команды?

— Как вы сами бы охарактеризовали человека, составившего такой список?

Если таких участников нет, то ведущий задает вопросы команде:

— Исходя из чего вы предположили, что этот человек обладает такими качествами?

— Были ли при обсуждении разногласия?

— Почему именно этот список наиболее привлек ваше внимание?

По этой же схеме происходит дальнейшая работа, пока все команды не зачитают составленные «портреты».

Цель: организация активной обратной связи каждому участнику от группы в форме ассоциаций.

бумага, ручки.

(Участники сидят в общем кругу.)

Ведущий. Неоднократно в своей жизни мы сталкиваемся с тем, что человек, с которым мы общаемся, вызывает у нас различные ассоциации: или он напоминает нам какое-то животное, или его образ связан с какой-то песней или с известной личностью.

Более того, каждый из нас порой сравнивает себя с чем-то, исходя из своей внешности или особенностей характера.

Давайте попробуем сейчас для каждого из нас составить список подобных ассоциаций, и делать мы это будем так: прошу каждого приготовить два листа бумаги и ручку.

Один лист подпишите своим именем и на протяжении всего упражнения оставляйте его у себя, а второй лист подпишите именем вашего соседа слева.

Теперь я буду зачитывать различные вопросы, на которые вы отвечаете письменно, совещаться друг с другом до конца упражнения не нужно. Итак, начинаем: «Если бы этот человек был музыкальным инструментом, то чем бы он был?» Прошу каждого написать про себя (на листке со своим именем) и про человека, именем которого подписан второй лист.

Готовы? Теперь прошу свой лист оставить у себя, а лист с именем другого участника передать по кругу соседу справа. Таким образом, у каждого из вас по-прежнему два листа — ваш и другого участника. Теперь будьте внимательны: другой участник — это уже не сосед слева. Продолжаем:

Если бы этот человек был цветом, то каким бы цветом он был?

(Участники пишут, процедура передачи листа по кругу повторяется. 1 )

Если бы этот человек был животным, то кем бы он был?

Если бы этот человек был деревом, предметом одежды, цветком, предметом мебели, птицей, напитком, явлением природы,музыкальным жанром, государством, столовым иликухонным прибором, временем года, печатным изданием (если кто-то написал «книга», укажите, пожалуйста, какого жанра), геометрической фигурой, медицинским препаратом, телеведущим (программу какого рода он бы вел — можно указать жанр или конкретную телепередачу), транспортным средством, чем-то съедобным, то каким бы он был?

Все участники получили по кругу листы со своим именем и заполнили такой же лист о себе сами. Изучите эти списки.

(Участники читают списки.)

Ведущий задает вопросы:

— Какие у вас впечатления?

— Совпали или нет собственные ассоциации с чужими?

— Что удивило: приятно, неприятно?

— Кто хочет спросить что-либо у участников?

Цель: получение информации о себе через сравнение с героями известных мультфильмов.

https://www.youtube.com/watch?v=_l8xoIqdw1k

Участники разделены на группы по 3–5 человек

Ведущий.

Все мы в детстве обожали мультфильмы (а многие с удовольствием смотрят их и сейчас), одни мультипликационные герои были нашими любимцами, другие не нравились; одни чем-то напоминали нас самих — своей внешностью, поведением, взглядами, поступками, высказываниями и многим другим, а другие были категорически на нас не похожи. Поведение одних веселило нас и вызывало ощущение «родственных душ», а другие раздражали и вызывали непонимание.

Все мы рано или поздно вырастаем, но этот персонаж по-прежнему остается нам близким. Давайте поиграем в следующую игру: у меня есть карточки с названиями хорошо знакомых всем мультфильмов. Прошу подойти ко мне по одному участнику от каждой команды и наугад вытянуть карточку.

(Представители от команд подходят к ведущему, берут карточки и читают вслух название мультфильма.)

Теперь прошу вас быть внимательнее: в том мультфильме, который вам достался, вы будете искать сходство между персонажами и участниками, но не своей команды, а следующей по часовой стрелке за вами.

Вам нужно среди участников соседней команды найти прототипы мультипликационных героев для вашего мультфильма (вам нужно не просто присвоить роль, но и объяснить, почему именно этот участник вам представляется прототипом именно этого героя).

Если для кого-то из участников вы не находите абсолютно никакого сходства ни с кем из героев, то можете предложить роль из любого другого мультфильма (тоже с пояснением).

(Участники команд коллективно выполняют задание.)

Если все готовы, послушайте, пожалуйста, следующее задание. Вспомните, какая команда все это время выбирала мульт-двойников для вашей команды. Вы можете попросить эту команду напомнить вам, в каком мультфильме они искали двойников для вас.

А теперь вторая часть задания — до того как мы станем оглашать результаты, я прошу вас выполнить следующее: подумайте и предположите, как другая команда распределила роли для вас в своем мультфильме?

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какая команда хочет начать?

(Первая команда рассказывает о том, как они распределили роли для участников другой команды.)

Ведущий (обращаясь к команде, для которой искали прототипов). А теперь попросим вашу команду рассказать, как вы сами для себя нашли героев-прототипов, совпали ли ваши предположения с тем, что вы услышали?

Ведущий задает вопросы:

— Согласны или не согласны участники с теми характеристиками, которые им дали? Почему?

(список мультфильмов может меняться)

Винни Пух и все, все, все

Приключения домовенка Кузи

Малыш и Карлсон, который живет на крыше

Каникулы в простоквашине

Незнайка на Луне

Приключения поросенка Фунтика

Волшебник Изумрудного города

Чебурашка и крокодил Гена

Цель: получение участниками обратной связи от своих соседей.

Время: 1 час 15 минут.

Участники сидят в общем кругу.

Ведущий раздает каждому по 3 листочка бумаги и ручке.

Ведущий.

Прошу вас подписать эти листы следующим образом: 1 — свое имя, 2 — имя соседа слева, 3 — имя соседа справа.

Теперь на листке со своим именем напишите 3–5 ваших личных черт или особенностей поведения, которые, как вам кажется, всегда становятся очевидными для окружающих при общении с вами.

На листках с именами соседних участников напишите по 3–5 черт или особенностей поведения, характерных, как вам кажется, для этих людей.

Отдайте эти листочки, соответственно, соседям справа и слева.

(Участники обмениваются листками.)

Теперь изучите информацию, которую вы получили.

Ведущий задает вопросы:

— Совпадает ли то, что вы написали сами о себе, с мнением других участников?

— С чем вы согласны, а с чем — нет?

— Есть ли что-то, что вас удивило?

— Ожидали ли вы именно таких результатов?

ОТКРОЕМ ОКОШКО ДЖОГАРРИ

Цель: резюмирование полученной во время тренинга информации.

бумага, ручки.

https://www.youtube.com/watch?v=0KTwkio2r34

Участники сидят в общем кругу.

Ведущий.

За эти два дня каждый из вас получил много информации о себе. Для кого-то все это уже было известно, кто-то сомневался, так ли все на самом деле, а для третьих многое было совершенно ново и неожиданно. Так или иначе, но каждый из нас получил то, в чем он нуждался.

Я предлагаю в завершение нашей работы попытаться структурировать полученные сведения. И сделаем мы это следующим образом.

Содержание
  1. Шпаргалка начинающего тренера
  2. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»
  3. Упражнение «Карусель впечатлений»
  4. Упражнение «Соковыжималка»
  5. Упражнение «Клубок»
  6. Обратная связь
  7. Как управлять биологической обратной связью и укрепить ментальное здоровье: 8 упражнений
  8. Ва­ри­а­бель­ность ча­сто­ты сер­деч­ных со­кра­ще­ний
  9. Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на HRV
  10. Как ре­гу­ли­ро­вать био­ло­ги­че­скую об­рат­ную связь са­мо­сто­я­тель­но
  11. Метод обратной связи в тренинге — Ростовская Школа Логистики
  12. ВИДЫ ОБРАТНОЙСВЯЗИ
  13. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕНА ВЫБОР ВИДА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
  14. ЭФФЕКТИВНОСТЬРАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОБРАТНОЙСВЯЗИ
  15. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИВ ТРЕНИНГЕ
  16. КАК ДАВАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
  17. КАК ПРИНИМАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
  18. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ОБРАТНОЙСВЯЗИ
  19. Как давать друг другу обратную связь. Основные шаги
  20. Можно ли жить без обратной связи?
  21. Итак, основные шаги обратной связи.
  22. 📽️ Видео

Видео:СОЛНЦЕ И ПЛАНЕТЫ. Упражнение на обратную связь. Экспедиция - 2019Скачать

СОЛНЦЕ И ПЛАНЕТЫ. Упражнение на обратную связь. Экспедиция - 2019

Шпаргалка начинающего тренера

Упражнение на обратную связь

Цель: подведение итогов занятия, анализ групповой и индивидуальной работы участников, осознание участниками полученного опыта. Получение обратной связи для тренера.
Время проведения:  10 – 15 минут.

Примечания: ведущему необходимо следить за соблюдением правила «здесь и сейчас» во время обратной связи.

Рефлексия — обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Рефлексия — включение сознания на уже происшедшее.

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Ведущий: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: .

Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки.

Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Упражнение «Карусель впечатлений»

Группа стоит, образовав два (внешний и внутренний) круга. Участники круговстоят лицом к лицу, образуя пары (внешний-внутренний). Ведущий предваряетупражнение объяснением о важности обратной связи между людьми. Затем онзадаёт направление диалога темой: -Я думаю, что чувство юмора для тебя – это…

— Я думаю, что твоя роль в группе… -Когда я вижу тебя, то я чувствую… -Мне кажется, что в сложной ситуации ты… Каждый тур – это обсуждение одной темы, одного вопроса. На каждое предложение даётся 3-5 минут для обсуждения. Затем – хлопок ведущего, и внутренний круг передвигается на одного человека.

Новой паре даётся тема для обсуждения.

Вопросы для финальной групповой дискуссии: Каковы твои ощущения после упражнения? Было ли тебе тяжело давать товарищам обратную связь? В чем это проявилось? Что было тяжело? Какую обратную связь ты получил? Согласен ли с тем, что услышал от товаришей? Как собираешься поступить с тем, что услышал? Значима ли для тебя та обратная связь, которую ты получил?

Упражнение «Соковыжималка»

Ведущий на трёх больших плакатах рисует или пишет словами: 1)корзинку/горку апельсинов 2)стакан оранжевого апельсинового сока 3)кучку выжимок из выдавленных апельсинов Каждый из участников получает по 2-4 самоклеющихся листка бумаги. На них он может написать то, что осталось в памяти к финалу тренинга.

Небольшой текст с названием/описанием тренинговых процессов, игр, заданий, впечатлений от общения с одногруппниками и с тренером и т.д.

Затем, по сигналу ведущего, эти листки можно будет вклеить на соответствующие плакаты:

на плакат с апельсинами – то, что ещё не обрело законченного вида, что нужно додумать, к чему будет необходимо вернуться.

на плакат со стаканом чудесного освежающего сока можно наклеивать то, что радовало, вдохнуло новую энергию, укрепило физические и духовные силы.
на плакат с отходами нашей соковыжималки будут наклеены вещи, от которых лучше избавиться, которые не понравились, были излишни, обидны, не актуальны, раздражали. Взглянем затем на три листа и обсудим эффективность работы нашей «соковыжималки»: — много ли тем оказались не проработаны — многие ли отношения остались не проясненными — многие ли конфликты не нашли своего разрешения — о чем заставил тренинг задуматься — что я хочу узнать ещё о себе/ о товарищах/ о теме тренинга, как и в каком направлении планирую самообразование — какие «вкусные» моменты тренинга порадовали нас в совместной работе — что придавало силы, внушало уверенность -какую «жажду» (в чём?) помог мне тренинг утолить — что хотелось бы исправить/изменить -какие моменты встречи лучше бы не происходили вообще — с каким «послевкусием» расходятся участники.

Реквизит: 3 листа ватмана с изображением или надписями апельсинов, стакана апельсинового сока, выжатых апельсинов. Стикеры, ручки, равные количеству участников.

Упражнение «Клубок»

Вся группа стоит в круге. Участники передают друг другу клубок ниток, проговаривая, что значит для него данный человек, произнося пожелания, слова благодарности (любому участнику, не обязательно соседу справа или слева).

Постепенно середина круга превращается в узор из натянутых нитей. Когда круг завершен, каждый участник натягивает свою нить, и группа минуту стоит с закрытыми глазами, стремясь прочувствовать другого человека.

Реквизит: клубок ниток.

Обратная связь

Ведущий: Наш тренинг подошел к концу. Я хочу услышать мнение каждого из Вас о сегодняшнем занятии. Что вызвало положительные эмоции? Что вызвало негативные эмоции Что было самым полезным? Что было самым сложным? Что узнали нового о себе, своих одногруппниках? Что запомнилось больше всего?
По окончании встречи ведущий благодарит группу за работу и всем желает успеха.

Видео:Метод биологической обратной связиСкачать

Метод биологической обратной связи

Как управлять биологической обратной связью и укрепить ментальное здоровье: 8 упражнений

Упражнение на обратную связь

Ак­тив­ность моз­га ме­ня­ет­ся каж­дую се­кун­ду, по­лу­чая сиг­на­лы от на­ше­го тела. Этот про­цесс на­зы­ва­ет­ся био­ло­ги­че­ской об­рат­ной свя­зью и озна­ча­ет, что мы спо­соб­ны вли­ять на здо­ро­вье го­лов­но­го моз­га, если осо­знан­но управ­ля­ем сво­им те­лом.

К при­ме­ру, за­мед­ляя ды­ха­ние и рас­слаб­ляя опре­де­лен­ные мыш­цы, мож­но управ­лять уров­нем стрес­са и сво­и­ми эмо­ци­я­ми.

Деб­би Хэмп­тон рас­ска­зы­ва­ет в сво­ем бло­ге о том, как ра­бо­та­ет био­ло­ги­че­ская об­рат­ная связь, и де­лит­ся про­сты­ми упраж­не­ни­я­ми, ко­то­рые по­мо­гут вам син­хро­ни­зи­ро­вать раз­ные си­сте­мы ор­га­низ­ма.

Ин­фор­ма­цию о ва­шем пуль­се, ды­ха­нии, пи­ще­ва­ре­нии и дру­гих про­цес­сах, про­ис­хо­дя­щих в ор­га­низ­ме, пе­ре­да­ет в мозг блуж­да­ю­щий нерв, ко­то­рый рас­по­ло­жен в верх­ней по­ло­вине тела.

От здо­ро­вья блуж­да­ю­ще­го нер­ва за­ви­сит, как ваш ор­га­низм справ­ля­ет­ся с вос­па­ли­тель­ны­ми про­цес­са­ми и пси­хи­че­ски­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми.

По­это­му важ­но под­дер­жи­вать блуж­да­ю­щий нерв в то­ну­се.

Боль­шин­ство фи­зи­че­ских ощу­ще­ний — та­ких, как боль в жи­во­те, мы­шеч­ное на­пря­же­ние и дру­гие раз­но­об­раз­ные боли — со­про­вож­да­ют­ся эмо­ци­я­ми, ко­то­ры­ми управ­ля­ет наш мозг.

Если быть вни­ма­тель­ным по от­но­ше­нию к сиг­на­лам сво­е­го ор­га­низ­ма, мож­но на­учить­ся их ин­тер­пре­ти­ро­вать и вли­ять на ис­пы­ты­ва­е­мые ощу­ще­ния.

Мы даже спо­соб­ны умень­шить бо­ле­вые ощу­ще­ния.

Ва­ри­а­бель­ность ча­сто­ты сер­деч­ных со­кра­ще­ний

Ва­ри­а­бель­ность ча­сто­ты сер­деч­ных со­кра­ще­ний (HRV) по­ка­зы­ва­ет, сколь­ко вре­ме­ни про­хо­дит меж­ду сме­ной ско­ро­сти серд­це­би­е­ния.

Этот по­ка­за­тель свя­зы­ва­ют со спо­соб­но­стью ор­га­низ­ма пре­одо­ле­вать стресс и быст­рее успо­ка­и­вать­ся. Чем выше HRV, тем здо­ро­вее ваша сер­деч­но-со­су­ди­стая си­сте­ма.

Низ­кий же по­ка­за­тель мо­жет сви­де­тель­ство­вать о рис­ке сер­деч­но-со­су­ди­стых за­бо­ле­ва­ний и даже ран­ней смер­ти.

Каж­дый раз, ко­гда вы вы­ды­ха­е­те, вы от­прав­ля­е­те сиг­нал по блуж­да­ю­ще­му нерву, за­став­ляя серд­це бить­ся реже и по­вы­шая ваш уро­вень HRV. Та­ким об­ра­зом ды­ха­ние ра­бо­та­ет как сво­е­го рода устрой­ство уда­лен­но­го кон­тро­ля нерв­ной си­сте­мы.

Фак­то­ры, вли­я­ю­щие на HRV

На HRV вли­я­ет мно­же­ство фак­то­ров — от упраж­не­ний на ды­ха­ние, воз­рас­та и ге­не­ти­ки до по­ло­же­ния тела и вре­ме­ни су­ток.

Ко­гда вы за­ни­ма­е­тесь фи­зи­че­ски­ми на­груз­ка­ми, ва­ри­а­бель­ность ча­сто­ты сер­деч­ных со­кра­ще­ний сни­жа­ет­ся, а пульс — по­вы­ша­ет­ся.

В це­лом, вы­со­кий уро­вень HRV с дли­тель­ны­ми ин­тер­ва­ла­ми ха­рак­те­рен для здо­ро­во­го серд­ца.

Пат­тер­ны сме­ны HRV име­ют боль­шее зна­че­ние, чем про­сто сам по­ка­за­тель. В со­сто­я­нии стрес­са, зло­сти или гру­сти ва­ри­а­ции ча­сто­ты сер­деч­ных со­кра­ще­ний бы­ва­ют бо­лее бес­по­ря­доч­ны­ми.

Ко­гда мы в хо­ро­шем на­стро­е­нии, ис­пы­ты­ва­ем бла­го­дар­ность или лю­бовь, ва­ри­а­ции обыч­но рит­мич­ны и упо­ря­до­че­ны.

Ваша цель — со­хра­нять со­гла­со­ван­ность меж­ду раз­лич­ны­ми си­сте­ма­ми ор­га­низ­ма, что­бы быть на пике сво­е­го фи­зи­че­ско­го и мен­таль­но­го здо­ро­вья.

Как ре­гу­ли­ро­вать био­ло­ги­че­скую об­рат­ную связь са­мо­сто­я­тель­но

Ме­ди­ки ис­поль­зу­ют спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние, что­бы изу­чать и ре­гу­ли­ро­вать био­ло­ги­че­скую об­рат­ную связь. На­при­мер, на па­лец на­де­ва­ют дат­чик, что­бы из­ме­рить и срав­нить пульс и ча­сто­ту ва­ше­го ды­ха­ния.

Эта ин­фор­ма­ция об­ра­ба­ты­ва­ет­ся в ре­аль­ном вре­ме­ни, бла­го­да­ря чему па­ци­ен­ты в про­цес­се из­ме­ре­ния мо­гут ви­деть ре­зуль­та­ты и ра­бо­тать над сво­им со­сто­я­ни­ем.

С по­мо­щью тре­ни­ро­вок мож­но лег­ко на­учить­ся мед­лен­но ды­шать и син­хро­ни­зи­ро­вать свое ды­ха­ние с ча­сто­той серд­це­би­е­ния.

Но даже без спе­ци­аль­но­го обо­ру­до­ва­ния вы мо­же­те управ­лять сво­и­ми эмо­ци­я­ми и сти­му­ли­ро­вать блуж­да­ю­щий нерв. Для это­го необ­хо­ди­мо по­ни­мать, как ваши дей­ствия от­ра­жа­ют­ся на внут­рен­них про­цес­сах ор­га­низ­ма. Вот несколь­ко спо­со­бов это учесть:

Оку­ни­те лицо в хо­лод­ную воду

Зна­е­те, по­че­му в филь­мах вы­ли­ва­ют хо­лод­ную воду из кув­ши­на на разо­злив­ше­го­ся че­ло­ве­ка? Это по­мо­га­ет остыть во всех смыс­лах, так как хо­лод­ная вода сти­му­ли­ру­ет блуж­да­ю­щий нерв. Так­же ра­бо­та­ет про­хлад­ный душ и лю­бые дру­гие спо­со­бы нена­дол­го по­ни­зить тем­пе­ра­ту­ру тела.

Ис­поль­зуй­те силу му­зы­ки

Му­зы­ка мо­жет как по­вы­сить, так и сни­зить уро­вень HRV: спо­кой­ные ме­ло­дии уве­ли­чи­ва­ют по­ка­за­тель, а быст­рые и бод­ря­щие — умень­ша­ют. Му­зы­ка ока­зы­ва­ет вли­я­ние на боль­шую часть моз­га и лим­би­че­ской си­сте­мы, ко­то­рая во мно­гом от­ве­ча­ет за наши эмо­ции.

Улыб­ни­тесь

Даже по­каз­ная улыб­ка при­нуж­да­ет мозг к вы­сво­бож­де­нию до­фа­ми­на и улуч­ша­ет ваше на­стро­е­ние. До­ста­точ­но лишь вспом­нить смеш­ную си­ту­а­цию или ис­то­рию. Для моз­га на са­мом деле нет раз­ни­цы, «ис­кус­ствен­ная» это улыб­ка или «на­сто­я­щая».

Встань­те и вы­пря­ми­тесь

Со­глас­но ис­сле­до­ва­ни­ям, ко­гда вы сто­и­те пря­мо, вы чув­ству­е­те себя бо­лее уве­рен­но и по­зи­тив­но. Осан­ка — крайне важ­ный ис­точ­ник ин­фор­ма­ции для моз­га. Пра­виль­ная осан­ка даже спо­соб­на за­ста­вить вас по­чув­ство­вать себя бо­лее силь­ным и вы­нос­ли­вым че­ло­ве­ком, го­во­рят уче­ные.

Рас­слабь­те мыш­цы лица

В цен­тре ва­ше­го лба, меж­ду бро­вя­ми, есть мыш­ца, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «смор­щи­ва­тель бро­ви». Она ре­гу­ли­ру­ет под­ня­тие и опус­ка­ние бро­ви и об­ра­зо­ва­ние мор­щин на лбу.

Бла­го­да­ря мы­шеч­ной ак­тив­но­сти, наш мозг узна­ет, ко­гда мы улы­ба­ем­ся — и ра­ду­ем­ся, мор­щим­ся — и пе­ре­жи­ва­ем. Если у вас при­под­ня­та бровь, то ваш мозг счи­та­ет это как сиг­нал тре­во­ги.

Так что в сол­неч­ные дни, поль­зуй­тесь солн­це­за­щит­ны­ми оч­ка­ми не толь­ко, что­бы свет не сле­пил гла­за, но и что­бы рас­сла­бить ли­це­вые мыш­цы и не на­пря­гать­ся без при­чи­ны.

Рас­слабь­те че­люсть и язык

Ко­гда вы нерв­ни­ча­е­те, ско­рее все­го, вы сжи­ма­е­те че­люсть и на­пря­га­е­те язык. Од­на­ко, если вы со­зна­тель­но рас­сла­би­те че­люсть и язык, ваш мозг тоже пе­рей­дет в ре­жим спо­кой­ствия. По­про­буй­те ши­ро­ко от­крыть рот и слег­ка по­дви­гать че­лю­стью в раз­ные сто­ро­ны. Это по­мо­жет вам рас­сла­бить мыш­цы.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на свое ды­ха­ние

Спо­кой­ное ды­ха­ние по­мо­га­ет за­мед­лить серд­це­би­е­ние и за­став­ля­ет нас рас­сла­бить­ся. Су­ще­ству­ет несколь­ко тех­ник, ко­то­рые по­мо­гут на­учить­ся диа­фраг­маль­но­му ды­ха­нию и быст­рее при­хо­дить в себя — про неко­то­рые из них мы уже пи­са­ли. Чем быст­рее вы ды­ши­те, тем боль­ше энер­гии вы про­из­во­ди­те.

На­пря­ги­тесь и рас­слабь­тесь

Ино­гда по­лез­но от души на­прячь­ся, что­бы поз­во­лить себе по-на­сто­я­ще­му рас­сла­бить­ся. Сде­лай­те глу­бо­кий вдох и со­зна­тель­но на­пря­ги­те каж­дую мыш­цу в теле на несколь­ко се­кунд. За­дер­жи­тесь на пару се­кунд в та­ком со­сто­я­нии — те­перь вы­дох­ни­те и рас­слабь­тесь. Осо­бен­но важ­но по­за­бо­тить­ся о лице, но не за­будь­те так­же про руки, шею, спи­ну и жи­вот.

Видео:Тренинг.Упражнение обратная связь и работа с участникамиСкачать

Тренинг.Упражнение обратная связь и работа с участниками

Метод обратной связи в тренинге — Ростовская Школа Логистики

Упражнение на обратную связь

Обратная связь – это сообщение человеку информации о его действиях, их результатах и последствиях. Еще в начале ХХ в.

важность обратной связи была подтверждена в лабораторных экспериментах известного психолога Эдварда Торндайка: одной группе испытуемых, которые по заданию выполняли точные движении, информация о результатах предоставлялась незамедлительно после каждого действия, а другой – после выполнения всего задания. Эксперименты показали, что незамедлительная обратная связь была более эффективна и помогала быстро достичь высокой точности действий.

Обратная связь мощное средство освоения нового опыта, важнейший механизм для изменения своего поведения и личностных качеств.

ВИДЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Существует несколько видов обратной связи:

  1. Оценочная и безоценочная обратная связь. Оценочная обратная связь — это сообщение своего отношения или точки зрения на то, о чем идет речь. Оценка может быть положительной («а ты умеешь убеждать людей!») или отрицательной («опять у тебя ничего не получилось!»). С помощью положительной обратной связи в тренинге можно поддержать участников, создать безопасные условия для выполнения заданий. С помощью негативной обратной связи можно корректировать поведение участников, мотивировать их на дальнейшее развитие. Безоценочная обратная связь — это сообщение, которое не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу. Ее используют, когда хотят прояснить ситуацию или помочь человеку раскрыться («что ты думаешь по этому поводу?», «как изменилось теперь твое отношение?»). Этих целей можно достичь с помощью приемов активного слушания и открытых вопросов.
  2. Межличностная обратная связь – это такая обратная связь, которая может исходить от тренера, участника или группы.
  3. Метафорическая обратная связь;
  4. или видео-обратная связь;
  5. Материализованная обратная связь – это такая обратная связь, которая предоставляется при помощи анализа результатов деятельности: отчета, теста, проекта, рисунка.
  6. Непосредственная или отсроченная обратная связь; Непосредственная обратная связь предоставляется непосредственно после выполнения участниками заданий на тренинге. Отсроченная обратная связь дается участникам или участниками спустя некоторое время, например, на посттренинге.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ВИДА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

К факторам, влияющим на выбор обратной связи, относятся:

  1. Цели и содержание тренинга;
  2. Отношения между участниками в группе (предшествующие отношения; отношения, сложившиеся на тренинге);
  3. Личностные и профессиональные особенности участников (имеющийся опыт участия в тренинге);
  4. Личностные особенности тренера;
  5. Профессиональный уровень тренера.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

На основании экспертных данных, полученных на различных бизнес- тренингах, можно с уверенностью утверждать, что эффективность обратной связи зависит от ее вида.

Виды обратной связи по убыванию ее эффективности:

  1. Межличностная обратная связь от участников группы;
  2. — и видео-обратная связь;
  3. Межличностная обратная связь от тренера;
  4. Материализованная обратная связь.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ТРЕНИНГЕ

Важную роль в эффективной организации обратной связи играет поведение самого тренера – в данном случае оно является моделью для участников.

https://www.youtube.com/watch?v=y2mQvUcKQxg

Если тренер умеет давать и принимать обратную связь, то он сможет побудить участников раскрыться и свободно проявлять себя.

Пример:

Игра на умение давать обратную связь.

«Тренер зачитывает участникам конкретную ситуацию и просит двух участников тренинга встать в центре комнаты на некотором расстоянии друг от друга. Задача одного человека говорить, а другого – слушать.

Тот, кто говорит, должен рассказывать о своих чувствах, мыслях и идеях по поводу этой ситуации. Тот, кто слушает, должен либо делать шаг вперед к говорящему, либо на шаг отступать от него.

Шаг вперед можно делать, если говорящий будет конструктивно высказываться по поводу решения проблемы: предлагать варианты решения, побуждать слушающего принять участие в решении проблемы, высказывать уверенность в успехе дела и пр.

Если же говорящий будет обвинять слушающего, предъявлять многочисленные претензии, пытаться манипулировать, давить на него, вести себя агрессивно, то есть демонстрировать неконструктивные способы коммуникации, то слушающий делает шаг назад.»

Эта игра называется «Барометр» и используется тогда, когда необходимо показать участникам, как работает обратная связь на тренинге и в жизни.

Трехступенчатая модель подачи обратной связи:

  1. Я воспринимаю (вижу, слышу…);
  2. Я представляю (мне кажется);
  3. Я реагирую (ощущаю, чувствую, намереваюсь, я-сообщение).

КАК ДАВАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

При подаче обратной связи следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Говорить кратко;
  2. Говорить конкретно;
  3. Говорить о своей реакции;
  4. Говорить сначала о позитиве, и только потом о негативе.

Пример:

– «Мне нравится твое предложение, но я не со всем согласна. Если тебе интересно, я могу рассказать о своем видении…»

– «Я ценю наши отношения, и мне очень приятна твоя забота. Но я не очень комфортно себя чувствую, когда смешиваю деловые и личные отношения».

КАК ПРИНИМАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

При приеме обратной связи следует:

  1. Слушать внимательно;
  2. Запрашивать дополнительную информацию;
  3. Не объяснять своего поведения.

Пример:

– «Жаль, что ты не со всем согласна. Однако мне интересно знать твое мнение».

– «Да, дело отдельно, отношения отдельно. Я подумаю, как нам это сделать».

Что помогает принимать обратную связьЧто мешает принимать обратную связь
новизна информации;дополнения, уточнения, ответы на интересующие вопросы;насущность и практичность;наличие связи между словами/действиями одного человека и реакцией другого;точность, отсутствие интерпретаций;использование одного словаря;доброжелательность;референтность человека или группы;метафоричность;структурированность.информация о неосознаваемых действиях;агрессивность, недоброжелательность со стороны дающего обратную связь;внутренняя неготовность услышать правду;обобщенная (по нескольким видам опыта) обратная связь.

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Под своевременностью обратной связи принято понимать оптимальное время ее предъявления участникам тренинга. Обратная связь не существует сама по себе, она дается по конкретному поводу. И если упустить нужный момент, то участнику будет трудно соотнести свои действия с обратной связью.

Пример:

При выработке условных рефлексов у животных используют положительное и отрицательное подкрепление. Это именно то, что мы называем обратной связью. Если действие животного поощряется не сразу после выполнения задания, а, например, через час, то животное не выработает связь «выполненное действие – поощрение».

Видео:Обратная связь упражнения о бывших партнерахСкачать

Обратная связь упражнения  о бывших партнерах

Как давать друг другу обратную связь. Основные шаги

Упражнение на обратную связь

Недавно проводила прямой эфир на эту тему и написала потом короткую заметку. Эта статья — расширенный вариант той заметки, так как она вызвала отклик и интерес.

Для начала про саму обратную связь. Все мы так или иначе сигналим друг другу про поступки, действия, слова, работу и т.п. — нравится/не нравится, хорошо/не очень, продолжай в том же духе/прекрати. Это и есть обратная связь. Те самые комментарии, которые позволяют нам понимать, где мы и куда движемся в системе координат нашего окружения.

Можно ли жить без обратной связи?

Очень теоретически да. Теоретически — прежде всего потому, что мы не живем в вакууме, а это значит, что имеет смысл ориентироваться на правила как собственные, так и окружения, которое для нас важно.

Ну и еще потому, что даже если вы не хотите получать обратную связь, но живете в обществе, — она вам будет прилетать. От бабушек на лавочке, от людей в общественном транспорте, от коллег на работе и т.п. И даже если вы совсем-совсем не хотите её давать другим — периодически она будет из вас так или иначе вырываться, как минимум в отдельных словах, фразах, тоне голоса, выражении лица.

https://www.youtube.com/watch?v=5hkPMdy0Uqw

Ну то есть практически без обратной связи не получается.

Именно поэтому очень важно уметь корректно донести до других своё видение их поведения.

Анна Гулимова

Что произойдет, если обратная связь будет некорректной?

  • Окружающие будут обижаться и прерывать контакты (стремиться избегать общения).
  • Окружающие будут стремиться «отомстить», подмечая ваши минусы и стараясь сказать о них побольнее.
  • Окружающие будут отстаивать себя, выходя на конфликт, скрытый или открытый.
  • Окружающие не будут даже пытаться подействовать по-другому.

А уж если вы руководитель, или человек, связанный с любым видом обучения, — обратная связь и вовсе должна быть одним из ваших основных навыков!

Итак, основные шаги обратной связи.

Шаг 0. Выберите нужный момент!

Очень банальная и очень часто нарушаемая история.

Чтобы человек был готов услышать и принять обратную связь, этому должна способствовать обстановка и состояние человека.

  • Он должен иметь достаточно времени, чтобы вас выслушать,
  • Он должен быть в (более или менее) стабильном эмоциональном состоянии,
  • У него должно быть адекватное физическое состояние (самочувствие),
  • Он должен вас хорошо видеть и/или слышать.

То есть не пытайтесь дать обратную связь (ОС) человеку, который тащит пианино из комнаты в комнату/бежит в туалет/пытается спать после рабочих суток и пр.

Ну вы поняли)) Накормите, напоите, в баньке попарьте, потом уже слово молвите.

В прямом смысле слова — пригласите человека в отдельное помещение (в переговорку, курилку, на балкон, в кухню), налейте ему чай или кофе, попросите убрать гаджеты, узнайте, сколько у него времени. А если знаете, что человек излишне импульсивный — поймайте его в хорошем настроении. Шаг 1 (ну или между 0 и 1). Уточните!

Чаще всего другие люди не собираются делать что-то плохо, и уж тем более делать плохо вам. Просто у них были другие вводные, другой взгляд, другой уровень компетенций и т.п.

Прежде чем оскорбиться и уйти в монастырь/в ЗАГС разводиться/первым выносить мусор, — спросите, что человек имел в виду/почему так сказал/откуда взял информацию и пр.

В этот момент постарайтесь быть максимально нейтральным. Не давите, уберите из голоса претензии и обиды, удержитесь от всевозможных «ну я так и знал», «а я говориииил» и пр. Этот пункт — именно про понимание причин действий человека. Тут только вопросы.

Для подчиненного это могут быть вопросы типа:

  • Откуда ты брал цифры? Как ты считал?
  • По какой причине ты решил выбрать этот вариант выполнения?
  • Как ты действовал? Что применял в процессе?
  • Сколько времени у тебя ушло на выполнение?
  • И т.п.

Для близкого человека (личной ситуации) вопросы типа:

  • Что ты имеешь в виду?
  • Расскажи подробнее, откуда у тебя именно такая информация?
  • Как сложилось такое мнение? Почему ты так думаешь?
  • Какие сейчас от меня нужны действия по этому поводу?

Иногда после этого пункта сразу пока заканчивать))) Потому что он показывает, что человек сам не знает, что ошибся или тем более задел вас своими действиями, что его источник информации ошибочен, или что у его действий есть вполне объективные причины, которые вы не учли. ⠀Шаг 2. Перечислите факты.

Самое главное в этом пункте — использовать именно факты, а не интерпретации!

Факты — то, что можно проверить. То, о чем не будут спорить разные люди. То, что зафиксировано в документах, что видно невооруженным взглядом, что можно пересчитать/перечитать/сверить по измерительным приборам и т.п.

Формулировать факты сложно. Обычно автоматически у нас вылетают интерпретации. Например, на тренингах и в эфирах я предлагаю перечислить факты обо мне, и это вызывает у взрослых и умных людей большие сложности. Мне говорят:

  • Вы красивая (это оценка!) — фактом будет например цвет волос (и то, его будет сложновато назвать единой формулировкой).
  • Вы высокая (интерпретация) — факт «рост 170 см» (данный факт сложно определить на глаз, но можно о нём спросить))).
  • Вы замужем (интерпретация, свидетельство о браке я не предъявляю) — факт «есть кольцо на безымянном пальце правой руки».
  • Вас зовут Анна (интерпретация, никто не смотрел в мой паспорт) — факт «на бейдже написано Анна».
  • И т.п.

Поэтому готовьтесь к обратной связи (особенно если её результаты для вас важны), ищите и перечисляйте именно факты. Лучше всего заранее выпишите их на листок и перепроверьте (или дайте перепроверить другому человеку).

Точно уберите из речи:

  • Оценки (ужасный отчет, ты насвинячил, посредственность) и тем более оскорбления (тупица, баран и пр.).
  • Генерализации (вечно ты; с тобой невозможно; ни разу не помню, чтобы…).
  • Обвинения (специально меня оскорбил/обидел, да ты не старался, ты забил на это).

Шаг 3 для личного пользования. Используйте Я-высказывания!

Это общеизвестное психологическое правило, которое, однако, не грех и повторить 🙂

Говорите о своих чувствах (мне неприятно, я разозлился, я чувствую давление и т.п.), а не о человеке (достал, из-за тебя, ты специально).⠀

Даже при одном и том же содержании, мы воспринимаем принципиально по-разному формулировку о чувствах человека и формулировку о нас самих, ставших причиной чего-то.

В случае озвучивания чувств (конечно, если человек для нас что-то значит, поэтому данный пункт и применяется в личной коммуникации) мы задумываемся о том, как сильно повлияли на другого человека и часто начинаем хотеть исправить ситуацию.

https://www.youtube.com/watch?v=IA2L8zfrfgM

В случае же высказываний про нас мы слышим только претензию, и начинаем эмоционально реагировать именно на неё.

Шаг 3 для делового применения. Озвучивайте последствия!

Если говорящий останавливается на назывании только фактов (действий), у слушающего часто возникает впечатление, что это личные придирки к нему говорящего.

Иногда подчинённые, выслушав речь руководителя про то, что они сделали не так, прямо спрашивают: Ну и что?

Или говорят: Ну и подумаешь, ничего ведь не случилось!

Именно поэтому крайне важно говорить о том, к чему привели действия человека. Желательно, чтобы это были весомые вещи — финансовые результаты (мы потеряли/приобрели; нам выписали штраф и т.п.), последствия для других отделов/клиентов и пр.

Иногда последствия не успели случиться, например, вы успели вовремя исправить ошибку сотрудника, но даже в этом случае озвучивайте последствия! Просто в данном случае они будут не реальными (случившимися), а потенциальными (гипотетическими, то есть теми, которые могли произойти).

Кроме последствий для бизнеса (отдела, коллег и пр.) также говорите и о личных последствиях!

Личным последствием может быть широкий спектр действий и ситуаций — от наложения штрафа до потери доверия руководителя (снижения личной репутации в глазах клиента).⠀Шаг последний (главный))). Попросите/предложите изменения.

Здорово конечно рассказывать человеку, что он сделал, как это на вас (или бизнес) повлияло и как космические корабли бороздят просторы Большого театра, но… это будет бессмысленно, если вы не попросите что-то изменить в поведении.

По сути, основная задача обратной связи — повлиять на изменения в поведении человека (сделать так, чтобы он продолжал делать то, что вас устраивает, и перестал делать то, что вас не устраивает).

И именно данный пункт отвечает данной цели.

В случае деловой коммуникации данный пункт может обретать форму приказа (если вы начальник и даёте обратную связь подчинённому), новой или уточнённой задачи, нового правила, дополнительного соглашения к договору и пр.

В случае же личной коммуникации основное, что вы можете сделать — попросить человека действовать по-другому. И быть готовым к тому, что просьба предполагает как согласие, так и отказ.

То есть далеко не факт, что одна обратная связь сразу приведёт к изменению поведения! Иногда таких разговоров потребуется несколько и даже много (впрочем, иногда это касается и делового взаимодействия). ⠀В общем, грамотная обратная связь — очень классный инструмент, который позволит вам выстраивать отношения и достигать результата.

📽️ Видео

Упражнение "на максималке": обратная связь, разборСкачать

Упражнение "на максималке": обратная связь, разбор

Лучший способ увеличить число нейронных связейСкачать

Лучший способ увеличить число нейронных связей

СОЛНЦЕ И ПЛАНЕТЫ. Упражнение на обратную связь в бригадах. Детская экспедиция 2017Скачать

СОЛНЦЕ И ПЛАНЕТЫ. Упражнение на обратную связь в бригадах. Детская экспедиция 2017

ОЩУЩЕНИЯ ПОСЛЕ УПРАЖНЕНИЙ ОТ ЗАИКАНИЯ | ОБРАТНАЯ СВЯЗЬСкачать

ОЩУЩЕНИЯ ПОСЛЕ УПРАЖНЕНИЙ ОТ ЗАИКАНИЯ | ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Упражнение "Отрицательная обратная связь"Скачать

Упражнение "Отрицательная обратная связь"

Как вырастить новые нейроны и как мозг сам себя лечит / #ТЕДсаммариСкачать

Как вырастить новые нейроны и как мозг сам себя лечит / #ТЕДсаммари

Волшебная таблетка от отеков! / 3 упражнения, которые НАВСЕГДА избавят от отековСкачать

Волшебная таблетка от отеков! / 3 упражнения, которые НАВСЕГДА избавят от отеков

Новый нейротренинг. Омоложение мозга. Улучшение памяти. Занятие 1.2Скачать

Новый нейротренинг. Омоложение  мозга. Улучшение памяти. Занятие 1.2

Обратная связь: как перестать обижаться и научиться давать грамотный фидбэкСкачать

Обратная связь: как перестать обижаться и научиться давать грамотный фидбэк

027. Как давать обратную связь – Никита ЕфимовСкачать

027. Как давать обратную связь – Никита Ефимов

обратная связь упражнение про мамуСкачать

обратная связь упражнение про маму

Биологическая обратная связь - метод лечения , БОС терапия. Советы родителям - Союз педиатров РоссииСкачать

Биологическая обратная связь - метод лечения , БОС терапия. Советы родителям - Союз педиатров России

Арестович: "Духовные упражнения" И.Лойолы, 2/2Скачать

Арестович: "Духовные упражнения" И.Лойолы, 2/2

ЧЁРНЫЙ И ЗОЛОТОЙ СТУЛ. КОСТЯ. Упражнение на обратную связь. Тренинги. Экспедиция «Мещера – 2015»Скачать

ЧЁРНЫЙ И ЗОЛОТОЙ СТУЛ. КОСТЯ. Упражнение на обратную связь. Тренинги. Экспедиция «Мещера – 2015»

Обратная связь, профориентация школьниковСкачать

Обратная связь, профориентация школьников

УПРАЖНЕНИЕ: обратная связьСкачать

УПРАЖНЕНИЕ: обратная связь
Поделиться или сохранить к себе: