Отцы и дети фото героев

Отцы и дети фото героев Ребенок
Актерский состав и роли фильма «Отцы и дети»

Отцы и дети фото героев

Отцы и дети — фильм, который повествует о вечной проблеме — конфликте представителей разных поколений. Экранизация романа И.С. Тургенева, датированная 1958 г., считается лучшей по мнению большинства зрителей и профессиональных критиков. Обзор материалов об исторической киноленте представлен в онлайн-кинотеатре Okko.

«Отцы и дети» — художественный фильм по роману И. С. Тургенева.

Содержание
  1. Сюжет советского фильма «Отцы и дети»
  2. Актеры и роли киноленты
  3. Виктор Авдюшко
  4. Николай Сергеев
  5. Екатерина Корчагина-Александровская
  6. Эдуард Марцевич
  7. Алексей Консовский
  8. Прочий актерский состав
  9. «Отцы и дети» — самый знаменитый роман Ивана Тургенева
  10. Исторический контекст романа «Отцы и дети»
  11. Этапы работы на романом
  12. Публикация романа «Отцы и дети»
  13. Николай Добролюбов и его роль в романе
  14. Краткое содержание романа «Отцы и дети»
  15. Тема романа
  16. «Отцы и дети» в культуре
  17. Образ Базарова в романе «Отцы и дети» описание внешности, характер, происхождение, воспитание
  18. Происхождение Евгения Васильевича
  19. Родители
  20. Внешний облик
  21. Внешность героя
  22. Философские взгляды Тургенева в произведении
  23. Нигилизм Базарова
  24. Взгляды на жизнь
  25. Отношение к родителям
  26. Отношение к аристократии
  27. Образ жизни и привычки
  28. Суть нигилизма Евгения Базарова
  29. Евгений Базаров
  30. История создания
  31. Биография
  32. Образ и экранизации
  33. Интересные факты
  34. Цитаты
  35. Базаров Евгений Васильевич
  36. Арина Власьевна Базарова
  37. Аркадий Николаевич Кирсанов
  38. Николай Петрович Кирсанов
  39. Павел Петрович Кирсанов
  40. Анна Сергеевна Одинцова
  41. Катя
  42. Кукшина Евдоксия (Авдотья) Никитишна
  43. Ситников («Отцы и дети»)
  44. 📺 Видео

Сюжет советского фильма «Отцы и дети»

События кинодрамы происходят весной и летом 1859 г., когда в России наступают времена «великих реформ». Общество делится на 2 лагеря: либерального дворянства и демократов-революционеров.

Главный герой — Евгений Базаров, студент-медик, увлекающийся естественными науками. Молодой человек не признает никаких авторитетов, он нигилист, проповедующий современные принципы и идеи.

Вместе с Аркадием Кирсановым, товарищем по студенческой жизни, Базаров приезжает в имение Кирсановых, где знакомится с отцом и дядей Аркадия. Евгений открыто говорит о своих взглядах, неприемлемых для старшего поколения. Конфликт с дядей, Павлом Петровичем, заканчивается дуэлью.

Во время посещения светских мероприятий молодые люди знакомятся с богатой вдовой — Анной Сергеевной Одинцовой — и влюбляются в нее. Главный герой начинает испытывать чувства, которые сам же высмеивал. Любовь к Анне Сергеевне провоцирует внутриличностный конфликт.

Евгений Базаров является главным героем фильма.

Для красавицы-вдовы чувства Базарова менее ценны, чем ее внутренний покой и комфортная жизнь. Не чувствуя взаимности, Евгений уезжает из имения Одинцовой и отправляется к старикам-родителям.

Аркадий обращает свое внимание на младшую сестру Анны Сергеевны, Екатерину. У них завязываются романтические отношения.

Родители Евгения несказанно рады возвращению сына, но жизнь в деревне тяготит его. Базаров занимается медицинской практикой и биологическими опытами. Он помогает отцу и лечит местных крестьян.

При вскрытии трупа больного, умершего от тифа, Евгений заражается смертельной инфекцией и спустя неделю уходит из жизни. Перед смертью он успевает попрощаться с Анной Сергеевной.

Родители остаются наедине с безутешным горем.

Актеры и роли киноленты

Актерский состав картины достаточно запоминающийся. В фильме снимались многие талантливые артисты.

Виктор Авдюшко

Талантливый актер с обаятельной, но несколько суровой внешностью прожил всего 50 лет. Все его роли сыграны с профессионализмом и самоотдачей. Кинообраз Базарова — убедительный и живой, не оставляющий зрителя равнодушным.

Виктор Авдюшко — советский актёр театра и кино.

В исполнении Виктора Авдюшко главный герой — человек мыслящий, деятельный, самоуверенный. Артист строит образ Евгения Базарова при помощи скупых, но выразительных средств: глаза отражают состояние души; крупные кисти рук — свидетельство трудолюбия; прямая фигура олицетворяет несгибаемость характера.

На протяжении фильма характер героя меняется (это основная сюжетная линия). Сначала Евгений Базаров — нигилист, с презрением относящийся к культуре, искусству и всему нематериальному миру. Любовь меняет его отношение к жизни.

Через маску рационального холода проявляются душевные качества.

Николай Сергеев

Известность актеру принесли возрастные роли, одна из которых — в фильме «Отцы и дети». Образ отставного военного доктора, который относится к сыну не только с любовью, но и уважением и даже почитанием, вызывает чувство щемящей жалости, заставляет сопереживать герою.

Николай Сергеев — народный артист РСФСР.

В фильмографии Николая Васильевича Сергеева более 70 киноролей, сыгранных талантливо и достоверно.

Екатерина Корчагина-Александровская

Екатерина Владимировна Александровская — театральная актриса. Роль Арины Власьевны — одна из немногих, сыгранных в кино. Образ проникнут душевностью, мягкостью и любовью. Особенно трогательны последние кадры фильма, где старики-родители, поддерживая друг друга, стоят у могилы сына.

https://www.youtube.com/watch?v=9fE_ddPUP-I

Екатерина Корчагина-Александровская — советская актриса театра.

Эдуард Марцевич

Для гениального артиста роль Аркадия Кирсанова была первой в кино. Молодой дворянин в исполнении Эдуарда Марцевича — человек чувственный, романтичный, уважающий семейные традиции.

Аркадий под влиянием Базарова пытается соответствовать новым веяниям и разделять убеждения нигилистов, однако в силу воспитания и мягкого характера остается сентиментальным молодым человеком, любящим отца и дядю.

Эдуард Марцевич — гениальный артист.

Алексей Консовский

Кирсанов-отец в исполнении Консовского — классический дворянин-помещик, привыкший к безбедной и спокойной жизни. Он пытается провести некоторые преобразования в хозяйстве, но безуспешно. Опасаясь сословных предрассудков, он никак не решается жениться на Фенечке, хотя у них подрастает ребенок.

Алексей Консовский — народный артист.

Среди актерских достижений Алексея Консовского — роль Прекрасного принца из всеми любимого советского фильма «Золушка».

Очаровательного, пылкого и грациозного юношу артист убедительно сыграл в 34-летнем возрасте.

Многие зрители оценили чудесный голос артиста — глубокий, бархатный, со множеством оттенков.

Прочий актерский состав

В исполнении следующих актеров второстепенные роли выглядят яркими и запоминающимися:

  • Бруно Фрейндлих (Павел Петрович Кирсанов — рафинированный дворянин и утонченный аристократ с четкими взглядами на жизнь общества);
  • Изольда Извицкая (Фенечка — милая и кроткая молодая женщина, но всегда готовая отчаянно защищать своего ребенка);
  • Алла Ларионова (Анна Сергеевна Одинцова — умная, холодная и надменная красавица с непростой жизненной историей);
  • Валентина Буланова (Екатерина — рассудительная и уверенная в себе барышня, что на первый взгляд незаметно);
  • Георгий Вицин (Ситников, познакомивший Базарова с Одинцовой);
  • Владимир Арсентьев (слуга Прокофьич — роль, которая не стала в фильме проходной).

Режиссеры кинодрамы — Адольф Бергункер и Наталия Рашевская — сняли фильм спустя 100 лет после событий, описанных в романе. При этом каждый кадр выглядит убедительно и достоверно, поэтому зритель полностью погружается в атмосферу того времени.

Видео:Отцы и дети краткое содержание и характеристика главных героевСкачать

Отцы и дети краткое содержание и характеристика главных героев

«Отцы и дети» — самый знаменитый роман Ивана Тургенева

Отцы и дети фото героев

«Отцы и дети» — роман И.С. Тургенева написан в 1860-1861 гг.. Первая публикация состоялась в 1862 году. 

Исторический контекст романа «Отцы и дети»

Иван Тургенев стал одним из первых писателей, которые в середине XIX века заметили и описали смену одного поколения российского общества другим. Написание и публикация романа пришлись на переломный для Российской империи момент: общественность разделилась на два лагеря, между которыми вспыхнула нешуточная борьба, и найти компромисс не представлялось возможным.

Автор ясно видел, что время «отцов» подходило к концу, однако старшее поколение не желало сдавать свои позиции, уступать место под солнцем молодежи, признавать, что наступает новая эпоха с новыми ценностями. Писателю удалось ярко и образно изобразить смену одной идеологии на другую.

Роман «Отцы и дети» проиллюстрировал процесс отживания дворянства, на смену которого пришли люди «нового времени».

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Этапы работы на романом

Первый замысел будущего произведения возник у Ивана Сергеевича в 1860 году, когда писатель находился в Англии. Тургенев полагал, что он напишет небольшую повесть, о романе от тогда не помышлял. Однако последующая работа над рукописью привела его к мысли, что только жанр романа может в полной мере отразить те глобальные мысли, которые автор хотел донести до читателей.

https://www.youtube.com/watch?v=hYTtIRD4VjM

Через несколько месяцев Иван Тургенев перебрался из Англии в Париж и там составил подробный план будущего произведения, прописав весь сюжет до мельчайших деталей. К весне 1861 года первая половина романа была завершена. 

Однако вскоре работа застопорилась, и писатель понял, что заграницей он не сможете завершить произведение, полностью посвященное России. В мае 1861 года он возвращается на родину и там, в течение пары месяцев заканчивает роман. 

Июль Тургенев посвятил чтению рукописи своим друзьям. Те давали писателю обратную связь, на основе которой Иван Сергеевич вносил правки. На эту работу ушло еще три месяца работы. 

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Публикация романа «Отцы и дети»

Первый раз «Отцы и дети» публиковались частями в журнале «Русский вестник». После чего Тургенев дописал памятное посвящение Виссариону Григорьевичу Белинскому и выпустил роман отдельным изданием в сентябре 1862 года. 

Николай Добролюбов и его роль в романе

Николай Александрович Добролюбов – поэт, публицист и литературный критик – сыграл значительную роль в создании «Отцов и детей». Добролюбов был на 18 лет моложе Тургенева и, фактически, в их фигурах и произошло столкновение двух поколений, двух противоположных взглядов на жизнь. 

Началось все с того, что Николай Александрович опубликовал в журнале «Современник», где тогда активно печатался и Иван Сергеевич, свою рецензию на роман Тургенева «Накануне».

Критика публициста шла в разрез с замыслом писателя, и раздосадованный Тургенев поставил редактору журнала ультиматум: либо Добролюбов, либо он.

Николай Некрасов, возглавлявший на тот момент издание, после долгих колебаний выбрал молодого литератора, считая, что за ним будущее. 

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Многие современники Тургенева считали, что Н. Добролюбов и стал прототипом Евгения Базарова в «Отцах и детях». Но сам автор отрицал это предположение. Иван Сергеевич оставил подробные воспоминания о человеке, с которого он списал своего главного героя.

Это был молодой врач, которого писатель встретил на железнодорожном вокзале в Англии. Писатель и доктор в ожидании поезда беседовали всю ночь, и идеи именно этого человека Иван Сергеевич вложил в уста своего книжного Евгения Базарова.

Кроме того, Тургенев подробно изучил труды нигилистов и дополнил образ своего центрального героя главными идеями представителей этого направления. 

Краткое содержание романа «Отцы и дети»

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Окончив университетское обучение домой к родителям возвращается Аркадий Кирсанов. Вместе с ним приезжает погостить у друга его товарищ по учебе Евгений Базаров. Отец Аркадия Николай Петрович столь рад видеть сына, что с распростертыми объятиями принимает и его друга.

Но вскоре выясняется, что резко нигилистические взгляды Базарова вызывают раздражение у брата хозяина дома Павла Петровича Кирсанова – блестящего аристократа и приверженца традиционных устоев. Евгений и старшие Кирсановы регулярно ведут ожесточенные споры на злободневные вопросы.

При этом обе стороны остаются глухи к доводам оппонентов, слыша в этих разговорах лишь себя. 

В поездке Базаров знакомится с молодой вдовой Анной Одинцовой. Мужчина, отрицавший любовь как таковую, ловит себя на сердечной привязанности к этой умной и красивой женщине.

Аркадий также испытывает симпатию к Анне Сергеевне, на почве влюбленности друзья отдаляются друг от друга.

Но вскоре Аркадий влюбляется в сестру Анны Одинцовой Катеньку, отрекается от своих нигилистических взглядов в пользу традиционной и понятной ему жизни и делает девушке предложение любви и сердца.

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Базаров же, успев сразиться на дуэли с Павлом Петровичем, возвращается к родителям и берет на себя обязанности сельского лекаря.

По неосторожности он заражается от больного тифом и понимает, что скоро покинет этот мир. Он отправляет к Анне Сергеевне просьбу о свидании, и та приезжает к нему.

Евгений понимает, что в душе он большой романтик и ранее отрицал любовь лишь потому, что никогда до той поры не встречался с этим чувством. 

После смерти Базарова и старший, и младший Кирсановы счастливо устраивают свою личную жизнь. А за могилой нигилиста ухаживают лишь его престарелые родители. 

Тема романа

Иван Тургенев раскрывает в своем романе глобальную и многогранную тему отцов и детей.

Причем подходит он к ней как со стороны известного конфликта между старшим и молодым поколением, так и со стороны приверженцев старых и новых взглядов на жизнь.

Таким образом название «Отцы и дети» можно расшифровать не только как семейный конфликт, но и как непонимание двух поколений, столкновение различных типов мировоззрения. 

Иллюстрация к роману «Отцы и дети» худ. Дубинский Д.А.

Базаров представляет собой представителя нового поколения, который мыслит прогрессивно, не желает слепо подчиняться традиционным устоям просто исходя из того, что «так положено». Он все подвергает сомнению, и если какая-то идея не выдерживает проверку на прочность, он ее смело и без сожаления отвергает. 

Основной посыл книги – заставить читателя задуматься, а какой тип мышления близок ему самому? Какую позицию выбирает каждый из нас: лениво и безропотно созерцать происходящее или активно бороться за новое будущее?

Постановка МХАТ «Отцы и дети»

В одном из писем Иван Сергеевич так объяснял замысел романа: «Я вывел семейство Кирсановых как представителей передового дворянства. Но даже в их лицах вы без труда прочтете вялость, лень и ограниченность. Так вот я и хочу сказать: если сливки так плохи, что же там с молоком?». 

«Отцы и дети» в культуре

Кинофильм «Отцы и дети» 2008 год. Реж. Авдотья Смирнова

На сюжет романа «Отцы и дети» было поставлено множество театральных постановок как в России, так и за рубежом.

В Советском Союзе и постсоветской России вышло пять одноименных художественных фильмов. Последний был представлен публике в 2008 году.

Режиссером картины выступила Авдотья Смирнова, главные роли исполнили Александр Устюгов, Александр Скотников и Наталья Рогожкина. 

новостью в Соцсетях:

Видео:Отцы и дети | Краткий пересказСкачать

Отцы и дети | Краткий пересказ

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» описание внешности, характер, происхождение, воспитание

Отцы и дети фото героев

Если вам надо написать сочинение про образ Базарова, то в этой статье вы найдете цитаты, характеристику этого персонажа и других.

Базаров — главный герой романа «Отцы и дети», который написал И. С. Тургенев.

Его образ стоит наряду с другими известными литературными персонажами такими, как Обломов, а также Евгений Онегин и другие.

В этой статье вы найдете характеристику и описание образа Базарова нигилиста с цитатами для сочинения.

Происхождение Евгения Васильевича

Тургенев выводит на первый план героя недворянского происхождения. Базаров – выходец из бедной крестьянской семьи, сын уездного лекаря. О своем происхождении он с торжеством говорит, что его дед был крестьянином и пахал землю.

https://www.youtube.com/watch?v=L3xlQDcgbtE

Он сознательно умалчивает о биографии деда по материнской линии, тем самым подчеркивая отсутствие преклонения перед дворянским сословием.

В своей жизни Базаров всего достиг упорным трудом, у своей семьи он никогда не просил взаймы.

Родители

Василий Иванович Базаров – бывший военный лекарь, простой и открытый человек. Находясь в отставке, он продолжает врачевать, не взимая за это никакой платы. О себе отец Базарова говорит прямо, что он сын обычного штаб-лекаря, подчеркивает недворянское происхождение (называет себя плебеем).

Арина Власьевна – потомственная дворянка, дочь секунд-майора Василия. Правда после замужества она располнела и совершенно позабыла прежнюю жизнь.

Базаров для своих родителей предмет гордости, они несколько даже побаиваются своего сына (мать страшится «как бы не надоесть»), своих высказываний при нем («а вдруг ему не понравится»), проявления своей родительской любви («он этого не любит»).

Евгений Васильевич – любимый и единственный сын. После смерти «Енюшеньки» (так звали Базарова родители) старики скорбно доживают свой век, навещая могилу сына.

Внешний облик

При первом же появлении героя автор рисует его подробный портрет. Но делает это каким-то только ему известным образом.

Уже через несколько страниц читатель вряд ли может передать детали, но у него остается впечатление отталкивающе-некрасивого, бесцветного и неправильного лица, которое оживало после придания ему подкупающего выражения. Так, спокойная улыбка добавляла ему ума и самоуверенности.

Описание Базарова в романе “Отцы и дети” представляет нам рослого человека около тридцати лет.

Возраст конкретно не оговаривается, но главный герой старше своего 23-летнего друга Аркадия Кирсанова и находится в одних годах с А. С. Одинцовой, которой, по роману, 28 лет.

У него широкий лоб и худое лицо с зеленоватыми глазами. А главной достопримечательностью были песочного цвета бакенбарды, по которым он часто проводил длинными пальцами.

Внешность Базарова в романе “Отцы и дети” полностью соответствовала его манерам. Он мало говорил, считая это делом неприличным, при этом нередко подтрунивал над окружающими. Нигилист, все подвергающий критике, Евгений Базаров обладал острым умом. Имел довольно развязные манеры, отрицал искусство, любовь и романтику, не восхищался природой. Для него она была только мастерской, а не храмом.

Внешность героя

Интересен портрет главного героя. Евгений Васильевич отнюдь не красавец: худое лицо, широкий лоб, кверху плоский, книзу заостренный нос, большие глаза, висячие бакенбарды. Красные руки Базарова характеризуют его как рабочего человека, которому свойственен тяжелый труд.

Описывая своего героя, Тургенев отмечает, что тот не был модно одет – носил длинный балахон с кистями. Внешний вид для героя не главное, это лишь оболочка, за которой прячется ум.

Стоит обратить внимание на речь и лексику героя. Базаров немногословен, он говорит кратко и по делу, подчеркивая свою решительность и уверенность. В своей речи он использует различные термины, что подтверждает его увлечения естественными науками. Лексика героя оценочна и народна: «тертый калач», «славный малый».

Философские взгляды Тургенева в произведении

А.И. Батюто показал, что в ряде мест произведения вкраплены, например, реминисценции из трудов Б. Паскаля (так, они активно использованы в предсмертном монологе Базарова). С некоторыми мыслями Паскаля Тургенев солидаризуется, некоторые активно оспаривает.

Любовь и смерть, жизнь и смерть, жизненное призвание человека — вот те глобальные проблемы, «вечные» темы искусства, которые поднимаются автором в его самом знаменитом романе.

Прямо или подспудно присутствуя в тексте «Отцов и детей», они придают им особый интонационно-смысловой разворот и в значительной мере обусловливают высокую художественную значимость, саму литературно-читательскую «долговечность» этого тургеневского произведения.

Давно утратив свою злободневность, так привлекавшую современников, «Отцы и дети» сохранили, однако, помимо названных глобальных «вневременных» проблем еще и яркую экстравагантность образа главного героя, фраппирующего здесь и эпатирующего окружающих именно так, как во все времена часто старается вести себя молодежь, желающая выглядеть оригинально и необычно.

https://www.youtube.com/watch?v=hDOdUOqcKxg

Молодой врач Базаров справедливо полагает, что причины телесных болезней как медик знает лишь «приблизительно», однако думает, будто точно знает причины общественных «болезней» и способы их лечения — хотя тут он отнюдь не специалист.

Нигилизм Базарова

Нигилист – человек, отрицающий приоритеты. Базарову приятно отрицать, ему несвойственен демократизм суждений.

Базаров – эмпирик, он признает только то, что можно засвидетельствовать с помощью органов чувств. Все чувства он рассматривает с позиции бытового применения: любовь, поэзия, искусство – все это не имеет ценности, если оно не пригодно в использовании.

Взгляды на жизнь

Отношение к жизни складывается из отношений к окружающим, к труду, к самому себе.

Отношение к родителям

Мать для Базарова всего лишь домохозяйка. Он иронично относится к ее наивной простоте, набожности. Она не может быть достойным собеседником для него. Он даже не знает, о чем можно поговорить с тем, кто за свою жизнь прочел лишь одну книгу, и то не ученый труд, а какой-то сентиментальный роман.

Отца Базаров упрекает в том, что тот придерживается традиционных способов врачевания, уповая на Божью помощь.

Несмотря на расхождение в мировоззрении, Базаров любит своих родителей, но, в отличие от них, не говорит об этом открыто, скрывая свои эмоции под маской нигилистических убеждений.

Его чувства раскрываются в период болезни. Одинцовой он открыто говорит, как любит своих старичков, что таких светлых, как они, больше нигде не найдешь.

Отношение к аристократии

Для Евгения Васильевича аристократия – бесполезный слой общества. Герой не разделяет вдохновленного отношения Павла Петровича Кирсанова к дворянству (спор за обеденным столом, ироничное поведение в гостях).

По мнению Базарова, дворяне не приносят пользы государству, а лишь кичатся регалиями своих предков. Основным занятием аристократов Базаров называет безделье и пустословие.

Образ жизни и привычки

Базаров ведет активный образ жизни. Он рано просыпается и в большинстве случаев поздно ложится. Основную массу времени он проводит за опытами над лягушками – такие исследования позволят сделаться более компетентным в качестве врача: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился».

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Павла Петровича Кирсанова в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

Не сторонится Евгений и общества. Он охотно наносит визиты разным людям. Ведет там он себя в зависимости он ситуации.

В обществе аристократов (если это не ужин в узком кругу) он, в основном, сдержан и редко вмешивается в ход беседы.

В общении с дворянами «низшего ранга» или с людьми сродными с ним по социальному статусу Евгений ведет себя активно и часто вольготно. Порой его вольности настолько вызывающие, что кажутся неприличными.

Евгений любит сытно и вкусно поесть. Не лишает себя удовольствия выпить вина, в основном в больших количествах.

Суть нигилизма Евгения Базарова

Позиция Базарова в обществе необычна и противоречива. Он приверженец нигилизма – философского течения 60-х годов XIX века, распространенного на территории России.

В своей основе это течение содержало крайне негативное отношение ко всем проявлениям буржуазно-дворянских традиций и принципов.

Суть своей философии Базаров объясняет так: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Видео:"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разборСкачать

"Отцы и дети" / Полное краткое содержание и разбор

Евгений Базаров

Отцы и дети фото героев

Главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Нигилист, молодой разночинец, студент, будущая профессия которого — врач.

Нигилизмом называют философское движение, представители которого ставили под сомнение принятые в обществе ценности.

Во второй половине XIX века в России так называли молодых людей с атеистическими и материалистическими взглядами, которые хотели перемен в сложившемся государственном строе и общественном порядке и негативно относились к религии.

Образ Евгения Базарова

Этот термин встречался в критической литературе и до Тургенева, но после выхода «Отцов и детей» разошелся и стал использоваться в повседневной речи.

Слово «нигилист» превратилось в характеристику молодых мужчин и женщин, чьим составным образом в литературе стал Евгений Базаров.

Герой остается и в сознании нынешнего человека воплощением нигилизма как отрицания старого, включая «старые» представления о любви и человеческих отношениях.

История создания

Идея «Отцов и детей» начала формироваться у Тургенева в 1860 году, когда тот пребывал в Англии на острове Уайт. Прообразом Евгения Базарова стал молодой врач из провинции, случайный попутчик Тургенева, с которым писатель ехал в поезде.

Поездка оказалась сложной — колею занесло снегом, поезд на сутки остановился на какой-то крошечной станции. Тургеневу удалось плотно пообщаться с новым знакомым, они проговорили ночь, и писатель оказался сильно заинтересован собеседником. Случайный знакомый писателя оказался нигилистом.

Взгляды этого человека и даже его профессия легли в основу образа Базарова.

https://www.youtube.com/watch?v=H-EQFsmXHXo

Иван Тургенев

Сам роман был создан быстро, в сравнении с тем, с какой скоростью Тургенев работал над другими произведениями. От идеи до первой публикации прошло меньше двух лет. План книги писатель составил в Париже, куда приехал осенью 1860 года.

Там же Тургенев начал работать над текстом. Автор планировал закончить работу к весне того же года, чтобы привезти в Россию готовый к публикации текст, но творческий процесс застопорился.

Зима ушла на то, чтобы написать первые главы, а к весне 1861-го роман был закончен только наполовину. Тургенев писал в письме:

«В Париже не работается, и вся штука застряла на половине».

Автор заканчивает работу летом 1861 года, уже на родине, в селе Спасское. К сентябрю внесены правки, и Тургенев возвращается с романом в Париж, чтобы там прочитать текст друзьям, кое-что исправить и дополнить. Весной 1982 года «Отцы и дети» впервые публикуются в журнале «Русский вестник», а осенью выходят отдельной книгой.

Евгений Базаров

В этой окончательной версии образ Базарова делается менее отталкивающим, автор избавляет героя от некоторых неприглядных черт, и на этом эволюция персонажа заканчивается. Сам Тургенев так описывал Базарова в списке действующих лиц, когда составлял предварительный портрет героя:

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает… Знает довольно много — энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект — антипод Рудина — ибо без всякого энтузиазма и веры… Независимая душа и гордец первой руки».

Биография

Время действия романа «Отцы и дети» — годы непосредственно перед отменой крепостного права (которая состоялась в 1861 году), когда передовые идеи уже начинали проявляться в обществе, в особенности среди молодежи. Евгений Базаров имеет наполовину дворянское происхождение.

Его отец, небогатый армейский хирург в отставке, провел жизнь в сельской среде, управляя имением жены-дворянки. Образован, но современные прогрессивные идеи обошли его стороной.

Родители Евгения — люди консервативных взглядов, религиозны, однако сына любят и постарались дать тому наилучшее воспитание и образование.

Евгений Базаров

Евгений, как и отец, выбрал карьеру врача и поступил в университет, где сдружился с Аркадием Кирсановым. Базаров «наставляет» приятеля в нигилизме, заражая того собственными взглядами.

Вместе с Аркадием главный герой приезжает в имение Кирсановых, где знакомится с отцом приятеля Николаем и старшим братом отца Павлом Петровичем.

Противоположные взгляды на жизнь и черты характера обоих героев при столкновении приводят к конфликту.

Евгений Базаров в гостях у Кирсановых

Павел Кирсанов — гордый аристократ, приверженец либеральных идей, офицер в отставке. За плечами у героя трагическая любовь, которая приключилась с ним в годы юности.

В Фенечке, дочери экономки и любовнице своего брата Николая, он видит некую княгиню Р., бывшую возлюбленную. Неприятная ситуация с Фенечкой становится поводом для дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым.

Последний, оставшись с Фенечкой один на один, целует девушку, чему Павел Кирсанов оказывается возмущенным свидетелем.

Павел Кирсанов и Николай Кирсанов

Евгений Базаров придерживается революционных и демократических взглядов, окружение либералов-Кирсановых герою идейно чуждо.

С Павлом Петровичем герой постоянно спорит об искусстве, природе, человеческих отношениях, дворянстве, — персонажи ни в чем не находят общего языка.

Когда Базаров влюбляется в Анну Одинцову, богатую вдову, ему приходится пересмотреть некоторые взгляды на природу человеческих чувств.

Но взаимопонимания Евгений не находит. Анна считает, что безмятежное спокойствие — главное в жизни. Волнения не нужны героине, Анна относится к Базарову с некоторой симпатией, но на признание не отвечает, чтобы не тревожиться.

https://www.youtube.com/watch?v=-xgoqhnLSr0

Анна Одинцова

Побывав в имении Одинцовой, Базаров вместе с Аркадием на три дня едет к родителям, а оттуда назад в имение Кирсановых. Как раз в это время происходит сцена заигрывания с Фенечкой, после которой Павел Петрович и Базаров стреляются на дуэли.

После этих событий герой решает посвятить жизнь медицинской практике. Отношение к труду у Евгения было таково, что сидеть без дела он не мог. Только труд оправдывал существование. Базаров возвращается в имение матери, где принимается лечить каждого, кому необходима медицинская помощь.

Аркадий Кирсанов

Проводя аутопсию человека, умершего из-за тифа, герой нечаянно ранит себя и через некоторое время умирает из-за заражения крови. После смерти героя над тем, будто в насмешку над взглядами Базарова, проводят религиозный обряд — штрих, завершающий трагическую судьбу героя.

Внешность героя Тургенев описывает следующим образом: у Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, нос заострен книзу, глаза большие, зеленоватого оттенка, висячие бакенбарды песочного цвета.

Внешность Евгения Базарова

Смысл жизни герой видит в том, чтобы расчистить место в обществе для ростков нового, однако скатывается в полное отрицание культурного и исторического прошлого человечества, заявляя, что искусство Рафаэля не стоит ломаного гроша, а обществу нужны исключительно мясники и сапожники.

Образ и экранизации

В российском кино Евгений Базаров появлялся трижды. Все три экранизации носят одно и то же название — «Отцы и дети», как и сам роман. Первая лента снята в 1958 году киностудией «Ленфильм». В роли Базарова выступил советский актер Виктор Авдюшко. Следующая экранизация вышла в 1984 году. Базаров в исполнении Владимира Богина выглядит очень самоуверенным молодым человеком.

Виктор Авдюшко в роли Евгения Базарова

Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером Авдотьей Смирновой, которая стала также одним из авторов сценария.

В роли Базарова выступил Александр Устюгов. С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья.

Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.

Интересные факты

  • Некоторые выразительные моменты сценаристы добавили в фильм «от себя», у Тургенева этого не было. Знаменитая сцена, где Базаров признается Анне в любви, происходит среди стекла и хрусталя, которыми наполнена комната. Эти декорации призваны подчеркнуть хрупкость и красоту дворянского мира, в который вторгается Базаров, как «слон в посудной лавке», и хрупкость отношений героев.
  • В сценарий также ввели сцену, в которой Анна дарит Базарову кольцо. В тексте этот момент отсутствует, но он был введен, чтобы подчеркнуть внутреннее сходство Базарова с Павлом Петровичем (возлюбленная последнего когда-то сделала для него то же самое).
  • Режиссер Авдотья Смирнова изначально собиралась отдать роль Павла Кирсанова собственному отцу, актеру и режиссеру Андрею Смирнову.

Владимир Богин в роли Евгения Базарова

  • Сцены в имениях снимались в настоящих «тургеневских» местах. Для съемок поместья Кирсанова съемочной группе разрешили использовать флигель в имении Тургенева «Спасское-Лутовиново». Само имение — музей, где хранится множество подлинников, поэтому там снимать не разрешают. Во флигеле же планировалась реставрация. В другой тургеневской усадьбе — Овстюг, что под Брянском, — снимали имение Анны Одинцовой. А вот дом родителей Евгения Базарова пришлось строить специально для съемок. С этой целью по деревням искали старые строения.
  • Десятимесячное чадо одной из сотрудниц музея в имении Тургенева сыграло роль маленького сына Фенечки. В Брянске к съемкам привлекли местных работников театра, те исполняли роли слуг.

Александр Устюгов в роли Евгения Базарова

  • Чтобы создать одни только наряды для дам, художнику по костюмам Оксане Ярмольник пришлось потратить 5 месяцев. Костюмы, однако, не аутентичны, а намеренно приближены к современной моде, чтобы зрителю легче было проникнуться симпатией к героям и вникнуть в перипетии их жизней. Полностью реконструированные костюмы делали фильм похожим на историческую пьесу и отдаляли зрителя от происходящего на экране, поэтому решено было аутентичностью пожертвовать.
  • Сцены, происходящие якобы на городских улицах, на самом деле сняты на натурных площадках «Мосфильма».
  • Посуду и обои, которые зритель видит в кадре, создавали специально для съемок, чтобы те соответствовали духу времени.

Цитаты

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».«Воспитание? — подхватил Базаров. — Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например…

А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

Лу Рид

Музыкант, певец

В романе «Отцы и дети» действующие лица весьма разнообразны и по-своему интересны. В этой статье представлена краткая характеристика каждого из них. До сих пор не теряет актуальности роман «Отцы и дети». Действующие лица этого произведения, а также проблемы, затрагиваемые автором, интересны в любой исторический период.

Базаров Евгений Васильевич

Главным героем романа является Базаров Евгений Васильевич. Читателю сначала известно о нем не много. Мы знаем, что это студент-медик, который приехал на каникулы в деревню. Рассказ о времени, проведенном им вне стен учебного заведения, и составляет сюжет произведения.

Сначала студент гостит в семье Аркадия Кирсанова, своего друга, после чего отправляется вместе с ним в губернский город. Здесь Евгений Базаров заводит знакомство с Одинцовой Анной Сергеевной, некоторое время живет у нее в усадьбе, однако после неудачного объяснения вынужден уехать.

Далее герой оказывается в родительском доме. Он живет здесь недолго, так как тоска заставляет его повторить только что описанный маршрут. Выясняется, что нигде не может быть счастлив Евгений из романа «Отцы и дети». Действующие лица произведения чужды ему.

Герой не может найти себе места в российской действительности. Он возвращается домой. Где и погибает герой романа «Отцы и дети».

Действующие лица, описание которых мы составляем, любопытны с точки зрения преломления эпохи в их характерах. В Евгении, пожалуй, наиболее интересен его «нигилизм». Для него это целая философия.

Этот герой — выразитель настроений и идей революционной молодежи. Базаров отрицает все, не признает никаких авторитетов.

Ему чужды такие стороны жизни, как любовь, красота природы, музыка, поэзия, семейные связи, философское мышление, альтруистические чувства. Герой не признает обязанность, право, долг.

https://www.youtube.com/watch?v=REiakkTRtOI

Евгений легко побеждает в спорах с Кирсановым Павлом Петровичем, умеренным либералом. На стороне этого героя не только молодость и новизна позиции. Автор видит, что «нигилизм» связан с народным недовольством и общественным неустройством.

В нем выражается дух времени. Герой переживает тоску одиночества, трагическую любовь. Обнаруживается, что он зависим от законов обычной человеческой жизни, причастен к человеческим страданиям, заботам и интересам, как и другие действующие лица.

«Отцы и дети» Тургенева — роман, в котором сталкиваются различные мировоззрения. С этой точки зрения интересен и отец Евгения. Предлагаем вам познакомиться с ним поближе.

Этот герой — представитель патриархального мира, который уходит в прошлое. Тургенев, напоминая нам о нем, заставляет читателей почувствовать драматизм движения истории. Василий Иванович – штаб-лекарь в отставке. По происхождению он разночинец.

Свою жизнь этот герой строит в духе просветительских идеалов. Василий Базаров живет бескорыстно и независимо. Он трудится, интересуется общественным и научным прогрессом. Однако между ним и следующим поколением лежит непреодолимая пропасть, что вносит глубокую драму в его жизнь.

Отцовская любовь не находит отклика, превращается в источник страданий.

Арина Власьевна Базарова

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения. Автор отмечает, что это «настоящая русская дворяночка» ушедшего времени. Ее жизнь и сознание подчинены заданным традицией нормам.

Такой человеческий тип обладает своим обаянием, однако эпоха, которой он принадлежит, уже миновала. Автор показывает, что такие люди не доживут спокойно свой век.

В душевную жизнь героини входит страдание, страх и тревога из-за отношений с сыном.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Аркадий Николаевич – это приятель Евгения, его ученик в романе «Отцы и дети». Главные действующие лица произведения во многом контрастны. Так, в отличие от Базарова, влияние эпохи в позиции Аркадия совмещается с влиянием обычных свойств юного возраста. Достаточно поверхностно его увлечение новым учением.

Кирсанова привлекают в «нигилизме» его возможности, ценные для человека, только что вступающего в жизнь, — независимость от авторитетов и традиций, ощущение свободы, право на дерзость и самоуверенность.

Однако у Аркадия есть и качества, далекие от «нигилистических» принципов: он бесхитростно прост, добродушен, привязан к традиционному быту.

Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович в романе Тургенева является отцом Аркадия. Это уже немолодой человек, который пережил множество несчастий, но они его не сломили. У героя есть романтические наклонности и вкусы.

Он трудится, старается преобразовать свое хозяйство в духе времени, ищет любви и духовной опоры. Автор с очевидной симпатией обрисовывает характер этого героя. Он слабый, но чуткий, добрый, благородный и деликатный человек.

В отношении к молодежи Николай Петрович доброжелателен и лоялен.

Павел Петрович Кирсанов

Павел Петрович – это дядя Аркадия, англоман, аристократ, умеренный либерал. В романе он является антагонистом Евгения. Автор наделил этого героя эффектной биографией: светские успехи и блестящая карьера были прерваны трагической любовью. С Павлом Петровичем после этого произошла подмена.

Он отказывается от надежд на личное счастье, а также не хочет осуществлять гражданский и нравственный долг. Павел Петрович перебирается в деревню, где живут и другие действующие лица в произведении «Отцы и дети». Он намеревается помочь своему брату в преобразованиях хозяйства. Герой выступает за либеральные правительственные реформы.

Вступая в спор с Базаровым, он защищает программу, которая основана на по-своему благородных и высоких представлениях. «Западнические» идеи прав личности, чести, самоуважения, достоинства сочетаются в ней со «славянофильской» идеей о роли патриархальной семьи и земледельческой общины. Тургенев считает, что представления Павла Петровича далеки от реальности.

Это несчастный и одинокий человек с несостоявшейся судьбой и несбывшимися стремлениями.

https://www.youtube.com/watch?v=LuzlnSDQh1M

Не менее интересны и другие действующие лица, одним из которых является Одинцова Анна Сергеевна. О ней, безусловно, стоит подробно рассказать.

Анна Сергеевна Одинцова

Это аристократка, красавица, в которую влюблен Базаров. В ней заметны черты, присущие новому поколению дворян, – свобода суждений, отсутствие сословной спеси, демократизм. Базарову, однако, все в ней чуждо, даже черты, которые свойственны и ему самому. Одинцова независима, горда, умна, но совершенно иначе, чем главный герой.

Однако эта целомудренная, гордая, холодная аристократка нужна Евгению такой, какая есть. Ее спокойствие притягивает и волнует его. Базаров понимает, что за ним стоит неспособность к увлечениям, эгоизм, равнодушие. Однако в этом он находит своеобразное совершенство и поддается его обаянию. Эта любовь становится для Евгения трагичной. Одинцова же легко справляется со своими чувствами.

Она выходит замуж «по убеждению», а не по любви.

Катя

Катя – это младшая сестра Одинцовой Анны Сергеевны. Сначала она кажется просто застенчивой и милой барышней. Однако постепенно в ней проявляется душевная сила и самостоятельность. Девушка освобождается от власти своей сестры. Она помогает Аркадию свергнуть власть над ним Базарова. Катя в романе Тургенева воплощает красоту и правду обыкновенности.

Кукшина Евдоксия (Авдотья) Никитишна

Действующие лица в романе «Отцы и дети» включают в себя двух псевдонигилистов, образы которых пародийны. Это Евдоксия Кукшина и Ситников. Кукшина — эмансипированная женщина, которая отличается крайним радикализмом.

В частности, она интересуется естественными науками и «женским вопросом», презирает за «отсталость» даже Жорж Санд. Эта женщина вульгарна, развязна, откровенно глупа. Однако в ней иногда проглядывает и что-то человеческое.

«Нигилизм», возможно, скрывает чувство ущемленности, исток которого – женская неполноценность этой героини (она брошена мужем, не привлекает внимания мужчин, некрасива).

Ситников («Отцы и дети»)

Сколько действующих лиц вы уже насчитали? Мы рассказали о девяти героях. Следует представить еще одного. Ситников – это псевдонигилист, который считает себя «учеником» Базарова.

Он стремится демонстрировать свойственную Евгению резкость суждений и свободу поступков. Однако это сходство оказывается пародийным. «Нигилизм» понят Ситниковым как способ преодоления комплексов.

Этот герой стыдится, к примеру, отца-откупщика, разбогатевшего за счет спаивания народа. Вместе с тем, Ситникова тяготит и его собственная незначительность.

Таковы основные действующие лица. «Отцы и дети» — роман, в котором создана целая галерея ярких и интересных образов. Безусловно, его стоит прочесть в оригинале.

📺 Видео

Иван Сергеевич Тургенев. Отцы и дети. аудиокнига.Скачать

Иван Сергеевич Тургенев.  Отцы и дети. аудиокнига.

И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.Скачать

И. С. Тургенев. ОТЦЫ И ДЕТИ (анимация). Краткий пересказ.

Тургенев. Отцы и дети (1983)Скачать

Тургенев. Отцы и дети (1983)

Отцы и дети. Часть 1. Художественный фильм @SMOTRIM_KULTURAСкачать

Отцы и дети. Часть 1. Художественный фильм @SMOTRIM_KULTURA

Смерть Базарова. Почему Базаров так странно умирает?Скачать

Смерть Базарова. Почему Базаров так странно умирает?

Любовь в жизни героев в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Любовь в жизни героев в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

БАЗАРОВ — характеристика образа главного героя романа Тургенева «Отцы и дети»Скачать

БАЗАРОВ — характеристика образа главного героя романа Тургенева «Отцы и дети»

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

Смысл названия романа «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Смысл названия романа «Отцы и дети» И. Тургенева

Отцы и дети. Иван ТургеневСкачать

Отцы и дети. Иван Тургенев

"ОТЦЫ И ДЕТИ" Краткий пересказ. Герои. Смысл. Тургенев И.С.Скачать

"ОТЦЫ И ДЕТИ" Краткий пересказ. Герои. Смысл. Тургенев И.С.

И.С. Тургенев «Отцы и дети» | Литература ЕГЭ | УмскулСкачать

И.С. Тургенев «Отцы и дети» | Литература ЕГЭ | Умскул

Краткое содержание - Отцы и детиСкачать

Краткое содержание - Отцы и дети

Испытание любовью героев романаСкачать

Испытание любовью героев романа

Литература 10 класс (Урок№11 - «Отцы» и «дети» в романе.)Скачать

Литература 10 класс (Урок№11 - «Отцы» и «дети» в романе.)

Конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Конфликт двух поколений в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

Характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети» И. ТургеневаСкачать

Характеристика Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети» И. Тургенева
Поделиться или сохранить к себе: